город Омск |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А81-11213/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15170/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.11.2022 по делу N А81-11213/2022 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 7202128616, ОГРН: 1047200624789) к генеральному директору общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" Ткаченко Артёму Николаевичу, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН: 1068901005854, ИНН: 8901017727, адрес: 629001, город Салехард, улица Губкина, 3), о привлечении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" Ткаченко Артёма Николаевича к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" Ткаченко Артёма Николаевича (далее - заинтересованное лицо, директор ООО "Инновационные технологии" Ткачеко А.Н.) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 09.09.2022 N 03/4-534/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.11.2022 по делу N А81-11213/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что судом первой инстанции некорректно исчислен срок давности привлечения к административной ответственности, в рассматриваемом случае соответствующий срок истал 15.11.2022 - в день судебного заседания.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Инновационные технологии", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке отходов IV класса опасности от 19.07.2022 N Л020-00113-89/00103090. Адреса мест осуществления лицензируемых видов деятельности:
- Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-ий километр автодороги г. Тарко-Сале-Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов (в части обработки отходов IV класса);
- Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Промышленная, д. 19, каб 7-7А (в части сбора и транспортирования отходов IV класса);
- Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, на территории земельного участка 89:10:010111:18 (в части сбора и обработки отходов IV класса).
Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 13.07.2022 N 382-рш, согласованного с прокуратурой ЯНАО (решение о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 15.07.2022), проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Инновационные технологии" по фактам, изложенным в обращениях граждан, а также по информации, размещенной в средствах массовой информации о возгорании на полигоне ТКО в г. Надыме.
По результатам проверки установлено, что ООО "Инновационные технологии" осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно осуществляет сбор и размещение отходов IV класса опасности по фактическому адресу - Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-ий километр автодороги г. Тарко-Сале-Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов; Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19, санкционированная свалка в г. Надым в отсутствии указанных лицензируемых видов деятельности в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 19.07.2022 N Л020-00113-89/00103090.
Усмотрев в действиях директора общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Управления в отношении директора ООО "Инновационные технологии" Ткачеко А.Н. составлен административный протокол от 09.09.2022 N 03/4-534/2022 по указанной статье КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ и частью 2 статьи 202 АПК РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении директора общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
16.11.2022 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Суд первой инстанции, отказывая в привлечении директора ООО "Инновационные технологии" Ткачеко А.Н. к административной ответственности, счел, что на дату рассмотрения настоящего дела в суде истек срок давности привлечения директора к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Управление настаивает на том, что судом первой инстанции некорректно исчислен срок давности привлечения к административной ответственности, считая, что в рассматриваемом случае соответствующий срок истек 15.11.2022.
Статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрены общие (два месяца, три месяца) и специальные (более продолжительные) сроки давности привлечения к административной ответственности, что обусловлено дифференцированным подходом к обеспечению неотвратимости ответственности, продиктованным существенными различиями тех или иных административных правонарушений. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П, срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ составляет три месяца.
Частями 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ установлено, что сроки, предусмотренные названным Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
При этом в силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями названного Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
В частности, статьей 4.5 КоАП РФ установлен специальный порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности - со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения).
Как следует из протокола об административном правонарушении от 09.09.3022 и установлено судом первой инстанции, вменяемое нарушение было совершено обществом, руководство которым осуществляет генеральный директор Ткаченко А.Н., 15.08.2022.
Следовательно, течение трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 15.08.2022 - со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 14.11.2022 - в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению этого срока.
Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.05.2022 N 19-П, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 1487/14, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2017 N 305-АД16-16921
Апелляционный суд учитывает, что согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении установленного в данной статье срока давности со дня совершения административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.11.2022 по делу N А81-11213/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11213/2022
Истец: Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО Генеральный директор "Инновационные технологии" Ткаченко Артём Николаевич
Третье лицо: Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммульного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа