г. Саратов |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А12-13216/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 13.02.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 15.02.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Астраханской области апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аудиторско - консалтинговое партнерство "Бизнес решения"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2022 года по делу N А12-13216/2022 (судья Двоянова Т.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консалтинговое партнерство "Бизнес решения" (414056, г. Астрахань, ул. Московская, д. 76, пом. 08, ОГРН 1113016002483, ИНН 3016066299)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (400011, г. Волгоград, ул. 5-я Гидростроитель Тракторозаводский ТЕ, д. 2, ОГРН: 1043400495500, ИНН: 3446858585)
заинтересованные лица: Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области (414014, г. Астрахань, пр-т Губернатора Анатолия Гужвина, д. 10, ОГРН: 1043000717825, ИНН: 3015067282), Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, пр-т им. В.И. Ленина, д. 90, ОГРН: 1043400221127, ИНН: 3442075551),
об оспаривании ненормативного правового акта;
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Аудиторско - консалтинговое партнерство "Бизнес решения" - Мордасов Д.А., представитель по доверенности от 22.07.2022 года (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области - Комарова А.О., представитель по доверенности от 09.01.2023 года N 26 (срок доверенности 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование; Леднев В.Г., представитель по доверенности от 09.01.2023 года N 14 (срок доверенности 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консалтинговое партнерство "Бизнес решения" (далее - заявитель, общество, ООО "АКП "Бизнес решения") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - МРИ ФНС России N 10 по Волгоградской области, Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 24.02.2022 N 584 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консалтинговое партнерство "Бизнес решения" не согласилось с принятым по делу судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Признать недействительным решение от 24.02.2022 N 584 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.11.2022, 17.01.2023, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консалтинговое партнерство "Бизнес решения" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.07.2011 по адресу: г. Астрахань, ул. Московская, д. 76, пом. 08 и состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ранее в Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области - код налогового органа 3019). У общества имеется обособленное подразделение в г. Волгограде, в связи с чем, по месту нахождения данного подразделения Общество состоит на учёте в Межрайонной ИНФС России N 10 по Волгоградской области (код налогового органа 3460).
Налоговым агентом 18.10.2021 в Межрайонную ИНФС России N 10 по Волгоградской области (по месту учета обособленного подразделения) представлен расчёт сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев 2021 года, в котором отражено начисление по сроку перечисления налога 02.08.2021 на сумму 7 396 руб.
Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка представленного расчёта. В ходе проверки налоговым органом установлено, что обществом нарушены сроки уплаты налога в бюджет. По сроку уплаты 02.08.2021 сумма налога исчисленная, удержанная и не перечисленная налоговым агентом (не перечисленная в срок) в бюджет составляет 7 396 руб. Выявленные нарушения отражены в акте налоговой проверки от 20.01.2022 N 159 (опубликован в КАД 23.05.2022).
По результатам камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.02.2022 N 584 по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 479,20 руб. (опубликовано в КАД 23.05.2022).
Решением УФНС России по Волгоградской области от 21.04.2022 N 572 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (опубликовано в КАД 23.05.2022).
Не согласившись с решением от 24.02.2022 N 584, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерном привлечении ООО "АКП "Бизнес решения" к налоговой ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В силу пункта 1 статьи 226 НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (пункт 3 статьи 226 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
В пункте 7 статьи 226 НК РФ установлено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.
Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.
В силу пункта 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "АКП "Бизнес решения" 18.10.2021 в Межрайонную ИФНС России N 1 по Астраханской области (по месту учета юридического лица) представлен расчёт по форме 6-НДФЛ за период 9 месяцев 2021 года, в котором отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по состоянию на 02.08.2021 - 5 730 руб.
Также, ООО "АКП "Бизнес решения" 18.10.2021 в Межрайонную ИФНС России N 10 по Волгоградской области (по месту учета обособленного подразделения) представлен расчёт по форме 6-НДФЛ за период 9 месяцев 2021 года, в котором отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по состоянию на 02.08.2021 - 7 396 руб.
Таким образом, общество по сроку перечисления налога 02.08.2021 должно было перечислить НДФЛ в сумме 13 126 руб., в том числе:
- в Межрайонную ИФНС России N 1 по Астраханской области (код налогового органа 3019) в сумме 5 730 руб., ОКТМО 12701000;
- в Межрайонную ИФНС России N 10 по Волгоградской области (код налогового органа 3460) в сумме 7 396 руб., ОКТМО 18701000.
Налоговым агентом произведено перечисление НДФЛ платежным поручением N 115 от 05.07.2021 в размере 49 311 руб., платежным поручением N 125 от 08.07.2021 в размере 2 274 руб., платёжным поручением N 128 от 22.07.2021 в размере 10 315 руб. При этом, в данных платежных поручениях в качестве получателя платежа указано УФК по Астраханской области (Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области) ОКТМО 12701000.
Как указывает заявитель, в целях приведения расчетов по НДФЛ с Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области в соответствие с налоговой отчетностью 6-НДФЛ, сумма НДФЛ в размере 7 396 руб., была перечислена в данный налоговый орган платежным поручением N 193 от 03.11.2021 на общую сумму 68 497 руб. (в т.ч. по сроку уплаты 08.11.2021 - 61 101 руб.). В данном платежном поручении в качестве получателя платежа указано УФК по Волгоградской области (Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области), ОКТМО 18701000.
Соответствующие сведения отражены в налоговой отчетности 6-НДФЛ за 2021 год. Анализируя лицевой счет налогоплательщика, инспекция пришла к выводу, что уплата налога на сумму 7 396 руб. произведена ООО "АКП "Бизнес решения" лишь 03.11.2021.
Суд первой инстанции правомерно согласился с данным выводом налогового органа.
При этом, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу положений пункта 4 статьи 24, подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Из норм главы 23 и статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на доходы физических лиц является федеральным и единым. В соответствии с бюджетным законодательством он составляет доходную часть бюджета Российской Федерации и распределяется между уровнями бюджетной системы по определенным нормативам.
В соответствии с п.п. 4 пункта 13 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства.
В рассматриваемом случае, из материалов дела следует и не оспаривается Обществом, что налог на доходы физических лиц, удержанный из выплаченных доходов физическим лицам, осуществлявшим деятельность по месту нахождения обособленного подразделения (г. Волгоград) за спорный период, перечислен по месту нахождения общества (г. Астрахань).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что каждый субъект Российской Федерации имеет самостоятельный счет федерального казначейства. Уплачивая НДФЛ в бюджет Волгоградской области, общество в платежном поручении указало счет Федерального казначейства Астраханской области, в связи с чем, денежные средства поступили в бюджет Астраханской области по месту нахождения головной организации.
В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.
Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, закрепленных статьями 56, 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, налоговые доходы от налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджет поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах.
Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений.
Таким образом, неуплата организацией налога на доходы физических лиц по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
Поскольку Обществом в платежном поручении на перечисление налога на доходы физических лиц был указан счет Федерального казначейства иного региона, следовательно, с учетом положений с п.п. 4 пункта 13 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается Обществом исполненной.
При таких обстоятельствах (указание в платежном поручении счета Федерального казначейства иного региона), суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что обязанность по уплате НДФЛ в бюджет Волгоградской области не исполнена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
На основании пункта 2 статьи 123 НК РФ налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при одновременном выполнении следующих условий, в том числе если налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
В данном случае оспариваемым решением Инспекции от 24.02.2022 N 584 Обществу начислен штраф за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц по сроку 02.08.2021.
Таким образом, учитывая то, что в нарушение пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом исчисленный и удержанный НДФЛ в размере 7 396 руб. был перечислен в бюджет не своевременно (03.11.2021), то есть с нарушением установленного законом срока, следовательно, Общество правомерно привлечено к ответственность предусмотренной статьей 123 НК РФ за неперечисление в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (7 396 х 20% = 1479,2 руб.).
При этом, штраф установленный статьей 123 НК РФ, взимается не только в случае неправомерного неперечисления (не полного перечисления) сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации, но и в случае несвоевременного перечисления сумм налога, подлежащего перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Отсутствие задолженности по налогу на доходы физических лиц на дату составления акта проверки не является основанием неприменения штрафа за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в проверяемом периоде, при том, что пени за несвоевременное перечисление налога Обществом не уплачены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области от 24.02.2022 N 584 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консалтинговое партнерство "Бизнес решения" удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2022 года по делу N А12-13216/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13216/2022
Истец: ООО "Аудиторско - консалтинговое партнерство "БИЗНЕС РЕШЕНИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2024 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9201/2023
07.06.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4001/2023
15.02.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11055/2022
10.10.2022 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-13216/2022