г. Москва |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А40-173789/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2022 по делу N А40-173789/22 (121-988)
по заявлению ООО "Парк Пресня" (ОГРН: 5077746981076, ИНН: 7703637519)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Подоляк А.А. по дов. от 15.04.2022; |
от ответчика: |
Кравец А.Г. по дов. от 22.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Парк Пресня" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) с заявлением о признании незаконным решения от 04.08.2022 г. N ДГИ-Э-102878/22-1.
Решением суда от 03.11.2022 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Департамента, суд первой инстанции не учел п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ, в соответствии с которым сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, применяются с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании. Таким образом, кадастровая стоимость участка, установленная в соответствии с судебным актом в 2021 году, не может быть применена при расчете платы за изменение вида разрешенного использования в порядке, действовавшем до 31.07.2018 года.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО ООО "Парк Пресня" на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 35 010 +/- 65 кв. м., расположенный по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, кадастровый номер 77:03:0005001:9775.
16 февраля 2018 года изменен вид разрешенного использования земельного участка, общей площадью 35 010 +/- 65 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, кадастровый номер 77:03:0005001:9775 на вид разрешенного использования, предусмотренный правилами землепользования и застройки города Москвы - для объектов жилой застройки.
Актом об утверждении кадастровой стоимости от 16 февраля 2018 года, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 16 февраля 2018 года, была определена в размере 2 201 774 698 руб. 80 коп. (с учётом изменения вида разрешенного использования земельного участка).
05.02.2020 года, руководствуясь положениями Постановления 593-ПП, Департамент городского имущества города Москвы направил ООО "Парк Пресня" уведомление об оплате за изменение вида разрешенного использования земельного участка и расчёт платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775 за N ДГИ-И-8225/20.
В свою очередь, ООО "Парк Пресня" в связи с несогласием с результатами кадастровой оценки вышеуказанного земельного участка, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 16.02.2018 года, обосновывая свои требования тем, что вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности ООО "Парк Пресня", поскольку в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2013 года N 593-ПП на Обществе лежит обязанность по оплате изменения вида разрешенного использования земельного участка, расчет которой производится на основании установленной кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, которая не соответствует его рыночной стоимости, нарушает права юридического лица, в связи с необоснованным завышением платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В ходе рассмотрения дела судом была проведена оценочная экспертиза, согласно выводам которой рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775, по состоянию на 16 февраля 2018 года определена в размере 1 541 805 390 рублей.
Решением Московского городского суда от 13 декабря 2021 требования ООО "Парк Пресня" удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775, общей площадью 35 010 +/- 65 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 16 февраля 2018 года, в размере 1 541 805 390 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 года решение Московского городского суда от 13 декабря 2021 года оставлено без изменения.
20 июля 2022 года за N 165/1-Д-3-и (вх. от 25.07.2022 N ДГИ-Э-102878/22) года ООО "Парк Пресня" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с письмом о перерасчете платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка, общей площадью 35 010 +/- 65 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, кадастровый номер 77:03:0005001:9775, указанной в уведомлении от 05.02.2020 N ДГИ-И-8225/20 на основании вступившего в силу решения Московского городского суда от 13 декабря 2021 года по делу N3а-2325/2021 (далее - ВРИ) земельного участка.
Согласно письму Департамента городского имущества города Москвы N ДГИ-Э-102878/22-1 от 04.08.2022 года ООО "Парк Пресня" отказано в перерасчете платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775, указанной в уведомлении от 05.02.2020 N ДГИ-И-8225/20, ввиду следующего:
Решением Московского городского суда от 13.12.2021 года по административному делу N 3а-2325/2021, оставленного без изменений Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.04.2022 г. по делу N 66а-1342/2022) установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 1 541 805 390 руб., по состоянию на 16.02.2018 года.
По мнению Департамента, в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости участка, внесенные в ЕГРН, в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости применяются с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании.
Следовательно, кадастровая стоимость указанных участков, установленная в соответствии судебными решениями в 2021 году, не может быть применена при расчете платы за изменение ВРИ, в порядке, действовавшем до 31.07.2018 г.
С учетом изложенного, как указал Департамент, перерасчет платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775, не представляется возможным.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, оспариваемое решение незаконно и нарушает права и законные интересы общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
В силу пункта 2 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2013 года N 593-ПП "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" (далее - Постановление 593-ПП), размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Департаментом городского имущества города Москвы с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Департамент городского имущества города Москвы направляет расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка собственнику такого земельного участка.
Срок проведения расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка не может превышать 10 рабочих дней со дня направления собственником земельного участка заявления.
Как указывалось ранее, решением Московского городского суда от 13.12.2021 по административному делу N 3а-2325/2021, вступившим в законную силу, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:9775, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 16 февраля 2018 года, в размере 1 541 805 390 рублей.
Согласно статье 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Также, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.
Департаментом, при исчислении платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка, общей площадью 35 010 +/- 65 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, кадастровый номер 77:03:0005001:9775, указанной в уведомлении от 05.02.2020 N ДГИ-И-8225/20 для расчёта применена архивная кадастровая стоимость, утверждённая Актом об утверждении кадастровой стоимости от 16 февраля 2018 года кадастровая стоимость по состоянию на 16 февраля 2018 года для земельного участка установлена в размере 2 201 774 698 руб. 80 коп.
По состоянию на 05.02.2020 года указанная кадастровая стоимость была пересмотрена, вместе с тем, использовалась Департаментом для расчёта платы.
Решением Московского городского суда от 13.12.2021 года по административному делу N 3а-2325/2021 дана оценка тому обстоятельству, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на февраль 2018 года затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2013 года N 593-ПП на нем лежит обязанность по оплате изменения вида разрешенного использования земельного участка, то есть указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, платеж за изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка подлежит расчету на основании кадастровой стоимости, установленной Московским городским судом от 13 декабря 2021 года по делу N 3а-2325/2021 в размере 1 541 805 390 рублей.
Также, на момент изменения вида разрешенного использования земельного участка и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действовала редакция постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2013 года N 593-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 24.02.2015 N 69-ПП, вступившего в силу с 24 февраля 2015 года.
В связи с чем, расчет должен быть произведён на основании постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2013 года N 593-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 24.02.2015 N 69-ПП, вступившего в силу с 24 февраля 2015 года.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, кадастровая стоимость участка, установленная в соответствии с судебным актом в 2021 году, может быть применена при расчете платы за изменение вида разрешенного использования в порядке, действовавшем до 31.07.2018, выводы об обратном основаны на неверном толковании закона.
Согласно общему правилу, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В Федеральном законе N 43-ФЗ какие-либо нормы, устанавливающие возможность применения новых, измененных размеров платы за изменение ВРИ в случае, если собственник обратился с заявлением об изменении ВРИ до принятия нормативного акта, их устанавливающего, не содержатся.
Размер платы определяется в соответствии с нормативными актами, действовавшими на момент изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Принятие более поздней датой нормативного акта, устанавливающее обязательство правообладателя по уплате платы за изменение вида разрешенного использования или изменяющего размер платы, не влечет возникновение соответствующего обязательства или изменение размера платы.
Таким образом, расчёт ежеквартального платежа должен быть определён в соответствии с редакцией Постановления Москвы N 593-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24.02.2015 N 69-ПП) по следующей формуле:
П = С x (КС2 - КС1) / 24,
где:
П - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (руб.);
С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования (приложение к настоящему Порядку);
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (руб.);
КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования (руб.).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 года N 574-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Далан-Строй" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 22 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьи 5.1 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", подтверждается, что плата за изменение вида разрешенного использования является "публичным платежом", имеет публично-правовую природу.
При этом по смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан (соответственно, и юридических лиц как особых объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан), обратной силы не имеет; прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, сформулированные в статье 57 Конституции Российской Федерации, служат гарантией защиты прав как налогоплательщиков, так и плательщиков иных обязательных по закону публичных платежей в бюджет; любые публичные платежи в бюджет, представляющие собой, по сути, фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации, закрепляющей условия надлежащего установления налогов и сборов, которая приобретает тем самым универсальный характер (постановления от 24 октября 1996 года N 17-П, от 30 января 2001 года N 2-П, от 28 февраля 2006 года N 2-П).
Согласно статье 5 Налогового Кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Положения, предусмотренные данной статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В связи с изложенным, расчёт платы за изменение вида разрешенного использования должен быть произведён в соответствии с редакцией Постановления Правительства Москвы N 593-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 24.02.2015 N 69-ПП).
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, кадастровая стоимость участка, установленная в соответствии с судебным актом в 2021 году, может быть применена при расчете платы за изменение вида разрешенного использования в порядке, действовавшем до 31.07.2018..
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обжалуемое решение Департамента городского имущества города Москвы нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишает в установленном порядке возможностью распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе, вновь сдавать аренду.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований была установлена, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2022 по делу N А40-173789/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173789/2022
Истец: ООО "ПАРК ПРЕСНЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ