город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2023 г. |
дело N А53-34824/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшин Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Староминский рыбхоз" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2022 по делу N А53-34824/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Староминский рыбхоз" (ИНН 2350010626 ОГРН 1082350000050) к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ИНН 6164287579 ОГРН 1096164000019) при участии третьего лица: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Староминский рыбхоз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе в заключении договора пользования рыбоводным участком; признании незаконным отказ управления, выраженный в письме от 12.09.2022 N 13271; обязании управления заключить с обществом договор пользования рыболовным участком.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Общество настаивает на обоснованности требований, указывая на отсутствие необходимости в повторном обращении в министерство.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Министерством заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом с ограниченной ответственностью "Староминский рыбхоз" (рыбхоз) и департаментом биологических ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края (департамент) заключен договор о предоставлении в пользование рыбоводного участка, находящегося в государственной собственности, для целей аквакультуры от 7 мая 2009 года N 173/09.
Срок действия договора 20 лет (пункт 3.1 договора).
В п. 1.2 договора указаны характеристики рыбоводного участка, а именно: участок реки Сосыка N 176 (согласно перечню рыбоводных участков) расположен на участке водного фонда реки Сосыка (АЗО/ЕЯ 0063) от 6 км от устья до 27,0 км от устья реки на территории Староминского района.
Указанный договор заключен в соответствии с Законом Краснодарского края от 27 апреля 2007 года N 1227-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в сфере аквакультуры".
В настоящее время правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляются в соответствии с Федеральным Законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмом от 29 августа 2022 года N 53 рыбхоз обратился в Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства с целью приведения договора о предоставлении в пользование рыбоводного участка, находящегося в государственной собственности, для целей аквакультуры от 7 мая 2009 года N 173/09 в соответствие с нормами законодательства в области аквакультуры и просьбой заключить договор пользования рыбоводным участком в отношении участка реки Сосыка на территории Староминского района, ограниченный последовательным соединением точек: (1) N 46°32'49.4939" E39°03'51.0153" по береговой линии к точке (2) N 46°32'53.2066" E39°04'22.9443", по береговой линии к точке (3) N 46°30'03.6246" E39°11'49.6709", по прямой линии к точке (4) N 46°30'04.8812" E39°11'48.0092" и далее по береговой линии к точке (1).
Письмом от 12 сентября 2022 года N 13271 Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства сообщило о необходимости обращения в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) с целью определения границ рыбоводного участка на акватории реки Сосыка в пределах Староминского района Краснодарского края, также указано об отсутствии правовых оснований для проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком.
Заявитель считает выводы, изложенные в письме от 12 сентября 2022 года N 13271 ошибочными, полагает, что необходимость обращения в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с целью определения границ рыбоводного участка на акватории реки Сосыка в пределах Староминского района Краснодарского края отсутствует в связи с тем, что согласно сведениям интерактивной карты, размещенной на официальном сайте Министерства, рыбоводный участок реки Сосыка в пределах Староминского района Краснодарского края уже сформирован.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) определено, что в случае, если рыбоводному хозяйству предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления товарного рыбоводства до дня вступления в силу Закона об аквакультуре на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыбоводным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Порядок заключения договора пользования рыбоводным участком в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 148-ФЗ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 N 415 утверждены Правила заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с рыбоводным хозяйством, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, и изменения условий такого договора (далее - Правила), пунктом 3 которых установлено, что для заключения договора пользования рыбоводным участком рыбоводное хозяйство обязано уведомить орган, указанный в пункте 2 настоящих Правил, в письменной форме о желании заключить договор (далее - уведомление) не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до окончания срока его действия.
В соответствии с пунктом 15 Правил, Управление, как уполномоченный орган, отказывает в заключении договора пользования рыбоводным участком в том числе, если уведомление и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 10 Правил, поданы с нарушением сроков, установленных пунктом 3 Правил.
К существенным условиям договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, в числе прочего, отнесены срок договора и местоположение и площадь рыбоводного участка.
По общему правилу, установленному статьей 10 Федерального закона Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", договор пользования рыбоводным участком заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов), за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Пункты 4 и 5 названной статьи определяют, что рыбоводное хозяйство, надлежащим образом исполнившее свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком, по истечении срока его действия имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение такого договора на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии внесения платы, предусмотренной частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Рыбоводное хозяйство обязано уведомить в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о желании заключить договор пользования рыбоводным участком на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.
Приказом Минсельхоза России от 07.08.2014 N 305 утвержден порядок заключения договора пользования рыбоводным участком с рыбоводным хозяйством, которому был предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления товарного рыбоводства на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Согласно пунктам 2, 3 Приказа N 305 в случае, если рыбоводному хозяйству предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления товарного рыбоводства до дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыбоводным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Договор заключается с рыбоводным хозяйством, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в течение двух лет после дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и должен содержать положения, предусмотренные частью 2 статьи 9 названного Федерального закона.
Как было указано, в настоящее время действует договор о предоставлении в пользование рыбоводного участка, находящегося в государственной собственности, для целей аквакультуры от 7 мая 2009 года N 173/09 сроком 20 лет.
При этом сведения об испрашиваемом рыбоводном участке в установленном порядке управомоченным органом не формализованы. Следовательно, правомерен довод Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства о том, что не установлены в требуемом порядке сведения о рыбопромысловом участке, которые в силу императивного установления статьи 9 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, в настоящее время действует и исполняется договор, дающий основание заявителю пользоваться рыбопромысловым участком, для его переоформления необходимо установление уполномоченным органом сведений о таком участке, однако они не установлены.
Следовательно, отсутствуют основания как для вывода о нарушении оспариваемым отказа, как норм закона, так и прав заявителя, который не лишен ни права пользоваться рыбоводным участком, ни права обратиться к третьему лицу за установлением границ участка для последующего оформления права на него.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2022 по делу N А53-34824/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Староминский рыбхоз" (ИНН 2350010626 ОГРН 1082350000050) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34824/2022
Истец: ООО "СТАРОМИНСКИЙ РЫБХОЗ"
Ответчик: АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ
Третье лицо: Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышлености Краснодарского края