г. Чита |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А19-4799/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2022 года по делу N А19-4799/2022 по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Простор" (ИНН 3849083972, ОГРН 1213800021600) к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564) о признании незаконным решения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Простор" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) от 13.12.2021 N 23-42348/1И об отказе предоставления земельного участка с кадастровым номером N 38:06:130741:164.
Определением арбитражного суда от 29.06.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2022 года по делу N А19-4799/2022 признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от 13.12.2021 года N 23-42348/1И об отказе в представлении земельного участка с кадастровым N 38:06:130741:164 СНТ "Простор". Суд обязал заинтересованное лицо повторно рассмотреть заявление заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2022 года по делу N А19-4799/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, испрашиваемый земельный участок расположен в границах противопожарного расстояния, следовательно, размещение садоводства на указанном земельном участке невозможно. Кроме того, земельный участок передан для дачного строительства.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 10.12.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, СНТ "Простор" 17.11.2021 обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением N 1660/21 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:06:130741:164, расположенного восточнее д. Малая Еланка, для ведения садоводства на основании статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответ на заявление Министерство имущественных отношений Иркутской области направило письмо от 13.12.2021 N 23-42348/1 с решением об отказе в предоставлении земельного участка, основанием отказа которого явилось то, что постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 26.12.2014 N 5554 земельный участок с кадастровым номером 38:06:130741:164 предоставлен ДНТ "Университетское" для дачного строительства, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ оснований для предоставления земельного участка, не имеется. Кроме того, земельный участок попадает в тридцатиметровое противопожарное расстояние от границ лесных насаждений, в связи с чем, размещение садоводства на указанном земельном участке невозможно. Также к участку отсутствуют подъездные пути с земель общего пользования.
СНТ "Простор" не согласилось с оспариваемым решением, учитывая отсутствие зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером 38:06:130741:164, ликвидацию 26.01.2021 ДНТ "Университетское", отсутствие какой-либо хозяйственной деятельности на испрашиваемом участке.
По мнению заявителя, выводы министерства о наличии нарушения противопожарного режима в случае предоставления земельного участка не соответствуют ответу на запрос СНТ в ГУ МЧС России по Иркутской области от 21.03.2022 года N ИВ-236-2117, поскольку противопожарные расстояния определяются от наружных конструкций зданий и сооружений до границы лесного массива, при этом на испрашиваемом земельном участке в настоящий момент какие-либо наружные конструкций зданий и сооружений отсутствуют, в связи с чем, противопожарные расстояния будут учитываться в дальнейшем при формировании земельных участков членов СНТ. Фактически подъезды к испрашиваемому земельному участку имеются, обратного министерством не доказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований СНТ сослалось на отсутствие регистрации спорного участка в ЕГРН, не ведение хозяйственной деятельности на испрашиваемом участке и не проведении межевания участка с целью дальнейшего осуществления дачного строительства, что приводит к деградации участка. Кроме того, ДНТ "Университетское" ликвидировано на основании заявления о ликвидации юридического лица от 26.01.2021.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из названных норм права, а также пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким актом прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, требования заявителя могут быть удовлетворены только при наличии совокупности следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этим постановлением прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При этом бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов в силу положений статьей 4, 65 АПК РФ лежит на заявителе. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате принятия оспариваемого постановления, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, СНТ "Простор" 17.11.2021 года обратилось в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением N 1660/21 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:06:130741:164, расположенного восточнее д. Малая Еланка, для ведения садоводства на основании статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ответ на заявление от 17.11.2021 Министерство имущественных отношений Иркутской области направило письмо от 13.12.2021 N 23-42348/1 с решением об отказе в предоставлении земельного участка, основанием отказа которого явилось то, что постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от 26.12.2014 N 5554 земельный участок с кадастровым номером 38:06:130741:164 предоставлен ДНТ "Университетское" для дачного строительства, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ оснований для предоставления земельного участка, не имеется. Кроме того, земельный участок попадает в тридцатиметровое противопожарное расстояние от границ лесных насаждений, в связи с чем, размещение садоводства на указанном земельном участке невозможно. Также к участку отсутствуют подъездные пути с земель общего пользования.
Согласно п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Рассмотрев доводы, приведенные товариществом и министерством, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Иркутского муниципального образования от 26.11.2014 года N 5554 земельный участок с кадастровым номером 38:06:130741:164 предоставлен ДНТ "Университетское" для дачного строительства.
Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства Администрации Иркутского муниципального образования от 30.11.2021 года N 4677 земельный участок 38:06:130741:164 находится в территориальной зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Согласно ответа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 02.05.2022 года N 02-91-5682/22 в соответствии с данными государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером 38:06:130741:164 расположен вне границ земель лесного фонда.
В обоснование требований СНТ сослалось на отсутствие регистрации спорного участка в ЕГРН, не ведение хозяйственной деятельности на испрашиваемом участке и не проведении межевания участка с целью дальнейшего осуществления дачного строительства, что приводит к деградации участка.
Кроме того, ДНТ "Университетское" ликвидировано на основании заявления о ликвидации юридического лица от 26.01.2021 г. У заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания постановления Администрации Иркутского муниципального образования от 26.11.2014 года N 5554 поскольку он не являлся участником данных отношений.
Как правильно указал суд первой инстанции, после ликвидации ДНТ "Университетское" 26.01.2021 года компетентные органы государственной власти и местного самоуправления должны были вынести решение об отмене постановления о предоставлении земельного участка, так как ликвидация юридического лица не предусматривает возможности правопреемства, фактически земельный участок не использовался по назначению.
В материалы дела СНТ представлен ответ ГУ МЧС России по Иркутской области от 21.03.2022 года N ИВ-236-2117 адресованный СНТ "Простор" следующего содержания: Согласно статье 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123- ФЗ) под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств;
б) на территориях лесничеств;
2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Указание на конкретные противопожарные расстояния от зданий и сооружений до лесничеств и лесных насаждений действующим законом не предусмотрено.
В соответствии со статьей 6 (Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности) Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Свод правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013) устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространение пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, а также включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (утв. приказом Росстандарта от 03.06.2019 N 1317).
При этом требования, указанные в своде правил, являются необязательными при подтверждении соответствия степени риска причинения вреда нормативным требованиям, указанным в техническом регламенте. В ином порядке, при отсутствии подтверждения соответствия степень риска причинения вреда нормативному показателю, требования СП 4.13130.2013 являются обязательными для исполнения.
Согласно определению Закона N 123-ФЗ пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. При этом, пунктом 3 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2020 г. N 1084 определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - методики расчета по оценке пожарного риска).
В настоящее время отсутствует специально утвержденная методика расчета пожарного риска для населенного пункта, включающая оценку состояния и возможных последствий для людей и материальных ценностей при отступлении от нормативных требований, предъявляемых к противопожарным разрывам (противопожарным расстояниям).
Учитывая изложенное, должностные лица при осуществлении государственной функции применяют вместе с вышеуказанными обязательными требованиями части 2 статьи 69 Закона N 123-ФЗ пункт 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013.
Согласно пункту 4.14 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.
Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Расстояния от зданий и сооружений I-IV степеней огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности СО и С1 до лесных насаждений хвойных (смешанных) пород допускается уменьшать до 30 м, при условии, что наружные поверхности обращенных к лесу стен, в том числе отделка, облицовка (при наличии) выполнены из материалов группы горючести не ниже П. В качестве наружного (водоизоляционного) слоя кровли в пределах 50 м от леса должны применяться материалы не ниже Г1 или РП1.
Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой (примечание: К малоэтажной застройке относят индивидуальные, блокированные, на несколько квартир, жилые малоэтажные, до трех этажей включительно, дома), от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.
При определении противопожарных расстояний до лесных насаждений от объектов производственного назначения, автозаправочных станций, энергообъектов и объектов нефтегазовой индустрии, объектов транспортной инфраструктуры и линейных объектов, особо опасных, технически сложных объектов, а также объектов, размещаемых в лесах, следует руководствоваться требованиями раздела 6 СП 4.13130.2013, а именно пунктом 6.16 определено что, расстояние от зданий производственных объектов (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород и мест разработки или открытого залегания торфа принимаются 100 м, смешанных пород - 50 м, а до лиственных пород - 20 м.
При размещении производственных объектов в лесных массивах, когда строительство их связано с вырубкой леса, указанные расстояния до лесного массива хвойных пород допускается сокращать в два раза.
Расстояния от зданий производственных объектов до мест открытого залегания торфа допускается сокращать в два раза при условии засыпки открытого залегания торфа слоем земли толщиной не менее 0,5 м в пределах половины расстояния, указанного в настоящем пункте.
Кроме того, необходимо учитывать требования иных нормативных документов, в частности Правил устройства электроустановок, СП 155.13130.2014 "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности".
В связи с изменениями в 2020 году (с 14.08.2020) нормативных требований свода правил СП 4.13130.2013, противопожарные расстояния определяются не от границ застройки территории (ранее действовавшее требование), а как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива.
Таким образом, из представленного ответа суд первой инстанции верно исходил из того, что противопожарные расстояния определяются от наружных конструкций зданий и сооружений до границы лесного массива, при этом на испрашиваемом земельном участке в настоящий момент какие-либо наружные конструкций зданий и сооружений отсутствуют, в связи с чем, противопожарные расстояния должны быть учтены в дальнейшем при формировании земельных участков членов СНТ, в связи с чем выводы министерства документально не подтверждены.
По утверждению заявителя фактически подъезды к испрашиваемому земельному участку имеются, обратного министерством не доказано.
Учитывая, что министерство не привело в оспариваемом решении надлежащих правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установленных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обосновнно признал незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от 13.12.2021 года N 23-42348/1И об отказе в представлении земельного участка с кадастровым N 38:06:130741:164 СНТ "Простор", обязав Министерство имущественных отношений Иркутской области повторно рассмотреть заявление СНТ "Простор".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2022 года по делу N А19-4799/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4799/2022
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Простор"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области