г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2023 г. |
Дело N А56-64406/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Хариной И.С.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Слутина Е.Д. (доверенность от 28.04.2022), представителя заинтересованного лица Истягиной Л.В. (доверенность от 18.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42728/2022) ООО "МВ-СТИЛ-СПТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2022 по делу N А56-64406/2022, принятое по заявлению ООО "МВ-СТИЛ-СПТ" о признании незаконным решения ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.04.2022 N 553,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МВ-СТИЛ-СПТ" (далее - ООО "МВ-СТИЛ-СПТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заинтересованное лицо) от 26.04.2022 N 553.
Решением арбитражного суда от 25.11.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит указанное решение отменить как необоснованное, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на устранение всех недостатков, допущенных при первоначальном обращении в Фонд, и отсутствие в этой связи оснований к отказу в предоставлении соответствующего финансирования, ссылаясь на то, что заинтересованное лицо было вправе затребовать необходимые документы; находит нарушенным свое право на предоставление возражений на акт камеральной проверки N 553 от 17.03.2022, которые не были учтены Фондом при вынесении оспариваемого решения.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд просит обжалуемое определение оставить без изменения, соглашаясь с выводами суда об отсутствии оснований к удовлетворению настоящего заявления.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель заинтересованного лица возражал против её удовлетворения, поддержав доводы письменного отзыва.
Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.11.2021 заявитель направил в Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социальною страхования Российской Федерации заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. Указанным заявлением страхователь просил выделить средства на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Заявление о выделении средств на выплату страхового обеспечения, а также документы, подтверждающие произведенные расходы страхователем ООО "МВ-СТИЛ -СПТ" за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в сумме 52 152,10 руб. получены филиалом 01.12.2021 через ЕПГУ одним файлом.
Региональным отделением в лице Филиала N 7 проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ООО "МВ-СТИЛ-СПТ".
17.03.2022 по результатам проверки оформлен акт N 553, в котором перечислены необходимые документы по каждому работнику для рассмотрения материалов проверки.
Акт N 553 и уведомление о вызове для рассмотрения материалов камеральной проверки получены обществом 11.04.2022.
Страхователь для рассмотрения материалов камеральной проверки не явился, предложенные документы Фонду не предоставил.
Решением N 553 от 26.04.2022 Филиал N 7 отказал в выделении средств на выплату страхового обеспечения, в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N255-ФЗ), перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н (далее - Перечень), действующий на проверяемый период, с указанием отсутствующих документов, а именно:
-Миначенко К.С. - отсутствуют документы, подтверждающие факт перечисления пособий, документы, подтверждающие страховой стаж, справка с места работы у другого страхователя ООО "МВ-Стил-СПб" (182н), карточка индивидуального учёта сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;
-Мамаев П.Л. - отсутствуют документы, подтверждающие факт перечисления пособия, документы, подтверждающие страховой стаж, трудовой договор, т.к. Мамаев П.Л в ООО "МВ-СТИЛ-СПТ" осуществляет трудовую деятельность по совместительству на 0.25 ставки, карточка индивидуального учёта сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;
-Киселёв А.Г. - отсутствуют документы, подтверждающие факт перечисления пособия, документы, подтверждающие страховой стаж, карточка индивидуального учёта сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;
-Медведев С.И. - отсутствуют документы, подтверждающие факт перечисления пособия, документы, подтверждающие страховой стаж, справка о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие с места работы у другого страхователя ООО "МВ-Стил-СПб" (по форме 182н), карточка индивидуального учёта сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;
- Блюм Т.А. - отсутствуют документы, подтверждающие факт перечисления пособия, документы, подтверждающие страховой стаж, справка о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие с места работы у другого страхователя (по форме 182н), карточка индивидуального учёта сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;
-Иванов М.К. - отсутствуют документы, подтверждающие факт перечисления пособий по всем листкам нетрудоспособности, документы, подтверждающие страховой стаж, справка о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие с места работы у другого страхователя ООО "МВ-Стил-СПб" (по форме 182н), карточка индивидуального учёта сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов.
Не согласившись с отказом Фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая ООО "МВ-СТИЛ-СПТ" в удовлетворении настоящего заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Судом первой инстанции верно применена редакция законодательства, действовавшая в спорный период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции от 29.12.2020) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, служащих основанием для принятия решения о выделении (возмещении) необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.20019 N 951н (с учетом изменений внесенных приказом Минтруда России от 28.10.2016 N 585н) (далее - Приказ N 951н).
Согласно перечню необходимых документов, представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по утвержденной форме; справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособия по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия). Форма справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись, утверждена приказом Министерства и труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 N 182н (далее - Справка формы N 182н).
В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила)).
При отсутствии трудовой книжки, в случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются документами, трудовой договор, карточка формы Т2, приказы о приеме-увольнении, справка 182н.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 названного Закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (пункт 5 данной статьи).
На основании части 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции от 08.12.2020) и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, для признания расходов по обязательному социальному страхованию обоснованными и документально подтвержденными работодатель обязан документально подтвердить наличие трудовых отношений с работником (застрахованным лицом), наступление страхового случая, факт выплаты и размер соответствующего пособия.
Обжалуя решение Фонда, заявитель ссылается на то, что им были представлены все необходимые документы для выделения средств на выплату страхового обеспечения, а также на то, что Фонд не затребовал у него необходимых документов.
Данные доводы стороны противоречат материалам дела.
Исходя из диспозиции части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, у Фонда есть право затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
В данном случае, решение о выделении средств страхователю принято по результатам проведенной проверки.
17.03.2022 по результатам проверки оформлен акт N 553, содержащий указание на необходимость предоставления документов по каждому работнику для рассмотрения материалов, который направлен 29.03.2022 в адрес страхователя почтой. Вместе с актом направлено уведомление о вызове плательщика страховых взносов для рассмотрения материалов камеральной проверки на 26.04.2022 (список N 452 от 29.03.2022 - ШПИ 80102670839617). Как указывалось выше, данные документы получены обществом 11.04.2022.
При таком положении заявитель не опроверг возражения Фонда о недостаточности предоставленных материалов, и, поскольку необходимые документы не были направлены заявителем, а перечисленные Фондом недостатки не были им устранены, то при доказанности факта получения заявителем соответствующих уведомления и акта по результатам проверки обращения, оснований к выводу о незаконности принятого заинтересованным лицом решения у суда не имелось.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что им были направлены возражения на акт камеральной проверки, однако, они не были учтены фондом, поскольку решение принято ранее, чем указанные возражения поступили в фонд.
Апелляционный суд отмечает, что указанное обстоятельство не повлияло на принятие фондом оспариваемого решения об отказе в выделении средств на выплату страхового обеспечения, поскольку испрашиваемые фондом документы обществом совместно с возражениями представлены не были.
Кроме того, заявителем получено уведомление о вызове плательщика страховых взносов для рассмотрения материалов камеральной проверки на 26.04.2022, а потому заявитель имел возможность предоставить Фонду свои возражения в указанную дату, однако, общество свою явку не обеспечило, чем лишило Фонд возможности проверить дополнительные доводы страхователя.
Следует также учесть, что в ответе от 24.05.2022 на возражения заявителя указано на возможность предоставления дополнительного комплекта с недостающими документами, необходимыми для проведения камеральной проверки и принятия решения о выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения.
При таком положении, коль скоро заявителем не были представлены документы в необходимом объёме, суд первой инстанции обоснованно признал обжалованное решение фонда законным и отказал в удовлетворении настоящего заявления.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в первой инстанции, где ей дана соответствующая правовая оценка, не согласиться с которой апелляционный суд оснований не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, верно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
С учетом изложенного, обжалуемое решение как законное и обоснованное отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2022 по делу N А56-64406/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64406/2022
Истец: ООО "МВ-Стил-СПТ"
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ