город Омск |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А46-16061/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15657/2022) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.11.2022 по делу N А46-16061/2022 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению акционерного общества "Омские распределительные сети" (ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258, адрес: 644037, город Омск, улица Партизанская, дом 10) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391,адрес: 644007, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56) о признании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости незаконным,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Бобровник Ю.А. (по доверенности от 09.01.2023 N 14 сроком действия до 31.12.2023),
от акционерного общества "Омские распределительные сети" - Харченко Я.А (по доверенности от 01.01.2023 N 12 сроком действия до 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омские распределительные сети" (далее - заявитель, общество, АО "ОмскРТС") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Росреестр по Омской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа, выраженного в уведомлении от 14.06.2022 N КУВД-001/2022-6708693/3, в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности АО "Омск РТС" на объект недвижимости (теплотрасса 2Ду-150 мм); обязании управления осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности АО "Омск РТС" на объект "теплотрасса 2Ду-150 мм", расположенный по адресу: Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, ул. Перелета.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.11.2022 по делу N А46-16061/2022 заявленные требования удовлетворены, суд признал отказ управления от 14.06.2022 N КУВД-001/2022-6708693/3 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности АО "Омск РТС" на объект недвижимости (теплотрасса 2Ду-150 мм) незаконным, как не соответствующим Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В качестве способа восстановления права суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путём осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности АО "Омск РТС" на объект "теплотрасса 2Ду-150 мм", расположенный по адресу: Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, ул. Перелета.
Не согласившись с принятым решением, регистрирующий орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что на период строительства спорного трубопровода, который согласно проектной документации прокладывался способом подземной бесканальной прокладки, требуется оформление прав на земельные участки, под поверхностью которых прокладывался трубопровод; заявителем для строительства спорного трубопровода заключались соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110101:26123, 55:36:110101:26124, под поверхностью которых прокладывался трубопровод; согласно проектной документации прокладка спорного трубопровода предусматривалась методом подземной бесканальной прокладки, в том числе с разгрузочными плитами в сборном железобетонном канале, что предусматривает использование земной поверхности и снятие почвенного покрова, в силу чего имеется необходимость оформления прав на земельные участки на период строительства. По мнению подателя апелляционной жалобы, отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки, под поверхностью которых расположен трубопровод, будет относиться к периоду эксплуатации такого сооружения, что следует также из части 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
АО "Омск РТС" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "Омск РТС" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям города Омска. В состав организации входят структурные подразделения "ТЭЦ-2" и "Кировская районная котельная".
С целью подключения к системе теплоснабжения многоквартирных жилых домов N 4 и N 5 жилого комплекса "Микрорайон Прибрежный-2" АО "Омск РТС" произведено строительство подземного трубопровода бесканальной прокладки 2Ду-150 мм.
21.02.2022 заявитель обратился в адрес Управления Росреестра по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности на созданное сооружение - тепловую трассу 2Ду-150 мм.
11.03.2022 управлением на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ принято решение N КУВД-001/2022-6708693/1 (т.1, л.д. 16-17) о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности в отношении сооружения (Теплотрасса 2Ду-150 мм), расположенного по адресу: Российская Федерация, Омска обл., г. Омск, ул. Перелета, в связи с непредставлением документов, подтверждающих права пользования заявителем земельным участком с кадастровым номером 55:36:110101:26123 при создании заявленного к регистрации сооружения.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации, в качестве документов подтверждающих права пользования земельными участками, в пределах которых расположено сооружение, заявителем были представлены: на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26124 - договор аренды N Д-Кр-31-11579 от 25.04.2018, договор субаренды земельного участка от 13.05.2019, соглашение об установлении сервитута от 21.12.2020; на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26123 - договор аренды N Д-Кр-31-11578 от 25.04.2018, договор субаренды земельного участка от 08.04.2019, соглашение об установлении сервитута от 21.12.2020.
При этом, регистрирующий орган указал на то, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:26123 договор аренды от 25.04.2018 N Д-Кр-31-11578 был прекращен 09.12.2020. То есть на момент заключения 21.12.2020 соглашения об установлении сервитута общество с ограниченной ответственностью "Заказчик - Трест N 4" как субарендатор земельного участка не обладало правом на заключение данного соглашения.
14.06.2022 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ управлением принято решение N КУВД-001/2022-6708693/3 (т.1, л.д. 18-19) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий в отношении объекта недвижимости.
Полагая, что отказ управления в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
18.11.2022 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое управлением в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением ЕГРН с 01.01.2017 регулируются Федеральным законом N 218-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН (часть 4 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
В настоящем случае регистрирующий орган в качестве основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации и в последующем отказа в кадастровом учете и государственной регистрации указал на нарушение части 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, заключающееся в отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26123, поскольку на момент заключения 21.12.2020 соглашения об установлении сервитута общество с ограниченной ответственностью "Заказчик - Трест N 4" как субарендатор земельного участка не обладало правом на заключение данного соглашения, то есть соглашение об установлении сервитута ничтожно.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, по общему правилу государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект недвижимости осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок.
Для объектов недвижимости, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предоставляется технический план объекта недвижимости и правоустанавливающий документ на земельный участок или документ, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Следовательно, регистрация для объектов, не требующих получения разрешения на строительство, в равной степени может быть произведена как с представлением правоустанавливающего документа на земельный участок, так и документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Перечень случаев, в которых выдача разрешения на строительство не требуется, установлен частью 17 статьи 51 ГрК РФ.
Так, согласно пункту 5 указанной нормы, выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В силу Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не требуется получение разрешения на строительство при строительстве, реконструкции тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно.
Техническим планом сооружения в разделе "Заключение кадастрового инженера" и проектной документацией подтверждается, что в спорном объекте транспортируется горячая вода с температурой 70-150 °C, максимальное расчетное давление при транспортировке горячей воды составляет 8,7 кгс/кв.см (0,85 мегапаскаля).
Таким образом, строительство сооружения (Теплотрасса 2Ду-150 мм) не требовало получения разрешения на строительство, следовательно, на регистрацию мог быть предоставлен либо правоустанавливающего документа на земельный участок, либо документ, подтверждающий в соответствии с ЗК РФ возможность размещения сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В соответствии с пунктами 1, 7 указанного Перечня к таким объектам относятся, в том числе, подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу части 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п (далее - Порядок N 170-п), объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании разрешения на использование земель или земельных участков (далее - разрешение), выданного органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков.
По мнению управления, регистрация не могла быть осуществлена в виду ничтожности представленного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26123 и отсутствием разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, документом, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута (пункт 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ) является не разрешение, указанное в Порядок N 170-п, а техническая документация (проектная документация и технический план сооружения) (пункты 1, 7 Перечня).
Из материалов дела, в том числе сведений технического плана сооружения от 01.12.2021, следует, что спорная теплотрасса 2Ду-150 мм, 2021 года строительства протяжённостью 134,9 м проложена подземным способом в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:10 01 01:26123, 55:36:11 01 01:26124 (т.1, л.д. 102).
При этом из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН усматривается, что последние относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, статьей 90 ЗК РФ установлены особенности регулирования земельных отношений под объектами трубопроводного транспорта, к числу которых могут быть отнесены, в частности, такие линейные сооружения как водопроводы, газопроводы, тепловые трассы.
Так, согласно пункту 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Из анализа вышеприведенных норм ЗК РФ следует, что хотя линейные объекты, к которым относится тепловая трасса и относятся к объектам недвижимости, однако в силу пункта 8 статьи 90 ЗК РФ, у собственника такого объекта недвижимости не возникает предусмотренного статьей 39.20 ЗК РФ права на получение земельного участка, в пределах которого располагается указанный объект, в связи с тем, что на земельном участке строительства не производилось.
Аналогичная позиция была изложена и в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и, в котором указано, что исходя из положений ЗК РФ, образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции отмечает, что необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
В связи с этим у собственника такого линейного объекта в силу приведенных выше норм ЗК РФ наличие правоустанавливающего документа на земельный участок, под поверхностью которого проложен данный подземный линейный объект, не может быть предусмотрено и его представление в орган регистрации прав не может быть обеспечено.
Суд апелляционной инстанции считает, что регистрирующим органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции вынес по делу законный и обоснованный судебный акт.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы арбитражного управляющего не имеется.
По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 АПК РФ суд не распределяет судебные расходы, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.11.2022 по делу N А46-16061/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16061/2022
Истец: АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области