г. Вологда |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А44-5176/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
при участии индивидуального предпринимателя Мищихина Николая Ивановича (лично),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мищихина Николая Ивановича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 декабря 2022 года по делу N А44-5176/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мищихин Николай Иванович (адрес: 173514, Новгородская обл., ИНН 531004041700, ОГРН 321532100009955; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Новгородского муниципального района (адрес: 173020, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 78; ИНН 5310001444, ОГРН 1025300794078; далее - Администрация) о признании незаконными решений об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления услуги "Предварительное согласование предоставления вновь образуемого земельного участка" от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220517-4568363446-4, от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5471891835-1, N ПСЗУ-20220616-5473933950-4, N ПСЗУ-20220616-5471891835-1, N ПСЗУ-20220616-5468524230-1, N ПСЗУ-20220616-5470415740-1, от 21.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5478841840-4, от 04.10.2022 N ПСЗУ-20220517-4568829496-4, от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220426-4323133110-4, а также о возложении на Администрацию в лице председателя Комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности администрации Новгородского муниципального района Сморжок Н.А. обязанности принять решения о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка для дальнейших действий, направленных на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Решением суда от 20 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю отказано.
Заявитель с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, удовлетворить заявленные требования. Полагает, что суд при рассмотрении дела не учел предоставленные доказательства и, как следствие, это привело к неполному выяснению обстоятельств при принятии решения. В жалобе ссылается на то, что Администрацией нарушены процессуальные сроки рассмотрения заявлений Предпринимателя. Указывает, что все заявления подавались Предпринимателем в рамках целевой программы "Новгородский Гектар". По мнению апеллянта, поскольку ответственным исполнителем программ по развитию сельского хозяйства на 2019-2024 годы является Министерство сельского хозяйства Новгородской области, а информацию в рамках целевой программы "Новгородский гектар" можно получить в областном государственном автономном учреждении "Центр консалтинга и инноваций АПК", то данные организации необходимо привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика и предложить предоставить информацию о региональной программе "Новгородский гектар", о порядке действий при ее реализации. Заявитель считает, что неправомерность отказов по всем поданным заявлениям рассматривалась судом не в рамках целевой программы "Новгородский гектар", а на общих основаниях. Также в жалобе указывает, что Предприниматель подавал заявления о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное срочное пользование вновь образуемого земельного участка, а не в собственность. Кроме того, в жалобе ссылается на то, что судья, рассматривавший дело, ранее работал начальником правового управления аппарата Думы Великого Новгорода, в связи с этим прослеживается конфликт интересов.
В судебном заседании Предприниматель поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражала, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. В связи с этим судебное заседание состоялось без участия представителя Администрации в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Заслушав пояснения апеллянта, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Предприниматель через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (Госуслуги) подал в Администрацию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка:
- от 13.01.2022 N 1727515312 и получил решение от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5473933950-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- от 18.01.2022 N 1727541136 и получил решение от 21.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5478841840-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- от 19.01.2022 N 1737310281 и получил решение от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5471891835-1 об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков";
- от 19.01.2022 N 1735577635 и получил решение от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5468524230-1 об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков";
- от 19.01.2022 N 1737291182 и получил решение от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5470415740-1 об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков";
- от 19.01.2022 N 1737298915 (том 2,л.22) и получил решение от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5470860645-1 об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков";
- от 19.04.2022 N 1885223907 и получил решение от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220517-4568363446-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- от 19.04.2022 N 1885196183 и получил решение от 04.10.2022 N ПСЗУ-20220517-4568829496-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- от 19.04.2022 N 1884201917 и получил решение от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220426-4323133110-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Считая оспариваемые решения незаконными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;
2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.
Как указано в статье 39.10 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ).
Областным законом Новгородской области от 04.04.2019 N 393-ОЗ "Об определении муниципальных образований Новгородской области, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное пользование гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (далее - Закон N 393-ОЗ) установлены муниципальные образования в Новгородском муниципальном районе, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а именно Борковское сельское поселение; Тесово-Нетыльское сельское поселение; Савинское сельское поселение; Лесновское сельское поселение; Панковское городское поселение; Пролетарское городское поселение; Бронницкое сельское поселение; Ермолинское сельское поселение; Ракомское сельское поселение; Трубичинское сельское поселение.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование без проведения торгов, который включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
При этом в части 2 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрена подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 13 Порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также требований к их формату, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7, заявления и прилагаемые к ним документы предоставляются в уполномоченный орган в форме электронных документов путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте, посредством отправки через единый портал или местный портал, направляются в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Постановлением Администрации от 27.04.2020 N 156 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" (далее - Регламент).
Пунктом 2.6.1 указанного Регламента предусмотрено, что с целью предварительного согласования предоставления земельного участка заявитель направляет (представляет):
- заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в соответствии с требованиями части 1 статьи 39.15 ЗК РФ) по примерной форме согласно приложению 1 к Административному регламенту;
- согласие на обработку персональных данных (приложение 2 к Административному регламенту);
- схему расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Таким образом, как верно констатировал суд первой инстанции, вышеприведенные положения предоставляют возможность подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка на бумажном носителе лично или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Как следует из материалов дела, Предпринимателем выбран способ подачи заявлений через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (Госуслуги).
Согласно части 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, среди прочего вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
- документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Регламентом и статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в течение которого уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Из представленных доказательств по делу видно, что в заявлениях от 19.01.2022 N 1737310281, от 19.01.2022 N 1735577635, от 19.01.2022 N 1737298915, от 19.01.2022 N 1737291182 отсутствует указание вида права, на котором будет осуществляться предоставление земельного участка, и цели использования земельного участка.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решения Администрации об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков" от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5471891835-1, N ПСЗУ-20220616-5468524230-1, N ПСЗУ-20220616-5470415740-1, N ПСЗУ-20220616-5470860645-1 с указанием на неполное заполнение полей в форме заявления, отсутствие цели использования земельного участка являются обоснованными.
При этом, как справедливо указал суд, принятие указанных решений по истечении тридцатидневного срока со дня поступления заявления противоречит приведенным нормам относительно сроков рассмотрения заявлений, вместе с тем, по существу решения не противоречат приведенным основаниям для отказа в приеме документов.
Доводы заявителя относительно некорректной работы сервиса подачи документов через Госуслуги обоснованно отклонены судом, поскольку видеозаписью, а также представленными заявителем файлами заявлений в формате XML подтверждается незаполнение требуемых разделов Предпринимателем.
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу части 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1);
- опубликование и размещение в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ извещения о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (подпункт 13);
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19).
Из приведенных положений статей 39.14 и 39.18 ЗК РФ следует, что при наличии заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве безвозмездного пользования уполномоченный орган обязан соблюдать порядок, установленный статьей 39.18 ЗК РФ, а именно опубликовать извещение и впоследствии либо принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе и по причине поступления иных заявлений граждан.
Оспариваемое решение Администрации от 21.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5478841840-4 по заявлению от 18.01.2022 N 1727541136 (участок для овощеводства 1,1 га ориентир з/у 53:11:1800205:32), поданному без указания вида права и цели предоставления земельного участка, принято в виде отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку по испрашиваемому в заявлении земельному участку ранее подано заявление иного лица 09.11.2021 и опубликовано извещение.
По заявлению от 13.01.2022 N 1727515312 (для сельскохозяйственного использования 16,9 га ориентир участок 53:11:0000000:288), поданному с аналогичными недостатками, принято решение от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5473933950-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как пояснили представители Администрации при рассмотрении дела в суде первой инстанции, заявление от 13.01.2022 рассмотрено позднее, чем заявление Предпринимателя от 19.04.2022 N 1884201917, поданное по тому же земельному участку, по которому уже принято решение об опубликовании извещения.
Действительно, в материалах дела имеется заявление Предпринимателя от 19.04.2022 N 1884201917, также являющееся предметом рассмотрения, поданному с указанием цели предоставления "овощеводство" и вида права "безвозмездное пользование".
В ответе Администрации от 18.05.2022 N И-3491 указано, что по заявлению от 19.04.2022 N 1884201917 принято решение об опубликовании извещения, в ответе от 08.06.2022 Предпринимателю сообщено о подаче иных заявлений по извещению N 1884201917.
Таким образом, как верно указал суд, при принятии решения 16 июня 2022 года по заявлению Предпринимателя от 13.01.2022 N 1727515312, уже было рассмотрено более позднее заявление Предпринимателя от 19.04.2022 N 1884201917 по тому же земельному участку и в отношении него опубликовано извещение.
По заявлениям от 19.04.2022 N 1885223907, от 19.04.2022 N 1885196183 и от 19.04.2022 N 1884201917 решения Администрации от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220517-4568363446-4, от 04.10.2022 N ПСЗУ-20220517-4568829496-4 и от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220426-4323133110-4 соответственно об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка мотивированы невозможностью предоставления земельного участка на испрашиваемом праве.
Как указано в ответах Администрации от 07.06.2022 N ИГ-4104 на заявление N 1885223907, от 07.07.2022 N ИГ-4888 на заявление N 1885196183, от 08.06.2022 N ИГ-4142 на заявление N 1884201917, причиной отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужило поступление после опубликования извещения заявления гражданина о намерении участвовать в аукционе.
В частности, Администрация указывает на заявление Харитоновой Е.Н. от 24.05.2022, копия которого приобщена к материалам дела, подлинник которого суд обозрел в судебном заседании 05 декабря 2022 года, а также подтверждается выпиской из электронного журнала входящей корреспонденции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решения Администрации от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220517-4568363446-4, от 04.10.2022 N ПСЗУ-20220517-4568829496-4 и от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220426-4323133110-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются законными и обоснованными.
Суд обоснованно обратил внимание на нарушение ответчиком сроков рассмотрения заявлений Предпринимателя, однако данное обстоятельство не может служить основанием для признания оспариваемых решений незаконными.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок подлежит предоставлению на праве безвозмездного пользования без проведения торгов, отклоняется апелляционным судом. Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления на срок до шести лет в безвозмездное пользование земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, однако возможность предоставления земельного участка в безвозмездное пользование связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении такого земельного участка. Поскольку после предварительного опубликования Администрацией извещения о предоставлении участка в пользование в уполномоченный орган поступило заявление еще от одного лица, также желающего приобрести данный земельный участок в пользование, у Администрации отсутствовали предусмотренные законом основания для предоставления участка заявителю. Вопреки мнению апеллянта, испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен лишь в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, на торгах.
Доводы заявителя о том, что заявления подавались Предпринимателем в рамках целевой программы "Новгородский гектар" рассматривались судом первой инстанции и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в решении.
Как следует из самих заявлений Предпринимателя, последние поданы на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ. Закон N 393-ОЗ, на который ссылается заявитель, принят в рамках реализации именно статьи 39.10 ЗК РФ, что следует из преамбулы закона.
Какой-либо утвержденной в установленном порядке программы "Новгородский гектар" не существует. Из письма Министерства сельского хозяйства Новгородской области от 11.07.2022 следует, что в процессе реализации Закон N 393-ОЗ получил второе название "Новгородский гектар".
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что наличие у Закона N 393-ОЗ обиходного названия не может расцениваться как отдельно принятая программа "Новгородский гектар", в рамках которой реализуется право крестьянского (фермерского) хозяйства на предоставление земельного участка на праве безвозмездного пользования в обход нормам земельного законодательства, в том числе и потому, что право на предоставление земельных участков в безвозмездное пользование закреплено в статье 39.10 ЗК РФ, а не в указанном областном законе, принятым в рамках реализации существующего права в части конкретизации муниципальных образований.
В рассматриваемой ситуации, как правомерно указал суд, субъекту Российской Федерации предоставлено только право определить муниципальные образования, в которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Сам порядок предоставления земельного участка, в том числе и предварительного согласования предоставления земельного участка на праве безвозмездного пользования, регулируется ЗК РФ.
С учетом фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии принятых Администрацией решений от 15.06.2022 N ПСЗУ-20220517-4568363446-4, N ПСЗУ-20220426-4323133110-4, от 16.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5471891835-1, N ПСЗУ-20220616-5473933950-4, N ПСЗУ-20220616-5470860645-1, N ПСЗУ-20220616-5468524230-1, N ПСЗУ-20220616-5470415740-1, от 21.06.2022 N ПСЗУ-20220616-5478841840-4, от 04.10.2022 N ПСЗУ-20220517-4568829496-4 требованиям земельного законодательства.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления Предпринимателя у суда первой инстанции не имелось, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Довод подателя жалобы о том, что судья Киселева М.С. могла необъективно рассмотреть данное дело ввиду того, что ранее работала начальником правового управления аппарата Думы Великого Новгорода, не принимаются апелляционным судом. Отвод судье по основаниям наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе настоящего дела либо иных обстоятельств, которые могут вызвать сомнение в беспристрастности судьи, в суде первой инстанции Предпринимателем не заявлялся.
Ссылка апеллянта на непривлечение к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства сельского хозяйства Новгородской области и областного государственного автономного учреждения "Центр консалтинга и инноваций АПК" также не принимается апелляционной коллегией, поскольку из материалов дела не следует, что настоящий спор затрагивает права и интересы указанных лиц, соответственно, оснований для их привлечения к участию в деле у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств. Данные доводы были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Иная оценка апеллянтом обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда и неправильном применении судом норм материального права.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 декабря 2022 года по делу N А44-5176/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мищихина Николая Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5176/2022
Истец: ИП Мищихин Николай Иванович
Ответчик: Администрация Новгородского муниципального района
Третье лицо: АС Новгородской области, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд