г. Хабаровск |
|
10 марта 2023 г. |
А73-17121/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Энергия": Фунтусова Е.А. по доверенности от 20.10.2022;
от правительства Хабаровского края: Пасечник А.А. по доверенности от 01.10.2022;
от министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: Тонконогова С.Н. по доверенности от 09.01.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Тис": Савчук Е.А. - директор,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Энергия" на решение от 15.12.2022 по делу N А73-17121/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "Энергия" о признании незаконным распоряжения Правительства Хабаровского края от 12.04.2021 N 266-рп "Об утверждении заявки Общества с ограниченной ответственностью "Тис" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО "Тис" с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости" для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов"; третьи лица: обще6ство с ограниченной ответственностью "Тис", департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, прокуратура Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
между правительством Хабаровского края и ООО "Премьер-ДВ" заключался договор от 01.11.2008 аренды лесного участка, расположенного в Хабаровском крае, Аванском лесничестве, Вяземском участковом лесничестве, кв.: 126, 133, 140, 143-144, 147-149, 151, 152, 155, 156, 159. Целевое назначение лесного участка установлено приложением N 3 к договору - заготовка древесины.
Срок действия договора установлен п. 21 договора - по 25.05.2031. Сделка зарегистрирована в установленном законом порядке 27.12.2008 номер регистрации: 27-27-06/003/2008-916.
ООО "Премьер-ДВ" получено право аренды данного участка на основании протокола о результатах лесного конкурса N 14 от 11.05.2006 на срок 25 лет. Арендатор признан победителем лесного конкурса с ежегодным отпуском древесины 9 тыс. куб.м.
В 2008 году договор приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), при переоформлении ему присвоен N 0023/2008 от 01.11.2008.
Постановлением правительства Хабаровского края N 105-пр от 30.06.2006 (далее - Постановление N 105-пр) в Хабаровском крае на землях лесного фонда образованы в Вяземском районе природный парк "Вяземский" площадью 33,0 тыс.га и в Комсомольском районе природный парк "Хосо" площадью 123,1 тыс. га. Все кварталы, в которых по договору аренды лесного участка должна осуществляться рубка в Вяземском участковом лесничестве, а именно кв.: 126, 133, 140, 143-144, 147-149, 151, 152, 155, 156, 159 были включены в территорию природного парка.
Согласно п. 1.3 Постановления N 105-пр образование природного парка не влечет за собой изъятия земельных участков у землепользователей, их собственников и владельцев, а также охотничьих угодий у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, использующих их в соответствии с законодательством.
В соответствии с решением общего собрания учредителей ООО "Премьер ДВ" от 28.02.2012 (протокол от 28.02.2012 N 5) ООО "Премьер-ДВ" переименовано в ООО "Лидер".
12.08.2020 между ООО "Лидер" и ООО ПК "Энергия" заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 01.11.2008 N 0023/2008, которое зарегистрировано 20.11.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
С 2006 по 2022 гг. арендатором велась лесозаготовительная деятельность на территории арендованного лесного участка согласно договору аренды и проекта освоения лесов на территории природного парка "Вяземский".
Решением Хабаровского краевого суда 08.02.2022 по делу N 2а-20/2022 кварталы 126, 133, 143-144, 147-149, 151, 152, 155, 156, 159 Вяземского участкового лесничества (все кварталы арендуемого лесного участка) из эксплуатационных лесов отнесены к защитным лесам.
Таким образом, возникли препятствия в проведении сплошной рубки в защитных лесах, заготовке всего объема древесины, предусмотренного договором.
Указанные обстоятельства послужили ООО ПК "Энергия" поводом для обращения в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (орган, уполномоченный рассматривать вопрос об изменении условий договоров аренды лесных участков, далее - Министерство) с заявлением от 18.07.2022 N 13276 о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 0023/2008 от 01.11.2008, в связи с изменением нормативного регулирования на лесном участке, в части, изменения площади лесного участка, с целью сохранения за обществом права заготовки 9 000 куб.м. древесины.
Из ответа Министерства от 02.08.2022 N 05-50/10089 ООО ПК "Энергия" стало известно, что испрашиваемые свободные участки включены в заявку на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
ООО ПК "Энергия" обратилось к Губернатору Хабаровского края с заявлением от 05.09.2022 о подтверждении или опровержении данной информации.
Из Министерства поступил ответ от 22.09.2022N 04-34-12449 на обращение, согласно которому на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 12.04.2021 N 266-рп "Об утверждении заявки Общества с ограниченной ответственностью "Тис" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация деревообрабатывающего производства на ООО "Тис" с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости" (далее - Распоряжение от 12.04.202. N 266-рп) указанные лесные участки включены в перечень кварталов для реализации инвестиционного проекта.
ООО ПК "Энергия" посчитало, что Распоряжение от 12.04.2021 N 266-рп нарушает права арендатора по договору N 0023/2008 от 01.11.2008, а также иных лиц, подало в Арбитражный суд Хабаровского края заявление об оспаривании указанного распоряжения, в обоснование заявления привело следующие доводы:
- оспариваемое распоряжение не может являться законным, поскольку решением Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-168440/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тис" (далее - ООО "Тис") к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации отказано во включении инвестиционного проекта ООО "Тис";
- оспариваемым распоряжением держится резерв на лесные участки на несуществующий инвестиционный проект, чем ограничена возможность ООО ПК "Энергия" на получение лесного участка из состава зарезервированных участков под не существующий инвестиционный проект;
- Минпромторг России не согласовало заявку ООО "Тис", что подтверждается Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5116/2022, в котором указано, что распоряжением Правительства Хабаровского края от 12.04.2021 N 266-рп утвержден поквартальный график реализации инвестиционного проекта с заключением договоров аренды лесных участков в 3 квартале 2022, однако срок заключения договоров аренды не согласован с Рослесхозом;
- ООО "Тис" не доказан факт соблюдения требования подпункта "а" пункта 8 Положения;
- оспариваемое распоряжение препятствует реализации ООО ПК "Энергия" права внесения изменений в договор аренды лесного участка согласно ст. 74.1 ЛК РФ в судебном порядке, так как по данному типу заявлений предполагается разработка изменений, оформленная в форме дополнительного соглашения;
- наличие резерва на испрашиваемые ООО ПК "Энергия" лесные участки для реализации инвестиционного проекта ООО "ТИС" не является законным;
- в отсутствие проекта дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка с учетом необходимости изменения конфигурации лесного участка, площади, изменения расчета арендной платы, ООО ПК "Энергия" не имеет возможности обратиться в суд с заявлением о внесении изменений в договор аренды в судебном порядке, поскольку самостоятельно не вправе производить расчет арендной платы и др., так как эти полномочия возложены на министерство;
- Распоряжение от 12.04.2021 N 266-рп противоречит решению Хабаровского краевого суда 08.02.2022 г. по делу N 2а-20/2022, которым установлен запрет на заготовку древесины и указаны квартала участковых лесничеств Хабаровского края, в которых запрещена любая деятельность.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-17121/2022, административным ответчиком привлечено правительство Хабаровского края, к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спорта.
Решением от 15.12.2022 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления по делу N А73-17121/2022.
Определением от 18.01.2023 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу ООО ПК "Энергия" на вышеназванное решение.
Считая обжалуемый судебный акт незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного в деле требования, апеллянт не согласился с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемого распоряжения положениям ЛК РФ и судебному акту Хабаровского краевого суда, о сохранении у ООО "Тис" возможности повторно подать документы для реализации инвестиционного проекта. Апеллянт считает, что новая заявка ООО "Тис", не соответствующая Постановлению Правительства РФ от 23.02.2018 N 190, не может служить основанием для сохранения резерва на лесные участки по отклоненной ранее заявке.
В отзывах на апелляционную жалобу правительство Хабаровского края, Министерство, ООО "Тис", прокуратура Хабаровского края не согласились с доводами ООО ПК "Энергия", указали на законность оспариваемого распоряжение и отсутствие нарушений прав заявителя.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель сослался на письмо от 18.01.2023 N 128-ж-2022 Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, поддержавшей заявителя.
Апеллянт заявил ходатайство о приобщении к материалам дела вышеназванного письма Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры.
В дополнениях к отзывам ООО "Тис" и прокуратура Хабаровского края не согласились с доводами апеллянта об отсутствии оснований для защиты прав путем подачи заявления о внесении изменений в договор аренды.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы с участием представителей апеллянта, правительства Хабаровского края, Министерства, ООО "Тис", прокуратуры Хабаровского края, откладывалось определением суда от 07.02.2023 в связи с поступлением ходатайства о принятии дополнительного доказательства.
В судебном заседании, проведенном 07.03.2023 в отсутствие представителей прокуратуры Хабаровского края и департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, суд рассмотрел и на основании статьи 67, части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отклонил ходатайство ООО ПК "Энергия" о принятии дополнительного доказательства - письма от 18.01.2023 N 128-ж-2022 Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, поскольку указанное письмо является мнением лица, не участвующего в деле, по спорным вопросам.
Представители лиц, участвующих в деле, поддержали апелляционную жалобу с дополнением, отзывы с дополнениями соответственно.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности обжалуемого решения.
Дело подлежало рассмотрению и было рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 24 АПК РФ, согласно которым (статьи 198, 200) для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из существа спора, правильно изложенных обстоятельств, предшествовавших подаче заявлению по делу, суд первой инстанции правильно определил нормативные акты, подлежащие применению в настоящем деле - ЛК РФ, Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 190, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, применив нормы права, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, при этом пришел к выводам о соответствии оспариваемого ненормативного акта требованиям закона, неправильном избрании заявителем способа защиты права, недоказанности (статьи 65 АПК РФ) заявителем нарушения его прав оспариваемым распоряжением, сохранении у заявителя возможности в судебном порядке разрешить спор об изменении условий договора аренды.
Суд апелляционной инстанции по результату повторного рассмотрения дела не установил предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
В соответствии со статьей 83 ЛК РФ Министерству переданы отдельные полномочия в области лесных отношений.
Согласно пунктам 3.3, 3.8 раздела 3 Положения о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 N 707-пр (далее - Положение о министерстве), Министерство уполномочено на предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду; осуществляет полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков, заключенным Правительством края, управлением лесами Правительства края, комитетом лесного хозяйства Правительства края.
Министерство является правопреемником министерства промышленности Хабаровского края в части функций в сфере лесной промышленности, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по правам и обязательствам, возникшим при реализации полномочий по обеспечению проведения государственной политики в области лесных отношений на территории края (пункт 1.2 Положения о министерстве).
Как было указано выше, ООО ПК "Энергия" является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка от 01.11.2008 N 0023/2008, в Вяземском муниципальном районе края, в Аванском лесничестве, кварталы N 126, 133, 140, 143, 144, 147, 148, 149, 151, 152, 155, 156, 159 Вяземского участкового лесничества (далее - лесной участок), предоставленного для заготовки древесины.
В соответствии с ЛК РФ использование лесов осуществляется в соответствии правилами заготовки древесины, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, договором и проектом освоения лесов.
Вышеуказанный лесной участок расположен на землях лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, в границах особо охраняемой природной территории краевого значения природный парк "Вяземский".
В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 ЛК РФ), в том числе леса, расположенные на территориях природных парков (часть 3 статьи 112 ЛК РФ).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют иные цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).
Режимом особой охраны территории природного парка "Вяземский" (далее - природный парк "Вяземский"), установленным Положением о природном парке "Вяземский" (утверждено постановлением Правительства Хабаровского края от 30.06.2006 N 105-пр), в границах природного парка "Вяземский" разрешена деятельность по заготовке древесины на лесных участках, переданных в аренду до принятия Положения о природном парке "Вяземский" (до 30.06.2006), на срок действия договоров аренды.
Вместе с тем, в соответствии с лесным законодательством проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено ЛК РФ (часть 3 статьи 111 ЛК РФ).
Таким образом, в границах природного парка "Вяземский" возможно использование лесов для заготовки древесины путем осуществления выборочных рубок.
Принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (Рослесхоз) (пункт 16 статьи 81 ЛК РФ).
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (статья 87 ЛК РФ).
В лесохозяйственном регламенте устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Лесохозяйственным регламентом Аванского лесничества, утвержденным приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 N 93 0П (далее - Регламент) на основании решения Рослесхоза леса,
расположенные в границах природного парка "Вяземский" были отнесены к эксплуатационным лесам.
Решением Хабаровского краевого суда от 08.02.2022 (дело N За-20/2022), вступившим в законную силу 16.06.2022 (далее - Решение суда от 16.06.2022), Регламент признан недействующим в части отнесения лесов, расположенных в границах природного парка "Вяземский" к эксплуатационным и установления вида разрешенного использования лесов - заготовки древесины в кварталах 126, 133, 143-144, 147-149, 151, 152, 155, 156, 159 Вяземского участкового лесничества.
Решение об отнесении лесов, расположенных в границах природного парка "Вяземский", к защитным лесам Рослесхозом не принято. Министерство не уполномочено на принятие такого решения (пункт 16 статьи 81 ЛК РФ).
В целях сохранения права заготовки 9000 куб.м древесины ООО ПК "Энергия" направило в адрес Министерства обращение (без номера и даты, поступило в Министерство 18.07.2022) о внесении изменений в договор от 01.11.2008 N 0023/2008 в части изменения площади лесного участка. Свободные участки заявитель просил выбрать из состава свободных земель лесного фонда Аванского лесничества.
При рассмотрении обращения ООО ПК "Энергия" Министерством было установлено, что часть указанных в данном обращении кварталов включено в перечень кварталов для реализации приоритетного инвестиционного проекта на основании Распоряжения от 12.04.2021 N 266-рп, часть кварталов предназначена для целей местного потребления (заготовка древесины гражданами для собственных нужд), для субъектов малого и среднего предпринимательства, государственных и муниципальных нужд (таблица 7 "Виды разрешенного использования лесов" Регламента).
После утверждения заинтересованным органом (Правительством края) заявки и до принятия Минпромторгом России решения о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов передача третьим лицам в аренду лесных участков, предусмотренных для реализации инвестиционных проектов, не допускается (пункт 6 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190).
В связи с изложенным, а также с учетом положений частей 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ, предусматривающих возможность изменения условий договора аренды лесного участка по решению суда, Министерством было отказано ООО ПК "Энергия" в предоставлении запрашиваемых кварталов.
В соответствии с частью 3 статьи 22 ЛК РФ подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с указанным порядком Распоряжением N 266-рп утверждена Заявка ООО "Тис".
В связи с отказом Минпромторга России во включении инвестиционного проекта ООО "Тис" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, ООО "Тис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным указанного отказа Минпромторга России (дело N А40-168440/2021).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 года, оставленным в силе постановлением арбитражного суда Московского округа от 05.07.2022, отказано в удовлетворении заявления ООО "Тис" о признании незаконным отказа Минпромторга России во включении инвестиционного проекта ООО "Тис" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Вместе с тем, решение суда не препятствует повторному направлению Заявки ООО "Тис" на реализацию инвестиционного проекта в Минпромторг России для включения указанного проекта в перечень инвестиционных проектов после внесения необходимых изменений в Заявку и соответствующие документы, а также не является основанием для отмены Распоряжения N 266-рп.
Действующее законодательство также не содержит запрета на исправление выявленных Минпромторгом России замечаний и повторное направление Заявки на включение в перечень инвестиционных проектов.
ООО "Тис" 01.11.2022 в Правительство Хабаровского края направлена доработанная с учетом замечаний Минпромторга России Заявка.
В настоящее время Министерством подготовлен проект распоряжения Правительства края о внесении изменений в Распоряжение N 266-рп.
После принятия распоряжения Правительства края о внесении изменений в Распоряжение N 266-рп Заявка ООО "Тис" может быть направлена Министерством в Минпромторг России для включения в перечень инвестиционных проектов.
Довод заявителя о том, что Распоряжение N 266-рп препятствует реализации права ООО ПК "Энергия" на внесение изменений в договор аренды лесного участка согласно ст. 74.1 ЛК РФ в судебном порядке, так как по данному типу заявлений предполагается разработка изменений, оформленная в форме дополнительного соглашения, не обоснован и не соответствует действующему законодательству.
Положения статьи 74.1 ЛК РФ исключают возможность внесения указанных заявителем изменений в договор аренды по соглашению сторон, но, учитывая закрепленное законодателем право заинтересованной стороны договора на заявление требования об изменении договора в суд после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в установленный срок, ООО ПК "Энергия" вправе самостоятельно разработать проект изменений к договору, разработка дополнительного соглашения к договору не требуется.
В пункте 3.8 Положения о министерстве закрепленное полномочие по заключению соглашений об изменении договоров аренды лесных участков может быть реализовано Министерством при условии заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов (статья 74.1 ЛК РФ), и при достижении соглашения сторонами по всем планируемым к изменению условиям договора.
С учетом изложенного судом в решении от 15.12.2022 сделан правильный вывод о том, что изменение условий договора аренды лесного участка в части, касающейся его существенных условий, во внесудебном порядке недопустимо.
ООО ПК "Энергия" не обращалось в суд с заявлением об изменении условий договора аренды.
Доводы заявителя о том, что сведения о направлении ООО "Тис" новой заявки от 01.11.2022 не могут служить основанием для сохранения резерва на лесные участки по предыдущей заявке, не соответствуют фактическим обстоятельства дела.
Заявка ООО "Тис" от 01.11.2022 N 68 не является новой, а является ранее утвержденной Правительством края заявкой, доработанной с учетом замечаний Минпромторга России.
В связи с отсутствием замечаний к проекту перечня лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта (далее - Перечень лесных участков), приложенному к первоначальной заявке, указанный перечень к доработанной заявке повторно не приложен.
Довод ООО ПК "Энергия" о том, что Распоряжение N 266-рп противоречит решению Хабаровского краевого суда от 08.08.2022 N 2а-20/2022, которым запрещена любая деятельность лесных участках, включенных в Перечень лесных участков (кварталы 42, 43, 53, 59, 62, 77), не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Режимами особо охраняемых природных территорий природного парка "Вяземский" (постановление Правительства края от 30.06.2006 N 105-пр) и государственного природного заказника краевого значения "Щебенчиха" (постановление Правительства края от 12.11.2018 N 409-пр), расположенных в границах Аванского лесничества, заготовка древесины в границах таких территорий запрещена, за исключением специально оговоренных случаев.
Лесохозяйственным регламентом Аванского лесничества, утвержденным приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 N 93 0П (далее - Регламент), леса, расположенные в кварталах 42, 43, 53, 59, 62, 77, на основании решения Рослесхоза были отнесены к эксплуатационным лесам.
Решением суда от 16.06.2022 Регламент признан недействующим в части отнесения лесов в отдельных кварталах, в том числе вышеуказанных, расположенных в границах природного парка "Вяземский" и государственного природного заказника краевого значения "Щебенчиха" к эксплуатационным, и установления вида разрешенного использования лесов - заготовки древесины на территории части кварталов Аванского лесничества, в том числе части кварталов 42, 43, 53, 59, 62, 77.
В соответствии с перечнем лесных участков, утвержденным Распоряжением N 266-рп, за ООО "Тис" зарезервирован лесной участок в Аванском лесничестве (далее - лесной участок N 1), в который включены выделы, части выделов, которые не входят в границы особо охраняемых природных территорий, в которых возможно осуществлять заготовку древесины.
Вместе с тем, в таблицах N 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" и N 7 "Виды разрешенного использования лесов" Лесохозяйственного регламента Аванского лесничества указаны лесные кварталы, части кварталов, без указания выделов, их частей.
В соответствии с картографическим материалом, являющимся частью проектной документации лесного участка N 1, утвержденной распоряжением комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от 29.11.2020 N 758-р (далее - проектная документация), указанные выше кварталы N 59, 77 лесного участка не полностью входят в границы особо охраняемой природной территории краевого значения природный парк "Вяземский"; кварталы N 42, 43, 53, 62 не полностью входят в границы государственного природного заказника краевого значения "Щебенчиха".
В границы лесного участка N 1 включены части кварталов, не входящих в границы указанных особо охраняемых природных территорий. Об этом указано в разделе 8 проектной документации: согласно данным государственного лесного реестра на проектируемом лесном участке особо охраняемые природные территории отсутствуют.
Решением суда от 16.06.2022 Регламент признан частично недействующим в части установления разрешенного вида использования - заготовки древесины на территории части кварталов Аванского лесничества, без конкретизации отдельных выделов и их частей.
Границы лесного участка N 1, поставленного на кадастровый учет (N 27:06:0000000:988), не пересекаются с границами зон с особыми условиями использования - Природный парк "Вяземский" (N27:06-9.1); заказник "Щебенчиха" (N 27:06-9.4).
В настоящее время Министерством проводится работа по приведению в соответствие с действующим законодательством Лесохозяйственного регламента Аванского лесничества.
Довод ООО ПК "Энергия" о том, что заявка ООО "Тис" не соответствует по сумме инвестиций, подлежит отклонению, поскольку увеличение общего объема инвестиций на модернизацию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры (с 600 млн рублей, указанных в заявке ООО "Тис" от 28.12.2018, до 2 млрд рублей) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2019 N 651 "О внесении изменений в пункт 2 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (вступило в силу 01.07.2019) (далее - Постановление N 651), влечет ухудшение положения инвесторов, направивших соответствующие заявки до вступления в силу указанного постановления. Постановление N 651, вступившее в силу после поступления заявки ООО "Тис" в уполномоченный орган и отбора заявки, не подлежит применению при рассмотрении указанной заявки.
Гражданские права возникают, в том числе, из судебных решений (статья 8 ГК РФ). Согласно статьям 12, 13 ГК РФ, положениям статьи 4, главы 24 АПК РФ заинтересованное лицо вправе оспаривать ненормативные акты государственных органов.
В то же время, признание судом Распоряжения N 266-рп недействительным не приведет к восстановлению права ООО ПК "Энергия" на осуществление предпринимательской деятельности по заготовке древесины, так как заявитель не является участником правоотношений, связанных с реализацией ООО "Тис" инвестиционного проекта в области освоения лесов. У ООО ПК "Энергия" не возникло право на осуществление лесозаготовительной деятельности именно на лесных участках, зарезервированных для осуществления деятельности ООО "Тис". Избранный ООО ПК "Энергия" способ защиты прав не приведет к защите его прав. Вопрос защиты прав общества подлежит рассмотрению в ином судебном порядке.
Довод заявителя о неприменении части 10 статьи 29 ЛК РФ о давности таксации лесов к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 304-ФЗ) подлежит отклонению.
Для предоставления в аренду лесного участка необходимо осуществить проектирование лесного участка (подготовить проектную документацию лесного участка) (статья 70.1 ЛК РФ). В проектной документации указывается площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесного участка, определяемые в соответствии с таксационным описанием лесного участка (статья 70.1 ЛК РФ, пункт 4 приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки").
Учитывая, что давность таксации лесов в Аванском лесничестве составляет более десяти лет (таксация проведена в 2002 году), лесной участок, спроектированный на основании имеющихся материалов таксации, не может быть предоставлен в аренду.
Проведение лесоустройства на землях лесного фонда отнесено к полномочиям Рослесхоза (пункт 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ, пункт 22 статьи 81 ЛК РФ).
Выполнение работ по таксации лесов по инициативе и за счет заинтересованных лиц (не органами государственной власти) в силу части 10 статьи 19 ЛК РФ, приказ Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" допускается только в отношении предоставленных по основаниям, предусмотренным ЛК РФ лесных участков (в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование), если выполнение таких работ не предусмотрено утвержденным планом проведения лесоустройства.
Таким образом, выполнение работ по таксации лесов возможно по инициативе заявителя только на предоставленном в аренду лесном участке, а не до его предоставления.
Также не обоснован довод заявителя о распространении нормы о таксации лесов только для вновь образованных участков для организации процедуры торгов. В лесном законодательств не содержится условие о том, что таксация лесов осуществляется только на вновь образованных лесных участках в целях их предоставления по результатам торгов. В части 10 статьи 29 ЛК РФ дословно сказано, что "предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 ЛК РФ, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад".
Проектная документация, разработанная на основании таксации лесов, проведенной более 10 лет назад, будет содержать неактуальные количественные и качественные характеристики лесного участка (породный состав лесных насаждений, запас лесных насаждений, другие характеристики лесных ресурсов), не позволяющие рассчитать общий объем заготавливаемой древесины, и объем по видам заготавливаемой древесины.
В связи с тем, что Решением суда от 16.06.2022 лесохозяйственный регламент Аванского лесничества признан недействующим в части установления вида разрешенного использования лесов - заготовки древесины с момента вступления в силу решения суда, т.е. с 16.06.2022, правоотношения по внесению изменений в Договор у заявителя с Министерством возникли именно с 16.06.2022, а не с даты заключения Договора. Следовательно, к данным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон N 304-ФЗ.
Изначально лесной участок, находящийся в настоящее время в аренде у ООО ПК "Энергия", был сформирован и предоставлен в аренду пользователю до образования 30.06.2006 в его границах особо охраняемой природной территории парк "Вяземский". В связи с изменением действующего законодательства (принятием постановления Правительства края от 30.06.2006 N 105-пр "Об образовании природных парков "Вяземский" и "Хосо") и вступлением в силу Решения суда от 16.06.2022, договор аренды лесного участка в настоящее время не может выполняться на условиях результатов конкурса, проведенного в 2006 году. Учитывая, что заявитель требует внесения изменений в действующий Договор, посредством изменения границ лесного участка (фактически предоставления нового лесного участка), Договор не будет исполняться на тех же условиях, на которых был ранее предоставлен ООО ПК "Энергия" (подлежат изменению большинство условий договора: предмет договора (границы лесного участка, площадь, схема расположения, обязанности арендатора в части выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, размер арендной платы и т.д.).
При таких обстоятельствах подтверждаются выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого распоряжения требования закона, о недоказанности заявителем нарушения его прав обжалуемым Распоряжением N 266-рп.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является правильным, законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не возвращается и не возмещается в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.12.2022 по делу N А73-17121/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17121/2022
Истец: ООО ПК "Энергия"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, Департамент лесного хозяйства по ДФО, Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края, ООО "Тис", Прокуратура Хабаровского края