г. Красноярск |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А33-12934/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" марта 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Солдатовой П.Д.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Росттех": Климов А.В., представитель по доверенности от 01.01.2023 N 37, диплом, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Норильска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" декабря 2022 года по делу N А33-12934/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Росттех" (далее - ООО "Росттех", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному учреждению администрации города Норильска (далее - ответчик) о взыскании 224 724 рублей 02 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.12.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что спорные жилые помещения в период, за который истцом осуществлено ответчику начисление задолженности, являлись пустующими, то есть не использовались для проживания граждан либо каких-либо иных целей, соответственно, начисление платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО неправомерно.
Кроме того, заявитель считает, что в данном деле подлежала применению норма пункта 143 (44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. В соответствии с указанными положениями при отсутствии в помещении потребителя более пяти полных календарных дней производится перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Однако судом этого сделано не было, что повлекло взыскание в пользу истца денежных средств за услуги, которые фактически не оказывались и в оказании которых необходимости не имелось.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 09.03.2023.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 N 1/1630-од обществу "Росттех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Норильской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
Между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и обществом "Росттех" 10.08.2018 заключено соглашение N 15 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Норильской технологической зоны Красноярского края, по условиям которого региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме с 01.01.2019 при условии утверждения до указанной даты тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 3.2).
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 N 680 - в установлен единый тариф на услугу регионального оператора с твердыми коммунальными отходами для населения по Норильской технологической зоне на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 1735 рублей 26 копеек.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 N 1188-в в редакции приказа от 18.12.2021 N 944-в установлен единый тариф на услугу регионального оператора с твердыми коммунальными отходами для населения по Норильской технологической зоне на период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 1215 рублей, с 01.10.2020 по 31.12.2020 в размере 1154 рублей 28 копеек, с 01.01.2021 по 30.06.2022 в размере 954 рублей 37 копеек, с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 1420 рублей 45 копеек.
Из пояснений истца и представленных протоколов общих собраний, ответов управляющих компаний следует, что собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Норильской технологической зоны, приняты решения о переходе на прямые договоры с региональным оператором с 01.10.2019.
В претензии от 29.12.2021 N 2021/7988 региональный оператор сообщал администрации г. Норильска о наличии обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за жилые помещения, находящихся в муниципальной собственности, в которых отсутствуют наниматели по договорам социального найма. Региональный оператор также сообщал, что при отсутствии постоянно и временно приживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из количества собственников помещения.
Согласно материалам дела в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, были заключены контракты с индивидуальным предпринимателем Мазаловым Павлом Павловичем (исполнителем) N 210818 от 13.12.2021, N210011 от 28.02.2022 на оказание комплексных услуг в области административного обслуживания жилых помещений для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно техническому заданию, размещенному на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, в перечень оказываемых услуг входило, в том числе, освобождение жилых помещений от мусора, в том числе крупногабаритного (предметов мебели, инвентаря, личных вещей граждан) и складирование его на площадке накопления ТКО многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение; письменное информирование регионального оператора в срок не позднее 2х рабочих дней с даты окончания исполнения услуги о необходимости сбора и транспортирования ТКО.
Во исполнение обязательств по контракту Мазалов П.П. письмами информировал регионального оператора об освобождении от мусора жилых помещений и о необходимости сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов с указанием адресов жилых помещений и фактического объема мусора.
В претензии N 2022/788 от 01.03.2022 региональный оператор сообщал главе города Норильска о том, что после получения уведомлений общество "Росттех" совместно с предпринимателем Мазаловым П.П. в присутствии представителей организаций, осуществляющих содержание общего имущества многоквартирных домов, произвели осмотр придомовых территорий по указанным в уведомлениях адресам и составили акты осмотра на предмет наличия ТКО/КГО с указанием объема отходов по каждому дому. В претензии региональный оператор указывал, что за истекший период 2022 года он осуществил вывоз отходов, образовавшихся в результате освобождения от отходов муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах на территории г. Норильска в объем объеме 1315 м3 на общую сумму 1 651 745 рублей 20 копеек, из расчета: 1 315 м3 (объем вывезенных отходов) х 1256 рублей 08 копеек (единый тариф на услугу регионального оператора с НДС).
В письме от 30.03.2022 N 160-3219 управление жилищным фондом администрации города Норильска сообщило региональному оператору, что крупногабаритные отходы, оставленные бывшими нанимателями жилых помещений, складируемые предпринимателем Мазаловым П.П. на площадке накопления ТКО при освобождении жилых помещений муниципального жилищного фонда от мусора, подлежат вывозу обществом "Росттех" в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО; обязанность по оплате предоставляемых обществом "Росттех" коммунальных услуг по обращению с ТКО возлагается на собственника отходов - нанимателя, в том числе бывшего, с которым необходимо заключить соответствующих договор или взыскать понесенные убытки; обязанность по оплате предоставляемых обществом "Росттех" коммунальных услуг по обращению с ТКО в отношении пустующих жилых помещений муниципального жилищного фонда отсутствует по причине необразования отходов в пустующих жилых помещениях.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по ноябрь 2022 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (в последующем уточненным).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В пункте 2 Правил N 1156 указано, что "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с пунктом 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
В соответствии с частью 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно:
1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в спорных многоквартирных домах были приняты решения о переходе на прямые договоры с организацией, оказывающей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019, что подтверждается представленными протоколами общих собраний, ответами управляющих компаний и ответчиком не оспаривается.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции признал заключенными договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником жилых помещений и региональным оператором с даты, определенной в решениях общий собраний собственников помещений в многоквартирных домах, то есть с 01.01.2019.
Согласно иску и материалам дела (с учетом представленных ответчиком документов, подтверждающих заселение в спорные жилые помещения нанимателей) за ответчиком числится задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 224 724 рубля 02 копейки.
Ответчик, в свою очередь, возражая против начисления платы за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКС указал, что данная услуга фактически не оказывалась, поскольку в заявленный истцом период в спорных помещениях никто не проживал.
Вместе с тем, из пояснений сторон и представленных в материалы дела документов следует, что в целях освобождения жилых помещений от мусора между администрацией г. Норильска и предпринимателем Мазаловым П.П. заключались контракты, фактическое оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтверждается представленными региональным оператором письмами предпринимателя с указанием адресов помещений и объема отходов, образовавшихся в результате освобождения помещений, отчетами о движении мусоровозов.
Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2022 N 3212-О коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме с определенной периодичностью, обусловленной установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, и независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем указанная услуга направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений (создании комфортных условий для проживания в них), но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации). Учитывая данное обстоятельство, а также невозможность установления как самого факта потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами конкретным собственником или пользователем жилого помещения в многоквартирном доме, так и точного объема такого индивидуального потребления (по крайней мере в современных условиях становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги. При этом сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2022 N 52-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2022 N 1714-О).
При этом подлежит отклонению довод апеллянта о том, что с целью определения размера платы в данном деле подлежала применению норма пункта 143 (44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которой при отсутствии в помещении потребителя более пяти полных календарных дней производится перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
В соответствии пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно пункту 56 (2) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В судебном заседании суда первой инстанции истец пояснил, что расчет долга произведен исходя из утвержденного норматива потребления, умноженного на единственного собственника помещений и на единый предельный тариф на услугу регионального оператора. Вместе с тем после представления истцом уточненного расчета ответчик контррасчет не представил, доводов относительно необоснованности указанных в расчете периодов начисления и суммы задолженности не заявил.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая доказанность истцом факта оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличие у ответчика обязанности по оплате оказанных услуг, отсутствие возражений со стороны ответчика после уменьшения размера исковых требований в связи с получением договоров найма, суд первой инстанции признал обоснованными исковые требования и правомерно удовлетворил в полном объеме.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" декабря 2022 года по делу N А33-12934/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12934/2022
Истец: ООО "РОСТТЕХ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
Третье лицо: Мазалов Павел Павлович