город Томск |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А03-6176/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Павлюк Т.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (N 07АП-880/2023) на решение от 12.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6176/2022 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой кожно-венерологический диспансер" (ИНН 2225022582, ОГРН 1022201765079), г.Барнаул, к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903), г. Барнаул, о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в КГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер г.Рубцовска" от 28.12.2021 N117 в части пункта "Обоснованность получения КГБУЗ "КВД г. Рубцовска" средств на оплату медицинской помощи по ОМС" в части возмещения в бюджет Территориального фонда ОМС денежных средств в размере 8 414 467,00 руб., полученных медицинской организацией за оказание первичной доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Алтайского края.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой кожно-венерологический диспансер": Заводова О.А. по доверенности от 09.01.2023 (до 31.12.2025),
от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края: Потапова Е.В. по доверенности от 11.01.2021 (по 31.12.2023),
от Министерства здравоохранения Алтайского края: Еремеев В.Н. по доверенности от 09.01.2023 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевой кожно-венерологический диспансер" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Фонд) о признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в КГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер г. Рубцовска" от 28.12.2021 N 117 в части пункта "Обоснованность получения КГБУЗ "КВД г. Рубцовска" средств на оплату медицинской помощи по ОМС" в части возмещения в бюджет Территориального фонда ОМС денежных средств в размере 8 414 467,00 руб., полученных медицинской организацией за оказание первичной доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Алтайского края.
Решением от 12.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм права, просит состоявшийся судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
Указывает на нарушение медицинской организацией требования пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N99-ФЗ), выразившегося в оказании лицензируемого вида деятельности по адресу: г. Рубцовск, ул. Революционная, д. 12 с 01.05.2020 без лицензии. В случае, если сведения, содержащиеся в лицензии, не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности, что установлено в рамках настоящего дела, то оказанная при таких обстоятельствах медицинская помощь оплате не подлежит.
Ссылается на пропуск срока обжалования акта N 117, который получен и.о.главного врача КГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер, г.Рубцовск" 28.12.2021, соответственно срок на его обжалование истек 28.03.2022, тогда с заявлением в суд Учреждение обратилось 29.04.2022, то есть по истечении срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Учреждение в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Фонда и Учреждения в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней, представитель Министерство здравоохранения Алтайского края поддержал доводы отзыва Учреждения, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Фонда, считает решения суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, Фонд провел комплексную проверку использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.10.2019 по 30.09.2021, в ходе которой установил, в том числе, нарушение Учреждением требования пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, выразившегося в оказании лицензируемого вида деятельности по адресу: г. Рубцовск, ул. Революционная, д. 12, без наличия лицензии.
По результатам проверки составлен акт 28.12.2021 N 117, в котором Учреждению предложено восстановить в бюджет Фонда средства в сумме 8 414 467,00 руб., использованные не по целевому назначению, указав на то, что в случае просрочки выполнения указанных требований медицинская организация несет ответственность в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Учреждение не согласилось с актом Фонда в указанной части и обжаловало его в арбитражном суде. При этом просило восстановить срок на подачу заявления, в обоснование указало на получение письма от 04.04.2022 N 1331, содержащее требование Фонда. 08.04.2022 КГБУЗ "Краевой кожно-венерологический диспансер" в связи с отсутствием акта проверки КГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер г. Рубцовска" направило запрос в Фонд, с просьбой предоставить заверенную копию документа, который предоставлен Фондом 18.04.2022.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления. Само по себе нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым, акт проверки противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами суда первой инстанции на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), территориальный фонд проводит проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа на оплату медицинской помощи. Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 23.3 Положения в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обязательное медицинское страхование, как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ, это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Одним из принципов такого страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 326-ФЗ является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования. Статьей 9 Федерального закона N 326-ФЗ определены субъекты ОМС (застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд), а также участники ОМС, которыми являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Обязательный целевой характер использования денежных средств, полученных на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, также предусмотрен пунктом 1 статьи 147 БК РФ и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ и пунктом 5.10. Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действовавшего в проверяемом периоде, а также пунктом 8.11. Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действовавшего в проверяемом периоде с 01.01.2021 по 30.09.2021, (далее - Договор) медицинская организация обязана использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий осуществляется Территориальным фондом в соответствии с Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности.
Согласно пункту 39 Порядка N 255н проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает в том числе, проверку - обоснованности получения средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяется: наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь.
По результатам выборочной проверки установлен факт оказания медицинских услуг по следующим адресам: г. Рубцовск, ул. Октябрьская, д.96 - стационар, дневной стационар; г. Рубцовск, ул. Революционная, д. 12 - поликлиника, лабораторная диагностика.
В ходе проверки выявлены нарушения, являющиеся основанием для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), согласно пункту 5.5.3 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (Приложение к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", пункту 1.8.3. Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской, помощи) (Приложение к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2021 N 231н - предоставление на оплату реестров счетов в случае нарушения лицензионных условий и требований при оказании медицинской помощи: в том числе, данные лицензии не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности (на основании лицензирующих органов).
Лицензия для оказания первичной доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в МО оформлена на адрес: г. Рубцовск, проспект Ленина,13.
При проверке адреса размещения поликлиники г. Рубцовск, ул. Революционная, д. 12 установлено оказание медицинской организацией по указанному адресу первичной доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях с 01.05.2020 при отсутствии лицензии. Медицинские услуги включены МО в реестры посещений и поданы в СМО на оплату за оказание медицинской помощи в рамках программы ОМС.
Согласно требований статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае изменения фактического адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности. На момент проверки, 29.11.2021, лицензия не переоформлена.
КГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер КВД г. Рубцовска" покинул прежний адрес на ул. Ленина, д. 13 г.Рубцовска по причине организации там COVID-ного госпиталя.
Лицензия у КГБУЗ "Кожно-венерологический диспансер г. Рубцовска" на оказание первичной медикосанитарной, доврачебной, первичной специализированной помощи имелась, но в данную лицензию не включен в качестве места осуществления деятельности адрес по ул. Революционная, д. 12.
Фонд не отрицает наличие в Учреждении квалифицированного медицинского персонала, обязанного в силу закона оказывать соответствующую медицинскую помощь обратившимся гражданам, а также необходимого медицинского оборудования.
Исходные данные о финансовых средствах, полученных Учреждением в рамках территориальной программы ОМС и потраченных на оказание первичной доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях гражданам, предоставлены в полном объеме и Фондом не оспаривалось на протяжении периода 2019 - 2021г.г. Факт оказания населению медицинских услуг, отвечающих качеству, в спорный период является документально подтвержденным.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается факт оказания населению в спорный период медицинских услуг, претензий к качеству оказанных услуг не имеется.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, следует учесть специфику диспансера и отсутствие аналогичных организаций на территории г. Рубцовска и прилегающих районов Алтайского края.
Отказ Учреждения в оказании гражданам медицинской помощи противоречил бы в данном случае положениям статьи 41 Конституции РФ и статьям 4-7,10,11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Само по себе нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Денежные средства ОМС использованы Учреждением по целевому назначению. Доказательств того, что данные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также об их чрезмерности, Фондом не представлено.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что соответствующая лицензия впоследствии получена Учреждением.
Поскольку акт проверки противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что Фондом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным; судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.12.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6176/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 09.01.2023 N 826650.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6176/2022
Истец: КГ БУЗ "Краевой кожно-венерологический диспансер"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: Министерство здравоохранение АК