г. Чита |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А19-17005/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Оленина Сергея Николаевича Белых Н.Н. (доверенность от 22.02.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Оленина Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2022 года по делу N А19-17005/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Оленин Сергей Николаевич (ОГРНИП 319246800142217, ИНН 245508217941, далее - истец, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, далее - министерство), Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" (ОГРН 1143850039574, ИНН 3816997829), Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Эхирит-Булагатскому району" (ОГРН 1143850038221, ИНН 3849037976), Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980) об обязании произвести выплату компенсации за установку памятников Героев Социалистического Труда Петухова Ф.Б., Захарова В.М., Федюкова А.А.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 декабря 2022 года по делу N А19-17005/2022 в удовлетворении требований к ответчикам Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району", Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Эхирит-Булагатскому району" отказано.
Требования к ответчикам Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области удовлетворены.
Суд обязал Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, произвести индивидуальному предпринимателю Оленину Сергею Николаевичу финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий на могилах Героев Социалистического Труда Петухова Филарета Богомоловича, Захарова Василия Михайловича, Федюкова Александра Абрамовича в размере 41 196 рублей за каждое надгробие и с учетом индексации один раз в год, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и коэффициента индексации определённого Правительством Российской Федерации.
Истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе и пояснении к жалобе.
Апеллянт полагает, что решение суда не является законным и обоснованным в части снижения судом сумм компенсации. Указал, что расценки на памятники для военнослужащих и остальных граждан, указанных в пункте 1 постановления N 460, не могут применяться для определения размера компенсации расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий на могилах Героев Социалистического Труда. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 740 предъявляет особые требования к характеристикам и качеству надгробия, тогда как Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460 аналогичных требований не содержит.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Определением суда от 14.02.2023 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 25 минут 07 марта 2023 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.01.2023, 15.02.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району", ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Эхирит-Булагатскому району", Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, умершие 21.01.1987 Петухов Филарет Богомолович, 19.04.1968 Захаров Василий Михайлович, 05.12.1985 Федюков Александр Абрамович являлись Героями Социалистического Труда.
Между истцом (исполнитель) и Петуховым Ф.Ф., Маслаковой Н.Н., Самариным А.Е. (заказчики) заключены договоры от 14.01.2021, 19.01.2021, 02.02.2021 соответственно на выполнение и услуг по установке надгробий на могилах умерших Героев Социалистического Труда.
По условиям данных договоров заказчик поручает и принимает работу по изготовлению и установке надгробия, исполнитель обязуется изготовить и установить на могиле умерших Героев Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740.
Стоимость работ определена в смете и составляет 517 500 руб. по установке надгробия на могиле Петухова Ф.Б., 467 900 руб. по установке надгробия на могиле Захарова В.М., 467 100 руб. по установке надгробия на могиле Федюкова А.А.
Согласно п. 3.3 договоров оплата производится в рублях Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в срок до 31.12.2021 при поступлении денежных средств из федерального бюджета на эти цели.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что заказчик передает исполнителю право требования компенсации стоимости изготовления и установки надгробия у Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Работы и услуги по установке надгробия на могиле умерших Героев Социалистического Труда определены в сметах, согласованных заказчиками.
ИП Оленин С.Н. в соответствии с договорами выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем составлены акты приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробий на могилах Петухова Ф.Б., Захарова В.М., Федюкова А.А. от 11.09.2021, 12.09.2021 соответственно.
Истец, полагая, что расходы на изготовление и установку надгробий в силу положений действующего законодательства и договоров подлежат возмещению истцу из федерального бюджета, обратился с заявлением к ответчикам как к лицам, уполномоченным государством на выплату компенсационных расходов. Отказ возместить истцу расходы, понесенные последним на изготовление и сооружение памятников, послужил основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
В соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Соглашением между Пенсионным фондом РФ и Администрацией Иркутской области N28-61 от 02.04.2007 "О реализации мер социальной поддержки героев Советского Союза, героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" (с учетом дополнительного соглашения N 28-2-48 от 12.04.2018), Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от 18.09.2009 N 261/40-пп, судом первой инстанции правомерно установлено, что уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия), а также учитывая нормативное регулирование и специфику полномочий МинСоцразвития, принимая во внимание то, что выплата истцу соответствующей компенсации возможна лишь в результате соответствующих взаимосвязанных действий министерства и отделения, следовательно, отделение и министерство являются надлежащими ответчиками по настоящему иску.
В этой связи судом первой инстанции правомерно признано, что областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району", областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Эхирит-Булагатскому району" являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям.
Суд первой инстанции, исходя из предмета и основания заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом особенностей и характера компенсационных мер, руководствуясь положениями статьи 12 ГК РФ, части 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", пунктов 2, 5 Постановления Правительства РФ от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета", Соглашением между Пенсионным фондом РФ и Администрацией Иркутской области N 28-61 от 02.04.2007 "О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" (с учетом дополнительного соглашения N 28-2-48 от 12.04.2018, признал исковые требования об обязании произвести компенсацию расходов подлежащими удовлетворению с установлением размера такой компенсации исходя из аналогичной нормы, а именно в 41 196 рублей за каждое надгробие и с учетом индексации один раз в год, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и коэффициента индексации определённого Правительством Российской Федерации.
При этом судом признана доказанной истцом совокупность следующих условий:
- наличие у ответчиков - министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, государственного учреждения-отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обязанности по выплате компенсации;
- уклонение ответчиков от исполнения этой обязанности; позволяющих удовлетворить требования истца о понуждению к исполнению в натуре обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий на могилах Героев Социалистического Труда.
Так, судом установлено, что согласно справкам администраций муниципальных образований на могилах Героев Социалистического Труда Петухова Ф.Б., Захарова В.М., Федюкова А.А. не производилась установка памятников постоянного образца. Истцом в качестве доказательств несения расходов в предъявленном размере представлены: вышеназванные договоры 14.01.2021, 19.01.2021, 02.02.2021, сметы к договорам; акты приемки выполненных работ от 11.09.2021, 12.09.2021.
С учетом изложенного у надлежащих ответчиков имеется обязанность по возмещению расходов, понесенных истцом на изготовление и установку надгробия, что заявителем жалобы не оспаривается.
Вместе с тем суд первой инстанции исходил из того, что в Постановлении Правительства РФ от 05.12.2006 N 740 установлены требования к надгробию и порядок выплаты расходов на надгробие, тогда порядок определения размера расходов, подлежащих компенсации, действующим законодательством не определен.
В этой связи, руководствуясь пунктом 1 статьи 6 ГК РФ, суд первой инстанции признал возможным применить аналогию закона по определению норм расходов по установке надгробия на могилах с учетом Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников".
В соответствии с пунктом 2 постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 41196 рублей.
Приведенным постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 закреплено также, что нормы расходов денежных средств на оплату расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Размеры выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения (пункт 2(1) указанного постановления).
С учетом изложенного суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае обязание ответчиков произвести выплаты расходов по установке надгробия на могилах Героев Социалистического Труда с применением норм расходов определенных посредством применения аналогии закона - постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 460, отвечает критериям обоснованности, позволяет соблюсти баланс интересов сторон, направлено на недопущение нецелевого расходования бюджетных средств.
При этом со ссылкой на статью 2, пункт 2 статьи 420, пункт 1 статьи 421, пункт 1 статьи 424 ГК РФ суд первой инстанции признал неправомерным определение компенсации расходов по цене, согласованной сторонами (родственниками умерших), в договорах с истцом, поскольку в цену договоров истца с родственниками умерших Героев включены не только его расходы, но и доходы от осуществляемой им предпринимательской деятельности по выполнению подрядных работ по изготовлению и установке надгробий, тогда как Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" предусмотрена только компенсация расходов, а не возмещение доходов субъектам предпринимательской деятельности.
По мнению суда первой инстанции, данный подход к определению размера компенсации не нарушает прав истца, поскольку последний как сторона договора не лишен права получить разницу между согласованной ценой договора и размером полученной компенсации с заказчиков по этим договорам. При этом пункт 3.3. договоров в разделе 3 цена договора и расчеты сторон, согласно которому оплата производится Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, не порождает такую обязанность для Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, так как названное лицо стороной этого договора не является, а согласно пункту 2 статьи 420 ГК РФ договор создаёт обязанности только для его сторон.
Истец, обжалуя решение суда первой инстанции, выражает несогласие с суммой компенсации, определённой судом, применившим нормы права, не подлежащие применению - постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 460.
По результатам повторного рассмотрения дела судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными с учетом следующего.
В силу статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца, производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 7 названного закона расходы, связанные с его реализацией, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 740) определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ.
На момент возникновения спорных правоотношений порядок осуществления компенсационных выплат законодательством не определен.
Факт несения истцом расходов в предъявленном размере подтверждается материалами дела (договоры 14.01.2021, 19.01.2021, 02.02.2021, сметы к договорам; акты приемки выполненных работ от 11.09.2021, 12.09.2021).
Допустимых и относимых доказательств о несоответствии стоимости оказанных истцом работ и услуг цене, которая взимается за аналогичные работы и услуги, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками не представлены.
В свою очередь истец обосновал соответствие стоимости оказанных им работ и услуг цене, которая взимается за аналогичные работы и услуги, со ссылкой на материалы судебной практики, в том числе с его участием (N А19-11009/2019 - стоимость 420 500 руб., N А02-1695/2021 - стоимость 3 736 100 руб. (8 единиц), 467 012,5 руб. - средняя цена за одно надгробие, N А63-17630/2020 - стоимость 5 979 350 руб. (13 единиц), 459 950 руб. - средняя цена за одно надгробие, N А10-5408/2021 - стоимость 1 769 000 руб. (4 единицы), 442 250 руб. - средняя цена за одно надгробие), с участием иных лиц (N А60-50886/2016 - стоимость 506453 руб., N А60-29273/2018 - стоимость 506505 руб., N А60-27261/2018 - стоимость 506245 руб., N А60-8429/2013 - стоимость 633712 руб., N А60-36919/2018 - стоимость 639278 руб.), а также представил сведения о заключенных государственных контрактах по сопоставимым условиям.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности несения истцом расходов на спорную сумму.
Принимая во внимание указанное обстоятельство, и учитывая вышеприведенные нормы права, суд апелляционной инстанции считает необходимым возложить на органы исполнительной власти Иркутской области и органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ходатайство о правопреемстве в суде апелляционной инстанции не заявлено) обязанность по осуществлению (проведению) мероприятий, направленных на возмещение расходов, связанных с изготовлением и установке надгробного памятника.
Указанная позиция соответствует сложившейся практике Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (например, постановление от 04.03.2021 по делу N А19-11009/2019), а также определению Верховного Суда РФ от 21.05.2021 N 302-ЭС21-6062.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя возражения ответчиков, принимает во внимание следующее.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Предприниматель Оленин Н.Н., принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Таким образом, из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Следовательно, выплата предпринимателю Оленину Н.Н. соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Отделения Пенсионного Фонда России.
Порядок возмещения затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя законом четко не определен.
Между тем, из содержания названных норм права следует, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер и по факту является социальной льготой для родственников данных категории лиц.
Право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.
Предприниматель Оленин Н.Н., принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Закон N 5-ФЗ и Закон N 8-ФЗ не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Как было установлено ранее, факт выполнения предпринимателем Олениным Н.Н. работ, предусмотренных договорами, подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ.
Материалами дела подтверждается факт того, что умершие Труда Петухов Ф.Б., Захаров В.М., Федюков А.А. являются Героями Социалистического Труда.
Согласно пункту 5 Постановления N 740 надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, если на 01.01.2006 не было установлено постоянное надгробие другого образца.
Из материалов дела не усматривается, что установка надгробного памятника постоянного образца указанным выше лицами ранее производились.
Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать предпринимателю Оленину Н.Н. расходы по изготовлению и установке памятника.
Выпиской из Единого государственного реестра предпринимателей подтверждено, что основным видом деятельности предпринимателя Оленина Н.Н. является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Следовательно, требование пункта 1 Постановления N 740 об изготовлении надгробия специализированными предприятиями в рассматриваемом случае не нарушено.
Право на компенсацию имеют родственники умерших Героев Социалистического труда. Изготовление и установка предпринимателем надгробий по договорам с родственниками умерших Героев Социалистического труда подтверждены материалами дела.
При этом, исходя из представленных в материалы дела договоров, родственники умерших Героев Социалистического труда предоставили право на получение соответствующих компенсаций предпринимателю Оленину Н.Н.
Представленные предпринимателем Олениным Н.Н. в обоснование затрат документы проанализированы судом первой инстанции и признаны допустимыми доказательствами, поскольку индивидуальным предпринимателем услуги оказывались лично, что подтверждается согласованными с заказчиками сметами на выполнение работ.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона N 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Таким образом, предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу названных норм признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и, соответственно, может заявить о возмещении понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов также вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Доказательства того, что предпринимателем не выполнены обязательства по установке памятников, как и доказательств установки именно надлежащим лицам, в материалы дела не представлены.
Суд апелляционной инстанции также учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 26.01.2021 N 302-ЭС20-22106 по делу N А19-11008/2019 о том, что наличие на могиле какого-либо надгробия иного образца, сооруженного без привлечения средств федерального бюджета, не препятствует родственникам умершего Героя реализовать социальную льготу, предусмотренную для него статьей 9 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". Несоблюдения порядка и процедуры получения компенсации истцом не допущено, поскольку родственники умершего Героя имеют право выбрать организацию, которая осуществит изготовление памятника по образцу, соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации, в том числе обратиться к услугам индивидуального предпринимателя, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на указанный выбор.
Суд отклоняет возражения ответчика, что надгробия для Героев изготовлены не в соответствии с размерами, установленными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 N 740.
Размеры надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда за счет средств федерального бюджета (далее - надгробие), равно как и образец такого надгробия, установлены в пункте 1 Постановления N 740, в соответствии с которым надгробие изготавливается из камня (мрамор, гранит), включает в себя вертикальную плиту (размером 200 х 90 х 25 см), цоколь (размером 100 х 40 х 30 сантиметров), цветник (размером 150 х 90 х 25 см) и устанавливается на бетонном основании (фундаменте).
В пункте 4 Постановления N 740 определено, что дополнительные расходы, связанные с изменением установленного пунктом 1 рассматриваемого Постановления образца надгробия в части, касающейся превышения его максимальных размеров, и, следовательно, с увеличением стоимости его изготовления и установки, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
При этом каких-либо ограничений в части изменения параметров составных частей надгробия в меньшую сторону в Постановлении N 740 не установлено.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 N 217, положения которого направлены на реализацию аналогичных социальных гарантий Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", применительно к параметрам составных частей надгробия обозначены формулировки: вертикальная плита (размером не более 200 х 90 х 25 см), цоколь (размером не более 100 х 40 х 30 см), цветник (размером 150 х 90 х 25 см).
Таким образом, несоответствие размеров установленного надгробия, размерам, установленным в Постановлении N 740, не является основанием для отказа в возмещении затрат, связанных с его сооружением и установлением, а является лишь основанием для оплаты этих расходов как дополнительных семьей умершего (погибшего) Героя, при этом, данное положение распространяется только на случаи превышения размеров, установленных в Постановлении N 740.
Следовательно, сооружение и установление надгробия, размеры которого не превышают установленные законом, Постановлению N 740 не противоречит.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А74-8958/2016.
Судебная коллегия также находит неправомерным применение судом первой инстанции положений Постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников" (далее - Постановление N 460).
По смыслу пункта 2 Постановления N 460 нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) применяются по отношению к погибшим (умершим) военнослужащим (до 33005 руб.) и остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 постановления (до 41196 руб.).
При этом абзацем четвертым пункта 2 Постановления N 460 предусмотрено, что оплата изготовления и установки надгробных памятников на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, в том числе из числа граждан, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 217 "О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" осуществляется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов из федерального бюджета.
Следовательно, если умерший военнослужащий также имел статус Героя Советского Союза (в т.ч. из числа граждан, указанных в пункте 1 постановления), то подлежат применению специальные нормы.
Иными словами к настоящему спору правила Постановления N 460 также применены быть не могут.
При таких установленных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска в указанном судом размере и порядке.
На основании изложенного в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене в части обязания государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области произвести индивидуальному предпринимателю Оленину Сергею Николаевичу финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий на могилах Героев Социалистического Труда Петухова Филарета Богомоловича, Захарова Василия Михайловича, Федюкова Александра Абрамовича в размере 41 196 рублей за каждое надгробие и с учетом индексации один раз в год, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и коэффициента индексации определённого Правительством Российской Федерации.
В отмененной части суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт об обязании государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области и Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области солидарно произвести индивидуальному предпринимателю Оленину Сергею Николаевичу выплату расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий на могилах Героев Социалистического Труда Петухова Филарета Богомоловича, Захарова Василия Михайловича, Федюкова Александра Абрамовича в сумме 1 452 500 (один миллион четыреста пятьдесят две тысячи пятьсот) рублей.
Согласно части 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению от 20.12.2022 N 280 подлежат отнесению на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области по 1 500 рублей с каждого.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2022 года по делу N А19-17005/2022 отменить в части обязания государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области произвести индивидуальному предпринимателю Оленину Сергею Николаевичу финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий на могилах Героев Социалистического Труда Петухова Филарета Богомоловича, Захарова Василия Михайловича, Федюкова Александра Абрамовича в размере 41 196 рублей за каждое надгробие и с учетом индексации один раз в год, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и коэффициента индексации определённого Правительством Российской Федерации.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Обязать государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области солидарно произвести индивидуальному предпринимателю Оленину Сергею Николаевичу (ОГРНИП: 319246800142217, ИНН: 245508217941) выплату расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий на могилах Героев Социалистического Труда Петухова Филарета Богомоловича, Захарова Василия Михайловича, Федюкова Александра Абрамовича в сумме 1 452 500 (один миллион четыреста пятьдесят две тысячи пятьсот) рублей.
Взыскать с Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в пользу индивидуального предпринимателя Оленина Сергея Николаевича по 1 500 рублей с каждого судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению от 20.12.2022 N 280.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17005/2022
Истец: Оленин Сергей Николаевич
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району", ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Эхирит-Булагатсколму району"
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-43/2023
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2824/2023
15.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-43/2023
07.12.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17005/2022