город Омск |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А70-25292/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Краецкой Е.Б.
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Летучевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15861/2022) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение от 17.11.2022 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-25292/2021 (судья Шанаурина Ю.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739) об изменении условий договора, третьи лица: департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, индивидуальный предприниматель Путилова Елена Юрьевна, индивидуальный предприниматель Халилова Лилия Мальсаговна, индивидуальный предприниматель Балина Светлана Васильевна,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - посредством веб-конференции представитель Щегельская Е.Н. по доверенности N 198 от 12.12.2022 сроком действия по 31.12.2024;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - представитель Гилёва Д.В. по доверенности N 67-ДЮ от 18.05.2022 сроком действия до 26.06.2025;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об изменении условий договора, в котором (с учетом уточнения) просило обязать ООО "ТЭО" заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 об изменении с 01.01.2022 Приложения N 1 "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" к договору в части: способа расчёта объёма (4 столбец таблицы, п/п 1): вместо слов "по нормативу" читать "исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления"; вместо слов "объём контейнеров, м куб" (7 столбец таблицы) читать "количество и объем контейнеров, м куб", вместо " - " (7 столбец таблицы, п/п 1) читать "1 контейнер объемом 1,1 куб. м"; места (площадка) накопления твердых коммунальных отходов (13 столбец таблицы, п/п 1): вместо слов "КП: Тюменская область, г. Тобольск, пос. Менделеево мкр., д. 135/2 Вагонное депо" читать "КП: Тюменская область, г. Тобольск, Менделеево мкр., д. 35 (железнодорожный вокзал)".
Определением от 11.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, индивидуальный предприниматель Путилова Елена Юрьевна (далее - ИП Путилова Е.Ю.), индивидуальный предприниматель Халилова Лилия Мальсаговна (далее - ИП Халилова Л.М.), индивидуальный предприниматель Балина Светлана Васильевна (далее - ИП Балина С.В.).
Решением от 17.11.2022 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены в части, на ООО "ТЭО" возложена обязанность заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 об изменении Приложения N 1 "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" к договору на следующих условиях: способ расчета объема: исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления; количество и объем контейнеров: 1 контейнер объемом 1,1 куб.м; место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов: КП: Тюменская область, г. Тобольск, Менделеево мкр., д. 35 (железнодорожный вокзал); в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения; с ООО "ТЭО" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 6 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал следующее:
- судом первой инстанции сделан неверный вывод о злоупотреблении ООО "ТЭО" доминирующим положением, выразившемся в понуждении ОАО "РЖД" к принятию условий договора, невыгодных для последнего и не отвечающих его реальным потребностям;
- оценка возможности осуществления способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) исходя из количества и объема контейнеров для ТКО, периодичности вывоза ТКО должна проводиться с учетом объективных исходных данных, то есть количества пассажиров как единицы пассажиропотока, объема ТКО, которое образовывается от данного количества пассажиров согласно нормативам образования ТКО, соответственно, количества и объема контейнеров для обеспечения надлежащего накопления ТКО, доводы истца о необходимости установления способа учета вывоза ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, несостоятельны;
- в исковом заявлении ОАО "РЖД" просило обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 об изменении с 01.01.2022 Приложения N 1 "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" к договору с установлением периодичности вывоза ТКО "по заявке", при этом в обжалуемом решении данное существенное условие дополнительного соглашения определено не было, что создает риск возникновения новых споров между сторонами договора.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ОАО "РЖД" представило возражения на нее, в которых просило обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В связи с удовлетворением ходатайства ответчика об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции заседание суда апелляционной инстанции 07.03.2023 проведено с применением данной системы (https://kad.arbitr.ru/).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, ИП Путилова Е.Ю., ИП Халилова Л.М., ИП Балина С.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статьей 266, 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2022 по настоящему делу.
Из обстоятельств спора следует, что между ООО "ТЭО" (региональный оператор) и ОАО "РЖД" (потребитель) 01.01.2019 заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186, согласно пункту 1 которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В приложении N 1 к договору сторонами согласован объект: железнодорожный вокзал, адрес объекта: Тюменская область, г. Тобольск, мкр. Менделеево, д. 35, способ расчета объема - по нормативу, единица расчета - пассажиры, количество расчетных единиц - 2580, масса принимаемых ТКО в год (тонн) - 39,04, объем принимаемых ТКО в год (кв. м) - 541,80, место (площадка) накопления ТКО - Тюменская область, г.Тобольск, мкр. Менделеево, дом N 135/2 Вагонное депо.
Согласно доводам ОАО "РЖД" в соответствии с подпунктом "б" пункта 13 договора потребитель обязан обеспечить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО. Во исполнение указанного положения на вокзальном комплексе Тобольск ведется Журнал учета вывоза ТКО, ведомости учета ТКО, которые подписываются как представителями вокзального комплекса, так и представителями Регионального оператора.
По данным Журнала и ведомостей учета ТКО за период с января 2019 года по май 2021 года фактически вывезено 796,40 куб. м ТКО, в то время как оплачено по нормативу за 1 305,00 куб. м. Данное обстоятельство установлено решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.12.2021 по делу N А70-16121/2021.
В целях приведения фактически вывезенных отходов и оплаты по договору в соответствие ОАО "РЖД" в адрес ООО "ТЭО" было направлено письмо N 4850/РДЖВСверд от 28.09.2021 о заключении дополнительного соглашения об изменении способа учета вывоза ТКО с установлением такового исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления, и периодичности вывоза ТКО по заявке потребителя.
Письмом исх. N 14454 от 08.11.2021 ООО "ТЭО" в заключении дополнительного соглашения отказало.
В связи с изложенным ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об изменении условий договора, в котором просило обязать ООО "ТЭО" заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 об изменении с 01.01.2022 Приложения N 1 "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" к договору в части способа расчёта объёма (4 столбец таблицы, п/п 1): вместо слов "по нормативу" читать "исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления"; вместо слов "объём контейнеров, м куб" (7 столбец таблицы) читать "количество и объем контейнеров, м куб", вместо " - " (7 столбец таблицы, п/п 1) читать "1 контейнер объемом 1,1 куб. м"; место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов (13 столбец таблицы, п/п 1): вместо слов "КП: Тюменская область, г. Тобольск, пос. Менделеево мкр., д. 135/2 Вагонное депо" читать "КП: Тюменская область, г. Тобольск, Менделеево мкр., д. 35 (железнодорожный вокзал)".
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указывал, что при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 и при подаче заявки стороны неверно опередили количество расчетных единиц - пассажиров.
В заявке на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направленной ОАО "РЖД" в адрес ответчика, количество расчетных единиц составляет 20 500 пассажиров. Таковое соответствует Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тобольска (2018-2028 годы), подготовленной обществом с ограниченной ответственностью "Сибпрофконсалт" (далее - ООО "Сибпрофконсалт") для администрации города Тобольска. В то же время в оферте был ошибочно указан пассажиропоток в количестве 2 580 пассажиров.
Таким образом, указанный в Приложении N 1 к договору объем отходов подлежал корректировке с учетом норматива накопления отходов в соответствии с распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 N 624/01- 21.
В связи с этим ООО "ТЭО" в адрес ОАО "РЖД" было направлено дополнительное соглашение N 001 от 24.05.2021 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 с указанием количества пассажиров в соответствии с заявкой ответчика на заключение договора, однако истец уклонился от подписания соглашения.
Ответчик указывает, что оценка возможности осуществления способа коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для ТКО, периодичности вывоза ТКО должна проводиться с учетом объективных исходных данных, то есть количества пассажиров как единицы пассажиропотока, объема ТКО, которое образовывается от данного количества пассажиров согласно нормативам образования ТКО, соответственно, количества и объема контейнеров для обеспечения надлежащего накопления ТКО, доводы истца о необходимости установления способа учета вывоза ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, несостоятельны.
Кроме того, ответчик полагает, что частота вывоза мусора обусловлена требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20 (действовали в период оказания услуг).
Так, в частности, приложением N 1 к СанПиН 2.1.3684-21 установлена обязательная периодичность вывоза ТКО в зависимости от погодных условий и иных, указанных в данном Приложении обстоятельств, при этом указанные правила не содержат положений, позволяющих определять периодичность вывоза ТКО исключительно по заявке потребителя, как того требует истец.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 421, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156), пришел к выводу об обоснованности позиции истца относительно спорных условий договора в части Приложения N 1 "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" о том, что способ расчета объема: исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления; количество и объем контейнеров: 1 контейнер объемом 1,1 куб.м; место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов: КП: Тюменская область, г. Тобольск, Менделеево мкр., д. 35 (железнодорожный вокзал), в связи с чем удовлетворил исковые требования ОАО "РЖД" в данной части.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Пунктом 2 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Поскольку стороны не достигли согласия в отношении его условий, истец обоснованно обратился в суд за урегулированием этих разногласий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу главы 39 ГК РФ оплате подлежат только фактически оказанные исполнителем услуги (или его деятельность).
Как следует из пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В пунктах 1, 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ указано, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Отказывая во внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019, ответчик сослался на то, что предложенный истцом способ накопления ТКО (в контейнерах) и способ расчета объемов подлежащих вывозу ТКО (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) не отвечает требованиям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20 (действовали в период оказания услуг), приложения N 1 к СанПиН 2.1.3684-21.
Между тем пунктом 9 Правил N 1156 определено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 Правил N 1156, устанавливающих порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Из взаимосвязи пунктов 9, 10 Правил N 1156 следует, что способ накопления ТКО определяется исходя из перечня возможных (пункт 10 Правил N 1156), указывается в заключаемом договоре и должен соответствовать месту (площадке) накопления, утвержденного схемой обращения с отходами.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, предусмотрено, что создание мест (площадок) накопления ТКО возлагается на органы местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
К числу лиц, на которых возложена обязанность обустройства мест (площадок) накопления ТКО, относятся организации по обслуживанию жилищного фонда (управляющие компании, жилищные кооперативы, застройщики жилых домов и т.п.) (постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), собственники ТКО, владельцы объектов отходообразования, поскольку на них возложена обязанность накапливать (складировать) ТКО в соответствии с требованиями законодательства РФ (Правила обращения с ТКО, статья 10 Закона об отходах, СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 30.04.2003 N 80).
Таким образом, системное толкование приведенных выше положений действующего законодательства, регулирующего вывоз ТКО, приводит к выводу о том, что установление договором между потребителем и региональным оператором способа накопления ТКО (в контейнерах) не противоречит закону.
Следовательно, вопреки доводам ответчика, отсутствуют препятствия для определения в договоре способа расчета объемов подлежащих вывозу ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО.
При этом ответчиком в материалы дела представлены журнал учета ТКО и ведомости учета ТКО, из которых следует, что с января 2019 года по май 2021 года фактически вывезено 796,40 куб.м, уплачено по условиям договора зв 1 305 куб.м; за июнь 2021 года фактически вывезено 28,6 куб.м, уплачено по условиям договора за 45,15 куб.м; за сентябрь 2021 года фактически вывезено 34,1 куб.м, уплачено по условиям договора за 45,15 куб.м, за январь 2022 года фактически вывезено 16,3 куб. м, уплачено по условиям договора только за 45,15 куб.м.
То есть определенный объем ТКО по нормативу (исходя из количества пассажиров) превышает фактически вывезенный объем ТКО.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.12.2021 по делу N А70-16121/2021, принятым по иску ООО "ТЭО" к ОАО "РЖД" о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 установлено следующее.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к железнодорожным вокзалам регламентированы в распоряжении департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", которым утверждены нормативы накопления ТКО для прочих категорий потребителей в Тюменской области. Для категории объектов железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты предусмотрена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 пассажир, норма ТКО в год - 15,13 кг или 0,21 куб.м.
Таким образом, норматив в сутки на 1 человека = годовой норматив/365 дней = 0,21/365= 0,04145 кг или 0,00058 куб.м.
Учитывая максимальную пропускную способность вокзала Тобольск - 700 человек в сутки, что подтверждается Техническим паспортом вокзала и Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тобольска (2018-2028), подготовленной ООО "Сибпрофконсалт" для администрации города Тобольска, норматив образования ТКО для 700 человек в сутки = норматив образования ТКО в сутки*700 человек = 0,04145*700 = 29,015 кг или 0,00058 *700=0,406 куб.м.
Годовой норматив образования ТКО для 700 человек по вокзалу Тобольск = норматив образования ТКО для 700 человек в сутки*365 дней = 29,015 кг* 365 = 10 590,475 кг или 0,406 куб.м.*365=148,19 куб.м.
Ежемесячный норматив образования ТКО для 700 человек = годовой норматив образования ТКО для 700 человек/12 месяцев = 10 590,475 кг/12= 882,539 кг или 148,19куб.м. /12= 12,349 куб.м.
Условиями заключенного между сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 закреплены объемы вывоза ТКО - 39,04 тонн или 541,80 куб.м в год, что составляет 3253,33 кг или 45,15 куб.м ежемесячно, что превышает законодательно закрепленный норматив образования ТКО.
Согласно первоначально поданной заявке ОАО "РЖД" на заключение договора расчетная единица - 1 пассажир, общее количество пассажиров в месяц, следующих через вокзал Тобольск, 20 500 человек (или 674 человека в сутки).
Однако согласно расчету истца при доначислении объемов ТКО 20 500 пассажиров находятся на вокзале Тобольск ежедневно, тогда как вышеуказанными документами установлено нахождение на вокзале Тобольск 700 человек в сутки.
Поэтому первоначально поданная ОАО "РЖД" заявка на количество расчетных единиц в месяц 20 500 завышает нормативы накопления ТКО на железнодорожном вокзале Тобольск, и подготовленный на ее основе проект дополнительного соглашения N 001 от 24.05.2021 завышает объемы в связи с некорректным применением расчетов.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом в рамках настоящего дела ООО "ТЭО" также не представлены доказательства, подтверждающие фактическую невозможность накопления ОАО "РЖД" ТКО в меньшем количестве, чем настаивает ООО "ТЭО", наличие оснований считать, что у ОАО "РЖД" имеется потребность в вывозе ТКО в большем объеме, чем следует из имеющихся в деле журнала учета ТКО и ведомости учета ТКО, и чем установлено решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.12.2021 по делу N А70-16121/2021.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно заключил, что ООО "ТЭО" на момент рассмотрения спора не учитываются условия, предложенные ОАО "РЖД", отвечающие его фактическим потребностям, в результате чего нарушаются имущественные права истца, поскольку ответчиком предъявляется к оплате за вывоз ТКО сумма, превышающая стоимость реальных потребностей ОАО "РЖД", как потребителя данной услуги.
А потому суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ОАО "РЖД" о возложении на ООО "ТЭО" обязанности заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 об изменении Приложения N 1 "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" к договору на следующих условиях: способ расчета объема: исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления; количество и объем контейнеров: 1 контейнер объемом 1,1 куб.м; - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов: КП: Тюменская область, г. Тобольск, Менделеево мкр., д. 35 (железнодорожный вокзал).
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в исковом заявлении ОАО "РЖД" просило обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТО02КО0200001186 от 01.01.2019 об изменении с 01.01.2022 Приложения N 1 "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" к договору с установлением периодичности вывоза ТКО "по заявке", при этом в обжалуемом решении данное существенное условие дополнительного соглашения определено не было, что создает риск возникновения новых споров между сторонами договора.
Между тем, вопреки доводам ответчика, ОАО "РЖД" в уточненном исковом заявлении от 18.05.2022 не просило обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к договору с установлением периодичности вывоза ТКО "по заявке".
Резолютивная часть обжалуемого решения не содержит выводов относительно подлежащей установлению в отношениях сторон периодичности вывоза ТКО.
Обязанность по заключению дополнительного соглашения к договору об изменении его условий в части определенной договором (Приложением N 1 к нему) периодичности вывоза ТКО обжалуемым решением на ООО "ТЭО" не возлагалась.
Следовательно, в настоящее время (после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения) продолжают действовать содержащиеся в Приложении N 1 к договору условие о периодичности вывоза ТКО еженедельно: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье (то есть каждый день).
На необходимость установления такого порядка вывоза ТКО и на его соответствие действующему законодательству само ООО "ТЭО" указывает в апелляционной жалобе.
В связи с этим суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО "ТЭО" в рассматриваемой части.
Доводы ответчика о том, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о злоупотреблении ООО "ТЭО" доминирующим положением, выразившемся в понуждении ОАО "РЖД" к принятию условий договора, невыгодных для последнего и не отвечающих его реальным потребностям, не могут повлиять на итог рассмотрения настоящего спора, поскольку даже в случае неправильности данного вывода суда первой инстанции таковая не опровергает верные выводы последнего о наличии у него оснований для разрешения разногласий между истцом и ответчиком, как сторонами публичного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, и правильность разрешения судом первой инстанции таких разногласий по существу.
А потому данные доводы ООО "ТЭО" также подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Тюменской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.11.2022 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-25292/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-25292/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "Тюменское экологическое объединение", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, ИП Балина С.В., ИП Балина Светлана Васильевна, ИП Путилова Е.Ю., ИП Путилова Елена Юрьевна, ИП Халилова Л.М., ИП Халилова Лилия Мальсаговна