г. Самара |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А72-10820/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.03.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Ульяновской и Самарской областях на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.01.2023 по делу N А72-10820/2021 (судья Семенова М.А.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Розница" (ИНН 1831090630, ОГРН 1031800564157), г.Уфа, к Приволжско-Уральскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 5262130969, ОГРН 1045207821493) в лице Отдела (инспекции) в Ульяновской и Самарской областях, г.Самара,
об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Башнефть-Розница" - Гундерин А.В. (доверенность от 18.11.2022),
от ПУМТУ Росстандарта - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Башнефть-Розница" (далее - ООО "Башнефть-Розница", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным предписания Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) в Ульяновской и Самарской областях (далее - ПМТУ Росстандарта) от 12.04.2021 N 11.
Решением от 25.01.2023 по делу N А72-10820/2021 Арбитражный суд Ульяновской области заявленные требования удовлетворил.
Кроме того, суд первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.124 АПК РФ указал на изменение наименования Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на Приволжско-Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ПУМТУ Росстандарта).
ПУМТУ Росстандарта в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Башнефть-Розница" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель ООО "Башнефть-Розница" апелляционную жалобу отклонил, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ПУМТУ Росстандарта, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя ООО "Башнефть-Розница" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 11.02.2021 N 145 ПМТУ Росстандарта провело в отношении объектов ООО "Башнефть-Розница", расположенных на территории Ульяновской области (автозаправочная станция N 73-001 - г.Ульяновск, Московское шоссе, зд.4а; автозаправочная станция N 73-002 - г.Ульяновск, ул.Хваткова, зд.32д; автозаправочная станция N 73-003 - г.Ульяновск, ул.К.Маркса, зд.123; автозаправочная станция N 73-009 - г.Ульяновск, пр-т созидателей, зд.104; автозаправочная станция N 73-006 - Ульяновская область, Цильнинский район, с.Старые Алгаши, тер.Дорожная, сооружение 3; автозаправочная станция N 73-010 - Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п.Чердаклы, территория АЗС "Башнефть", д.1) плановую выездную проверку, в ходе которой установило, что ООО "Башнефть-Розница", являясь продавцом, допустило нарушение требований п.4.13 ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (утв.Решением Комиссии таможенного союза от 18.10.2011 N 826) к содержанию документа о качестве (паспорта) топлива, а именно:
- в паспорте от 04.03.2021 N 426 на дизельное топливо ЕВРО, зимнее, класса 2, экологического класса К5 марки ДТ-3-К5 по ГОСТ 32511-2013 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт") в графе "фактическое значение" не указаны результаты испытаний по показателям "цетановое число", "массовая доля полициклических ароматических углеводородов", "смазывающая способность", проведенных АО "Ульяновскнефтепродукт" и подтверждающих соответствие партии дизельного топлива требованиям ТР ТС 013/2011. В паспорте в графе "фактическое значение" указаны значения показателей со знаком "*" по паспорту от 26.02.2021 N 2062 изготовителя филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть Уфанефтехим";
- в паспорте от 13.03.2021 N 472 на дизельное топливо ЕВРО, зимнее, класса 2, экологического класса К5 марки ДТ-3-К5 по ГОСТ 32511-2013 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт") в графе "фактическое значение" не указаны результаты испытаний по показателям "цетановое число", "массовая доля полициклических ароматических углеводородов", "смазывающая способность", проведенных АО "Ульяновскнефтепродукт" и подтверждающих соответствие партии дизельного топлива требованиям ТР ТС 013/2011. В паспорте в графе "фактическое значение" указаны значения показателей со знаком "*" по паспорту от 06.03.2021 N 512 поставщика АО "Самаранефтепродукт";
- в паспорте от 21.03.2021 N 531 на дизельное топливо ЕВРО, зимнее, класса 2, экологического класса К5 марки ДТ-3-К5 по ГОСТ 32511-2013 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт") в графе "фактическое значение" не указаны результаты испытаний по показателям "цетановое число", "массовая доля полициклических ароматических углеводородов", "смазывающая способность", проведенных АО "Ульяновскнефтепродукт" и подтверждающих соответствие партии дизельного топлива требованиям ТР ТС 013/2011. В паспорте в графе "фактическое значение" указаны значения показателей со знаком "*" по паспорту от 17.03.2021 N 600 поставщика АО "Самаранефтепродукт";
- в паспорте от 20.03.2021 N 526 на автомобильный бензин экологического класса К5 марки АИ-92-К5 по ГОСТ 32513-2013 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт") в графе "фактическое значение" не указаны результаты испытаний по показателям "объемная доля бензола", "массовая доля кислорода", "объемная доля углеводородов", "октановое число по моторному методу", "давление насыщенных паров", "концентрация железа", "концентрация марганца", "концентрация свинца", "объемная доля монометиланилина", "объемная доля оксигенатов", проведенных АО "Ульяновскнефтепродукт" и подтверждающих соответствие партии автомобильного бензина требованиям ТР ТС 013/2011. В паспорте в графе "фактическое значение" указаны значения показателей со знаком "*" по паспорту от 15.03.2021 изготовителя филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть Уфанефтехим". Также наименование характеристики "объемная доля оксигенатов" не соответствует наименованию, указанному в приложении 2 ТР ТС 013/2011: вместо "изопропанола" фактически указано "изопропилового спирта"; вместо "третбутанола" фактически указано "трет- бутилового спирта", вместо "изобутанола" фактически указано "изобутилового спирта", вместо "эфиров, содержащих 5 или более атомов углеводорода в молекуле" фактически указано "эфиров (С5 и выше)";
- в паспорте от 18.03.2021 N 506 на автомобильный бензин экологического класса К5 марки АИ-92-К5 по ГОСТ 32513-2013 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт") в графе "фактическое значение" не указаны результаты испытаний по показателям "объемная доля бензола", "массовая доля кислорода", "объемная доля углеводородов", "октановое число по моторному методу", "давление насыщенных паров", "концентрация железа", "концентрация марганца", "концентрация свинца", "объемная доля монометиланилина", "объемная доля оксигенатов", проведенных АО "Ульяновскнефтепродукт" и подтверждающих соответствие партии автомобильного бензина требованиям ТР ТС 013/2011. В паспорте в графе "фактическое значение" указаны значения показателей со знаком "*" по паспорту от 11.03.2021 изготовителя филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть Уфанефтехим". Также наименование характеристики "объемная доля оксигенатов" не соответствует наименованию, указанному в приложении 2 ТР ТС 013/2011: вместо "изопропанола" фактически указано "изопропилового спирта"; вместо "третбутанола" фактически указано "трет- бутилового спирта", вместо "изобутанола" фактически указано "изобутилового спирта", вместо "эфиров, содержащих 5 или более атомов углеводорода в молекуле" фактически указано "эфиров (С5 и выше)";
- в паспорте от 10.03.2021 N 451 на автомобильный бензин экологического класса К5 марки АИ-95-К5 по ГОСТ 32513-2013 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт") в графе "фактическое значение" не указаны результаты испытаний по показателям "объемная доля бензола", "массовая доля кислорода", "объемная доля углеводородов", "октановое число по моторному методу", "концентрация железа", "концентрация марганца", "концентрация свинца", "объемная доля монометиланилина", "объемная доля оксигенатов", проведенных АО "Ульяновскнефтепродукт" и подтверждающих соответствие партии автомобильного бензина требованиям ТР ТС 013/2011. В паспорте в графе "фактическое значение" указаны значения показателей со знаком "*" по паспорту от 04.03.2021 изготовителя филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-УНПЗ". Также наименование характеристики "объемная доля оксигенатов" не соответствует наименованию, указанному в приложении 2 ТР ТС 013/2011: вместо "изопропанола" фактически указано "изопропилового спирта"; вместо "третбутанола" фактически указано "трет-бутилового спирта", вместо "изобутанола" фактически указано "изобутилового спирта", вместо "эфиров, содержащих 5 или более атомов углеводорода в молекуле" фактически указано "эфиров (С5 и выше)";
- в паспорте от 17.03.2021 N 504 на автомобильный бензин экологического класса К5 марки АИ-95-К5 по ГОСТ 32513-2013 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт") в графе "фактическое значение" не указаны результаты испытаний по показателям "объемная доля бензола", "массовая доля кислорода", "объемная доля углеводородов", "октановое число по моторному методу", "концентрация железа", "концентрация марганца", "концентрация свинца", "объемная доля монометиланилина", "объемная доля оксигенатов", проведенных АО "Ульяновскнефтепродукт" и подтверждающих соответствие партии автомобильного бензина требованиям ТР ТС 013/2011. В паспорте в графе "фактическое значение" указаны значения показателей со знаком "*" по паспорту от 11.03.2021 N 1469 изготовителя филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-УНПЗ". Также наименование характеристики "объемная доля оксигенатов" не соответствует наименованию, указанному в приложении 2 ТР ТС 013/2011: вместо "изопропанола" фактически указано "изопропилового спирта"; вместо "третбутанола" фактически указано "трет-бутилового спирта", вместо "изобутанола" фактически указано "изобутилового спирта", вместо "эфиров, содержащих 5 или более атомов углеводорода в молекуле" фактически указано "эфиров (С5 и выше)";
- в паспорте от 19.03.2021 N 521 на автомобильный бензин экологического класса К5 марки АИ-95-К5 по ГОСТ 32513-2013 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт") в графе "фактическое значение" не указаны результаты испытаний по показателям "объемная доля бензола", "массовая доля кислорода", "объемная доля углеводородов", "октановое число по моторному методу", "давление насыщенных паров", "концентрация железа", "концентрация марганца", "концентрация свинца", "объемная доля монометиланилина", "объемная доля оксигенатов", проведенных АО "Ульяновскнефтепродукт" и подтверждающих соответствие партии автомобильного бензина требованиям ТР ТС 013/2011. В паспорте в графе "фактическое значение" указаны значения показателей со знаком "*" по паспорту от 13.03.2021 изготовителя филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-УНПЗ". Также наименование характеристики "объемная доля оксигенатов" не соответствует наименованию, указанному в приложении 2 ТР ТС 013/2011: вместо "изопропанола" фактически указано "изопропилового спирта"; вместо "третбутанола" фактически указано "трет- бутилового спирта", вместо "изобутанола" фактически указано "изобутилового спирта", вместо "эфиров, содержащих 5 или более атомов углеводорода в молекуле" фактически указано "эфиров (С5 и выше)".
Кроме того, паспорта на топливо от 04.03.2021 N 426, от 13.03.2021 N 472, от 21.03.2021 N 531, от 20.03.2021 N 526, от 18.03.2021 N 506, от 10.03.2021 N 451, от 17.03.2021 N 504, от 19.03.2021 N 521 содержат единый знак обращения продукции на ЕАЭС, нанесенный без прохождения данным лицом процедуры оценки (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 013/2011.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 12.04.2021 N 11/18.
ПМТУ Росстандарта выдало обществу предписание от 12.04.2021 N 11 об устранении в срок до 06.09.2021 нарушения требований п.4.13 ст.4 ТР ТС 013/2011: на АЗС N N 73-001, 73-002, 73-003, 73-006, 73-009, 73-010 не соблюдаются требования к содержанию документа о качестве (паспорта): 1) в паспортах на дизельное топливо не указаны фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям ТР ТС 013/2011; 2) в паспортах на автомобильный бензин не указаны фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям ТР ТС 013/2011; наименование характеристики "объемная доля оксигенатов" не соответствует наименованиям, указанным в приложении 2 к ТР ТС N 013-2011. Паспорта на топливо содержат единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС, нанесенный без прохождения процедуры оценки (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 013/2011.
Не согласившись с предписанием ПМТУ Росстандарта, ООО "Башнефть-Розница" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Возражая против удовлетворения требований, ПМТУ Росстандарта указало на то, что ООО "Башнефть-Розница" допустило обращение на рынке топлива без фактических результатов испытаний, подтверждающих соответствие автомобильного бензина марки АИ-92-К5, АИ-95-К5, дизельного топлива марки ДТ-З-К5 требованиям п.4.13 ст.4 ТР ТС 013/2011; в паспортах на топливо, предъявленных ООО "Башнефть-Розница", указаны недостоверные сведения о подтверждении соответствия требованиям ТР ТС 013/2011, а именно:
- наличие в паспорте на продукцию от 04.03.2021 N 426 (выданном АО "Ульяновскнефтепродукт" на дизельное топливо марки ДТ-3-К5) сведений о декларации соответствия ЕАЭС N RU Д- RU.НА 19.В.00818/20 и нанесение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС неправомочно, поскольку указанная декларация о соответствии подтверждает соответствие дизельного топлива марки ДТ-3-К5, изготовленного филиалом ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" (450077 Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Карла Маркса, 30, 1), а не дизельного топлива ДТ-3-К5, выпущенного в обращение АО "Ульяновскнефтепродукт"; заявителем декларации о соответствии также является филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим", а не АО "Ульяновскнефтепродукт" (432601, Россия, г.Ульяновск, ул.Л.Толстого, 91/15);
- наличие в паспортах на продукцию от 13.03.2021 N 472 и от 21.03.2021 N 531 (выданных АО "Ульяновскнефтепродукт" на дизельное топливо марки ДТ-3-К5) сведений о декларации соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.СС06.В.00144/20 и нанесение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС неправомочно, поскольку указанная декларация о соответствии подтверждает соответствие дизельного топлива марки ДТ-3-К5, изготовленного АО "Сызранский НПЗ" (446029, Россия, Самарская область, г.Сызрань, ул.Астраханская, д.1), а не дизельного топлива ДТ-3-К5, выпущенного в обращение АО "Ульяновскнефтепродукт"; заявителем декларации о соответствии также является АО "Сызранский НПЗ", а не АО "Ульяновскнефтепродукт" (432601, Россия, г.Ульяновск, ул.Л.Толстого, 91/15);
- наличие в паспортах на продукцию от 20.03.2021 N 526 и от 18.03.2021 N 506 (выданных АО "Ульяновскнефтепродукт" на автомобильный бензин марки АИ-92-К5) сведений о декларации соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.НА 19.В.00803/20 и нанесение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС неправомочно, поскольку указанная декларация о соответствии подтверждает соответствие автомобильного бензина марки АИ-92-К5, изготовленного филиалом ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" (450077 Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Карла Маркса, 30, 1), а не автомобильного бензина марки АИ-92-К5, выпущенного в обращение АО "Ульяновскнефтепродукт"; заявителем декларации о соответствии также является филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим", а не АО "Ульяновскнефтепродукт" (432601, Россия, г.Ульяновск, ул.Л.Толстого, 91/15);
- наличие в паспортах на продукцию от 10.03.2021 N 451, от 17.03.2021 N 504 и от 19.03.2021 N 521 (выданных АО "Ульяновскнефтепродукт" на автомобильный бензин марки АИ-95-К5) сведений о декларации соответствия ЕАЭС N RU Д-RU.НА 19.В.00805/20 и нанесение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС неправомочно, поскольку указанная декларация о соответствии подтверждает соответствие автомобильного бензина марки АИ-95-К5, изготовленного филиалом ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим" (450077 Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Карла Маркса, 30, 1), а не автомобильного бензина марки АИ-95-К5, выпущенного в обращение АО "Ульяновскнефтепродукт"; заявителем декларации о соответствии также является филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим", а не АО "Ульяновскнефтепродукт" (432601, Россия, г.Ульяновск, ул.Л.Толстого, 91/15).
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации (ст.20 Закона N 184-ФЗ).
Исходя из ст.23 Закона N 184-ФЗ, обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
В п.1.1 ст.1 ТР ТС 013/2011 установлено, что данный технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на Единой таможенной территории таможенного союза топливо.
При этом согласно определениям, данным в п.2.1 ст.2 ТР ТС 013/2011, выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю; обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям технического регламента ТС; продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена тс и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям технического регламента ТС.
На основании п.3.1 ст.3 ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно ст.6 ТР ТС.
В соответствии с п.3.2 ст.3 ТР ТС 013/2011 при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива; соответствии топлива требованиям ТР ТС.
Согласно п.4.13 ст.4 ТР ТС 013/2011 каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.
В соответствии с п.6.1 ст.6 ТР ТС 013/2011 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям этого ТР ТС в форме декларирования соответствия, процедуру подтверждения которого проводит заявитель. При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо его уполномоченным представителем, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования, установленным в ст.6 и описанным в приложении 8 к ТР ТС.
Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива ТР ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии ТС. Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий ТС.
Единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировании и их отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения установлены Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (утв.Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 231; далее - Инструкция N 231).
В соответствии с разделом 2 Инструкции N 231 паспорт качества нефтепродукта представляет собой документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний.
Согласно п.3.2 Инструкции N 231 нефтепродукт, поступающий в организацию нефтепродуктообеспечения или отпускаемый организацией нефтепродуктообеспечения, сопровождается паспортом качества на партию согласно образцу (приложение N 1).
Как следует из п.3.8 Инструкции N 231, анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят: при производстве нефтепродукта; при длительном хранении: бензина - не реже одного раза в год, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) - не реже одного раза в 2 года; если номера транспортных средств не совпадают с номерами, указанными в документах отправителя; если транспортные средства не имеют пломб или они неисправны, или транспортные средства опломбированы не станцией отправителя; если нефтепродукт поступил в неисправной таре или с нарушенной заводской упаковкой; если нефтепродукт прибыл без паспорта качества поставщика или паспорт качества поставщика заполнен не по всем показателям нормативного документа; если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа; если показатели качества в паспорте имеют срок давности не более 2-х месяцев; после восстановления качества нефтепродукта.
Исходя из Приложения N 1 к Инструкции N 231, знаком "*" отмечают показатели, проставляемые лабораторией по паспорту поставщика.
Согласно письму Министерства энергетики Российской Федерации от 22.03.2016 N КМ-2869/06 "О применении Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011)" нефтебазы и автозаправочные станции являются изготовителями топлива только в том случае, если на них осуществляется производство других марок топлив посредством смешения топлив разных марок или добавления присадок и других компонентов по утвержденной технологии, а порядок проведения нефтебазами испытаний (анализов) принятых нефтепродуктов регулируется Инструкцией N 231.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным вывод ПМТУ Росстандарта о нарушении ООО "Башнефть-Розница" требований п.4.13 ст.4 ТР ТС 013/2011 в части требований к содержанию документа о качестве (паспорта), так как представленные обществом паспорта содержали все необходимые сведения о фактических результатах испытаний по характеристикам, предусмотренным ст.4 "Требования безопасности" ТР ТС 013/2011.
То обстоятельство, что паспорта качества на виды топлива выданы организацией, осуществляющей хранение и поставку нефтепродуктов (АО "Ульяновскнефтепродукт"), не нарушает требования ТР ТС 013/2011, поскольку паспорта качества выдаются как лицом, осуществляющим поставку топлива, так и организацией, осуществляющей изготовление нефтепродуктов.
АО "Ульяновскнефтепродукт" внесло сведения в паспорта качества на виды топлива под знаком "*" в соответствии с Приложением N 1 к Инструкции N 231, что не противоречит требованиям ТР ТС 013/2011, так как все обязательные показатели, предусмотренные данным техническим регламентом при оформлении паспортов качества на виды топлива соблюдены, запрет на внесение сведений под знаком "*" регламентирующая нормативная документация не содержит.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, нарушения требований п.4.13 ст.4 ТР ТС 013/2011 в действиях ООО "Башнефть-Розница" отсутствовали.
В силу п.4.2 ГОСТ 32513-2013 "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия", введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 N 1864-ст, по физико-химическим и эксплуатационным показателям бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице 1 данного стандарта.
В таблице 1 ГОСТ 32513-2013 наименование объемной доли оксигенатов указана как: метанол, этанол, изопропиловый спирт, трет-бутиловый спирт, изобутиловый спирт, эфиры (С5 и выше).
Согласно п.5.2 ст.5 ТР ТС 013/2011 правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований ТР ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного Союза.
Исходя из п.4.2 ГОСТ ЕN 13132-2012 "Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 19.06.2013 N 172-ст, калибровочные образцы могут быть составлены из реактивов, перечисленных в данном пункте.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что в паспортах качества на виды топлива указаны наименования объемной доли оксигенатов в соответствии с требованиями п.5.2 ст.5 ТР ТС 013/2011, п.4.2 ГОСТ 32513-2013 и п.4.2 ГОСТ ЕN 13132-2012.
Ссылку ПМТУ Росстандарта на то, что паспорта на топливо содержат единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС, нанесенный без прохождения процедуры оценки соответствия требованиям ТР ТС 013/2011, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку в соответствии с разделом 4 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза (утв.Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711) изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе.
В связи с тем, что все паспорта качества на топливо содержали сведения о декларации о соответствии ЕАЭС, то есть продукция прошла все установленные ТР ТС 013/2011 процедуры оценки, АО "Ульяновскнефтепродукт" вправе было нанести на каждую единицу сопроводительной документации единый знак обращения продукции (ЕАС).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушения требований ТР ТС 013/2011 ООО "Башнефть-Розница" не допущено, следовательно, у ПМТУ Росстандарта отсутствовали правовые и фактические основания для вынесения оспариваемого предписания.
Вывод суда первой инстанции подтверждается также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2022 по делу N А07-13745/2021 о признании незаконным и отмене постановления ПМТУ Росстандарта от 11.05.2021 N 04/18-112 о привлечении ООО "Башнефть-Розница" к административной ответственности по ч.1 ст.14.43.1 КоАП РФ (принятого по результатам той же проверки) в связи с отсутствием события вменяемого правонарушения.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "Башнефть-Розница" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ ПУМТУ Росстандарта освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 января 2023 года по делу N А72-10820/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10820/2021
Истец: ООО "БАШНЕФТЬ-РОЗНИЦА"
Ответчик: Отдел (инспекция) в Ульяновской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ПМТУ Федерального агентства по рехническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) в Ульяновской и Самарской областях