г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А56-68309/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Марковой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): Рухленко В.С. по доверенности от 21.12.2020
от ответчика (должника): Мариев В.А. по доверенности от 09.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-748/2023) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 по делу N А56-68309/2022 (судья Бугорская Н.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Первая башенная компания"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая башенная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 31.05.2022 N 05-26-19336/22-0-0 об отказе в заключении договора; обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Первая Башенная Компания", путем заключения договора на размещение объекта: наземного сооружения связи (опора) на части земельного участка, площадью 9 кв.м, в кадастровом квартале 78:37:1782001 (ориентир: юго-западнее дома 1, корпус 6, литера А, ул. Клубная), (согласно заявлению от 22.04.2022 исх.N22-04/1 (вх.N05-26-39871/22-0-0 от 26.04.2022), в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением суда от 17.11.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что использование земельного участка в заявленных целях нарушает режим использования территорий зеленых насаждений, в связи с чем Комитет правомерно отказал обществу в выдаче разрешения на использование земель. Полагает, что размещение антенно-мачтового сооружения окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений. Считает, что размещение АМС на испрашиваемом участке не соответствует Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно доводы жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.04.2022 Общество обратилось в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением исх.N 22-04/1 (вх.N 05-26-39871/22-0-0 от 26.04.2022) о заключении договора на размещение объекта: наземного сооружения связи (опора) на части земельного участка, площадью 9 кв.м, в кадастровом квартале 78:37:1782001 (ориентир: юго-западнее дома 1, корпус 6, литера А, ул. Клубная), на срок пользования 3 года.
Решением от 31.05.2022 N 05-26-19336/22-0-0 Комитет отказал в заключении договора со ссылкой на п.п. 9. п. 4 ст. 4 Закон N 521 -118, указав, что Участок в границах которого запрошено размещение, отнесен к территориям зеленых насаждений общего пользования, в связи с чем в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 "О Правилах охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования" (далее - Постановление N8), размещение данного сооружения связи (Опоры) на данной территории невозможно, так как это окажет негативное воздействие на указанные территории и нарушит возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей.
Общество, посчитав отказ Комитета незаконным, необоснованным и нарушающим законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав требования Общества обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, на основании ст. 65 АПК РФ бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно п. 11 указанного Перечня линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 4.5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, выдача разрешения на строительство не требуется.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, установлены Законом N 521-118.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 521-118 наземные линии связи, наземные линейно-кабельные сооружения связи и иные наземные сооружения связи, наземные части и сооружения подземных линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, технологически необходимые для их использования, размещаются на земельных участках на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из п. 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в пп. 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 п.4 ст. 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно пп. 9 п. 4 ст. 4 Закона N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объекта на земельном участке и(или) использование земельного участка в указанных в Заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Как следует из материалов дела, в частности письма Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 05.05.2022 N 01-17-1485/22-0-0, испрашиваемый Обществом участок расположен в границах территории зеленых насаждений, представляет собой газон.
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом N 396-88.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение п. 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила.
Согласно ст. 2 Закона N 396-88 территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно- мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен ст. 17 Закона N 396-88, согласно п. 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена.
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. Таким образом, приведенными положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, являющихся движимым имуществом, в границах территории зеленых насаждений.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, доказательств в подтверждение того обстоятельства, что размещение объекта, указанного в заявлении Общества, на части земельного участка площадью 9 кв.м на испрашиваемых в заявлении условиях нарушает режим использования территории зеленых насаждений, установленный Законом N 396-88, окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, в частности приведет к ухудшению условий использования и содержания данной территории, невозможности использования территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений, Комитет, вопреки требованиям ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Комитета законных оснований для отказа Обществу в заключении договора без проведения аукциона. Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд признает верным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя с возложением на Комитет обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения договора на размещение объекта - наземного сооружения связи (опоры) на части земельного участка площадью 9 кв.м. в границах кадастрового квартала 78:37:1782001, сроком на 3 года (заявлению от 22.04.2022 исх.N 22-04/1 (вх.N 05-26-39871/22-0-0 от 26.04.2022).
В отсутствие возражений Комитета суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в части признания предложенного заявителем срока исполнения указанной обязанности (10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу) разумным и достаточным.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А56-51358/2022, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2023, а также в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А56-51359/2022, оставленном без изменения постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2023.
Отсылка Комитета к установленным Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга (утв. Постановлением Правительства от 21.06.2016 N 534) требованиям в части высотных параметров объекта не более 15 м. не может быть принята апелляционным судом во внимание, поскольку установленные Приложением N 3 требования распространяются на объекты капитального строительства, коим АМС не является.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что в обжалуемом решении не содержится указания на несоответствие размещения АМС на испрашиваемом земельном участке Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга как на основание отказа.
В силу вышеуказанного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 по делу N А56-68309/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68309/2022
Истец: АО "ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА