г. Саратов |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А06-1484/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищного управления администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2023 года по делу N А06-1484/2023
по иску у общества с ограниченной ответственностью "Перспектива плюс" (ОГРН 1143015000468, ИНН 3015101487) к жилищному управлению администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1063015005129, ИНН 3015072927) о взыскании задолженности за период с 01.01.2023 по 30.09.2023 в размере 4817,95 руб., неустойки в размере 383,39 руб. за период с 01.01.2023 по 30.09.2023, судебных расходов,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Перспектива плюс" (ОГРН 1143015000468, ИНН 3015101487) к администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178) о взыскании задолженности за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 в размере 1598, 03 руб., неустойки в размере 276,79 руб. за период с 01.10.2022 по 31.12.2022, судебных расходов,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Перспектива плюс" (ОГРН 1143015000468, ИНН 3015101487) к администрации Кировского района города Астрахани (ОГРН 1023000833570, ИНН 3015012011) о взыскании задолженности в размере 10 268, 07 руб. за период с 01.02.2021 по 30.09.2022, судебных расходов,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных", Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань", Государственного казённого учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива плюс" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Жилищному управлению администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН: 1063015005129, Дата присвоения ОГРН: 07.03.2006, ИНН: 3015072927) о взыскании задолженности за период с 01.01.2023 по 30.09.2023 в размере 4817,95 руб., неустойки в размере 383,39 руб. за период с 01.01.2023 по 30.09.2023, судебных расходов (с учетом уточнений) к администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (ОГРН: 1033000821809, дата присвоения ОГРН: 10.09.2003, ИНН: 3015009178, КПП: 301501001) о взыскании задолженности за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 в размере 1598, 03 руб., неустойки в размере 276,79 руб. за период с 01.10.2022 по 31.12.2022, судебных расходов (с учетом уточнений) к администрации Кировского района города Астрахани (ОГРН: 1023000833570, дата присвоения ОГРН: 02.11.2002, ИНН: 3015012011, КПП: 301501001) о взыскании задолженности в размере 10 268, 07 руб. за период с 01.02.2021 по 30.09.2022, судебных расходов (с учетом уточнений).
24 ноября 2023 года Арбитражным судом Астраханской области с Администрации Кировского района г. Астрахани в пользу ООО "Переспектива плюс" взыскана задолженность за поставленный коммунальный ресурс с целью содержания общего имущества, за услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома в размере 10 268 руб. 07 коп. за период с 01.02.2021 по 30.09.2022, почтовые расходы в сумме 135, 10 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 1184 руб.
Взыскана с администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань" в пользу ООО "Переспектива плюс" задолженность за поставленный коммунальный ресурс с целью содержания общего имущества, за услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома в размере 1 598 руб.. 03 коп. за период с 01.10.2022 по 31.12.2022, неустойка за период с 13.12.2022 по 07.11.2023 в размере 274,82 руб., почтовые расходы в сумме 135 руб. 10 коп., судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 216 руб.
Взыскана с жилищного управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" задолженность за поставленный коммунальный ресурс с целью содержания общего имущества, за услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома в размере 4 817 руб. 95 коп. за период с 01.01.2023 по 30.09.2023, неустойка за период с 14.03.2023 по 07.11.2023 в размере 380,66 руб., почтовые расходы в сумме 135 руб. 10 коп., судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 600 руб.
Жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований о взыскании задолженности с жилищного управления администрации МО "Город Астрахань" и МО "Город Астрахань" по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что обязанность по несению расходов на содержание и коммунальные услуги незаселенных жилых помещений возникает у муниципального образования "Город Астрахань" в случаях:
приобретения в муниципальную собственность МО "Город Астрахань" жилых помещений - с даты государственной регистрации права собственности МО "Город Астрахань" на жилое помещение до даты заключения соответствующих договоров, на основании которых жилые помещения предоставляются во владение и в пользование физическим лицам в порядке, установленном законодательством РФ;
принятия в муниципальную собственность МО "Город Астрахань" жилого помещения в качестве выморочного имущества - с момента государственной регистрации права муниципальной собственности МО "Город Астрахань" на жилое помещение до даты заключения соответствующих договоров, на основании которых жилые помещения предоставляются во владение и в пользование физическим лицам в порядке, установленном законодательством РФ.
Квартира N 39 по ул.В.Барсовой, д.12, корпус 1 в установленном законом порядке, в качестве выморочного имущества в собственность муниципального образования "Город Астрахань" не принималась, управление муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань" уже обращалось к нотариусу города Астрахани по факту принятия в наследство выморочного имущества 3А долей жилого помещения N 39 по ул. В.Барсовой, д.12, корпус 1, но постановлением от 14.07.2023 был получен отказ в совершении нотариального действия.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ООО "Перспектива Плюс" поступил в суд отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Перспектива плюс" является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. В. Барсовой, д.12, корпус 1.
В силу ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома выбран способ управления - управление управляющей организацией.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 11.06.2015 управляющей организацией выбрано Общество, утвержден тариф по управлению, содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в размере 12 руб. 00 коп. за 1 кв.м.
В отношении жилого помещения по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. В. Барсовой, д.12, корпус 1, кв.39, не исполняется обязанность по внесению платы за жилищные и коммунальные услуги.
Долевыми собственниками жилого помещения согласно сведениям из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество являются: 3/4 доли жилого помещения принадлежит Мусаевой Нине Александровне, 07.02.1950 г.р., которая значится умершей; право собственности в отношении доли жилого помещения зарегистрировано за Мусаевым Олегом Ибрагимовичем, 25.11.1973 г.р.
В настоящее время жилое помещение многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. В. Барсовой, д.12, корпус 1, кв.39 свободно от проживания. Собственник ? доли жилого помещения: Мусаев Олег Ибрагимович, 25.11.1973 г.р., (место рождения: гор. Туркменбаши Туркменской ССР; паспорт серия: 1201 N 228300; выдан: Кировский РОВД гор. Астрахани, дата выдачи: 09.10.2001 г.; код подразделения: 302- 001) признан недееспособным, страдает заболеванием ДЦП и проживает в настоящее время в ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" (Приложение 12). Собственник 3/4 доли жилого помещения - Мусаева Нина Александровна, 07.02.1950 г.р., место рождения: гор. Баку респ. Азербайджан, снята с регистрационного учета, по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. В. Барсовой, д.12, корпус 1, кв.39, значится умершей.
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ срок для принятия наследниками наследственного имущества составляет 6 месяцев со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя (для приобретения выморочного имущества принятие наследства в силу ст. 1151 ГК РФ не требуется).
В установленный законом 6-месячный срок для принятия наследства умершей потенциальные наследники не обращались с заявлениями о принятии наследства, наследственное дело к имуществу умершей не заводилось.
Согласно реестру наследственных дел Федеральной нотариальной палаты наследственное дело в отношении имущества Мусаевой Нины Александровны, 07.02.1950 г.р. не заведено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что в настоящее время отсутствуют наследники, принявшие наследство Мусаевой Нины Александровны, 07.02.1950 г.р., являвшейся собственником доли жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданского кодекса) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 Гражданского кодекса), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 Гражданского кодекса), имущество умершего считается выморочным.
В силу пункта 1 статьи 1152 Гражданского кодекса, для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно пункту 2 статьи 1151 Гражданского кодекса, выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Муниципальное образование в силу прямого указания закона признается наследником выморочного имущества и как наследник несет ответственность по долгам наследодателя в пределах перешедшего к нему наследственного имущества. При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (пункт 1 статьи 1157 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 названного Кодекса.
Доводы апелляционной жалобы о том, что квартира N 39 по ул. В.Барсовой, д.12, корпус 1 в установленном законом порядке, в качестве выморочного имущества в собственность муниципального образования "Город Астрахань" не принималась, отклоняются апелляционным судом.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018, регулируя отношения по поводу наследования выморочного имущества, статья 1151 Гражданского кодекса устанавливает, что оно переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение, земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества, доля в праве общей долевой собственности на них; если перечисленные объекты расположены в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации; при этом жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования; иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2); порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяются законом (пункт 3).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9), в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса).
В пункте 50 Постановления N 9 разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 60 Постановления N 9, следует, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования.
Исходя из толкования ст. 1151 ГК РФ, выморочность имущества относится к исключительным ситуациям, когда возможность универсального правопреемства после наследодателя в пользу физических лиц - наследников по закону или по завещанию исключается.
В соответствии с п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" "неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает муниципальные образования от возникших в связи с этим обязанностей таких, как: выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п." Отсюда вытекает, что муниципальные образования, как и все другие наследники, несут ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним имущества.
Вместе с тем, на основании п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 переход выморочного имущества к государству и муниципальному образованию императивен и не требует выражения волеизъявления на принятие наследства, то получается, что наследование выморочного имущества - это не только право, но и обязанность муниципального образования. Кроме того, возникновение права собственности не связано с получением свидетельства, а также с государственной регистрацией права наследника на имущество. Наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 307-ЭС21-10798 от 19.06.2023.
В соответствии со статьями 210, 249 и 290 ГК РФ, статьями 39, 153, 154 и 158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу п. 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. 17 Правил.
Нормами части 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту "и" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
В части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ).
В части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Соответственно, могут быть рассмотрены требования о взыскании с ответчика задолженности за коммунальные услуги, пени, оплаты за содержание в отношении жилых помещений, которые ответчиком (собственником муниципального жилищного фонда) не были переданы в пользование граждан на основании договора социального найма. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 ГК РФ).
В силу положений статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Бюджетный кодекс РФ) главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Определяя надлежащего ответчика в рассматриваемом случае, следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 1.3 Положения об администрации муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного решением городской думы муниципального образования "Город Астрахань" от 18.02.2015 N 15, администрация является органом местного самоуправления, реализующим вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования "Город Астрахань".
В соответствии с п.2.2 Положения об администрации, названный орган местного самоуправления распределяет исполнение возложенных на него полномочий среди отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации.
В соответствии с п.5. Постановления от 23.09.2022 N 212 Администрации муниципального образования "Город Астрахань" "Об утверждении Порядка расходов на содержание и коммунальные услуги незаселенных жилых помещений жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Город Астрахань" Главным распорядителем бюджетных средств по расходам на содержание и коммунальные услуги незаселенных жилых помещений является жилищное управление администрации муниципального образования город Астрахань. Настоящее постановление администрации муниципального образования "Город Астрахань" вступило в законную силу с 01.10.2022. (п. 10 Постановления от 23.09.2022 г. N 212).
Между тем, Постановлением от 08 ноября 2022 года N 241 Администрации муниципального образования "Город Астрахань" "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 23.09.2022 N 212" внесены изменения в пункт 10 Постановления от 23.09.2022 N212, согласно которому Постановление от 23.09.2022 N212 вступает в силу с 01.01.2023.
Из вышесказанного следует, что до 30.09.2023 возмещение затрат из бюджета муниципального образования "Город Астрахань" осуществлялось на основании постановления Администрации города Астрахани от 29.12.2010 N 10552 "Об утверждении Порядка возмещения затрат из бюджета муниципального образования "Город Астрахань", связанных с оказанием услуг по содержанию и ремонту общего имущества, услуг отопления за незаселенные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, организациям различных организационно-правовых форм, не являющимся исполнителями жилищных и коммунальных услуг" (далее - Постановление N 10552).
Так, в части периода взыскания с 01.02.2021 по 30.09.2022 распорядителем бюджетных средств является - администрация Кировского района г. Астрахань; в части периода 01.10.2022 по 31.12.2022 ответчиком является - администрация муниципального образования "Городской округ город Астрахань"; в части периода с 01.01.2023 по 30.09.2023 - жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Ответчикам, принявшим наследственное имущество в порядке универсального правопреемства, в части доли жилого помещения, управляющая организация оказала услуги по поставке коммунального ресурса на содержание общего имущества, работы по содержанию, управлению и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома за период с 01.02.2021 по 30.09.2023.
Ответчиками в силу ст. 153 ЖК РФ не исполнена обязанность по внесению платы за содержание и обслуживание общего имущества, за коммунальный ресурс, потребленный с целью содержания общего имущества многоквартирного дома. Размер платы за техническое обслуживание определяется путем умножения площади жилого помещения на тариф. Тариф за техническое обслуживание установлен в размере 12,00 руб. за кв. м, данные сведения отражены в протоколе общего собрания собственников многоквартирного дома.
Правоотношения по поставке коммунальных ресурсов, содержанию и обслуживанию общедомового имущества регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 03.02.2022) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N491).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее -Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) внесены соответствующие изменения в Правила N 354, Правила N 491, которые устанавливают включение расходов на приобретение коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В свою, очередь управляющая компания в силу ст. 154 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 вправе предъявлять к собственнику помещения требования об оплате задолженности за содержание общедомового имущества, (что для собственника помещения является обязанностью внесения платы на общедомовые нужды), т.е. платы за холодную, горячую воду, электроэнергию на общедомовые нужды.
С 1 сентября 2022 года Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее Постановление N92) внесены изменения в порядок расчета платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Постановлением N 92 в подпункте "л" пункта 11 Правил N 491 установлен порядок: - при наличии в доме внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих отведение сточных вод, плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества подлежит начислению собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме.
Постановлением министерства строительства и ЖКХ Астраханской области от 13 сентября 2022 N 25 утверждены нормативы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, которые вступили в силу с 1 сентября 2022.
Систематизируя вышесказанное, в Астраханской области плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества (водоотведение в целях содержания общего имущества) с 01 сентября 2022 года начисляется собственникам многоквартирных домов, в которых имеются внутридомовые инженерные сети, обеспечивающие отведение сточных вод.
С целью содержания общего имущества многоквартирного дома между Обществом и МУП г. Астрахани "Астрводоканал" заключен договор N 7896 от 01.01.2017 холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, с целью обеспечения многоквартирного дома горячей водой для общедомовых нужд между Обществом и ресурсоснабжающей организацией ООО "Астраханские тепловые сети" 28.05.2018 заключен договор ресурсоснабжения N 4036 для содержания общего имущества многоквартирного жилого дома.
Статьей 162 ЖК РФ установлено, что при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом считается заключенным, в случае если подписан с собственниками помещений, обладающими более пятьюдесятью процентов от общего числа голосов.
Договор управления многоквартирным домом между Ответчиками и Обществом не заключался, при этом, в силу прямого указания закона договор управления считается заключенным в связи с тем, что подписан с собственниками помещений, обладающими более пятьюдесятью процентами от общего числа голосов.
Согласно положениям статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статья 310 ГК РФ устанавливает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статьям 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Порядок и срок внесения собственником помещения в многоквартирном доме платы за жилое помещение, включающей плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальные услуги, а также ответственность за их несвоевременную или неполную уплату, определены статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 155 ЖК РФ плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных собственнику не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим. За несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги должник обязан уплатить пени в соответствии с частью 14 статьи 155 названного Кодекса.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Исходя из того обстоятельства, что Жилищным кодексом предусмотрена обязанность Должника уплатить пеню в случае просрочки платежа, взыскатель вправе требовать от Должника уплаты пени за несвоевременную оплату.
В силу того, что имеется факт просрочки исполнения обязательств, Ответчикам начислена неустойка за нарушение срока внесения оплаты в соответствии со ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, муниципальное образование в лице управомоченного лица несет обязательства по оплате управляющей организации услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в котором находятся незаселенные жилые помещения муниципальной формы собственности, что не оспаривается стороной ответчика в рамках настоящего спора.
В настоящее время доля жилого помещения по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. В. Барсовой, д.12, корпус 1, кв.39, значится незаселенной.
В связи с тем, что ответчиками не вносится плата за жилищные и коммунальные услуги 12 октября 2022 года истцом направлены досудебные претензии о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность в адрес Администрации Муниципального образования "Городской округ Город Астрахань", Администрации Кировского района г. Астрахани, Жилищного управления Администрации Муниципального образования "Город Астрахань".
По истечении 30 дней оплаты задолженности не последовало, что послужило поводом для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
Поскольку Ответчики в одностороннем порядке уклоняются от исполнения обязательств по оплате задолженности за жилищные и коммунальные услуги, сумма задолженности подлежит взысканию в судебном порядке.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Так, Ответчик - Администрация Кировского района г. Астрахани, в отношении доли выморочного имущества, обязан возместить расходы за содержание принадлежащей ему доли, за период с 01.02.2021 по 30.09.2022 соразмерно % доле от суммы образовавшейся задолженности, начисленной за указанный период.
Так, по выморочному имуществу за период с 01.02.2021 по 30.09.2022 образовалась задолженность в размере 13 690,77 руб., из них: - электроэнергия (ОДН) в размере 5 032,46 руб.; - горячая вода (ОДН) в размере 460,26 руб.; - холодная вода (ОДН) в размере 66,34 руб.; - техническое обслуживание в размере 8 131,71 руб.;
за несвоевременное исполнение обязательств начислена неустойка, определенная законом, за период с 11.04.2021 по 07.11.2023 в размере 4 678,91 руб. согласно ст.332 ГК РФ, 155 ЖК РФ.
Руководствуясь ст. 158 ЖК РФ задолженность ответчика соразмерно 3/4 доле за период с 01.02.2021 по 30.09.2022 составляет 10 268,07 руб., из них: - электроэнергия (ОДН) в размере 3 774,34 руб.; - горячая вода (ОДН) в размере 345,19 руб.; - холодная вода (ОДН) в размере 49,76 руб.; - техническое обслуживание в размере 6 098,78 руб.;
Ответчик - Администрация Муниципального образования "Городской округ город Астрахань", в отношении доли выморочного имущества, обязан возместить расходы за содержание принадлежащей ему доли, за период с 01.10.2022 по 31.12.2023 соразмерно % доле от суммы образовавшейся задолженности, начисленной за указанный период.
Так, по выморочному имуществу за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 образовалась задолженность в размере 2 130,71 руб., из них: - водоотведение (ОДН) в размере 49,40 руб.; - электроэнергия (ОДН) в размере 258, 20 руб.; - горячая вода (ОДН) в размере 97,75 руб.; - холодная вода (ОДН) в размере 15,36 руб.; - техническое обслуживание в размере 1 710,00 руб.; за несвоевременное исполнение обязательств начислена неустойка, определенная законом, за период с 11.12.2022 по 07.11.2022 в размере 369,05 руб. согласно ст.332 ГК РФ, 155 ЖК РФ.
Руководствуясь ст. 158 ЖК РФ задолженность ответчика соразмерно 3/4 доле за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 составляет 1 598,03 руб., из них: - водоотведение (ОДН) в размере 37,05 руб.; - электроэнергия (ОДН) в размере 193,65 руб.; - горячая вода (ОДН) в размере 73,31 руб.; - холодная вода (ОДН) в размере 11,52 руб.; - техническое обслуживание в размере 1 282,50 руб.; неустойка за нарушение сроков оплаты соразмерно 3/4 доле за период с 02.10.2022 по 31.12.2022 составляет в размере 276,79 руб.
Жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань", в отношении доли выморочного имущества, обязано возместить расходы за содержание принадлежащей ему доли, за период с 01.01.2023 по 30.09.2023 соразмерно % доле от суммы образовавшейся задолженности, начисленной за указанный период.
Так, по выморочному имуществу за период с 01.01.2023 по 30.09.2023 образовалась задолженность в размере 6 423,93 руб., из них: - водоотведение (ОДН) в размере 118,44 руб.; - электроэнергия (ОДН) в размере 819,72 руб.; - горячая вода (ОДН) в размере 306,99 руб.; - холодная вода (ОДН) в размере 48,78 руб.; - техническое обслуживание в размере 5 130,00 руб.; за несвоевременное исполнение обязательств начислена неустойка, определенная законом, за период с 12.03.2023 по 07.11.2023 в размере 383,39 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
На основании пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Контррасчет в подтверждение фактов исполнения ответчиком встречной обязанности по оплате поставленного товара со ссылками на первичные документы вопреки требованиям процессуального закона не представлен.
Доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств, отсутствия долга, а равно его наличия в ином (меньшем) размере, чем заявлено истцом, ответчиком не представлено.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2023 года по делу N А06-1484/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1484/2023
Истец: ООО "Перспектива плюс"
Ответчик: Администрация МО "Город Астрахань", администрация МО "Городскойц округ город Астрахань", Жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань"
Третье лицо: Администрация Кировского района г. Астрахани, администрация МО "Городской округ Город Астрахань", АО ГБУЗ " ГКБ N2 им. Бр.Губиных", АО ГКУ " ЦСПН Кировского района г. Астрахани", ФКУ Администрации МО "Город Астрахань"