г. Самара |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А72-13748/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2022 года (резолютивная часть от 28.11.2022) по делу N А72-13748/2022 (судья Чудинова В.А.),
рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению областного государственного автономного учреждения культуры "Ленинский мемориал" (ОГРН 1067325000852, ИНН 7325058856), г. Ульяновск,
к государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, ИНН 7325019720), г. Ульяновск,
об отмене решения от 07.06.2022 N 73002280000086 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 23 633,47 руб.,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное автономное учреждение культуры "Ленинский мемориал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик), об отмене решения от 07.06.2022 N 73002280000086 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 23 633,47 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2022 года (резолютивная часть от 28.11.2022) по делу N А72-13748/2022 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение от 07.06.2022 N 73002280000086, принятое государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7325019720) о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 23 633,47 руб.
С государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7325019720) в пользу областного государственного автономного учреждения культуры "Ленинский мемориал" (ИНН 7325019720) взыскано 3 000 рублей - расходы по оплате государственной пошлины.
Областному государственному автономному учреждению культуры "Ленинский мемориал" (ИНН 7325019720) из федерального бюджета возвращена излишне уплаченную государственная пошлина в сумме 1 500 рублей.
Не согласившись с выводами суда, государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что заявителем в электронных реестрах сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности не указаны условия исчисления пособий и указан размер ставки "1", тогда как следовало указать "0,5".
Ответчик в жалобе указал, что страхователем в 2019 направлены сведения в нарушение п. 3.14 Приказа N 579, а именно в электронных реестрах сведений для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком застрахованному лицу Никишиной К.А., представленных в 2019 необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком указан размер ставки "1", следовало указать "0,5".
Никишина К.А. в соответствии с трудовым договором N 309/17 от 05.12.2017, дополнительным соглашением б/н от 29.01.2018 к трудовому договору N 309/17 от 05.12.2017, дополнительным соглашением б/н от 28.08.2018 к трудовому договору N 309/17 от 05.12.2017, дополнительным соглашением б/н от 12.10.2018 к трудовому договору N 309/17 от 05.12.2017 работает 20 часов в неделю, что составляет 0,5 ставки нормальной продолжительности рабочего времени (40 часов в неделю), установленной Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Податель жалобы полагает, что предоставление страхователем недостоверных сведений о продолжительности рабочего времени (размере ставки) застрахованного лица Никишиной К.А., влияющих на исчисление размера соответствующих видов пособий, привело к излишне понесенным расходам на выплату пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 23633,47 руб.
Областное государственное автономное учреждение культуры "Ленинский мемориал" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
20 января 2023 года в суд апелляционной инстанции от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области поступило заявление о процессуальном правопреемстве, в котором просит заменить Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
В соответствии с постановлением Правления ПФР от 12.12.2022 N 378п в целях реализации пункта 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ от 14.07.2022 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Распоряжением Правления ПФР от 12.12.2022 N 895р утверждено Положение об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Информация об изменении наименования Отделения внесена в ЕГРЮЛ 01.01.2023 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате реорганизации в форме присоединения Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (сокращенное наименование ОСФР по Ульяновской области, адрес юридического лица: 432071, г. Ульяновск, ул. Корюкина, д. 6, ОГРН 1027301162580, ИНН 7325000479) является правопреемником по всем правам и обязательствам.
В соответствии со ст.48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Заявленное ответчиком ходатайство подлежит удовлетворению.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела ГУ - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования РФ проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение страхователя ОГ АУК "Ленинский мемориал".
В рамках проверки ГУ - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования РФ установлена недостоверность предоставленных страхователем сведений о продолжительности рабочего времени (размере ставки) застрахованного лица Никишиной К.А., расчет пособия произведен из МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени. Тогда как следовало средний заработок, принятый равным минимальному размеру оплаты труда, определить пропорционально продолжительности рабочего времени и сравнить его с фактическим средним заработком за расчетный период. Расчет пособия следует произвести из большей величины среднего заработка. В связи с указанными обстоятельствами, по мнению Фонда, произведены излишние выплаты в сумме 23 633,47 руб.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 06.05.2022 N 73002280000084.
Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования РФ вынесено решение о возмещении понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 07.06.2022 N 73002280000086 в сумме 23 633,47 руб.
Согласно решению страхователем в 2019 направлены сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам застрахованному лицу Никишиной К.А. по листкам нетрудоспособности от 09.01.2019 N 318710691185 с периодом освобождения от работы с 09.01.2019 по 18.01.2019, от 11.02.2019 N 910002884714 с периодом освобождения от работы с 11.02.2019 по 30.06.2019, в нарушение пунктов 3.17, 3.22 приложения N 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 N 579 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" в электронных реестрах сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, не указаны условия исчислений пособий и указан размер ставки "1", следовало указать "0,5".
Страхователем в 2019 также направлены сведения для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком застрахованному лицу Никишиной К.А. в нарушение пункта 3.14 приложения N 6 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 N 579 "Об утверждений форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнении" в электронных реестрах сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком указан размер ставки "1", следовало указать "0,5".
Никишина К.А., в соответствии с трудовым договором от 05.12.2017 N 309/17 и дополнительными соглашениями к нему, работает 20 часов в неделю, что составляет 0,5 ставки нормальной продолжительности рабочего времени (40 часов в неделю), установленной Трудовым кодексом РФ.
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пунктом 11(1) постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае, если застрахованное лицо за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяются пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по ходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В связи с чем, ФСС в своем решении указало, что средний заработок застрахованного лица, работающего на условиях неполного рабочего времени 0,5 ставки, определяется как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), умноженный на 0,5.
В результате предоставления страхователем недостоверных сведений о продолжительности рабочего времени (размере ставки) застрахованного лица Никишиной К.А. сумма излишне понесенных расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности, по расчету ФСС, составила 369,67 руб.; сумма излишне понесенных расходов на выплату пособия по беременности и родам - 11 883,20 руб.; сумма излишне понесенных расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком -11 380,60 руб.
Заявитель, полагая, что решение противоречит закону и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как указал заявитель, ФСС неверно толкует нормы закона, подлежащего применению. Так, по мнению ФСС, все начисленные пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное по уходу за ребенком до 1,5 лет) должны рассчитываться с учетом установленного застрахованному лицу режима неполного рабочего времени, исчисленного по ставке 0,5.
Вместе с тем, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также, в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц, ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
При этом п. 16 Положения N 375 законодательно установлено, что если застрахованное лицо имеет неполное рабочее время (неполную рабочую неделю, неполный рабочий день), средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15.1 - 15.3 настоящего Положения.
Пропорциональное уменьшение в отношении пособий нетрудоспособности и по беременности и родам законом не предусмотрено.
В силу ч. 1.1 ст. 14 N 255-ФЗ, если заработок работника за расчетный период в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ.
В связи с чем, формула МРОТ х 24 : 730 для исчисления пособия по беременности и родам, применяется, в том числе, и при неполном рабочем времени.
Суд первой инстанции, соглашаясь с доводами заявителя, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 -ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ определено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (действовавшим в рассматриваемый период) утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктом 11 (1) Положения N 375 в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В силу пункта 15 Положения N 375, во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
В пунктах 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно пункту 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
В случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения (пункт 16 Положения N 375).
Таким образом, как верно указал суд, в случае, если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Как установил суд, на момент наступления страхового случая средний заработок работника Никишиной К.А. был ниже минимального размера оплаты труда, что ответчик не оспаривал.
Следовательно, расчет пособий по беременности и родам и временной нетрудоспособности необходимо производить исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени, что соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктов 11(1), 15(1) -15(3) Положения N 375, и судебной практике (определения Верховного Суда РФ от 27.12.2019 N 301-ЭС19-24659, от 07.08.2017 N 309-КГ17-9589, от 27.07.2015 N 309-КГ15-4727, постановления АС Поволжского округа от 03.09.2020 N Ф06-64808/2020, АС Уральского округа от 10.12.2021 N Ф09-8636/21, 14.04.2021 N Ф09-1738/21).
С учетом вышеизложенного суд сделал правильный вывод об обоснованности расчета заявителем пособий застрахованным лицам, работавшим на условиях неполного рабочего времени, исходя из среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1 части 2 статьи 4.1, частью 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, страхователь обязан возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в случае, если страхователем представлены недостоверные и (или) неполные сведения.
Доказательств того, что выплата суммы, заявленной как излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, явилась именно следствием неправомерных действий учреждения, в том числе, по предоставлению недостоверных и (или) неполных сведений, ответчиком в дело не представлены.
В заявлениях учреждения от 28.06.2019, 13.11.2019, представленных Фонду (представлены квитанции о получении электронных файлов), в строке "неполное рабочее время" содержатся достоверные сведения о неполном рабочем дне работника Никишиной К.А., размер ставки указан 0,5.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о незаконности оспариваемого решения от 07.06.2022 N 73002280000086.
Признание незаконным решения означает, что такое решение не порождает юридических последствий с момента его принятия.
Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст. ст. 48, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2022 года (резолютивная часть от 28.11.2022) по делу N А72-13748/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13748/2022
Истец: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ЛЕНИНСКИЙ МЕМОРИАЛ", ОГАУК "Ленинский мемориал"
Ответчик: ГУ УЛЬЯНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГУ ОПФ РФ по Ульяновской области