город Омск |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А75-18445/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1524/2023) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2022 по делу N А75-18445/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети" (ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628408, город Сургут, улица Энгельса, 8) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, изложенного в письме от 05.09.2022 N 01-02-10178/2,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Сургута - Храмков Юрий Васильевич по доверенности от 12.01.2023 N 35 сроком действия до 31.12.2023;
от акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети" - Шапкина Ольга Владимировна по доверенности от 28.12.2022 N 187-22 сроком действия до 31.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети" (далее - заявитель, Общество, АО "ЮТЭК - Региональные сети") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, Администрации) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, изложенного в письме от 05.09.2022 N 01-02-10178/2.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2022 по делу N А75-18445/2022 требования АО "ЮТЭК - Региональные сети" были удовлетворены, суд признал недействительным отказ, изложенный в письме от 05.09.2022 N 01-02-10178/2, в выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, с наименованием объекта "Технологическое присоединение к электрической сети 0,4 кВ акционерного общества "ЮТЭК-Региональные сети" объекта "Сети электроснабжения 10-0,4 кВ для технологического присоединения потребителей МО Сургутский район" (Технологическое присоединение электрической сети 10/0,4 кВ АО "ЮТЭК-Региональные сети" объекта ДПК-39 "Пищевик", расположенного по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут)", сроком на 15 лет, в кадастровом квартале 86:10:0101236, с условным номером земель 86:10:0101236:ЗУ, площадью 64 кв.м.
Суд обязал Администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "ЮТЭК - Региональные сети" путем выдачи разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, с наименованием объекта "Технологическое присоединение к электрической сети 0,4 кВ акционерного общества "ЮТЭК-Региональные сети" объекта "Сети электроснабжения 10-0,4 кВ для технологического присоединения потребителей МО Сургутский район" (Технологическое присоединение электрической сети 10/0,4 кВ АО "ЮТЭК-Региональные сети" объекта ДПК-39 "Пищевик", расположенного по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут)", сроком на 15 лет, в кадастровом квартале 86:10:0101236, с условным номером земель 86:10:0101236:ЗУ, площадью 64 кв.м., в срок 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда.
Взысканы с Администрации в пользу АО "ЮТЭК - Региональные сети" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Кроме того, суд также решил в случае неисполнения судебного акта взыскать с Администрации в пользу АО "ЮТЭК - Региональные сети" судебную неустойку в размере 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта с 11 календарного дня после вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что отображения местоположения проектируемого объекта в графическом виде непосредственно на схеме, предусмотрено подпунктом 6.2 пункта 6 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.06.2015 N 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в ХМАО - Югре" (далее - Порядок, Порядок N 174-п). В схемах, приложенных к обращениям заявителя, сведения в графической форме о местоположении (в том числе, проектируемом) размещаемых объектов, отсутствуют. Администрация указывает, что решение вопроса о необходимости неприменения каких-либо требований Порядка N 174-п не относится к полномочиям суда, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
10.04.2023 от Администрации поступили дополнения к жалобе, в которых заинтересованное лицо указало на то, что требование о необходимости отражения в схеме границ местоположения (в том числе проектируемого) размещаемых объектов в графическом виде установлено постановлением Правительства ХМАО - Югры от 03.06.2022 N 255-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", согласно которому подпункт 6.2 пункта 6 Порядка N 174-П изложен в новой редакции. Разработчиком вышеназванных изменений является Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Администрация указывает, что ею были направлены запросы в адрес Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросу правильности применения нормы подпункта 6.2 пункта 6 Порядка N 174-П. Письмами от 30.12.2022 N 13-Исх-11391, от 23.01.2023 N 13-Исх-392 Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подтвердил необходимость отображения местоположения объекта в графической части схемы.
В дополнениях к жалобе Администрация заявила ходатайство о приобщении к материалам дела указанных писем Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Документы приобщены к материалам дела.
АО "ЮТЭК - Региональные сети" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что в основу схем границ земель или земельного участка, предполагаемых к использованию для размещения объектов, включаются данные проектной документации о нормах отвода земель, которые разрабатываются заявителем с учетом норм и требований действующего законодательства. Общество считает, что, исходя из смысла подпункта 6.2 пункта 6 Порядка N 174-П, в графической форме отражаются только сведения о землях и земельных участках, необходимых для размещения объектов, а не сведения о местоположении размещаемых объектов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель Администрации поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель АО "ЮТЭК - Региональные сети" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 14.06.2022 АО "ЮТЭК - Региональные сети" обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 01-04/3931) о выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, с наименованием объекта "Технологическое присоединение к электрической сети 0,4 кВ акционерного общества "ЮТЭК-Региональные сети" объекта "Сети электроснабжения 10-0,4 кВ для технологического присоединения потребителей МО Сургутский район" (Технологическое присоединение электрической сети 10/0,4 кВ АО "ЮТЭК-Региональные сети" объекта ДПК-39 "Пищевик", расположенного по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут)", в кадастровом квартале 86:10:0101236, с условным номером земель 86:10:0101236:ЗУ, площадью 64 кв.м., сроком на 15 лет.
Письмом от 27.07.2022 N 01-02-8523/2 Администрация отказала в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", ссылаясь на пункт 10.1 Порядка размещения объектов, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 174-п, так как в заявлении не указана информация о количестве размещаемых объектов, а также на представленной схеме границ испрашиваемого участка отсутствуют сведения о местоположении (в том числе проектируемом) размещаемых объектов в графической форме.
09.08.2022 заявитель повторно направил в Администрацию заявление о выдаче разрешения на использование земель.
Письмом от 05.09.2022 Администрация вновь отказала в выдаче разрешения, сославшись на отсутствие в представленной схеме границ испрашиваемого участка сведений о местоположении (в том числе проектируемом) размещаемых объектов в графической форме.
Не согласившись с изложенным в письме отказом в выдаче разрешения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
29.12.2022 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 3 статьи 39.33 ЗК РФ).
Таким образом, размещение, в том числе, иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, возможно без предоставления земельного участка. Общие правила такого размещения предусмотрены в статье 39.36 ЗК РФ, а порядок и условия размещения устанавливаются самостоятельно каждым субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300).
В Перечень N 1300, в частности, включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5).
Как верно установлено судом первой инстанции, АО "ЮТЭК - Региональные сети" обращалось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на размещение линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, то есть спорный объект, подпадал под действие Перечня N 1300, что по существу Администрацией не оспаривается.
Порядок и условия размещения объектов, в силу части 3 статьи 39.36 ЗК РФ, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяются Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п (Порядок N 174-п).
Пунктом 2 Порядка N 174-п предусмотрено, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме (пункт 3 Порядка N 174-п).
Пунктами 5 и 6 Порядка N 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению.
В соответствии с пунктом 6.2 Порядка, к заявлению прилагается схема границ земель или земельного участка, предполагаемых к использованию для размещения объектов, на кадастровом плане территории (далее - схема границ), которая представляет собой документ, в котором в текстовой и графической формах отражены сведения о землях или земельных участках, необходимых для размещения объектов, и содержит информацию о наименовании размещаемых объектов, кадастровом номере земельного участка (номере кадастрового квартала при размещении объектов на землях), местоположении (в том числе проектируемом) размещаемых объектов, площади земель или земельного участка, необходимой для размещения объектов, границах земель или земельного участка, испрашиваемых для размещения объектов, координатах характерных точек границ земель или земельного участка, необходимых для размещения объектов (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости).
В пункте 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, в том числе если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п.
В силу пункта 11 Порядка в решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка N 174-п.
Как было выше сказано, основанием для отказа Обществу послужил вывод Администрации о несоответствии заявления и приложенных к нему документов требованиям пункта 6 подпункта 6.2 Порядка N 174-п, а именно заинтересованное лицо указало на отсутствие в представленной схеме границ испрашиваемого участка сведений о местоположении (в том числе проектируемом) размещаемых объектов непосредственно на схеме (в графической форме).
Заявитель, обращаясь в суд, расценил в качестве необоснованного требование Администрации об отображении на схеме земельного участка границ объекта, планируемого к размещению, указав на то, что из буквального толкования пункта 6.2 Порядка не следует указание на необходимость предоставления в графической форме с использованием системы координат сведений о местоположении размещаемого (планируемого к размещению) объекта на испрашиваемом участке.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, Администрация настаивает на то, что отображения местоположения проектируемого объекта в графическом виде непосредственно на схеме, предусмотрено подпунктом 6.2 пункта 6 Порядка. В обоснование своей позиции, Администрация, в частности, ссылается на письма Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, согласно которым действующая редакция подпункта 6.2 пункта 6 Порядка предусматривает отражение в схеме границ местоположения (в том числе проектируемого) размещаемых объектов в графическом виде.
Суд апелляционной инстанции, анализируя положения подпункта 6.2 пункта 6 Порядка, полагает верным утверждение подателя жалобы о необходимости отражения в схеме границ местоположения (в том числе проектируемого) размещаемых объектов в графическом виде.
Однако в конкретной ситуации в представленной Обществом схеме был указан размещаемый объект: "Сети электроснабжения 10-0,4 кВ для технологического присоединения потребителей МО Сургутский район" (Технологическое присоединение электрической сети 10/0,4 кВ АО "ЮТЭК-Региональные сети" объекта ДПК-39 "Пищевик", расположенного по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут)"; местоположение: Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут; условный номер: 86:10:0101236:ЗУ; вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание"; площадь участка - 64 кв.м.; отражены характерные точки границ испрашиваемого участка.
При этом из указанной схемы следует, что в составе планируемого объекта на земельном участке предусмотрен объект: КТПН-10/0,4 кВ, площадью 64 кв.м.
Таким образом, заявителем испрашивался земельный участок под размещение объекта, границы которого полностью совпадают с границами участка, поскольку площадь объекта и площадь участка идентичны. На это указано в описательной части схемы.
Следовательно, у Администрации не могло возникнуть каких-либо затруднений в определении границ местоположения размещаемых объектов в графическом виде.
Позиция Администрации, согласно которой несоблюдение подпункта 6.2 пункта 6 Порядка является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения, является неправомерной. Решение суда первой инстанции, которым удовлетворены заявленные требования, обеспечивает баланс прав участников спорных отношений и исключает формализм при защите этих прав.
Каких-либо доводов несогласия с судебным актом в части удовлетворенного судом первой инстанции требования заявителя о присуждении судебной неустойки в пользу АО "ЮТЭК - Региональные сети" в случае неисполнения судебного акта Администрацией, ни подателем жалобы, ни заявителем не заявлено, в связи с чем, выводы суда первой инстанции в данной части не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции, который не вправе выходить за пределы апелляционного обжалования по собственной инициативе (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Распределения судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не осуществляется, в силу освобождения Администрации от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Сургута оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2022 по делу N А75-18445/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18445/2022
Истец: АО "ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА