г. Красноярск |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А33-24785/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" декабря 2022 года по делу N А33-24785/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469, далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" (ИНН 2466123241, ОГРН 1042402971544, далее - ответчик, общество, ООО "УСК "Сибиряк") о взыскании 115 874 руб. 95 коп. излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 21.11.2022, мотивированное решение изготовлено по заявлению общества 12.12.2022) по делу N А33-24785/2022 заявленные требования удовлетворены. С общества в пользу Фонда взыскано 115 874 руб. 95 коп. излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности. С общества в доход федерального бюджета взыскано 4476 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "УСК "Сибиряк" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Фонда. В апелляционной жалобе общество отмечает, что им не были представлены в Фонд недостоверные сведения. ООО "УСК "Сибиряк", являющееся работодателем и страхователем, не обладало информацией о наличии у Богданова С.Н. инвалидности. При этом решение о выплате пособия или об отказе в выплате принимает Фонд, именно на Фонд возложена обязанность по проверке документов, однако Фонд не запросил необходимые для принятия правильного решения сведения.
Фондом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец не согласился с изложенными в жалобе доводами, просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 14.02.2023 07:14:36 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонда содержится информация об реорганизации государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на основании Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ).
Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года. При этом за Фондом сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные Пенсионному фонду Российской Федерации до дня создания Фонда (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ).
Частью 16 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ предусмотрено, что за Фондом, территориальными органами Фонда и подведомственными Фонду учреждениями сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469) данное юридическое лицо прекратило свою деятельность 01.01.2023 путем реорганизации в форме присоединения.
01.01.2023 в ЕГРЮЛ внесены сведения в отношении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718) также указано на завершение 01.01.2023 реорганизации юридического лица в форме присоединения; в качестве правопредшественника указано государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469).
Учитывая изложенное, государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выбыло из материальных правоотношений, все права и обязанности заявителя в силу прямого указания закона перешли к правопреемнику - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о процессуальном правопреемстве и замены истца по делу N А33-24785/2022 - государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
11.08.2020, 02.09.2020, 07.10.2020, 29.10.2020, 04.12.2020, 12.01.2021, 20.02.2021, 01.04.2021, 06.05.2021, 13.05.2021, 09.08.2021, 02.09.2021, 13.10.2021, 24.11.2021, 28.12.2021, 12.01.2022 ООО "УСК "Сибиряк", являющееся страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (регистрационный номер 240770931224021), представило в Фонд в электронном виде реестр сведений на выплату по застрахованному лицу Богданову С.Н. пособия по временной нетрудоспособности.
Фонд после получения реестров, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, принял решение о назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности за период с 01.07.2020 по 31.12.2021. Выплаты перечислены на банковский счет Богданова С.Н.
Впоследствии Фондом выявлены сведения о наличии у Богданова С.Н. III группы инвалидности. Однако общество в графе 32 "Условия исчисления пособий" вышеуказанных реестров не проставило код исчисления "45", указывающий на наличие у застрахованного лица инвалидности.
Таким образом, Фонд установил, что Богданову С.Н., имеющему III группу инвалидности, выплачено пособие по временной нетрудоспособности продолжительностью более 4 месяцев подряд, в результате чего образовалась переплата. Общая сумма переплаты составила 131 069 руб. 85 коп.
Письмами от 28.03.2022 и от 16.05.2022 Фонд предложил обществу осуществить возврат сумы переплаты.
Платежным поручением от 18.07.2022 N 9871 общество осуществило возврат 15 194 руб. 90 коп. переплаты.
Однако 115 874 руб. 95 коп. переплаты возвращены не были.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 указанной статьи. В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Если застрахованное лицо имеет инвалидность, то при заполнении работодателем листка нетрудоспособности в строке "Условия исчисления" указывается код 45; если продолжительность заболевания лиц, имеющих инвалидность, превышает 4 месяца подряд, указывается код 49, а если превышает 5 месяцев в календарном году - код 50. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности в данной графе код не проставляется (пункт 3.17 Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579).
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляют собой убытки, понесенные заявителем по вине страхователя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
В рассматриваемом случае общество при заполнении и представлении заявителю реестра сведений в отношении Богданова С.Н., имеющего инвалидность, обязанность по указанию в реестрах необходимого кода не исполнил. Период нетрудоспособности Богданова Н.С. составил более 4-х месяцев подряд в 2020 и в 2021 годах, что подтверждается листками временной нетрудоспособности и обществом не оспаривается. Таким образом, полученная застрахованным лицом сумма 115 874 руб. 95 коп. является излишней. Таким образом, в результате представления недостоверных сведений страхователем, Фондом произвел излишнюю выплату пособия. Соответственно, излишне понесенные заявителем расходы в части страхового обеспечения подлежат возмещению страхователем. Размер переплаты судом апелляционной инстанции проверен и ответчиком не оспорен.
В апелляционной жалобе общество отмечает, что не было осведомлено о наличии инвалидности у застрахованного лица.
Заявленный довод подлежит отклонению, поскольку страхователь (работодатель), отвечающий за достоверность представляемых заявителю сведений, мог и обязан был своевременно выявить факт наличия у своего работника инвалидности. Доказательства истребования у работника информации об инвалидности, ответчик ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представил. Именно ненадлежащее исполнение страхователем (работодателем) своей обязанности по предоставлению достоверных сведений повлекло переплату пособия по нетрудоспособности, что обоснованно принято во внимание судом первой инстанции. Вопреки позиции ответчика, отсутствие у него отсутствуют данных об инвалидности работника, не означает, что представленные сведения страхователем являются достоверными.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.02.2022 по делу N А58-4604/2021, от 16.02.2023 по делу N А33-1196/2022.
Ссылка ответчика на то, что заявитель обязан был самостоятельно проверить основания для назначения пособия по временной нетрудоспособности, не принимается судом апелляционной инстанции, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение N 294) при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 3 Положения N 294 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и вышеуказанных документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, а также опись представленных заявления и документов, составленную по утвержденной форме.
В силу пункта 4 Положения N 294, в случае, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период у страхователей - плательщиков страховых взносов превышает 25 человек, в территориальный орган Фонда по месту регистрации для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, такими страхователями представляются сведения в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Пунктом 8 Положения N 294 предусмотрено. Что после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, после чего страхователь в установленные сроки представляет в Фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, в том числе и реестр сведений в электронном виде. Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется Фондом в установленный срок со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Так, общество представило в Фонд в электронном виде реестры сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работнику Богданову Н.С. по листкам нетрудоспособности. Фонд произвел начисление и выплату указанному лицу пособия по временной нетрудоспособности. Соответственно, при представлении всех необходимых документов Фонд осуществляет выплату пособия, что и было сделано заявителем. При осуществлении выплаты пособия, в силу указанных выше положений, достаточно наличия заявления и соответствующих документов
На основании пункта 16 Положения N 294 за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В дальнейшем Фонду стало известно о наличии у застрахованного лица инвалидности, то есть в данном случае излишняя выплата пособия явилась следствием непредставления страхователем в установленный срок сведений о прекращении права застрахованного лица на получение пособия, что привело к выплате излишних сумм.
Общество полагает, что именно Фонд обязан был проверить достоверность представленных сведений.
Действительно, в силу пункта 17 Положения N 294 контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 Положения N 294, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
Вместе с тем, осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление недостоверных сведений, в том числе от обязанности возместить страховщику излишне выплаченные им денежные средства. Действующее законодательство не предусматривает возможности проверки всех сведений, поступающих от страхователей, поэтому пунктом 16 Положения N 294 предусмотрено, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению именно страхователем.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Фонда.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 48, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену истца по делу N А33-24785/2022 - государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469) на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718).
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" декабря 2022 года по делу N А33-24785/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-24785/2022
Истец: ГУ КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "СИБИРЯК"