г. Тула |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А23-10239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Суркова Д.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кондратеней Е.В., при участии представителей Прокуратуры Калужской области в лице Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры - представителя Епихиной Т.С. (доверенность от 08.02.2023 т.3 л.д. 98, удостлверение), от общества с ограниченной ответственностью "Нерудинвест" - представителя Гайгерова А.Г. (доверенность от 29.10.2021, диплом т.3 л.д. 97, 99), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Калужской области в лице Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры на решение Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2022 по делу N А23-10239/2021 (Чехачева И.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нерудинвест" (Калужская обл., Боровский район, г. Боровск, ОГРН 1204000007309, ИНН 4025456770) к министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Центр лесного проектирования" (г. Красноярск, ОГРН 1162468061821, ИНН 2465141569), Прокуратура Калужской области в лице Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры (г. Калуга), Государственное казенное учреждение Калужской области "Боровское лесничество" (Калужская область, г. Боровск), общество с ограниченной ответственностью "Боровское лесопромышленное предприятие" (Калужская обл., Боровский район, г. Боровск, ОГРН 1144025000217, ИНН 4003034816) о признании незаконным заключение N 226 государственной экспертизы проекта освоения лесов, об обязании утвердить проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нерудинвест" (далее -ООО "Нерудинвест") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - министерство):
1) о признании незаконным заключение N 226 государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15.11.2021 N 1079-21 и восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "Нерудинвест".
2) об обязании утвердить проект освоения лесов на лесной участок площадью 24,0033 га, предоставленный в аренду ООО "Нерудинвест", ранее представленный в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области 21.10.2021 за входящим номером 8617-21.
Определением от 03.03.2022, от 06.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центр лесного проектирования", Калужская межрайонная природоохранная прокуратура, Природоохранная прокуратура Калужской области, Государственное казенное учреждение Калужской области "Боровское лесничество", общество с ограниченной ответственностью "Боровское лесопромышленное предприятие".
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суде первой инстанции уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным заключение N 226 государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденное Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15.11.2021 N 1079-21 в редакции Приказа министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 06.06.2022 N 446-22 "О внесении изменений в Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15.11.2021 N 1079-21 и восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "Нерудинвест", а также обязать утвердить проект освоения лесов на лесной участок площадью 24,0033 га, предоставленный в аренду ООО "Нерудинвест", ранее представленный в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области 21.10.2021 за входящим номером 8617-21.
Представитель министерства в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что при подготовке представленного истцом проекта освоения лесов были нарушены требования лесного законодательства, а также принципы экологической опасности любой хозяйственной деятельности и приоритета публичных интересов над частным при использовании природных ресурсов, установленного в целях охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия природных ресурсов, укрепления правопорядка в области природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Представитель прокуратуры в судебном заседании пояснил, что Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15.11.2021 N 1079-21 утратил юридическую силу, новый проект освоения лесов получил отрицательное заключение.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, Прокуратура Калужской области в лице Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Нерудинвест" в полном объеме. Указывает, что отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 15.11.2021 N 226, о признании недействительным которого просил заявитель, фактически утратило силу в связи с утверждением 04.02.2022 нового заключения экспертизы N 8, права и законные интересы ООО "Нерудинвест" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заключение N 226 от 15.11.2021 не затрагивает, не создает каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности, то есть не относится к числу властно-распорядительных документов, которыми нарушаются права либо охраняемые интересы заявителя в экономической либо предпринимательской деятельности. Признание указанного заключения недействительным не повлечет за собой восстановление прав заявителя, которые он считает нарушенными, в том числе не будет являться основанием для начала осуществления организацией деятельности по освоению лесного.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. Министерство заявило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Судебное заседание проводилось в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Нерудинвест" на основании договора аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 26.04.2021 N 8 является арендатор лесного участка площадью 24, 0033 га, расположенного по адресу: Калужская область, Боровский район, государственное казенное учреждение Калужской области "Боровское лесничество", Боровское участковое лесничество, квартал 83, выделы 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 39, кадастровый номер лесного участка 40:03:032205:115, категория защитности - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, вид разрешенного использования: для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
На основании лицензии КЛЖ 80648 ТЭ, выданной Министерством 04.02.2021, Обществу предоставлено право пользования недрами в форме разведки и добычи песчано-гравийных пород на участке "Кривского" месторождения в 1,2 кв. м северо-восточнее от деревни Тимашово на территории муниципального района "Боровский район" Калужской области.
Предоставленный в пользование ООО "Нерудинвест" участок недр имеет статус горного отвода на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 26.01.2021 N 56-21 "О переоформлении лицензии на право пользования недрами".
21.10.2021 ООО "Нерудинвест" представлен в Министерство проект освоения лесов на арендуемый участок.
Приказом министерства от 15.11.2021 N 1079-21 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 226.
06.06.2022 министерством издан приказ "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и эклоги Калужской области от 15.11.2021 N 1079-21 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов".
ООО "Нерудинвест" посчитало, что отрицательное заключение, утвержденное приказом министерства от 15.11.2021 N 226 не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для оспаривания ненормативных правовых актов в порядке главы 24 АПК РФ заявитель должен доказать соответствие обжалуемого документа законодательству и нарушение этим ненормативным правовым актом прав (интересов) заявителя.
Из представленного в материалы дела проекта освоения лесов следует, что на переданном ООО "Нерудинвест" в аренду лесном участке планируется строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, - сооружения очистного и сооружения доочистки вод.
В силу части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 ЛК РФ).
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что оспариваемым договором в аренду предоставлен лесной участок категории защитности: защитные - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, нерестоохранные полосы лесов.
Пунктами 11, 12 части 1 статьи 115 ЛК РФ запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции); нерестоохранные полосы лесов отнесены к ценным лесам.
В соответствии с частью 1 статьи 115 ЛК РФ к ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение.
Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута (далее - Правила N 417).
Пунктом 9 Правил N 417 при использовании лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В этих целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
Согласно части 5.1 статьи 21 ЛК РФ в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 (пункт 1 части 1 данной статьи предусматривает что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых) настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Судом первой инстанции верно указано, что согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 849-р Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень), карьер отнесен к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, не являющимся объектами капитального строительства, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещение которых допускается в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 2 (1)).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что размещение карьера в защитных лесах допускается.
Статьей 119 ЛК РФ предусмотрено, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (часть 1).
К особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов (пункт 1 части 2).
На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (пункт 1 части 4). На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (часть 5). На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6).
Согласно пункту 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122 (далее -инструкция), выделение особо защитных участков лесов осуществляется по признакам указанным в данном пункте.
В соответствии с пунктом 22 инструкции проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы и лесотаксационные выделы. При проектировании осуществляется установление границ и площади особо защитных участков лесов, приводится количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений. Границы особо защитных участков лесов наносятся на картографические материалы. По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов, содержащая следующую информацию: 1) наименование участковых лесничеств; 2) номера лесных кварталов; 3) номера лесотаксационных выделов и их площади в гектарах.
Согласно части 7 статьи 119 ЛК РФ выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
В данном случае таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В силу пунктов 9 и 16 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов; принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.
Пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1). В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный лесной участок относится к категории защитных лесов, что допускает возможность его использования для недропользования (размещение карьера) и связанных с ним работ.
При этом, согласно письму министерства от 27.04.2022 N 3373-22 (т. 3, л.д. 8) в границах спорного лесного участка особо защитные участки лесов отсутствуют. Выписки из государственного лесного реестра, лесохозяйственного регламента не содержат сведений, что спорный испрашиваемый лесной участок отнесен к особо защитным участкам леса.
В рассматриваемом случае ответчиком в материалы дела не представлено решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о выделении особо защитных участков леса в границах истребуемого лесного участка, спорный участок в государственный лесной реестр со статусом особо защитного участка не внесен.
При изложенных обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным заключения N 226 государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15.11.2021 N1079-21 в редакции Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 06.06.2022 N 446-22 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 15.11.2021 N 1079 "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов" судом первой инстанции правомерно удовлетворено.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое отрицательное заключение принятое министерством, не соответствует положениям лесного законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Нерудинвест" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет к удовлетворению заявленного требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении указанного требования в порядке главы 24 АПК РФ отклоняется, поскольку не подпадает под пункт 4 статьи 270 АПК РФ, что влечет безусловную отмену судебного акта.
Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого обжалуемого законного и обоснованного судебного акта суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 10.10.2022 по делу N А23-10239/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-10239/2021
Истец: ООО Нерудинвест
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области, Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области
Третье лицо: ГКУ КО "Боровское лесничество", ООО "Центр лесного проектирования", ООО Боровское лесопромышленное предприятие, Прокуратура Калужской области в лице Калужская межрайонная природоохранная прокуратура, Калужская межрайонная природоохранная прокуратура, Прокуратура Калужской области