г. Санкт-Петербург |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А56-26568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей А.Б. Семеновой, Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания: Д.С. Кроликовой,
при участии:
от истца (заявителя): В.С. Мозгунов, доверенность от 17.03.2023;
от ответчика (должника): А.Г. Мячина, доверенность от 25.10.2022, О.В. Предатко, доверенность от 12.09.2022;
от 3-го лица: 1) Е.Н. Шульгина, доверенность от 25.07.2022; Е.Д. Демина, доверенность от 09.09.2022;
2) Е.Н. Шульгина, доверенность от 25.07.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-35968/2022, 13АП-35969/2022) общества с ограниченной ответственностью "ЛААТТА", индивидуального предпринимателя Проценко Валерия Николаевича, общества с ограниченной ответственностью "Нева Тафт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2022 по делу N А56-26568/2022, принятое по иску Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора к обществу с ограниченной ответственностью "Нева Тафт" о взыскании,
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "ЛААТТА";
2) индивидуальный предприниматель Проценко Валерий Николаевич;
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора (далее также - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нева Тафт" (далее также - ответчик, Общество) о взыскании экологического сбора за 2018 год в размере 73 150, 67 руб.
Определением арбитражного суда от 22.03.2022 иск принят к рассмотрению по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Определением арбитражного суда от 17.05.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЛААТТА", индивидуальный предприниматель Проценко Валерий Николаевич.
Решением арбитражного суда от 23.09.2022 с общества с ограниченной ответственностью "Нева Тафт" в пользу Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора взыскано 73 150,67 руб. экологического сбора за 2018 год.
Вынесенное решение обжаловано ответчиком и третьими лицами в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта и отказ в удовлетворении заявленных требований, ответчик ссылается на его незаконность и необоснованность.
Податель жалобы, в том числе обращает внимание на то, что на производителя возложена обязанность по самостоятельному выполнению норматива утилизации отходов от использования товаров, в том числе с правом заключения договора с субъектом предпринимательской деятельности, оказывающим услуги по утилизации таких отходов.
При этом, удовлетворяя требования Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, суд исходил из того, что общество с ограниченной ответственностью "Лаатта" и индивидуальный предприниматель Проценко Валерий Николаевич не заявляли мощности своего оборудования по утилизации отходов и не подавали данные о наличии площадки сбора отходов в ЕГИС УОИТ, в связи с чем не подтверждается факт проведенной утилизации отходов.
Между тем, законодательно обязанность по заключению производителем договора лишь с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, сведения о которых содержатся в Единой государственной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ), в том числе с учетом имевшего место сбоя в работе ЕГИС УОИТ по изложенным доводам в ранее поданных возражениях, по состоянию на сегодняшний день не предусмотрена.
Податель жалобы отмечает, что ни один из действующих российских нормативно-правовых актов не устанавливает обязанности внесения информации поставщиками таковой и основания для отклонения актов утилизации, как не подтверждающих факт утилизации, в рамках расширенной ответственности производителя по причине отсутствия информации в Системе, при этом формы представления информации не содержат информации о фактах утилизации отходов и выполнении нормативов утилизации.
Таким образом, отсутствие сведений об "утилизаторе" в ЕГИС УОИТ не может быть основанием для отклонения самих актов утилизации ввиду отсутствия информации о фактической утилизации отходов.
Обязанность производителей товаров, импортеров товаров по обеспечению утилизации отходов путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенным в реестр лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров, предусмотрена проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.07.2021).
Согласно пункту 19 статьи 1 указанного выше законопроекта контроль обеспечения самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или выпущенных для внутреннего потребления, в том числе проверка достоверности представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи.
Анализ представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, включая анализ сведений, содержащихся в такой отчетности, с целью выявления несоответствия информации, размещенной в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров, и последующее предоставление отчета о результатах про веденного анализа в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется российским экологическим оператором.
Таким образом, указанным законопроектом регламентирован порядок внесения сведений о лицах, осуществляющих утилизацию отходов, в указанный реестр, в том числе в части проверки наличия у них соответствующих мощностей по утилизации отходов, а также порядок анализа представленной производителями и импортерами товаров отчетности с целью выявления несоответствия информации, размещенной в единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров.
С учетом изложенного, податель жалобы полагает, что обязанность у ООО "Нева Тафт" заключения договоров лишь с субъектами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, сведения о которых содержатся в ЕГИС УОИТ, в том числе с учетом наличия у них соответствующих мощностей по утилизации отходов, по состоянию на 2018 год, равно как и на момент представления истцу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год и расчета суммы экологического сбора за 2018 год, отсутствовала.
Ответчик также полагает, что обязанность производителем (ООО "Нева Тафт") была исполнена с момента предоставления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, представленных в государственный орган.
Податель жалобы также обращает внимание на то, что ЕГИС УОИТ не являлась функционирующей системой, ввиду ее нахождения в стадии разработки.
Доступ к системе отсутствовал вплоть до 17 мая 2022 года, поэтому проверить информацию об отсутствии сведений в системе не представлялось возможным.
В целях подтверждения представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в составе отчетности сведений Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить необходимую для контроля информацию у федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых находятся эти сведения, а также у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми производителем товаров или импортером товаров заключен договор на утилизацию отходов от использования товаров, в том числе информацию о наличии соответствующих мощностей оборудования для утилизации отходов от использования товаров.
Право на истребование такой информации и документов Управлением в полном объеме реализовано не было, запроса об истребовании договоров, заключенных ответчиком с третьими лицами, не поступало.
Кроме того, помимо актов на утилизацию третьими лицами, ответчиком в рамках предоставления отчетности также были представлены акты утилизации отходов за период: первый - четвертый квартал 2018 года, а также акт от 31 декабря 2018 года, исполнителем по которому являлось общество с ограниченной ответственностью "ОКТАМ".
Указанные акты были приняты истцом, однако при расчете суммы экологического сбора по ним исходя из Акта N АЭС-522-2018 от 6 апреля 2021 года проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2018 год, а также из расчета экологического сбора, последние учтены не были, сумма экологического сбора с учетом принятой отчетности уменьшена не была, то есть посчитана не верно.
С учетом изложенного ответчик полагает, что оснований для удовлетворения требований не имелось.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта и отказ в удовлетворении заявленных требований, третьи лица также ссылаются на его незаконность и необоснованность, вынесение при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
Податели жалобы обращают внимание, в том числе на то, что оснований ставить под сомнение достоверность их правоотношений с истцом не имелось, законодательно обязанность по предоставлению сведений об утилизации отходов в системе ЕГИС УОИТ прямо не предусмотрена, в связи с чем отсутствие таких сведений основанием для не учета факта утилизации не является, доказательств, свидетельствующих о неисполнении ответчиком нормативов утилизации отходов в материалы дела не представлено.
Третьи лица также отмечают имевший место сбой в работе информационных сервисов, наличие в материалах дела актов утилизации отходов обществом с ограниченной ответственностью "ОКТАМ", в связи с чем вывод суда о передаче отходов на утилизацию только третьим лицам является необоснованным.
Определением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 в составе суда, рассматривающего дело N А56-26568/2022, судья О.В. Фуркало заменена на судью Л.П. Загараеву.
В судебном заседании присутствовали представители участвующих в деле лиц.
Представители ответчика и третьих лиц поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель истца против удовлетворения жалоб возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, Общество в адрес Управления направило декларацию о количестве выпущенных товаров на территории Российской Федерации, в том числе упаковки за 2018 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год и расчет суммы экологического сбора за 2018 год.
Управлением осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2018 год (акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения от 06.04.2021 N АЭС -522-2018).
В результате контроля установлено, что Общество осуществляет передачу отходов на утилизацию ООО "ЛААТТА" и ИП Проценко Валерий Николаевич (акты утилизации отходов приложенные к отчетности за 2018 год).
При этом ООО "ЛААТТА" и ИП Проценко Валерий Николаевич не заявляли мощности своего оборудования по утилизации отходов и не подавали данные о наличии площадки сбора отходов в ЕГИС УОИТ, в связи с чем не подтверждается факт проведенной утилизации отходов.
Установив данное обстоятельство, Управлением произведен перерасчет суммы экологического сбора, которая составила 83 257,17 руб.
С учетом внесенной платы в размере 10 106,50 руб. задолженность по экологическому сбору составила 73 150, 67 руб.
Приведенные обстоятельства, оставление предложения о погашении задолженности без удовлетворения обусловили обращение Управления в арбитражный суд с требованиями о взыскании задолженности по экологическому сбору.
Арбитражный суд первой инстанции по результатам оценки доводов сторон и представленных доказательств пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, удовлетворив иск.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оценив доводы жалобы, заслушав представителей сторон и исследовав имеющиеся материалы, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 3, 4 и 4.1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции спорного периода) "Об отходах производства и потребления" (Закон N89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.
Согласно пунктам 7 и 9 названной нормы производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
со дня уплаты экологического сбора.
Правилами пункта 9.1, пункта 9.2 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.
Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ).
Положениями пунктов 17 и 18 статьи 24.2 названного Закона предусмотрено, что отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном пунктом 16 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.3 Закона N 89-ФЗ единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее также - система).
Система предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров, обеспечения доступа к указанной информации.
Из положений пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2015 N 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" также следует, что система учета отходов содержит информацию об отходах, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов, официальную статистическую информацию и иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Система учета отходов предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации в сфере обращения с отходами, для обеспечения доступа к такой информации, а также для информационного обеспечения деятельности по контролю за выполнением нормативов утилизации отходов, деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в указанной сфере.
Согласно пунктам 4 - 6 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (в редакции, действующей в спорный период) (далее также - Правила N1342) отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее - система учета отходов).
При подаче отчетности в форме электронных документов путем использования программных средств системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.
В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов отчетность направляется посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично:
а) производителем товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту его государственной регистрации;
б) импортером товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
в) ассоциацией - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Согласно пунктам 11 - 14 Правил N 1342 отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Производители товаров, импортеры товаров, ассоциации обеспечивают полноту и достоверность сведений, указанных в отчетности.
Контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.
Учет выполнения установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с использованием средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров", посредством включения в указанную систему информации, содержащейся в отчетности, информации о проведении контрольно-надзорных мероприятий по выполнению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, установленных нормативов утилизации и результатах таких мероприятий.
При осуществлении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) вправе запросить у производителя товаров, импортера товаров, ассоциации:
а) копии договоров - в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
б) копии актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пунктам 14(1) и 15(1) названных Правил копии документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, направляются производителем товаров, импортером товаром, ассоциацией в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет контроль за выполнением установленных нормативов утилизации посредством проверки полноты и правильности заполнения отчетности, достоверности сведений, указанных в ней, и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка отчетности) с учетом информации, имеющейся в распоряжении Службы и (или) полученной ею в установленном порядке при декларировании количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (далее - декларирование товаров и упаковки товаров), при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Исходя из пунктов 15(3) и 15(4) Правил N 1342 следует, что в случае если при проведении проверки отчетности в отчетности и представляемых в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил документах выявлены ошибки и (или) противоречия либо выявлено несоответствие сведений, представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, информации, указанной в пункте 15(1) настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) составляет акт о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации, форма которого утверждается Службой (далее - акт).
В акте указываются:
а) факты выявления ошибок, допущенных при заполнении отчетности, и противоречий (несоответствия) между сведениями, содержащимися в отчетности, и информацией, указанной в пункте 15(1) настоящих Правил;
б) факты неисполнения либо исполнения не в полном объеме установленных нормативов утилизации;
в) требование о представлении Службе (ее территориальным органам) в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся отчетности, и (или) о внесении в нее изменений для устранения фактов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, которые направляются в Службу (ее территориальные органы).
Согласно пункту 15(9) названных Правил при проведении проверки отчетности Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в обязательном порядке рассматриваются документы и пояснения, представленные производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией в соответствии с пунктами 14(1) и 15(8) Правил.
Согласно пунктам 8, 12 и 13 Порядка взимания экологического сбора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (в редакции, действующей в спорный период) (Порядок N1073) в случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
Расчет суммы экологического сбора представляется плательщиками администратору экологического сбора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).
Датой представления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе считается отметка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Согласно пунктам 14, 15, 15(1) - 15(3) Порядка N 1073 контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения осуществляется администратором экологического сбора в течение 3 месяцев со дня представления расчета суммы экологического сбора.
Администратор экологического сбора осуществляет контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения с учетом информации, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации (далее - отчетность о нормативах) и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора.
Контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения осуществляется администратором экологического сбора посредством проверки полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора и соблюдения сроков его представления, при которой устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных плательщиком в составе расчета суммы экологического сбора и прилагаемых к нему документов, требованиям, установленным настоящими Правилами, а также проверки своевременности и полноты внесения экологического сбора.
В случае если при осуществлении контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, указанного в пункте 15(1) настоящих Правил, в расчете суммы экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил, либо установлен факт невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора, администратор экологического сбора составляет акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее - акт контроля), форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В акте контроля указываются:
а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора;
б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора;
в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора;
г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта.
Согласно пункту 15(8) Порядка если после рассмотрения представленных плательщиком исправлений, пояснений и копий документов, предусмотренных пунктом 15(7) настоящих Правил, администратором экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил, либо выявлено неисполнение плательщиком требования, указанного в подпункте "г" пункта 15(3) настоящих Правил, администратор экологического сбора начинает процедуру взыскания экологического сбора в судебном порядке.
Исходя из изложенного, приведенных положений Закона N 89-ФЗ, положений Правил и Порядка, положений, регламентирующих эксплуатацию и статус ЕГИС УОИТ, в редакции, действующей в спорный период, следует, что учет выполнения установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с использованием средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) посредством включения в указанную систему информации, содержащейся в отчетности, информации о проведении контрольно-надзорных мероприятий по выполнению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, установленных нормативов утилизации и результатах таких мероприятий.
Контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется посредством проверки полноты и правильности заполнения отчетности, достоверности сведений, указанных в ней, и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка отчетности) с учетом информации, имеющейся в распоряжении Службы и (или) полученной ею в установленном порядке при декларировании количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (далее - декларирование товаров и упаковки товаров), при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора и полноты внесения осуществляется посредством проверки полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора и соблюдения сроков его представления, установления соответствие сведений и расчетов, представленных плательщиком в составе расчета суммы экологического сбора и прилагаемых к нему документов, требованиям, установленным настоящими Правилами, а также проверки своевременности и полноты внесения экологического сбора.
При этом осуществляемый уполномоченным органом (его территориальным органом) контроль, как за выполнением установленных нормативов утилизации, так и за правильностью исчисления и уплаты суммы экологического сбора нормативно не ограничен исключительно использованием сведений, содержащихся в ЕГИС УОИТ.
Из приведенных положений также следует, что существенным элементом названного контроля является совокупный анализ документов и информации, имеющейся в распоряжении уполномоченного органа при декларировании, а также полученной в установленном порядке, в том числе при осуществлении контроля, в рамках которого нормативно предусмотрено использование института запроса у декларанта (производителя, импортера) документов, пояснений, касающихся отчетности, расчетов в целях устранения ошибок, допущенных при заполнении отчетности и выполнении расчетов, противоречий (несоответствия) между сведениями, содержащимися в отчетности, расчетах и информации, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора, Службы.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что истцом у ответчика были запрошены какие-либо документы и сведения, пояснения.
Вопреки доводам истца, заявленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, у ответчика в спорный период имелась возможность предоставления отчетности, а также расчетов на бумажном носителе, не используя программные средства (пункт 6 Правил N 1342, пункт 12 Порядка N 1073).
Нормативной обязанности руководствоваться ЕГИС УОИТ, а равно наличием либо отсутствием сведений о наличии у лица мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов в соответствующем информационном банке, при заключении с ним договора на утилизацию, у ответчика в спорный период также не имелось.
Исполнение привлеченными Обществом к утилизации лицами обязанностей, установленных для поставщиков информации в ЕГИС УОИТ, предметом рассмотрения в настоящем деле не является, равно как и своевременность предоставления отчетности (расчета) ответчиком.
Обстоятельства, связанные с функционированием (сбоями) информационной системы непосредственно в спорный период, надлежащими доказательствами не подтверждены.
Акт N АЭС-522-2018 от 06.04.2021 проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2018 года содержит требование о погашении задолженности в размере 73 150 руб. 67 коп и указание документов, представленных проверяемым лицом в ходе проведения контроля, перечень которых фактически ограничен представленными при декларировании, дата расчета сбора 30.03.2021 (декларация, отчетность, расчет экологического сбора за 2018 год), и вывод по результатам их оценки, согласно которому факт проведенной утилизации отходов не подтверждается в связи с отсутствием заявления ООО "ЛААТТА" и ИП Проценко В.Н. мощностей своего оборудования по утилизации и данных о площадке сбора отходов в ЕГИС УОИТ.
Исходя из содержания иска, Управлением была осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора на основании пункта 15 Правил N 1073.
Вместе с тем, требования о предоставлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения ошибок, противоречий, несоответствий (между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля их выполнения, а также федерального государственного экологического надзора) названный акт проведения контроля не содержит (пункты 15(1) - 15(3) Порядка N 1073).
Сведений о запросе каких-либо пояснений, дополнительных документов в материалах дела не имеется, что не позволило Обществу разрешить спорные вопросы на стадии проведения контрольных мероприятий в установленном порядке.
При этом в рамках осуществления названного контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора по существу проведен контроль за выполнением нормативов утилизации.
При декларировании ответчиком были представлены документы, подтверждающие выполнение утилизации, в том числе акт утилизации отходов N 1 от 31.03.2018 об утилизации обрезков и обрывков тканей из полиамидного волокна (код отхода по ФККО 30311121235) 30 109,118 кг., акт утилизации отходов N 2 от 30.06.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 9 600 кг., обрезков и обрывков тканей из полиамидного волокна (код отхода по ФККО 30311121235) 41 659,071 кг., акт утилизации отходов N 3 от 30.09.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 3 030 кг., обрезков и обрывков тканей из полиамидного волокна (код отхода по ФККО 30311121235) 133 596,500 кг., акт утилизации отходов N 4 от 31.12.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (Код отхода по ФККО 43411002295) 8 700 кг., обрезков и обрывков тканей из полиамидного волокна (код отхода по ФККО 30311121235) 95 398,312 кг., утилизация по которым произведена ИП Проценко В.Н., в результате которой переработчиком произведена товарная продукция (шихта для производства агломерата из полимеров, ПЭНД гранулированный), акт утилизации отходов N 1 от 31.03.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 5 492 кг., акт утилизации отходов N 2 от 30.06.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 24 352 кг., акт утилизации отходов N 3 от 30.09.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 13 890 кг., акт утилизации отходов N 4 от 31.12.2018 об утилизации отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 3 000 кг., утилизация по которым произведена ООО "ЛААТТА" с получением продукции (плитка тротуарная полимерно-песчаная, бордюр полимерно-песчаный), акт утилизации отходов от 31.12.2018 об утилизации отходов упаковочной бумаги незагрязненных (код отхода по ФККО 40518201605) 10 805 кг., отходов упаковочного картона незагрязненных (код отхода по ФККО 40518301605) 1 591 кг., утилизация которых произведена ООО "ОКТАМ" с получением брикетов прессованных картона, бумаги, гофрокартона, акт утилизации отходов от 31.12.2018 об утилизации отходов полиэтиленовой тары незагрязненной (код отхода по ФККО 43411004515) 41 кг., отходов пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43412002295) 2 152 кг., отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код отхода по ФККО 43411002295) 5 066 кг., утилизация которых произведена ООО "ОКТАМ" с получением спрессованных полиэтилена и полимеров, акт приема-передачи отходов на обработку и утилизацию за 1 квартал 2018 года, за 02 квартал 2018 года, за 03 квартал 2018 года, за 04 квартал 2018 года, декларация за 2018 год, декларация за 2017 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации за 2018 год, расчет суммы экологического сбора за 2018 год, согласно которому Обществом определен размер уплаты сбора за 2018 год в размере 10 106 руб. 50 коп. (исходя из невыполнения нормативов утилизации по картону гофрированному, упаковке печатной из бумаги и картона).
Содержание названных документов при производстве по делу истцом по существу не оспорено, оснований не принимать представленные акты суд не усматривает, договоры на утилизацию затребованы Управлением при проведении контрольных мероприятий не были, что само по себе не опровергает фактическую утилизацию отходов.
Оценив указанные документы, иные материалы дела, суд апелляционной инстанции принимает их в качестве доказательств частичного выполнения нормативов утилизации отходов в спорный период.
Доказательств иного статуса расчетов по уплате утилизационного сбора, отличного от приведенного ответчиком в расчетах, не имеется.
Фактическая уплата Обществом сбора в размере 10 106 руб. 50 коп. за 2018 год следует из акта контроля и не оспаривается Управлением.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и взыскания с Общества экологического сбора в размере 73 150 руб. 67 коп.
Понесенные лицами, участвующими в деле, судебные расходы по уплате государственной пошлины за обращение в суд апелляционной инстанции распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
Принимая во внимание, что третьи лица обратились с одной апелляционной жалобой, суд апелляционной инстанции полагает возможным применить по аналогии закона положения статьи 46 АПК РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2022 по делу N А56-26568/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нева Тафт" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛААТТА" и 1 500 руб. в пользу индивидуального предпринимателя Проценко Валерия Николаевича.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛААТТА" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 426 от 10.10.2022.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Проценко Валерию Николаевичу из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 217 от 10.10.2022.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26568/2022
Истец: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Ответчик: ООО "НЕВА ТАФТ"
Третье лицо: ООО "ЛААТТА", Проценко Валерий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9585/2023
07.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35968/2022
03.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35968/2022
23.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-26568/2022