г. Пермь |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А60-40926/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Гребенкиной Н.А., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шималиной Т.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Музафарова Маруфа Хуршедовича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 ноября 2022 года
по делу N А60-40926/2022
по иску индивидуального предпринимателя Ибатуллина Азамата Валерьяновича (ИНН 027810700736, ОГРН 311028012400084)
к индивидуальному предпринимателю Музафарову Маруфу Хуршедовичу (ИНН 668300306817, ОГРН 318665800142745)
о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ибатуллин Азамат Валерьянович (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к индивидуальному предпринимателю Музафарову Маруфу Хуршедовичу (далее - ответчик) о взыскании компенсации в размере 600 000 руб. за неправомерное использование обозначения, сходного до степени смешения с принадлежащим истцу товарными знаками (знаками обслуживания) по свидетельствам Российской Федерации N 299509, 647502 (с учетом удовлетворенного ходатайства об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2022 года (резолютивная часть от 23.11.2022) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что судом при вынесении решения не дано должной юридической оценки приобщенным к материалам дела налоговым декларациям, в соответствие с которыми совокупный доход ответчика за 2020 и 2021 год составил 2 858 303 руб.
Суд первой инстанции также не установил реальное сходство знака обслуживания и спорного обозначения, а именно не учитывал в приведенном возражении сравнительный анализ знака обслуживания и противопоставленного обозначения, которое указывает на отсутствие фонетического сходства, а также семантического; суд не проанализировал смешение обозначений в виду разной деятельности ответчика и лицензиатов (данные субъекты оказывают разные услуги); суд первой инстанции не принял во внимание доводы, указанные в возражении, относительно реального использования истцом своего знака обслуживания; суд не принял во внимание доводы ответчика о злоупотреблении правом истца.
ИП Ибатуллин А.В. в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Ибатуллин А.В. является правообладателем следующих товарных знаков:
- по свидетельству Российской Федерации N 299509 (дата приоритета - 05.03.2004, дата регистрации - 14.12.2005, дата перехода исключительного права к ИП Ибатуллину А.В. - 16.02.2018) в отношении услуг 35-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ) "снабженческие услуги для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами, продвижение оборудования: автосервисного, автомоечного, строительного, сантехнического, сварочного, насосного, отопительного, энергетического, электротехнического, компрессорного, дерево и металлообрабатывающего; садовой техники, автоматических ворот и шлагбаумов; спецодежды; средств индивидуальной защиты; электродвигателей, электростанций; запорной арматуры, промышленной мебели; инструмента: электрического, пневмонического, слесарного, запасных частей автомобилей; автомобилей; автомашин для третьих лиц; коммерческих операций, связанных с оптовой и розничной торговлей; консультации по подбору оборудования; прокат оборудования и инструмента, продвижение товаров через всемирную компьютерную сеть, магазины; услуги оптовой и розничной торговли, товарозакупочная деятельность";
- по свидетельству Российской Федерации N 647502 (дата приоритета - 14.05.2015, дата регистрации - 13.03.2018), зарегистрированного в отношении следующих услуг:
35-го класса МКТУ "розничная продажа непродовольственных товаров, розничная продажа продовольственных товаров, неспециализированная розничная продажа, оптовая продажа непродовольственных товаров, оптовая продажа продовольственных товаров, неспециализированная оптовая продажа; продвижение товаров (для третьих лиц); снабженческие услуги для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами); организация выставок в коммерческих целях; организация торговых ярмарок в коммерческих целях; продажа аукционная; сбыт товаров через посредников; коммерческие операции, связанные с оптовой и розничной продажей; услуги по сбору и группированию (за исключением транспортировки) в торговых залах товаров для удобства приобретения и изучения потребителям; услуги оптовой и розничной продажи; услуги магазинов; оптовая и розничная продажа; дистанционная продажа товаров потребителям";
36-го класса МРТУ "страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью, сдача помещений в аренду";
41-го класса МКТУ "воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно просветительных мероприятий";
43-го класса МКТУ "агентства по обеспечению мест [гостиницы, пансионы]; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионатах бронирование мест для временного жилья; гостиницы; дома для престарелых; отели; пансионы; пенсионы для животных; прокат кухонного оборудования; прокат осветительной аппаратуры, за исключением используемой в театрах или телестудиях; прокат палеток; прокат передвижных строений; прокат раздаточных устройств для питьевой воды; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги кемпингов; ясли детские".
В обоснование исковых требований истец указал, что товарные знаки N 299509 и N 647502 используются им путем привлечения лицензиатов при осуществлении деятельности в отношении розничной продажи товаров, а также для индивидуализации торгового центра "Планета".
Истцу стало известно, что ответчик при осуществлении своей деятельности, незаконно использует обозначение "Планета" для индивидуализации услуг магазина, расположенного по адресу: г. Курган, ул.3-й микрорайон, д.26А ("ПЛАНЕТА Одежда и Обувь для всей семьи"), без заключения лицензионного договора на использование товарных знаков, тогда как используемое обозначение является сходным до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими истцу.
Обстоятельства ведения ответчиком деятельности с использованием обозначения "Планета", схожего до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими истцу, подтверждены фотографиями и видеозаписью покупки в магазине ответчика, произведенной в порядке статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в целях самозащиты гражданских прав и кассовым чеком.
Исключительные права на товарные знаки N 299509 и N 647502 принадлежат истцу и ответчику не передавались.
В виде компенсации за нарушение исключительных прав на указанные товарные знаки, истец просит взыскать с ответчика 600 000 руб. (с учетом изменения предмета иска от 26.08.2022) по правилам подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации.
27.07.2022 истцом в адрес ответчика была направления претензия (приложение к заявлению об изменении предмета иска) о прекращении использования обозначения "ПЛАНЕТА" и выплате компенсации, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Неисполнение претензионных требований истца послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности нарушения ответчиком исключительных прав истца на спорный товарный знак; пришел к выводу о том, что обозначение "ПЛАНЕТА Одежда и Обувь для всей семьи" и спорный товарный знак "ПЛАНЕТА" являются сходными до степени смешения за счет фонетического и семантического признаков сходства, а также о наличии между двумя обозначениями такого сходства, которое влечет возможность возникновения у потребителя представления о том, что услуги оказываются одним и тем же лицом.
Рассмотрев материалы дела повторно, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
В силу пункта 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 названного Кодекса).
Из совокупного анализа приведенных норм права, а также положений части 1 статьи 65 АПК РФ следует, что в предмет доказывания по требованию о защите права на товарный знак входят следующие обстоятельства: факт принадлежности истцу указанного права и факт его нарушения ответчиком путем использования сходного с товарным знаком обозначения, в отношении товаров (услуг), для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. В бремя доказывания ответчика входит подтверждение правомерности использования спорного обозначения.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что ИП Ибатуллин А.В. является правообладателем товарных знаков по свидетельству Российской Федерации N 647502 в отношении услуг 35-го, 36-го, 41-го, 43-го класса МКТУ, по свидетельству Российской Федерации N 299509 в отношении услуг 35-го класса МКТУ.
Истцом предъявлены исковые требования о взыскании компенсации за использование названных товарных знаков ответчиком в обозначении "Планета", сходного до степени смешения с его товарными знаками, в названии магазина, без заключения лицензионного договора.
В абзаце пятом пункта 162 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10) указано, что установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
Для установления факта нарушения достаточно уже самой опасности, а не реального смешения обозначения и товарного знака обычным потребителем соответствующих товаров (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2016 N 307-ЭС16-881 по делу N А5-62226/2014).
В пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, вывод о сходстве до степени смешения обозначений делается на основе восприятия не отдельных элементов, а общего впечатления, которое производят это обозначение и товарный знак в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг; обозначение считается сходным до степени смешения с конкретным товарным знаком, если обычные потребители соответствующего товара ассоциируют обозначение с товарным знаком в целом, несмотря на отдельные отличия.
Вероятность смешения имеет место, если обозначение может восприниматься в качестве конкретного товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 2979/06).
Вероятность смешения зависит от степени сходства обозначений и степени однородности товаров для обычных потребителей соответствующих товаров. При этом такая вероятность может иметь место и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров, а также при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) обозначения и товарного знака.
При оценке сравниваемых обозначений на предмет тождества или сходства до степени смешения следует руководствоваться Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила N 482), а также методологическими подходами, изложенными в Руководстве по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденного приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 20.01.2020 N 12 (далее - Руководство N 12).
В соответствии с пунктом 41 Правил N 482 обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах; сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком) - если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в этом пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 43 Правил N 482 изобразительные и объемные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы. Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов. Признаки, указанные в этом пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Пунктом 44 Правил N 482 установлено, что комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 данных Правил N 482, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
При определении сходства комбинированных обозначений исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Обозначение считается сходным до степени смешения с конкретным товарным знаком, если обычные потребители соответствующего товара ассоциируют обозначение с товарным знаком в целом, несмотря на отдельные отличия.
Обстоятельства, связанные с определением сходства товарных знаков, в защиту исключительных прав на которые обращается истец, и обозначения, используемого ответчиком, имеют существенное значение для установления факта нарушения исключительных прав на товарные знаки, при этом суд должен учитывать представленные сторонами доказательства.
С учетом приведенных правовых норм и подходов правоприменительной практики в первую очередь подлежит разрешению вопрос о наличии или отсутствии сходства сравниваемых обозначений.
Для его установления производится анализ обозначений на основании вышеприведенных критериев, после чего с учетом приведенного анализа осуществляется сравнение обозначений в целом.
В случае установления отсутствия сходства дальнейший анализ не производится. При этом вхождение одного обозначения (например, словесного элемента, являющегося единственным элементом в защищаемом товарном знаке истца) в другое исключает вывод о несходстве таких обозначений. В случае установления сходства осуществляется анализ возможности смешения сравниваемых обозначений.
При анализе возможности смешения учитывается не только степень сходства сравниваемых обозначений, однородность товаров и услуг, но и различительная способность защищаемых товарных знаков.
Аналогичные положения содержатся в пункте 7.1.2.1 Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденных Приказом Роспатента от 24.07.2018 N 128 (далее - Руководство).
В соответствии с пунктом 7 Руководства оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов, которые могут присутствовать в составе заявленного обозначения. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветового решения.
В силу пункта 7.1.1 Руководства при анализе обозначения следует учитывать, что потребитель в большинстве случаев не имеет возможности сравнить два знака и руководствуется общим впечатлением о знаке, виденном ранее. При этом потребитель, как правило, запоминает отличительные элементы знака.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений не требуется.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
Степень однородности товаров, для индивидуализации которых зарегистрированы сравниваемые товарные знаки, подлежит учету наряду со степенью сходства самих обозначений, при определении вероятности их смешения в гражданском обороте.
В используемом ответчиком для индивидуализации магазина обозначении со словесными элементами "ПЛАНЕТА Одежда и Обувь для всей семьи" использован словесный элемент "ПЛАНЕТА", который применительно к спорным знакам обслуживания является либо единственным (знак обслуживания по свидетельству Российской Федерации N 647502), либо доминирующим (знак обслуживания по свидетельству Российской Федерации N 299509). Наличие в сравниваемых обозначениях словесного элемента, обладающего сходством, близким к тождеству, и к тому же образующего серию знаков обслуживания, свидетельствует о том, что определенная степень сходства сравниваемых обозначений имеется.
Проведя сравнительный анализ товарного знака истца и использованного ответчиком для индивидуализации своей деятельности по реализации товаров обозначения, суд установил, что в товарном знаке истца словесный элемент "ПЛАНЕТА" занимает центральное (доминирующее) положение в обозначении истца, восприятие обозначения как товарного знака в целом усиливается графическим элементом - линией, пересекающей слово "ПЛАНЕТА". В обозначении ответчика словесный элемент "ПЛАНЕТА" расположен над словесными элементами "Одежда и Обувь для всей семьи".
При сопоставлении спорного обозначения ответчика с товарным знаком истца с точки зрения их графического и визуального сходства судом учтены правовые позиции, изложенные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 2979/06, от 17.04.2012 N 16577/11, в пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, Постановления N 10, согласно которым вывод о сходстве до степени смешения обозначений делается на основе восприятия не отдельных элементов, а общего впечатления, которое производят это обозначение и товарный знак в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
Суд первой инстанции отметил, что:
- при оценке тождественности или сходства до степени смешения между сравниваемыми обозначением и товарным знаком суд руководствуется не только положениями статей 1229, 1252, 1477, 1484 ГК РФ, но и нормами, регулирующими вопросы сравнения обозначений, предусмотренными Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила N 482;
- при анализе возможности смешения учитывается не только степень сходства сравниваемых обозначений, однородность товаров и услуг, но и различительная способность защищаемого товарного знака.
Как следует из материалов дела, принадлежащие истцу товарные знаки по свидетельству Российской Федерации N 299509, 647502 использованы ответчиком не на товарах (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ), которые фактически предлагаются к продаже ответчиком третьим лицам, а на вывеске помещения (подпункт 4 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ), то есть в отношении услуг 35-го класса МКТУ "закупка и обеспечение предпринимателей товарами", для которых указанный товарный знак зарегистрирован (право использования). Поскольку обозначение "ПЛАНЕТА Одежда и Обувь для всей семьи" ассоциируется с другим обозначением (товарным знаком) "ПЛАНЕТА" в целом, несмотря на их отдельные отличия, оно считается сходным до степени смешения с ним.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обозначение "ПЛАНЕТА Одежда и Обувь для всей семьи" и спорный товарный знак "ПЛАНЕТА" являются сходными до степени смешения за счет фонетического и семантического признаков сходства.
С учетом изложенного, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не установил реальное сходство.
Согласно абз. 3 п. 162 Постановления N 10 вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
В абз. 7 п. 162 Постановления N 10 указано, что при наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; длительность и объем использования товарного знака правообладателем; степень известности, узнаваемости товарного знака; степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены); наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
Как верно отметил суд первой инстанции, при отсутствии в материалах дела указанных доказательств, вероятность смешения должна определяться исключительно исходя из степени сходства и степени однородности товаров.
Поскольку использованное ответчиком обозначение "ПЛАНЕТА" является тождественным с защищаемым словесным товарным знаком по свидетельству N 647502, а также имеет высокую степень сходства с защищаемым комбинированным товарным знаком по свидетельству N 299509, в то время как словесные элементы "одежда", "обувь" лишь информируют потребителя о том, какие товары предлагаются к продаже в данном магазине, а осуществляемая ответчиком деятельность по реализации товаров имеет высокую (близкую к идентичности) однородность с услугами "услуги оптовой и розничной продажи; услуги магазинов; оптовая и розничная продажа" 35 класса МКТУ товарного знака по свидетельству N 647502 и с услугами "магазины; услуги оптовой и розничной торговли, торгово-закупочная деятельность" 35 класса МКТУ товарного знака по свидетельству N 299509, то наличие вероятности смешения используемого ответчиком обозначения с защищаемыми товарными знаками является очевидным.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что суд не проанализировал смешение обозначений в виду разной деятельности ответчика и лицензиатов.
Вместе с тем, из приведенной в абзаце 3 пункта 162 Постановления методологии оценки вероятности смешения обозначения с товарным знаком следует, что на предмет однородности деятельность ответчика с использованием спорного обозначения подлежит оценке не с деятельностью истца или лицензиатов, а с товарами (услугами), в отношении которых зарегистрирован товарный знак.
Довода апелляционной жалобы о том, что истец не представил доказательств использования защищаемых товарных знаков им самим, подлежит отклонению, поскольку использование товарного знака не самим правообладателем, а иным лицом, с которым правообладателем заключен лицензионный договор, на основании положений статьи 1486 ГК РФ является правомерным способом использования товарного знака.
В качестве таких доказательств истцом в материалы дела представлены: лицензионный договор от 05.04.2018 с Салимовым Р.В., дополнительное соглашение к лицензионному договору от 01..06.2018, копии кассовых чеков подтверждающих исполнение Салимовым договора, лицензионный договор от 01.01.2020 с Гильмановым С.М., копия платежных поручений подтверждающие оплату Гильмановым С.М. лицензионных платежей, лицензионный договор от 02.02.2022 с Одинаевым Д.Р., копия платежного поручения подтверждающего исполнение Одинаевым Д.Р. лицензионных платежей и др.
Также защищаемые товарные знаки по свидетельствам N 299509, N 647502 использовались в период с 01.05.2018 по 30.04.2021 лицензиатом ООО "Планета" для индивидуализации услуг торгового объекта "ПЛАНЕТА" по адресу Красноярский край. г. Бородино, ул. Ленина. 43. При этом, как следует из представленных истцом доказательств, в магазине с вывеской "Планета", деятельность в котором осуществляет ИП Салимов Р.В., указанный предприниматель занимается розничной торговлей пищевыми продуктами.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ и содержащихся в информационной системе ФПС в сети "Интернет" основной вид деятельности ООО "Планета" (ИНН 2445002912) - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Таким образом, защищаемые товарные знаки используются лицензиатами, а ответчик о фальсификации представленных истцом доказательств не заявлял.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных названным Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права.
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных названным Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных названным Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 61 Постановления N 10, заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы, подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере.
Как разъяснено в пункте 62 постановления от 23.04.2019 N 10, рассматривая дела о взыскании компенсации, суд, по общему правилу, определяет ее размер в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно), вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя, и принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Обращаясь с иском по настоящему делу, истец избрал вид компенсации, взыскиваемой на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ в отношении нарушения исключительного права на товарные знаки.
Истец полагает, что ответчиком за последние три года, до даты направления претензии - 27.07.2022, были оказаны услуги (реализованы товары) с использованием обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими истцу, на сумму 5 млн. руб., а, следовательно, по его мнению, он вправе рассчитывать на компенсацию в размере 10 000 000 руб., равной двукратной стоимости реализованных товаров, однако, истец самостоятельно уменьшил размер требований и просил взыскать с ответчика компенсацию лишь в размере 600 000 руб.
С целью установления действительной стоимости оказанных ответчиком услуг, истцом было заявлено ходатайство об истребовании у ответчика сведений об объеме выручки, полученной от реализации товаров (произведенных третьими лицами) в магазине, расположенном по адресу: г. Курган, ул.3-й микрорайон, д.26А, за последние три года, которое судом было удовлетворено (определения от 01.09.2022 и 28.09.2022). Аналогичное требование было изложено истцом в досудебной претензии.
Ответчик представил декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год, согласно которой общий доход индивидуального предпринимателя составил 35 588 268 руб., доход за вычетом расходов - 1 588 125 руб.
При этом, декларацию по налогу за 2020 год, о предоставлении которой ответчик указывает в апелляционной жалобе, материалы дела не содержат.
Коллегия судей отмечает, что суд первой инстанции предлагал ответчику представить сведения об объеме выручки, полученной от реализации товаров (произведенных третьими лицами) в магазинах "Планета", принадлежащих ответчику, за последние три года. Вместе с тем, доказательства, свидетельствующие об ином размере стоимости его услуг, оказываемых в магазине, осуществляющего торговую деятельность под спорным обозначением ответчиком не представлены.
Негативные последствия, наступление которых законодатель связывает с неосуществлением лицом, участвующим в деле своих процессуальных прав и обязанностей (статья 41, статья 65 АПК РФ), для ответчика следуют в виде рассмотрения судом первой инстанции спора по существу на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
При этом, из материалов дела следует, что размер компенсации истцом был заявлен ниже установленного подпунктом 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ.
Ответчик при рассмотрении дела таким правом не воспользовался, не ходатайствовал о назначении по делу судебной экспертизы для установления размера соответствующего экономического показателя, не проявил какой-либо инициативы по сбору и представлению суду доказательств для надлежащего обоснования занимаемой по делу правовой позиции (статьи 9, 41, 65, 66 АПК РФ).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая штрафной характер компенсации, апелляционный суд считает, что заявленная сумма компенсации является разумной и соразмерной допущенному нарушению.
Наличие злоупотребления правом в действиях истца в связи с заявленными требованиями, апелляционным судом не усматривается.
Само по себе неиспользование истцом товарного знака (знака обслуживания), так же как и обращение в суд за судебной защитой, не может свидетельствовать о злоупотреблении правом. Каких-либо конкретных обстоятельств, очевидно свидетельствующих о наличии у истца цели причинить вред в результате заявления исковых требований, ответчиком не представлено.
В подтверждение использования спорных товарных знаков в материалы дела истцом представлены лицензионные договоры.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать только те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, учитывая результат рассмотрения дела апелляционном суде, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2022 года по делу N А60-40926/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Суд по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40926/2022
Истец: ИП Ибатуллин Азамат Валерьянович
Ответчик: ИП МУЗАФАРОВ МАРУФ ХУРШЕДОВИЧ
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1282/2023
20.06.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1282/2023
03.04.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-517/2023
30.11.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-40926/2022