г. Саратов |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А12-24156/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Савенковой О.Л., действующей на основании доверенности от 09.01.2023 N 01-03-33-34,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области и Администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2022 года по делу N А12-24156/2022 (судья Щетинин П.И.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шуршаева Хасбулата Вислановича (Волгоградская обл., г. Николаевск, ОГРНИП 312345431300024, ИНН 341811813066)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210),
заинтересованные лица: Администрация Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области (404052, Волгоградская обл., Николаевский р-н, п. Степновский, ул. Советская, д. 30/1, ОГРН 1053478415792, ИНН 3418101786), общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. 1, ОГРН 1027739521666, ИНН 7710357167), Журавлёв Павел Николаевич (Волгоградская обл.),
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шуршаев Хасбулат Висланович (далее - глава КФХ Шуршаев Х.Б., Шуршаев Х.Б., заявитель) с заявлением:
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 20.06.2022 по делу N 034/01/18.1-529/2022 о признании необоснованной жалобы Шуршаева Х.В. на итоги электронного аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 34:18:080008:298 (процедура N 22000056530000000003);
о возложении на Управление в порядке восстановления нарушенного права обязанности выдать Администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация Степновского сельского поселения, администрация) предписания об аннулировании итогов электронного аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 34:18:080008:298 (процедура N 22000056530000000003) и его повторном проведении.
Решением суда первой инстанции от 12 декабря 2022 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме. Суд признал незаконным оспариваемое решение антимонопольного органа, а также в порядке восстановления нарушенного права возложить на Управление обязанность по выдаче Администрации Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области предписания об аннулировании итогов электронного аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 34:18:080008:298 (процедура N 22000056530000000003) и его повторном проведении.
Не согласившись с принятым судебным актом, Волгоградское УФАС России и Администрация Степновского сельского поселения обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Глава КФХ Шуршаев Х.Б. возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учётом пояснений по настоящему делу.
Глава КФХ Шуршаев Х.Б. и заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01 марта 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации Степновского сельского поселения Николаевского района Волгоградской области от 30.03.2022 N 19-р утверждена документация об электронном аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:18:080008:298 площадью 504 062 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Николаевский р-н, п. Степновский, в границах бывшего АОЗТ "Степновское", 18:ЗУ1 в 2,5 км на юго-запад по направлению от ориентира, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения (далее - спорный земельный участок) (т.1 л.д.84-91).
Электронный аукцион проводился на электронной торговой площадке ООО "РТСТЕНДЕР" по адресу i.rts-tender.ru, процедура N 22000056530000000003.
04 мая 2022 года конкурсной комиссией подписан протокол N U22000056530000000003-1, в соответствии с которым из-за подачи 1 заявки на участие в аукционе данный аукцион признан несостоявшимся, принято решение заключить договор аренды с единственным принявшим участие в аукционе участником Журавлёвым Павлом Николаевичем (далее - Журавлёв П.Н.) (т.1 л.д.93).
16 мая 2022 года по результатам проведённого аукциона между Администрации Степновского сельского поселения (арендодатель) и ИП Главой КФХ Журавлёвым П.Н. (арендатор) заключён договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (т.1 л.д.94-98).
01 июня 2022 года глава КФХ Шуршаев Х.Б. обратился в Волгоградское УФАС России с жалобой на нарушение процедуры организации торгов, а именно: отсутствие публикации информации о проведении торгов на официальном сайте Администрации Степновского сельского поселения https://степновское34.рф в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (т.1 л.д.104-106).
В дополнении к жалобе от 15.06.2022 глава КФХ Шуршаев Х.Б. также указал на отсутствие публикации информации о проведении торгов в местном периодическом печатном издании - в районной газете "Заволжье" (т.1 л.д.40-41).
Жалоба главы КФХ Шуршаева Х.Б. рассмотрена Волгоградским УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы главы КФХ Шуршаева Х.Б. антимонопольный орган пришёл к выводу, что Администрацией Степновского сельского поселения соблюдены требования пунктов 19 и 20 статьи 39.11 ЗК РФ относительно порядка опубликования (обнародования) извещения о проведении спорного аукциона. Исходя из положений статьи 31 Устава Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Устав) такое извещение подлежало обнародованию. Администрацией Степновского сельского поселения предоставлены доказательства обнародования такой информации в специально отведённых для этого местах.
20 июня 2022 года комиссией Волгоградское УФАС России принято решение N 034/01/18.1-529/2022, которым жалоба главы КФХ Шуршаева Х.Б. признана необоснованной (т.1 л.д.19-21).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, глава КФХ Шуршаев Х.Б. оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Степновского сельского поселения не обеспечила опубликование извещения о торгах в установленном законом порядке, что обусловило сужение потенциального круга участников и привело к тому, что на торги была подана единственная заявка, по причине чего предусмотренные законом цели конкурентной процедуры не были достигнуты. Суд первой инстанции пришёл к необоснованному выводу, что официальное опубликование муниципальных правовых актов Степновского сельского поселения может осуществляться исключительно путём их опубликования в районной газете "Заволжье", иной способ официального опубликования Уставом не предусмотрен. Размещение на стенде, как способ обнародования, является лишь дополнительным по желанию Администрации и не может заменять собой официальное опубликование в районной газете "Заволжье".
Согласно доводам апелляционной жалобы Администрации Степновского сельского поселения информационное сообщение о проведении электронного аукциона размещено на официальных информационных ресурсах в информационно-коммуникационной сети "Интернет", а также в специально оборудованных местах для обнародования муниципальных правовых актов, как указано в Уставе. Населению Степновского сельского поселения и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает этот акт, в том числе заявителю, была обеспечена возможность ознакомиться с информацией о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а администрацией обеспечено извещение о торгах в установленном законом порядке.
Апелляционная жалоба Волгоградского УФАС России мотивирована соблюдением Администрацией Степновского сельского поселения требований части 19 статьи 39.11 ЗК РФ, информация о проведении торгов доведена до широкого круга лиц надлежащим образом в соответствии с требованиями действующего законодательства, права Шуршаева Х.Б. на участие в аукционе не нарушены. Кроме того, возлагая в порядке восстановления нарушенного права Шуршаева Х.Б. на Управление обязанность по выдаче Администрации предписания об аннулировании итогов аукциона, судом первой инстанции не учтено отсутствие доказательств нарушения прав Шуршаева Х.Б. В случае выдачи такого предписания оно не будет отвечать критерию исполнимости.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим отмене, поскольку судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, а выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Выводы суда о том, что официальное опубликование муниципальных правовых актов Степновского сельского поселения может осуществляться исключительно путём их опубликования в районной газете "Заволжье" являются неверными, основанными на неправильном применении норм материального права. Обнародование является одной из форм опубликования и применяется в соответствии с положениями Устава. Нарушения Администрацией Степновского сельского поселения порядка опубликования (обнародования) спорного извещения об аукционе не установлено.
Кроме того, суд первой инстанции не имел полномочий обязывать антимонопольный орган принять ненормативный акт конкретного содержания, поскольку подмена судом компетентных органов не допустима.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно части 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" адрес сайта www.torgi.gov.ru определён в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Извещение о проведении спорного аукциона опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru 01 апреля 2022 года, дата проведения аукциона - 05 мая 2022 года.
Кроме того, 30 марта 2022 года информационное сообщение о проведении электронного аукциона размещено на следующих информационных ресурсах: https://www.rts-tender.ru/ (электронная площадка) и hhtps://степновское34.рф/ (официальный сайт для опубликования нормативных правовых актов сельского поселения, раздел "Закупки") (т.1 л.д.31-32).
Таким образом, Администрацией Степновского сельского поселения соблюдены требования части 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с частью 20 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Как следует из части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключённого между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2021 N 23-П дана оценка конституционности положения пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ. Указанные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования служат нормативным основанием для решения вопроса об официальном опубликовании (обнародовании) в установленном порядке муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, как условии вступления указанных актов в силу.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу данного Постановления и в течение двух лет после его вступления в силу (но не позднее внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с данным Постановлением) и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования. Данные акты могут быть признаны судами недействующими по мотиву нарушения порядка их опубликования, только если будет установлено, что населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают данные акты, не была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием, а муниципальные нормативные правовые акты, которые вступят в силу в течение двух лет после вступления данного Постановления в силу, - также в случае, если на момент вступления данного Постановления в силу в муниципальном образовании определён источник официального опубликования муниципальных правовых актов, но они в нем не опубликованы.
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 31 Устава официальному опубликованию подлежат:
1) решения Совета депутатов Степновского сельского поселения о налогах и сборах;
2) решение Совета депутатов Степновского сельского поселения об удалении главы Степновского сельского поселения в отставку.
Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в районной газете "Заволжье" в течение пяти рабочих дней со дня их принятия (издания), если иное не предусмотрено федеральным законом (т.1 л.д.75, обратная сторона листа).
В соответствии с частями 2 и 2.1 Устава официальному обнародованию подлежат:
1) устав, решение Совета депутатов Степновского сельского поселения о внесении изменений и дополнений в устав;
2) муниципальные нормативные правовые акты Степновского сельского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется в течение пяти дней со дня их издания, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путём доведения на территории Степновского сельского поселения до всеобщего сведения граждан посредством размещения их в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к текстам муниципальных правовых актов в органах местного самоуправления.
Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение 30 календарных дней с момента их обнародования.
Специально установленными местами для обнародования муниципальных правовых актов являются информационные стенды:
- на территории, прилегающей к зданию администрации Степновского сельского поселения;
- в здании администрации Степновского сельского поселения;
- в библиотеках, расположенных в Степновском ДК и Рулевском клубе.
Извещение о проведении аукциона не относится к муниципальным правовым актам, подлежащих официальному опубликованию в районной газете "Заволжье" в соответствии с частью 1 статьи 31 Устава, следовательно, оно подлежало обнародованию.
В подтверждение соблюдения процедуры обнародования муниципального правового акта составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародованном муниципальном правовом акте, дате начала и окончания его обнародования (т.1 л.д.75, обратная сторона листа).
Аналогичные положения закреплены в Порядке опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и иной официальной информации Степновского сельского поселения, утверждённом решением Совета депутатов Степновского сельского поселения от 23.10.2006 N 59-18 (далее - Порядок) (т.1 л.д.48-49).
Кроме того, пунктом 4 Порядка определено, что тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение не менее чем 10 календарных дней с момента их обнародования.
В силу пункта 5 Порядка специально установленными местами для обнародования муниципальных правовых актов являются:
- здание администрации Степновского сельского поселения;
- здание магазина;
- здание МОУ "Степновская средняя общеобразовательная школа";
- здание МОУ "Рулевская начальная общеобразовательная школа";
- здание СДК Степновского сельского поселения;
- библиотеки.
Администрацией Степновского сельского поселения в материалы дела предоставлен акт от 31.03.2022 об обнародовании извещения о проведении аукциона, согласно которому обнародование осуществлялось путём доведения до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района текста вышеуказанного извещения о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с 31.03.2022 по 29.04.2022 посредством размещения в специальных установочных местах, определённых для официального обнародования. Данный акт подписан главой Степновского сельского поселения, директором МКУ "Культура" Степновского сельского поселения и заведующей Рулевским клубом (т.1 л.д.56).
Также в материалы дела предоставлены фотографии, подтверждающие обнародование спорного извещения о проведении аукциона путём его размещения на стендах в специально установленных местах (т.1 л.д.24-30).
Таким образом, населению Степновского сельского поселения была обеспечена возможность ознакомиться с информацией о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а Администрацией обеспечено опубликование (обнародование) извещения в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, комиссия антимонопольного органа пришла к верному выводу о соблюдении Администрацией Степновского сельского поселения положений частей 19 и 20 статьи 39.11 ЗК РФ о порядке опубликования (обнародования) спорного извещения о проведении аукциона, в связи с чем доводы жалобы главы КФХ Шуршаева Х.Б. признаны необоснованными.
Выводы суда первой инстанции об обратном являются неверными, противоречащими обстоятельствам и материалам дела, что повлекло принятие неправильного решения.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает оспариваемое решение антимонопольного органа законным и обоснованным. Основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Кроме того, возлагая в порядке восстановления нарушенного права на Управление обязанность по выдаче Администрации предписания об аннулировании итогов аукциона, судом первой инстанции не учтено отсутствие полномочий предписывать компетентному органу принять ненормативный акт об анулировании состоявшегося аукциона, поскольку это подмена судом компетентного органа и нарушение требований статьи 9 АПК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушения судом норм материального права с принятием судом апелляционной инстанции нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку судом принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2022 года по делу N А12-24156/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24156/2022
Истец: Шуршаев Хасбулат Висланович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области, Журавлев Павел Николаевич, ООО "РТС-ТЕНДЕР"