город Омск |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А70-22545/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2499/2023) государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 3" (г.Тобольск) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2023 по делу N А70-22545/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 3" (г.Тобольск) (ОГРН 1037200145157, ИНН 7223008503, адрес: 626150, Тюменская область, город Тобольск, микрорайон 3Б, дом 24) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Республики, дом 83, корпус А) о признании недействительными актов проверки медицинских и иных организаций (структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 01.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 по возмещению заявителю расходов, излишне понесенных Фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату, о признании недействительными решений директора филиала N 5 государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по актам проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 11.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 по возмещению заявителю расходов, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 3" (далее - заявитель, ГБУЗ ТО "Областная больница N 3", больница, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительными актов проверки медицинских и иных организаций (структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 01.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 по возмещению заявителю расходов, излишне понесенных Фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату; о признании недействительными решений директора филиала N 5 государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по актам проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 11.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 по возмещению заявителю расходов, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату.
В судебном заседании Арбитражного суда Тюменской области 16.01.2023 произведена процессуальная замена государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области в связи с реорганизацией).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2023 по делу N А70-22545/2022 в части требований о признании недействительными актов проверки медицинских и иных организаций (структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 01.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 по возмещению заявителю расходов, излишне понесенных Фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату, производство по делу прекращено, в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что оспариваемые акты проверки и вынесенные решения не содержат ссылки на нормативно-правовые акты, в которых имеется прямое указание о недопустимости предоставления сведений о работниках, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, отработавших сверх 44 смен; кроме того, не указано, какими нормативными правовыми актами установлено, что оплата специальной социальной выплаты сверх нормативной смены фондом социального страхования не подлежит.
ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" указывает, что учреждением согласно установленных правил были направлены реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, вместе с тем ни один реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, направленный ГБУЗ ТО "Областная больница N 3", Филиалом N 5 фонда не был признан недостоверным. Фактические обстоятельства о выполнении работниками учреждения переданных нормативных смен и соответственной оплаты работодателем положенных компенсаций в ходе проведения проверки были подтверждены фондом, излишне уплаченных фондом сумм по оплате специальной социальной выплаты ввиду направления некорректных реестров учреждением не имеется, отработанное время работников соответствует фактическим данным, оформлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Податель апелляционной жалобы указывает, что фондом допущено нарушение сроков проверки, в силу чего акты N 2, 3, 4, 5, 6 и вынесенные фондом на их основании протоколы рассмотрения камеральной проверки, а также принятые по данным проверкам решения учреждение полагает недействительными.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо полагает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 22.04.2022 по 07.06.2022, с 10.06.2022 по 01.08.2022, с 27.07.2022 по 10.08.2022, с 24.08.2022 по 09.09.2022, с 23.08.2022 по 14.09.2022 в отношении ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г.Тобольск) главным специалистом - ревизором филиала N 5 государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Кнауб Татьяной Юрьевной проведены камеральные проверки в соответствии с Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 N 272 "Об утверждении Порядка осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам".
По результатам проведенных проверок филиалом 5 государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки составлены следующие документы:
1) Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных недостатках от 07.09.2022 N 2 (т.1, л.д. 17-28), согласно которому основанием для проведения проверки являлось предоставление реестров на выплату пособия с нарушением установленного срока, поступление реестров с количеством смен, превышающих 14 смен за период с 31.12.2021 по 09.01.2022 и превышающих 44 смены на одного работника в целом за январь 2022.
По результатам проверки учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом на социальную специальную выплату, за январь 2022 года в размере 306 650 руб. 50 коп. в срок до 31.08.2022.
25.07.2022 учреждением направлены возражения N 4143 (т.1, л.д. 29-32) на вышеуказанный акт.
Решением от 04.08.2022 N 2 (т.1, л.д. 33-39) акт проверки оставлен без изменения, признано необоснованным включение в реестр на оплату государственной социальной поддержки в части превышения нормативных смен у Каргополовой Е.С. - 0,4 смены, Шевелева Д.С. - 0,2 смены, Пушникова А.А. - 28,4 смены, Черпакова М.С. - 21,1 смены. Указано, что излишне понесённые фондом расходы составили 306 650 руб. 50 коп. Произведена корректировка реестра на право получения работником специальной социальной выплаты на сумму 306 650 руб. 50 коп.
2) Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных недостатках от 01.08.2022 N 3 (т.1, л.д. 41-44), согласно которому основанием для проведения проверки явилось поступление реестров с количеством смен, превышающих 44 смены на одного работника в целом за февраль 2022.
По результатам проверки учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом на социальную специальную выплату, за февраль 2022 года в размере 15 617 руб. в срок до 28.09.2022.
12.08.2022 ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г.Тобольск) на вышеуказанный акт были направлены возражения N 4507 (т.1, л.д.45-47).
Решением от 25.08.2022 N 3 (т.1, л.д. 55-59) акт проверки оставлен без изменения, признано необоснованным включение в реестр на оплату государственной социальной поддержки в части превышения нормативных смен у Миллер А.Э. - 3,5 смены. Указано, что излишне понесённые фондом расходы составили 15 617 руб. Произведена корректировка реестра на право получения работником специальной социальной выплаты на сумму 15 617 руб.
3) Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных недостатках от 15.08.2022 N 4 (т.1, л.д. 60-98), согласно которому основанием для проведения проверки явилось поступление реестров с количеством смен, превышающих 44 смены на одного работника в целом за декабрь 2020 года, февраль - ноябрь 2021 года.
По результатам проверки учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом на социальную специальную выплату за декабрь 2020 года, февраль - ноябрь 2021 года в размере 695 839 руб. 83 коп. в срок до 12.10.2022.
Решением от 08.09.2022 N 4 (т.1, л.д. 122-124) акт проверки оставлен без изменения, признано необоснованным включение в реестр на оплату государственной социальной поддержки в части превышения нормативных смен у Никоновой Ю.Н. - 3,6 смены; Биттель И. А. - 10,6 смен; Азизова И.А. - 5,5 смен; Матвеева Д.В. - 5,3 смен; Каргополовой Е.С. - 44,6 смен; Александровой Е.Я. - 6,7 смен; Эламонова Д. Я - 8,4смен; Афанасьева Г. А. - 0,1 смен; Редькина Е. А. - 8,1 смен; Шуваловой М.М. - 2,6 смены; Мадьяровой А.А. - 1,0 смена; Зайцева Н.О. - 3,2 смены; Абдулоева A.M. - 8,7 смен; Касьян О.В. - 5,8 смен; Аввалова С. Ш. - 4,7 смены; Тимкановой Н.А. - 0,5 смен; Франц С.Я. - 4,0 смены; Леоновой Е.А. - 0,5 смен; Сипачёвой Е. Г. - 2,0 смены; Терентьевой Л.В.-11,9 смен; Айтпаева Ж-Б. Р. - 0,5 смен; Кошелева А. И. - 0,2 смены; Свиридовой Л. В. - 2,6 смены; Пушниковой СВ. - 26,5 смен.
Указано, что излишне понесённые фондом расходы составили 695 839 руб. 83 коп. Произведена корректировка реестра на право получения работником специальной социальной выплаты на сумму 695 839 руб. 83 коп.
4) Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных недостатках от 09.09.2022 N 5 (т.1, л.д. 125-132), из которого следует, что основанием для проведения проверки является поступление реестров с количеством смен, превышающих 44 смены на одного работника в целом за март 2022 года.
По результатам проверки учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом на социальную специальную выплату, за март 2022 года в размере 136 997 руб. 20 коп. в срок до 11.11.2022.
04.10.2022 ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г.Тобольск) на вышеуказанный акт были направлены возражения N б/н (т.1, л.д.133-136).
Решением от 05.10.2022 N 5 акт проверки оставлен без изменения, признано необоснованным включение в реестр на оплату государственной социальной поддержки в части превышения нормативных смен у Пушниковой СВ. - 26,8 смен; Редькиной Е. А. - 2,3 смены; Савич Н.Л. - 0,1 смены; Терентьевой Л.В. - 2,4 смены. Указано, что излишне понесённые фондом расходы составили 136 997 руб. 20 коп. Произведена корректировка реестра на право получения работником специальной социальной выплаты на сумму 136 997 руб. 20 коп.
5) Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных недостатках от 14.09.2022 N 6, согласно которому основанием для проведения проверки явилось поступление реестров с количеством смен, превышающих 44 смены на одного работника в целом за апрель 2022 года.
По результатам проверки предлагается возместить ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г. Тобольск) расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату, за апрель 2022 года в размере 101 287 руб. 40 коп. в срок до 16.11.2022.
04.10.2022 ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г.Тобольск) на вышеуказанный акт были направлены возражения N б/н.
Решением от 10.10.2022 N 6 акт проверки оставлен без изменения, признано необоснованным включение в реестр на оплату государственной социальной поддержки в части превышения нормативных смен у Пушниковой С.В. - 22,7 смены. Указано, что излишне понесённые фондом расходы составили 101 287 руб. 40 коп. Произведена корректировка реестра на право получения работником специальной социальной выплаты на сумму 101 287 руб. 40 коп.
Ввиду несогласия с указанными актами проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных недостатках и вынесенными фондом по результатам рассмотрения возражений на них решениями, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, указав, что учреждением в нарушение норм трудового законодательства допущено превышение времени работы сотрудников, что привело к увеличению количества нормативных смен в месяц, а, соответственно, к переплате специальной социальной выплаты, что свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений. Кроме того, арбитражным судом указано, что поскольку акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных недостатках не обладает признаками ненормативного акта в контексте главы 24 АПК РФ, в части требований о признании недействительными актов проверки медицинских и иных организаций (структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 01.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 по возмещению заявителю расходов, излишне понесенных фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату, производство по делу прекращено.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 25.01.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
При рассмотрении заявленных требований в суде первой инстанции учерждением было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, которое судом первой инстанции рассмотрено не было.
Согласно указанному ходатайству, ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" указало, что исковое заявление по оспариванию акта проверки N 2 от 07.06.2022 не было направлено в суд первой инстанции в установленный срок, поскольку фондом также проводились проверки заявителя за иные периоды, в силу чего заявителем спорные акты обжалованы в одном заявлении после завершения проверок в целях минимизации судебной нагрузки.
В соответствии со статьей 26.21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь имеет право обжаловать решения и иные акты ненормативного характера территориального органа страховщика (далее - акты территориального органа страховщика), действия (бездействие) его должностных лиц, связанные с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, если, по мнению страхователя, акты территориального органа страховщика, действия (бездействие) его должностных лиц нарушают его права.
Акты территориального органа страховщика, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган страховщика (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Судебное обжалование актов территориального органа страховщика, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 117 АПК РФ установлено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
В настоящем случае суд первой инстанции, не рассматривая указанное ходатайство, пришел к выводу о том, что оспариваемые в рамках настоящего дела акты проверок медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 11.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 не относятся к актам государственного органа, которые порождают права и обязанности лиц, в отношении которых проведена проверка, поэтому обжалованию в порядке части 4 статьи 198 АПК РФ не подлежит.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что в оспариваемых актах фондом указано на необходимость возместить расходы, излишне понесенные фондом, а также осуществить на основании уточняющих сведений корректировку ранее представленных реестров на право получения работником специальной социальной выплаты за проверяемые периоды и направить его в территориальные органы фонда.
Кроме того, согласно резолютивной части оспариваемых решений по актам проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 11.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6, указанные решения признают спорные акты верными, не возлагая на учреждение дополнительных обязанностей.
Поскольку оспариваемые акты проверки медицинских и иных организаций (структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 01.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 по возмещению заявителю расходов, излишне понесенных фондом на социальную специальную выплату, содержат предписания, влекущие юридические последствия, устанавливают, изменяют и отменяют права и обязанности учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что они отвечает признакам правового акта, проверка законности которого может быть осуществлена по правилам главы 24 АПК РФ, находя возможным восстановить учреждению срок на их оспаривание.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762) Фондом социального страхования Российской Федерации в целях государственной социальной поддержки производятся специальные социальные выплаты (далее - ССВ) медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 ССВ осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Как следует из пункта 2 Постановления N 1762, ССВ производится в целях государственной социальной поддержки следующим категориям медицинских работников:
а) оказывающим медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездным бригадам скорой медицинской помощи - 2430 руб., 1215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 руб., 1215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 руб., 2430 руб.й и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
водителям машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену;
членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 руб., 1215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
В силу пункта 2 Постановления N 1762 ССВ производятся ежемесячно за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила осуществления Фондом в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 (далее - Правила N 1762).
Правилами установлено, что для получения ССВ организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение ССВ, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (пункты 4, 5 Правил N 1762).
Пунктом 6 Правил N 1762 установлено, что реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется ССВ (календарный месяц).
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7 Правил N 1762).
ССВ осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил N 1762).
Согласно пункту 3 Правил N 1762 ССВ производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ССВ за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет ССВ по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов.
Порядок расчета количества нормативных смен в месяц установлен также Разъяснениями по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, утвержденными Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н, согласно которым в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) для медицинских работников продолжительность рабочего времени не должна быть более 39 часов в неделю (за исключением категорий работников, которым в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (далее - Постановление N 101)). Пунктом 1 Постановления N 101 устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени 36, 33, 30 и 24 часа в неделю.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1762 контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы фонда в порядке, устанавливаемом фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 N 272 утвержден Порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам (далее - Порядок осуществления контроля).
В соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления контроля проверка организаций, работникам которых произведена выплата в соответствии с представленными реестрами работников, имеющих право на ее получение, осуществляется выборочно. Одним из оснований для проведения проверки является поступление реестра с количеством смен, превышающих 44 смены на одного работника в течение одного месяца.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения камеральной проверки в отношении ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" явилось поступление реестров с количеством смен, превышающих 14 смен за период с 31.12.2021 по 09.01.2022; 44 смен на одного работника в целом за январь 2022 года; 44 смен на одного работника в целом за февраль 2022 года; 44 смен на одного работника в целом за декабрь 2020 года, февраль-ноябрь 2021 года; 44 смен на одного работника в целом за март 2022 года; 44 смен на одного работника в целом за апрель 2022 года.
Проверкой установлено, что учреждением применяется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц.
В соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" продолжительность работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Вместе с тем в рамках проверок учреждением предоставлены документы, подтверждающие неукомплектованность медицинским персоналом, что подтверждает возможность установления продолжительности работы по совместительству для указанных сотрудников до месячной нормы. Также учреждением представлены документы о привлечении вышеуказанных сотрудников к сверхурочной работе в связи с неукомплектованностью медицинским персоналом.
Разъяснениями по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, утвержденным Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н, предусмотрено, что при суммировании рабочего времени для последующего расчета числа отработанных нормативных смен учитывается все отработанное время в те дни (смены), в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В указанных Разъяснениях также отмечено, что при ведении табеля учета рабочего времени работников учитываются также часы, отработанные работником при сверхурочной работе, работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни. Их также целесообразно указывать с условным обозначением "Скв", "РПкв". Указанные часы включаются в расчет фактического числа нормативных смен в одинарном размере.
Повышение размера ССВ при сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни Постановлением N 1762 не предусмотрено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отмечает, что из Постановления N 1762 и Правил N 1762 не усматривается установление Правительством Российской Федерации ограничений по оплате ССВ в случае превышения количества нормативных смен в месяц, в связи с чем оплата ССВ должна производится за фактически отработанное время независимо от превышения количества нормативных смен.
Статьей 99 ТК РФ установлено, что привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия. Согласия работников для выполнения сверхурочной работы были получены заявителем.
В настоящем случае из материалов дела следует, что необходимость сверхурочной работы в период функционирования моноинфекционного госпиталя ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" (г.Тобольск) обусловлена сложной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К сверхурочной работе медицинские работники привлекались в целях бесперебойного оказания медицинской помощи в соответствии с требованиями приказа от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организации в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVOD-19)".
Это было связано, в том числе, с нехваткой кадровых ресурсов. Пунктом 2 постановления Правительства Тюменской области 17.03.2020 N 120-п "О введении режима повышенной готовности" установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Пунктом 6.1 вышеуказанного постановления во всех медицинских организациях стационарного типа вне зависимости от организационно-правовой формы введен строгий противоэпидемический режим.
ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" обеспечивалось выполнение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии с разъяснениями, рекомендациями и иными документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В целях соблюдения вышеуказанных временных нормативов и в целях надлежащего оказания медицинской помощи населению в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) медицинские работники учреждения были привлечены к сверхурочной работе, при этом фондом не опровергнута необходимость такового привлечения, а также количество фактически отработанного времени.
При таких обстоятельствах акты проверок медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 11.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6, составленные филиалом N 5 фонда в части возложения на ГБУЗ ТО "Областная больница N 3" обязанности возместить расходы, излишне понесенные фондом на ССВ за январь 2022 в размере 306 650 руб. 50 коп., за февраль 2022 в размере 15 617 руб., за декабрь 2020 года, февраль-ноябрь 2021 в размере 695 839 руб. 83 коп., за март 2022 года в размере 136 997 руб. 20 коп., за апрель 2022 года в размере 101 287 руб. 40 коп., а также решения по указанным актам подлежат признанию недействительными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены судебного акта.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба учреждения - удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе заявителя в размере 16 500 руб. по правилам частей 1, 5 статьи 110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2023 по делу N А70-22545/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными акты проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 01.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6, составленные филиалом N 5 Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 3" (г.Тобольск), по возмещению заявителем расходов, излишне понесенных Фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату, а также решения филиала N 5 государственного учреждения Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по актам проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 07.06.2022 N 2, от 11.08.2022 N 3, от 15.08.2022 N 4, от 09.09.2022 N 5, от 14.09.2022 N 6 по возмещению заявителем расходов, излишне понесенных Фондом социального страхования Российской Федерации на социальную специальную выплату.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 3" (г.Тобольск) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22545/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N3" (г.Тобольск)
Ответчик: ГУ ТЮМЕНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ