г. Пермь |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А60-3053/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Белошевич С.О., служебное удостоверение N 778, доверенность N 12-1 от 09.01.2023, диплом.
от иных лиц представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федерального казначейства по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 февраля 2023 года
по делу N А60-3053/2022
по заявлению Министерства здравоохранения Свердловской области (ИНН 6660010415 ОГРН 1036603497028)
к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (ИНН 6660006553 ОГРН 1036603493112)
третьи лица - государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Медицинский информационно-аналитический центр" (ИНН 6658006235 ОГРН 1026604962713), Министерство финансов Свердловской области (ИНН 6661004608 ОГРН 1026605256589), Министерство цифрового развития и связи Свердловской области (ИНН 6658507947 ОГРН 1176658101036)
о признании недействительным представления от 27.12.2021 N 62-64-10/15916,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Свердловской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК по Свердловской области) о признании недействительным представления N 62-64-10/15916 от 27.12.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным представление Управления Федерального казначейства по Свердловской области N 62-64-10/15916 от 27.12.2021.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда являются несостоятельными и не основаны на нормах действующего законодательства. В отношении пунктов 1 и 2 представления указывает на обоснованность выявленных нарушений, а так же ссылается на их устранение заявителем. Обращает внимание на наличие оснований для направления представления именно Министерству здравоохранения Свердловской области. В части пункта 3 представления повторно настаивает на отсутствии разрешения использования остатка субсидии. Недоказанность заявителем обстоятельств, на которые он ссылается в нарушение статьи 65 АПК РФ.
Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство цифрового развития и связи Свердловской области, государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Медицинский информационно-аналитический центр" с доводами апелляционной жалобы не согласились по мотивам, указанным в письменных отзывах, просят решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя доводы отзыва на жалобу поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Свердловской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Свердловской области от 29.09.2021 N 1070 "О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве здравоохранения Свердловской области" и на основании поручения Федерального казначейства от 16.09.2021 N 07-04-05/17-22397 о проведении внеплановых контрольных мероприятий в период с 01 ноября 2021 года по 30 ноября 2021 года в отношении Министерства здравоохранения Свердловской области (далее - Министерство) проведена выездная проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Управлением в адрес Министерства направлено представление от 27.12.2021 N N62-64-10/15916 (далее - представление).
Согласно указанному представлению УФК по Свердловской области были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 7, 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203, Министерством здравоохранения Свердловской области приняты:
- Порядок определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области, субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Свердловской области 21.04.2021 N 836-п;
- Порядок определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области, субсидии на переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 24.02.2021 N 321-п, в которых отсутствует обязательное требование к автономным и бюджетным учреждениям о предоставлении органу-учредителю информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения, для принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии; по данному нарушению Управлением установлено требование к Министерству в срок до 10 февраля 2022 года устранить нарушение путем приведения в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203;
2. В нарушение пункта 23 Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области, субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 21.04.2021 N 836-п, Министерством не обеспечено надлежащее осуществление контроля за предоставлением ГАУЗ СО "Медицинский информационно-аналитический центр" отчетов о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия (по форме в соответствии с приложением N 2 к Соглашению от 16.04.2020 N20-2020-01612); по данному нарушению Управлением установлено требование к Министерству в срок до 10 февраля 2022 года принять меры по устранению причин и условий нарушения.
3. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 7, 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203, Министерством здравоохранения Свердловской области принято решение о наличии потребности в использовании ГАУЗ СО "Медицинский информационно-аналитический центр" в 2021 году остатков средств субсидии, образовавшихся по состоянию на 01.01.2021, при отсутствии у ГАУЗ СО "Медицинский информационно-аналитический центр" по состоянию на 01.01.2021 г. неисполненных обязательств, подтвержденных документально, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января 2021 года остатки субсидий на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", в связи с чем Министерством здравоохранения Свердловской области не обеспечен возврат остатков субсидии на единый счет бюджета в сумме 441 020 279,39 рублей, в том числе средств субсидии из федерального бюджета в размере 410 148 859,83 рублей (уровень софинансирования 93%); по данному нарушению Управлением установлено требование к Министерству в срок до 10 февраля 2022 года устранить нарушение путем обеспечения возврата в федеральный бюджет неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии на реализацию регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" в сумме 410 148 859 рублей 83 копейки, а также принять меры по устранению его причин и условий.
Полагая, что вынесенное представление является незаконным и нарушает права заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
На основании статьи 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю его органами: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 7, 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 территориальные органы Федерального казначейства по результатам проведенных выездных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательные для исполнения в указанный в представлении срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление - документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Судом установлено, что УФК по Свердловской области в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, в соответствии с поручением Федерального казначейства от 16.09.2021 N 07-04-05/17-22397 (в связи с фактами наличия и многолетнего системного накопления остатков средств субсидий на иные цели, предоставленных автономным учреждениям, источником которых являются целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета) в Министерстве здравоохранения Свердловской области была проведена выездная внеплановая проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение. По результатам которой, в адрес объекта контроля было направлено представление.
Таким образом, оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
Согласно пункту 1 представления, Министерству предписывалось устранить нарушение путем приведения в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203 (далее - Постановление N 203), Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области, субсидий на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", утвержденного приказом Минздрава СО от 21.0.2021 N 836-п (далее - Порядок N 836-п) и Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области, субсидий на переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, утвержденного приказом Минздрава СО от 24.02.2021 N 321-п (далее - Порядок N 321-п).
Пунктом 2 представления Министерству предписано принять меры по устранению причин и условий нарушения - не обеспечения надлежащего осуществления контроля за предоставлением ГАУЗ СО "Медицинский информационно-аналитический центр" отчетов о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия (по форме в соответствии с приложением N 2 к Соглашению от 16.04.2020 N 20-2020-01612).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 1 (в части Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области, субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", утвержденного приказом Министерства от 21.04.2021 N 836-п), пункт 2 оспариваемого представления внесены Управлением с нарушением действующего законодательства, являясь заведомо неисполнимыми.
Однако при вынесении решения судом первой инстанции не учтено следующее.
В части пунктов 1,2 оспариваемого представления суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
По существу вменяемые правонарушения заявителем не оспариваются, приводятся доводы о неисполнимости представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, постановлением Правительства Свердловской области от 10.12.2020 N 913-ПП "Об определении областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области уполномоченными на утверждение порядков определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области субсидий на иные цели" нормативные правовые акты, устанавливающие порядки, принимаются областными исполнительными органами государственной власти Свердловской области при предоставлении субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Свердловской области.
Порядки N 836-п и N 321-п были утверждены приказами Министерства здравоохранения Свердловской области, следовательно, внести изменения в них мог только уполномоченный на то орган - Министерство здравоохранения Свердловской области.
На момент заключения соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612, исполнения данного соглашения в 2020, 2021 годах, на момент проведения внеплановой проверки УФК по Свердловской области в Министерстве и на момент вынесения представления - 27.12.2021 функции и полномочия учредителя в отношении МИАЦ осуществляло Министерство здравоохранения Свердловской области.
На момент получения Министерством представления - 27.12.2021, данный орган исполнительной власти Свердловской области, как осуществляющий полномочия учредителя, имел возможность внести изменения в Порядок N 836-п, путем издания соответствующего приказа.
Более того, суд апелляционной инстанции учитывает, что Порядок N 321-п был приведен в соответствие с Постановлением N 203 путем внесения изменений приказом от 24.12.2021 N 3009-п, то есть до получения представления.
Поэтому у Министерства еще до получения представления и после получения, отсутствовали препятствия для того, чтобы привести в соответствие с Постановлением 203 и Порядок N 836-п.
Минздрав СО об указанном выше нарушении был проинформирован еще в ходе проверки. Акт выездной проверки с нарушениями бюджетного законодательства Министерство получило 30.11.2021. Письмом от 20.12.2021 N 03-01-82/22846 "О направлении пояснений по проверке" Минздрав СО сообщил в УФК по Свердловской области, что "Министерство обязуется привести Порядки определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством, в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020N 203". То есть Министерство признало нарушение бюджетного законодательства и обязалось его устранить, каких- либо препятствий для устранения нарушения, в том числе в виде неисполнимости, у Министерства не имелось.
Министерством было принято решение об устранении данного нарушения иным способом - Минздравом СО был издан приказ 19.01.2022 N 72-п о признании утратившим силу Порядка N 836-п.
Таким образом, пункт 1 Представления уже исполнен Министерством, о чем они отчитались в Прокуратуру Свердловской области.
Прокуратура Свердловской области в письме от 26.01.2022 N 7/1-26-2022 сообщила в УФК по Свердловской области о том, что Министерством выявленные нарушения устранены самостоятельно. Так, приказом от 24.12.2021 N 3009-п внесены изменения в Порядок N 321-п, приказом от 23,12.2021 N 981-п внесены изменения в Порядок N 436-п, Порядок N 836-п признан утратившим силу, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
С учетом вышеизложенного, основания для признания неисполнимым и незаконным пункта 1 оспариваемого представления у суда первой инстанции отсутствовали.
В отношении Порядка N 321-п доводов исковое заявление не содержало, требования представления в данной части министерством были исполнены в полном объеме, соответствующие изменения были внесены. Признание судом недействительным представления в части п.1 в полном объеме является необоснованным.
В ходе проверки в отношении МИАЦ было также установлено, что в соответствии с п.п. 4.3.4 и 4.3.4.1 Соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612 МИАЦ обязан направить в Минздрав СО не позднее 5 рабочих дней, следующих за отчетным периодом, в котором была получена субсидия, отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
В нарушение указанных пунктов Соглашения МИАЦ не направлял отчет в Минздрав Свердловской области.
С указанным нарушением МИАЦ согласился, на представление направил ответ (письмо от 31.01.2022 N 01-05/99).
При этом в соответствии с пунктом 23 Порядка N 836-п Министерство осуществляет контроль за соблюдением Учреждениями целей, условий и порядка предоставления субсидии, в том числе и после представления Учреждением отчетов.
Министерством функции по осуществления контроля не были исполнены.
Кроме того, Министерство не оспаривает факт наличия нарушения.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ в адрес Министерства законно и обоснованно направлено представление об устранении причин и условий нарушения.
Признавая недействительным пункт 2 оспариваемого представления суд первой инстанции указал, в том числе, на невозможности исполнения данного требования в связи с тем, что с 01.01.2022 полномочия учредителя в отношении МИАЦ исполняет Министерство цифрового развития и связи Свердловской области, не может повлиять на устранение причин и условий нарушения, которое было допущено Министерством в 2021 году при осуществлении им полномочий учредителя МИАЦ.
Между тем, как закономерно указывает Управление, обжалуемое представление было вынесено УФК по Свердловской области и направлено Министерству до передачи полномочий учредителя в отношении МИАЦ Министерству цифрового развития и связи Свердловской области и по нарушениям, которые были совершены Министерством при выполнении полномочий учредителя МИАЦ.
В материалах дела отсутствуют доказательства смены стороны по соглашению от 16.04.2020 N 20-2020-01612, передачи полномочий по контролю иному учреждению.
Кроме этого, как следует из содержания представления заявителю надлежит принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения.
Таким образом, вынесение представления имеет направленность профилактического характера и обращено на предупреждение нарушения норм законодательства впредь.
Представление не ущемляет права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает какие-либо дополнительные обязанности, связанные с экономической деятельностью, не требует устранения нарушения, а напротив, дает возможность объекту контроля разобраться в сфере деятельности и предусмотреть меры по недопущению правонарушения в будущем, так как Минздрав Свердловской области осуществляет контроль за предоставлением отчетности о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, не только в отношении МИАЦ, но и в отношении других учреждений здравоохранения на территории Свердловской области.
С учетом вышеизложенного, основания для признания неисполнимым и незаконным пункта 2 оспариваемого представления у суда первой инстанции отсутствовали.
Согласно пункту 3 представления, Министерству предписывалось устранить нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пунктов 7, 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203, Министерством здравоохранения Свердловской области принято решение о наличии потребности в использовании ГАУЗ СО "Медицинский информационно-аналитический центр" в 2021 году остатков средств субсидии, образовавшихся по состоянию на 01.01.2021, при отсутствии у ГАУЗ СО "Медицинский информационно-аналитический центр" по состоянию на 01.01.2021 неисполненных обязательств, подтвержденных документально, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января 2021 года остатки субсидий на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", в связи с чем Министерством здравоохранения Свердловской области не обеспечен возврат остатков субсидии на единый счет бюджета в сумме 441 020 279,39 рублей, в том числе средств субсидии из федерального бюджета в размере 410 148 859,83 рублей (уровень софинансирования 93%); по данному нарушению Управлением установлено требование к Министерству в срок до 10 февраля 2022 года устранить нарушение путем обеспечения возврата в федеральный бюджет неиспользованного по состоянию на 01.01.2021 остатка средств субсидии на реализацию регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" в сумме 410 148 859 рублей 83 копейки, а также принять меры по устранению его причин и условий.
Суд первой инстанции, признавая недействительным пункт 3 оспариваемого представления, указал на согласование использования остатка субсидии, а так же на наличие потребности в 2021 году в использовании остатка субсидии, предоставленной учреждению в рамках соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, между Минздравом Свердловской области и государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - ГАУЗСО "МИАЦ") заключено соглашение от 16.04.2020 N 20-2020-01612 о предоставлении из бюджета Свердловской области в 2020 году субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" в рамках софинансирования из федерального бюджета (далее - соглашение). Цель соглашения - реализация регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)".
Указанное соглашение заключено в рамках исполнения соглашения от 13.02.2019 N 056-08-2019-369 между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством о федеральном софинансировании мероприятий по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" на 2019-2024 годы, то есть имеет длящийся характер.
На основании пунктов 4.3.2, 4.3.6 соглашения ГАУЗ СО "МИАЦ" приняло на себя обязательства использовать субсидию для достижения целей, указанных в пункте 1.1 соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными правилами предоставления субсидии (а именно - приказом Министерства от 07.05.2013 N 603-п "Об утверждении порядка расчета объема субсидий из областного бюджета государственным и автономным учреждениям, подведомственным Минздраву Свердловской области"); возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход бюджета Свердловской области в случае отсутствия решения учредителя (Министерства) о наличии потребности в направлении не использованного в 2020 году остатка субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения.
Согласно пункту 4.4.3 соглашения ГАУЗ СО "МИАЦ" вправе направлять в 2021 году не использованный остаток субсидии в соответствии с целями, указанными в пункте 1.1 соглашения на основании решения учредителя (Министерства), указанного в пункте 4.2.3 соглашения.
В пункте 4.2.3 соглашения предусмотрено право учредителя (Министерства) в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке принимать решение о наличии или отсутствии потребности в направлении в 2021 году остатка субсидии, не использованного в 2020 году, на цель, указанную в пункте 1.1 соглашения.
По состоянию на 01.01.2021 остаток целевой субсидии по соглашению от 16.04.2020 N 20-2020-01612 составил 441,0 млн. руб.
В целях согласования расходования остатка субсидии ГАУЗ СО "МИАЦ" направило в адрес Минздрава Свердловской области с письмом от 17.02.2021 N 01-04/98 пакет документов о согласовании расходования остатка субсидии на иные цели 2020 года с приложением Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленным на 2021 год, и планируемого распределения остатка субсидии.
Проанализировав представленные учреждением документы и сведения, установив, что на конец 2020 года мероприятия, предусмотренные региональным проектом, не были завершены, потребность в достижении цели создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) имеется, Министерство приняло решение о наличии потребности в направлении на те же цели не использованных по состоянию на 1 января очередного финансового года остатков средств целевых субсидий в форме утверждения Министерством 25.02.2021 сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными организации на 2021 год.
В отсутствие в действовавших в спорный период нормативно правовых актов, регулирующих порядок и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, прямой нормы, предусматривающей, что решение учредителя учреждения (главного распорядителя бюджетных средств) о возможности направления не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года остатков целевых субсидий оформляется исключительно в виде приказа (решения), суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что такое решение может быть выражено в любой форме, позволяющей достоверно определить его содержательную часть.
Управление повторно настаивает на том, что письменного ответа или решения о разрешении использования остатка субсидии от Министерства на письмо МИАЦ от 17.02.2021 N 01-04/98 в адрес МИАЦ не направлялось, а Министерством лишь были утверждены Сведения.
Как закономерно указало заинтересованное лицо, Министерством расходование остатка субсидии согласовано письмом от 14.05.2021, с нарушением сроков, установленных Соглашением от 16.04.2020 N 20-2020-01612 и Приказом N 836п, то есть в период, когда остатки субсидии уже должны были быть возвращены в бюджет.
При этом Минздрав указывает, что решение было принято в форме утверждения 25.02.2021 Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными организации на 2021 год.
Между тем представление учреждениями сведений об операциях с целевыми субсидиями для утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности согласно Порядку составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Минздраву Свердловской области, и представлении планов финансово-хозяйственной деятельности в Министерство, утвержденному приказом Минздрава Свердловской области от 26.12.2020 N 2452-п, не означает, что решение Министерства о наличии потребности в направлении на те же цели не использованных по состоянию на 1 января очередного финансового года остатков средств целевых субсидий не может быть выражено в утверждении указанных сведений.
С учетом изложенного является обоснованным вывод суда о том, что утверждение Министерством 25.02.2021 сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными учреждению на 2021 год, является ничем иным, как решением Минздрава Свердловской области о возможности направления не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года остатков целевых субсидий.
Указанная позиция подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2022 по делу N А60-3780/2022 по заявлению государственного автономного учреждения Свердловской области "Центр цифровой трансформации здравоохранения" (ИНН 6658006235, ОГРН 1026604962713) к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (ИНН 6660006553, ОГРН 1036603493112) о признании незаконным требования N 1 представления от 24.12.2021 N 62-63- 10/1/15820.
Кроме того, в рамках указанного дела судами установлено, что согласно отчету о ходе реализации регионального проекта на 2020 год (N 7-65) "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", на который ссылается УФК по Свердловской области, процент достижения показателя "Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающих доступ граждан к электронным медицинским документам в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг и функций" за 2020 год составил 56,36%, т.е. показатель не достигнут; Минздрав Свердловской области письмо от 22.03.2021 N 18-5/И/2-4248 уведомил Губернатора Свердловской области о не достижении показателей регионального проекта; реализация указанного регионального проекта предусмотрена до 2024 года.
Таким образом, суды констатировали, что потребность в использовании остатка субсидии, вопреки позиции УФК по Свердловской области, предоставленной учреждению в рамках соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612, в 2021 году имелась.
В дополнение к изложенному необходимо отметить, что согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Доводы апелляционной жалобы Управления в рассматриваемой части не опровергают выводы суда, а лишь выражают несогласие с ними, тогда как иная оценка заявителем установленных судом обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует изменить, заявленные требования удовлетворить частично, признав недействительным пункт 3 представления Управления Федерального казначейства по Свердловской области N 62-64-10/15916 от 27.12.2021. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2023 года по делу N А60-3053/2022 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать недействительным пункт 3 представления Управления Федерального казначейства по Свердловской области N 62-64-10/15916 от 27.12.2021, как несоответствующее действующему законодательству.
Обязать Управление Федерального казначейства по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3053/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР", Министерство финансов по Свердловской области, МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ И СВЯЗИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ