город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2023 г. |
дело N А32-43379/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - представитель Симонова А.Н. по доверенности от 05.04.2023;
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2023 по делу N А32-43379/2022
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553)
к ответчику - Государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Россия" (ОГРН 1022302719119, ИНН 2317015049)
при участии третьих лиц - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышлености Краснодарского края (ОГРН 1022301205926, ИНН 2308030019), Департамента по охране окружающей среды, лесопаркового сельского хозяйства и промышленности администрации муниципального образования город Сочи о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Россия" (далее - ответчик, ГУСХП "Россия"), о взыскании 1 036 180,92 руб., а также 5 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2023 ходатайство ответчика об уточнении собственного наименования удовлетворено. Ответчиком по делу считается муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Россия" (ОГРН 1022302719119, ИНН 2317015049), пгт. Сириус. В принятии требования о взыскании процентов за пользованием чужими денежными средствами отказано. В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что понятие "ежегодно" не идентично понятию "раз в год". Словарь Ожегова толкует определение слова "ежегодный" как "бывающий, происходящий каждый год". Из этого следует, что ежегодное перечисление части прибыли говорит не о частоте проводимых транзакций, а о регулярности, что подтверждает возможность требования неоднократной выплаты части прибыли, оставшейся в распоряжении государственных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей. ГУСХП "Россия" не перечислило денежные средства, которые обязано уплачивать в соответствии с вышеуказанными нормами права и установленными правоотношениями между департаментом и краевыми государственными унитарными предприятиями. Вместе с тем, департаментом соблюден фактический досудебный порядок урегулирования споров. Согласно расчету подлежащей уплате в краевой бюджет части прибыли государственного унитарного предприятия Краснодарского края, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей по состоянию на 30.09.2021, ГУСХП "Россия" в сумме обязано оплатить в краевой бюджет 1 036 180,92 руб., с учетом задолженности перед департаментом в размере 84 513,56 руб. по состоянию на 30.06.2021.
В судебное заседание не явился истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.04.2006 N 248 "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в краевой бюджет государственными унитарными предприятиями Краснодарского края части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей" утверждено Положение о порядке исчисление и уплаты в краевой бюджет государственными унитарными предприятиями Краснодарского края части прибыли.
Согласно п. 2.1. и п. 3.1. настоящего Положения, исчисление подлежащих перечислению в краевой бюджет сумм части прибыли государственных унитарных предприятий Краснодарского края производится по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября. Таким образом, нормативно - правовым актом субъекта Российской Федерации установлено обязательство ежеквартальной уплаты части прибыли в пользу бюджета.
В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона N 180-КЗ, Краснодарский край как собственник имущества имеет право на получение части прибыли от используемого имущества, находящегося в хозяйственном ведении краевого государственного унитарного предприятия. Указанная часть прибыли взимается в форме отчислений от прибыли краевых государственных унитарных предприятий и поступает в краевой бюджет.
Руководствуясь вышеназванными нормативными актами Департамент в адрес ГУСХП "Россия" направил письмо о согласовании акта сверки взаиморасчетов по доходу от перечисления части прибыли в сумме 1 321 716, 72.
В ответ на письмо Департамента о согласовании акта сверки взаиморасчетов, ГУСХП "Россия" сообщило, что сумма, подлежащая перечислению в краевой бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, отсутствует. Кроме того, предприятием получен убыток по итогам 2021 года в сумме 203 832, 89 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в суд с исковым заявлением к ГУСХП "Россия".
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с 2 пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Постановления главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 N 238 "Об утверждении правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края" в целях пополнения доходной части краевого бюджета органам исполнительной власти надлежит определять размер части прибыли, остающейся в распоряжении подведомственных государственных 3 унитарных предприятий Краснодарского края после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей зачислению в краевой бюджет, не менее 30 процентов.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке исчисления и уплаты в краевой бюджет государственными унитарными предприятиями Краснодарского края части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.04.2006 N 248 (далее - Положение), исчисление подлежащих перечислению в краевой бюджет сумм части прибыли государственных унитарных предприятий Краснодарского края производится по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября.
Согласно пункту 3.1 данного Положения перечисление части прибыли осуществляется государственными унитарными предприятиями Краснодарского края в краевой бюджет не позднее 5 дней после наступления установленных сроков представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Учитывая, что сроки представления квартальной отчетности: 1 мая отчетного года, 1 августа отчетного года, 1 ноября отчетного года, годовой отчетности: 1 апреля года, следующего за отчетным, перечисление части прибыли должно производится не позднее следующих сроков: за 1 квартал отчетного года - не позднее 5 мая отчетного года, за 1 полугодие отчетного года - не позднее 5 августа отчетного года, за 9 месяцев отчетного года - не позднее 5 ноября отчетного года, за отчетный год - не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 3.2 Положения главы администрации Краснодарского края N 248 руководители государственных унитарных предприятий Краснодарского края несут установленную законодательством ответственность за несоблюдение порядка и сроков перечисления части прибыли в краевой бюджет, а также за недостоверность данных о результатах финансовой деятельности предприятия. Между тем, согласно пункту 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом уплаты налога на прибыль организаций признается календарный год.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом уплаты налога на прибыль организаций признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Из буквального толкования указанных выше норм следует, что федеральный законодатель, наделяя уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в области установления порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, одновременно определил периодичность изъятия (раз в год) и количественные ограничения (часть прибыли, то есть часть финансового результата деятельности предприятия за прошедший год).
В отличие от пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель не указал, что по итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа по чистой прибыли, которая и подлежит перечислению государственными предприятиями до завершения налогового периода.
Федеральный законодатель не предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по изменению периодичности изъятия части прибыли остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Положением главы администрации Краснодарского края N 248 о ежеквартальном перечислении части прибыли фактически изменено установленное федеральным законодателем правовое регулирование, что прямо противоречит указанным выше нормам федерального законодательства.
В числе способов защиты гражданских прав, которые могут быть задействованы лишь при участии юрисдикционных органов, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет неприменение судом акта этого органа, противоречащего закону.
Осуществляемая судом оценка нормативного правового акта на предмет его не противоречия нормативному правовому акту большей юридической силы (статья 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда, к самому существу судопроизводства, ключевая цель которого - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Таким образом, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Тем самым положения абзаца тринадцатого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены - по своему буквальному смыслу - на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении арбитражными судами дел, а значит, на реализацию требований статей 46 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" о применении правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, не предполагают каких-либо исключений из данного правила и потому имеют целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту.
Аналогичный вывод изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.03.2020 по делу по делу N А32-7474/2019.
Таким образом, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подлежит исчислению по итогам налогового периода и перечислению не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным.
Из материалов дела следует, что Департаментом в адрес ГУСХП "Россия" направлен акт сверки, исходя из расчета за три квартала, предприятие не согласилось с расчетом, ссылаясь на то, что законодатель определил два критерия по исчислению денежных средств:
1. Периодичность - один раз в год.
2.Количественные ограничения (часть прибыли, то есть часть финансового результата деятельности предприятия за прошедший год).
Согласно расчету Департамента на дату 31.12.2020 предприятие имеет задолженность - 742 422,84 руб. Однако, указанная сумма является не верной. Данная сумма была представлена ГУСХП "Россия" в Департамент как часть прибыли подлежащей уплате за 9 месяцев 2020 года (прилагается карточка счета 75.02. за 2020 г) и складывалась из следующего:
- сальдо на начало 01.01.2020 - 10 508,87 руб.
- начисления части прибыли, подлежащие уплате за 1 квартал 2020 - 71 716,03 руб.
- начисления части прибыли, подлежащие уплате за 9 месяцев - 670 706,81 руб.
Судом установлено, что по начислению за 1 квартал 2020 года имеется решение суда, вступившее в законную силу, по делу N А32-44664/2020 по которому в удовлетворении исковых требований Департаменту по взысканию суммы 71 716,03 руб. отказано.
В рамках иного дела - N А32-26900/2021, Департамент в исковом заявлении, указал, что у ГУСХП "Россия" имеется задолженность по итогам работы за 3 квартал в сумме 670 706,81 руб., из которой ГУСХП "Россия" уже оплатило 385 171,01 руб. в связи с чем, остаток задолженности составляет 285 535,79 руб., что и было предметом требований в рамках указанного судебного дела. Соответственно еще раз указывать такую же сумму - 742 422,84 руб. как задолженность за 2020 год, является не верным.
Предприятием за 2020 год платежным поручением N 65 от 29.03.2021 была уплачена прибыль в размере 385 171,01 руб., исходя из прибыли - 1 284 000 руб. за 2020 год, которая отражена в бухгалтерской отчетности за 2020 год. Данный отчет в свою очередь, утвержден Протоколом N 49 от 08.04.2021 Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на заседании комиссии по анализу эффективности деятельности унитарных и государственных учреждений Краснодарского края.
Следующие расчеты Департамента указаны, исходя из прибыли, которую ГУСХП "Россия" указывало за 2, 3 квартал 2021 года, без учета 4 квартала.
Судом установлено, что по итогам финансовой деятельности за 2021 год ГУСХП "Россия" не имело никакой прибыли, остающейся в его распоряжении, более того был получен убыток - 203 832,89 руб.
Согласно бухгалтерскому балансу, составленному на 31 декабря 2021 главным бухгалтером ГУСХП "Россия" и расчету подлежащей уплате в краевой бюджет части прибыли государственного унитарного предприятия Краснодарского края, остающейся в распоряжении после уплаты налоговых и иных обязательных платежей, чистая прибыль (убыток) составляет - 203 832, 89.
Из представленных в материалы дела оборотно-сальдовых ведомостей за 2021 год следует что: доход предприятия по счету 90.01. "выручка" составляла - 18 018 842, 75 руб.; по счету 91.01. "прочие доходы" составлял - 746 492,53 руб. Итого - 18 765 335,28 руб.;
расход предприятия по счету 90.08. "управленческие расходы" составлял - 13 409 197,08 руб.; по счету 90.02. "себестоимость" составлял - 1 556 622,71 руб.; по счету 68.12. "налоговые сборы" составлял - 592 013,00 руб.; по счету 91.02. "прочие расходы" составлял - 3 411 335,38 руб. Итого - 18 969 053,45 руб.
Таким образом по итогам финансовой деятельности за 2021 год ГУСХП "Россия" не имело никакой прибыли, остающейся в его распоряжении, более того был получен убыток - 203 832,89 руб. Соответственно предприятие не могло и не должно было за отсутствием прибыли вносить исчисления.
Вышеприведенные расчеты отражены в Бухгалтерской финансовой отчетности (БФО), которая была направлена 03.03.2022 ГУСХП "Россия" в ИФНС Краснодарского края, что подтверждается квитанцией о приеме налоговой декларации и извещением о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (прилагается). Кроме того, указанная бухгалтерская отчетность утверждена на заседании комиссии по анализу эффективности деятельности унитарных и государственных учреждений Краснодарского края Протоколом N 2 от 31.03.2022 Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Таким образом, по итогу года предприятие не имело прибыли, в связи с чем, исчисления не могли быть произведены.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.07.2022 по делу N А32-26900/2021.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба истца не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2023 по делу N А32-43379/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43379/2022
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Россия", ГУСХП "Россия"
Третье лицо: Департамент по охране окружающей среды, лесопаркового сельского хозяйства и промышленности администрации муниципального образования г. Сочи, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КК, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышлености Краснодарского края, Муниципальное Унитарное Сельскохозяйственное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Россия"