г. Чита |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А19-26921/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,
судей Антоновой О.П., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Большелугского сельского поселения на определение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2023 года по делу N А19-26921/2017 по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Стандарт" Тугариновой Нели Николаевны о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, отчет конкурсного управляющего МУП "Стандарт" Тугариновой Нели Николаевны о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности,
в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404; адрес: 664033, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 257) о признании муниципального унитарного предприятия "Стандарт" (ОГРН 1103850001826, ИНН 3848003212; адрес: 666013, Иркутская обл., Шелеховский р-н, п. Большой Луг, Ленинская ул., 11 Б) несостоятельным (банкротом),
при участии:
от ООО "Иркутская Энергосбытовая компания": представитель по доверенности от 14.07.2022 г. Радовская А.А.
иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, уведомлены,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Иркутской области 15.02.2018 по делу N А19-26921/2017 в отношении Муниципального унитарного предприятия "Стандарт" введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден арбитражный управляющий Тугаринова Неля Николаевна.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.07.2018 г. по делу N А19-26921/2017 МУП "Стандарт" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Тугаринова Н.Н.
Конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия "Стандарт" обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении бывших руководителей МУП "Стандарт" Захватаевой Надежды Борисовны, Климова Николая Владимировича, Иванова Вячеслава Викторовича, Тюрневой Галины Сергеевны, а также собственника имущества и учредителя Муниципального унитарного предприятия "Стандарт" - Администрации Большелугского сельского поселения (до смены наименования - Администрация Большелугского городского поселения) к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.12.2021 по делу N А19-26921/2017 признано доказанным наличие оснований для привлечения Администрации Большелугского сельского поселения (далее - администрация) и Тюрневой Г.С. к субсидиарной ответственности по МУП "Стандарт" за невозможность полного погашения требований кредиторов, производство по рассмотрению заявления конкурсного управляющего в части требования о привлечении Администрации Большелугского сельского поселения и Тюрневой Г.С. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника за невозможность полного погашения требований кредиторов приостановлено до окончания расчетов с кредиторами, в удовлетворении остальной части требований конкурсного управляющего отказано.
Конкурсный управляющий Тугаринова Н.Н. представила отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, уточнив требования: просила привлечь Администрацию Большелугского сельского поселения и Тюрневу Г.С. к субсидиарной ответственности, взыскать с Администрации Большелугского сельского поселения и Тюрневой Г.С. в порядке субсидиарной ответственности денежные средства в размере 5 406 225 рублей 06 копеек, заменить МУП "Стандарт" по требованиям к Администрации Большелугского сельского поселения и Тюрневой Г.С. на правопреемников.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2023 года заявление удовлетворено. Администрация и Тюрнева Г.С. привлечены солидарно к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на сумму 5 406 225, 06 руб. Произведена замена взыскателя в части требований Наумовой О.В., Баранова А.В., Наумову М.В., Сидорову М.П., Сидорова В.Л., ООО "Иркутская энергосбытовая компания", ФНС России, Чередниченко Н.П. С ответчиков солидарно в пользу названных лиц взысканы денежные средства в рамках заявленных ими сумм.
Не согласившись с принятым судебным актом по делу, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на необоснованное установление оснований для привлечения администрации к ответственности, поскольку негативные последствия для деятельности должника возникли вследствие неэффективного управления и недостаточного контроля со стороны бывшего директора МУП "Стандарт" Тюрневой Г.С. С целью снижения налогового обременения, обременения на содержание и обслуживание специализированной техники администрация была вынуждена изъять из хозяйственного ведения МУП "Стандарт" специализированную технику предназначенную для осуществления дорожной деятельности и деятельности в сфере благоустройства, основанием для изъятия указанного имущества в целях его сохранения явилось обращение Тюрневой Г.С. от 11.10.2017 N 2/1 о невозможности содержания и обслуживания транспортных средств.
Апеллянт полагает обоснованным оставшуюся часть задолженности перед кредиторами разделить в равных долях между Тюрневой Г.С. и администрацией.
В отзывах на апелляционную жалобу конкурсный управляющий МУП "Стандарт" Тугаринова Н.Н. ООО "Иркутскэнергосбыт" просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить определение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" поддержала свою позицию по делу.
От Администрации Большелугского сельского поселения поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.12.2021 по делу N А19-26921/2017 признано доказанным наличие оснований для привлечения Администрации и Тюрневой Г.С. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника за невозможность полного погашения требований кредиторов.
Из буквального содержания вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Иркутской области от 09.12.2021 г. по делу N А19-26921/2017 следует, что основанием привлечения Администрации и Тюрневой Г.С. к субсидиарной ответственности являются факт обращения временно исполняющего обязанности директора Муниципального унитарного предприятия "Стандарт" Тюрневой Г.С. к собственнику имущества должника по вопросу о принятии имущества с баланса предприятия, а также факт изъятия Администрацией Большелугского сельского поселения соответствующего имущества, необходимого для осуществления уставной деятельности должника, что ухудшило финансовое положение Муниципального унитарного предприятия "Стандарт" и не позволило должнику продолжать осуществление хозяйственной деятельности.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", изложенный в резолютивной части определения о приостановлении производства по делу вывод суда о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, является общеобязательным (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исключая повторную проверку этого вывода после возобновления производства по обособленному спору на основании абзаца первого пункта 9 статьи 61.16 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В этой связи, принимая во внимание, что наличие оснований для привлечения Администрации и Тюрневой Г.С. к субсидиарной ответственности установлено вступившим в законную силу определением суда от 09.12.2021, соответствующие фактические обстоятельства не могут быть оспорены и переоценены при рассмотрении вопроса об определении размера субсидиарной ответственности контролирующего должника лица.
В силу положений пункта 11 статьи 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.
Суд первой инстанции, установив, что совокупный размер требований, включенных в реестр кредиторов МУП "Стандарт", а также заявленных после закрытия реестра составляет 4 992 404 рубля 44 копейки, а также то, что невозмещенными в связи с недостаточностью имущества должника остались требования по текущим платежам в общей сумме 413 820 рублей 62 копейки, указал, что в силу положений пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве совокупный размер субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц составляет 5 406 225 рублей 06 копеек.
Оснований к уменьшению размера субсидиарной ответственности привлекаемых к ней лиц исходя абзаца второго пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве и из абзаца третьего пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", не установлено.
Суд первой инстанции обоснованной указал на отсутствие оснований для уменьшения размера субсидиарной ответственности ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии подобных обстоятельств, в том числе иных, помимо совершения сделки по изъятию имущества МУП "Стандарт" при отсутствии соответствующего встречного предоставления, обстоятельств, повлекших неплатежеспособность должника, лицами, привлекаемыми к субсидиарной ответственности, а также на несовершение каких-либо действий, которые могли бы привести к восстановлению нарушенных прав кредиторов и компенсации их имущественных потерь, ни Администрацией Большелугского сельского поселения, ни Тюрневой Г.С.
В соответствии с положениями статьи 61.17 Закона о банкротстве 10.12.2021 конкурсным управляющим должника в ЕФРСБ опубликовано уведомление (сообщение N 7840766) о праве выбора кредиторами способа распоряжения правом требования Муниципального унитарного предприятия "Стандарт" к Администрации и Тюрневой Г.С. о привлечении к субсидиарной ответственности.
В материалы дела конкурсным управляющим МУП "Стандарт" представлен отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности. Из содержания вышеуказанного уточненного отчета следует, что Барановым А.В., Наумовой М.В., Наумовой О.В., Сидоровым В.Л., Сидоровой М.П., Чередниченко Н.П., ООО "Иркутская Энергосбытовая компания", Федеральной налоговой службой приняты решения о выборе способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.17 Закона о банкротстве путем уступки части этого требования в размере требования кредитора.
В пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" отмечено, по смыслу пунктов 5 и 6 статьи 61.17 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требование в соответствующей части переходит к выбравшему уступку кредитору (подпункт 3 пункта 2 статьи 61.17 Закона о банкротстве) независимо от того, какой выбор сделали другие кредиторы. Получение их согласия на уступку не требуется.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для замены взыскателя по заявлению конкурсного управляющего МУП "Стандарт" на кредиторов должника.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из размера задолженности МУП "Стандарт" перед кредиторами, включенной в реестр требований кредиторов, учитываемой за реестром требований кредиторов и оставшейся непогашенной задолженности по текущим платежам, что отвечает выбранному способу распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.17 Закона о банкротстве.
Доводы апелляционной жалобы администрации оценены в полном объеме, вместе с тем, отклоняются как не влияющие на вывод суда. Основания для привлечения администрации к субсидиарной ответственности установлены вступившим в законную силу определением суда. При этом учитывается, что солидарное несение субсидиарной ответственности обусловлено невозможностью полного погашения требований кредиторов вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2023 года по делу N А19-26921/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
О.П. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-26921/2017
Должник: МУП "Стандарт"
Кредитор: Баранов Андрей Валерьевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области, Наумова Марина Валерьевна, Наумова Ольга Валерьевна, ООО "Иркутская энергосбытовая компания", Сидоров Владимир Леонидович, Сидорова Мария Петровна, Чередниченко Нина Петровна
Третье лицо: Администрация Большелугского городского поселения, Астунаев Владимир Валерьевич, Вологодин Евгений Анатольевич, Захватаева Надежда Борисовна, Иванов Вячеслав Викторович, Климов Николай Владимирович, МУП "МК-75", Русяев Владимир Олегович, Русяев Олег Петрович, Слабоденюк Василий Константинович, Следственный отдел по Шелеховскому району СУ СК РФ по Иркутской области, Толстиков Артем Сергеевич, Тюрнева Галина Сергеевна, Шевченко Марина Юрьевна, Главное управление Министерства Чрезвычайных ситуаций России по Иркутской области, Государственная инспекция Гостехнадзора по г.Иркутску и Иркутской области, Остапенко В В, Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", Тугаринова Неля Николаевна, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Иркутской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала "ФКП Росреестра" по Иркутской области, Чебунина Алена Алексеевна, Шелеховский районный отдел судебных приставов, Шелеховский районный суд
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2951/2023
14.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3538/20
01.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3538/20
18.03.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26921/17
19.07.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26921/17
15.02.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26921/17