город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2023 г. |
дело N А32-64514/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Долговой М.Ю., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Пшукова Тимура Хазраиловича на части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Пшукова Тимура Хазраиловича (далее - заинтересованное лицо, управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий Пшуков Тимур Хазраилович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права. Так, арбитражный управляющий указывает, что заключая договоры аренды от 02.08.2022, он действовал добросовестно, исключительно в интересах должника и кредиторов. Финансовым управляющим были приняты все меры, предусмотренные действующим законодательством по истребованию имущества и взысканию задолженности по арендной плате. Процессуальные сроки по истребованию имущества и взысканию задолженности, финансовым управляющим не пропущены. По мнению апеллянта, в жалобе кредитор не указывает какой абзац пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве нарушен финансовым управляющим и какие негативные последствия указанного нарушения для кредитора. По мнению арбитражного управляющего, вмененные ему нарушения являются малозначительными, в связи с чем, он просит освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю проведено административное расследование в отношении арбитражного управляющего Пшукова Тимура Хазраиловича на основании обращения Хмельницкой Л.А. от 10.10.2022 б/н (вх. N ОГ-8331/22 от 12.10.2022).
При изучении судебных актов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда (www.krasnodar.arbitr.ru), сведений, размещенных в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и газете "Коммерсантъ", Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю установлены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в невыполнении Пшуковым Тимуром Хазраиловичем обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), при осуществлении полномочий финансового управляющего ИП Губской О.А. (дело N А32-150303/2020).
За период деятельности в качестве финансового управляющего Пшуковым Тимуром Хазраиловичем допущены нарушения норм Закона о банкротстве и иных норм, регламентирующих вопросы банкротства.
Так, управлением в ходе административного расследования установлено следующее:
- арбитражным управляющим нарушен порядок передачи в аренду имущества должника, обремененного залогом;
- арбитражным управляющим не принимались меры по взысканию задолженности по договору аренды;
- арбитражным управляющим нарушен порядок опубликования обязательных сведений.
Проанализировав выявленные факты нарушений, 16.12.2022 начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций управления Яровая Е.В. составила протокол об административном правонарушении N 02362322 в отношении арбитражного управляющего Пшукова Тимура Хазраиловича по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы административного дела вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
В соответствии с частью 1.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 названного Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 названной статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные в частях 1 и 1.1 названной статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 10 статьи 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 названного Кодекса, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.23, частью 8 статьи 14.25 названного Кодекса.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (в ред. от 03.11.2011 N 904) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реализующим свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
К полномочиям Росреестра отнесено составление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение в установленном порядке дел об административных правонарушениях, а также обращение в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности.
Соответственно, управление наделено полномочиями по проведению проверки деятельности арбитражных управляющих на основании поступивших обращений, а также по выявлению новых событий правонарушении при непосредственном их обнаружении должностными лицами, ввиду чего ссылки арбитражного управляющего на неправомерное возбуждение дела об административном правонарушении являются несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является порядок действий при проведении процедур банкротства, установленный Законом о банкротстве.
Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии при банкротстве, а именно в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъект правонарушения специальный - арбитражный управляющий. Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П, Определениях от 01.11.2012 N 2047-О, от 03.07.2014 N 155-О, особый публично-правовой статус арбитражного управляющего обусловливает право законодателя предъявлять к нему специальные требования, относить арбитражного управляющего к категории должностных лиц (примечание к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и устанавливать повышенные меры административной ответственности за совершенные им правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан осуществлять установленные Законом о банкротстве функции.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Как следует из материалов дела, управлением при проведении административного расследования установлено, что за период деятельности в качестве финансового управляющего индивидуального предпринимателя Губской О.А. (дело N А32-15030/2020) арбитражным управляющим Пшуковым Т.Х. допущены нарушения норм Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), и иных норм, регламентирующих вопросы банкротства, а именно:
1. Арбитражным управляющим нарушен порядок передачи в аренду имущества должника, обремененного залогом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18.1 Закона о банкротстве должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им или обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2022 по делу N А32-15030/2020 в реестр требований кредиторов ИП Губской О.А. включены требования АО "Банк Интеза" в сумме 42606053 рубля и 4549386,13 рублей задолженности, а также отдельно 16 103 570,13 рублей финансовых санкций, как обеспеченные залогом имущества должника:
- нежилые помещения цокольного этажа N 1-11 здания литер под/П, площадью 414, 3 кв.м., нежилые помещения первого этажа N 1-12 здания литер П, площадью 408 кв.м., нежилые помещения второго этажа N 1-11 здания литер П, площадью 415, 5 кв.м., нежилые помещения третьего этажа N 1-4, 4/1- 4/3, 5-7, 7/1, 7/2, 8, 9, 9/1, 9/2, 10, 10/1, 11 здания литер П, площадью 410, 4 кв.м., нежилые помещения четвертого этажа N 1-4, 4/1-4/3, 5, 6, 6/1, 6/2, 7, 7/1, 8, 9, 9/1, 10, 10/1, 11 здания литер П, площадью 408, 8 кв.м., нежилые помещения пятого этажа: N 1-4, 4/1- 4/3, 5, 6, 6/1, 7, 7/1, 8, 10, 10/1, 10/2, 11 здания литер П, площадью 350, 3 кв.м. Площадь: общая 2 407,3 кв.м. Адрес (местоположение): Краснодарский край, г.Краснодар, Западный округ, ул. им.Дзержинского, д. 3/2, кадастровый номер: 23:43:0202072:270;
- нежилые помещения пятого этажа N 9, 9/1 литер П, площадь: общая 62,2 кв.м. Адрес (местоположение): Краснодарский край, г.Краснодар, Западный округ, ул. им.Дзержинского, д. 3/2. Кадастровый номер: 23:43:0202072:269;
- земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации административных помещений. Площадь: 1 554 кв.м. Адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар, Западный округ, ул.им.Дзержинского, д. 3/2, кадастровый номер: 23:43:0202072:0063. Вид права: общая долевая собственность: 9/10.
В ходе процедуры реализации имущества гражданина Пшуковым Т.Х. заключен договор аренды нежилого помещения от 02.08.2022 с Григорьевым С.М. (арендатор).
Как следует из пунктов 1.1, 1.2 указанного договора, а также из акта приема-передачи от 02.08.2022, арендатору переданы во временное пользование для сдачи в субаренду нежилые помещения, расположенные в административном здании по адресу г.Краснодар, Западный округ, ул. им. Дзержинского, д. 3/2, кадастровый номер 23:43:0202072:270:
- цокольного этажа: N N 1,1/1, 2-4, 4/1, 4/2, 5, 6, 6/1, 6/2, 7, 7/1, 8, 8/1, 9, 9/1-9/3,10,10/1, 10/2, 11, 11/1, 11/2;
- первого этажа: N N 1-4, 4/1-4/3, 5, 6, 6/1, 7-10, 10/1, 10/2, 11, 11/1, 11/2, 12,12/1; -второго этажа: NN 1-4, 4/1-4/3, 5, 6, 6/1, 7, 7/1-7/4, 8, 9, 9/1, 9/2, 10, 10/1,11,11/1;
- третьего этажа: N N 1-4, 4/1-4/3, 5, 6, 6/11, 6/2, 7, 7/2, 8, 9, 9/1, 9/2, 10, 10/1,11;
- четвертого этажа: N N 1-4, 4/1-4/3, 5, 6, 6/1, 6/2, 7, 7/1, 8, 9, 9/1, 9/2, 10, 10/1, 11;
- пятого этажа: N N 1-4, 4/1-4/3, 5, 6, 6/1, 7, 7/2, 8, 10, 10/1-10/3, 11, 11/1 общей площадью 2374,0 кв. м.
- пятого этажа: N N 9, 9/1, 9/2, общей площадью 60,6 кв. м., расположенные в административном здании по адресу г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Дзержинского, д. 3/2, кадастровый номер 23:43:0202072:269.
С учетом положений пункта 4 статьи 18.1 Закона о банкротстве, а также того обстоятельства, что переданное по договору аренды от 02.08.2022 имущество обременено залогом в обеспечение требований АО "Банк Интеза", включенных в реестр требований кредиторов должника, заключение указанного договора следовало согласовать с залоговым кредитором.
В ходе административного расследования арбитражным управляющим представлены письма в адрес АО "Банк Интеза" от 02.08.2022 с отметками о получении представителем кредитора от 02.08.2022 и 24.08.2022 о предоставлении согласия на передачу в аренду имущества, являющегося предметом залога, до реализации указанного имущества на торгах. При этом доказательства получения согласия АО "Банк Интеза" как до заключения договора аренды от 02.08.2022, так и после, в ходе административного расследования Пшуковым Т.Х. не представлены, также как отсутствуют доказательства согласования на условиях, предложенных арбитражным управляющим.
Таким образом, арбитражным управляющим при заключении договора аренды от 02.08.2022 с Григорьевым С.М. формально допущено нарушение требований пункта 4 статьи 18.1 Закона о банкротстве.
Датой совершения административного правонарушения является дата заключения договора аренды нежилого помещения, а именно 02.08.2022.
Местом совершения административного правонарушения является адрес должника: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, д. 24, кв. 1.
Нарушены требования пункта 4 статьи 18.1, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
2. Арбитражным управляющим не принимаются меры по взысканию задолженности по договору аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
В силу положений статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав имущества входят имущественные права, в том числе, права требования.
С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (п. 5 ст. 213.25 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан принимать меры по выявлению всего имущества гражданина должника и обеспечению сохранности этого имущества.
Таким образом, финансовый управляющий в силу своих полномочий обязан принимать меры по пополнению конкурсной массы должника также и за счет взыскания и реализации дебиторской задолженности.
В ходе процедуры реализации имущества гражданина Пшуковым Т.Х. заключен договор аренды нежилого помещения от 02.08.2022 с Григорьевым С.М.
В соответствии с указанным договором, арендатору передано недвижимое имущество, принадлежащее должнику, за ежемесячную плату в размере 1 286 000 рублей (пункт 3.1 договора).
Арендная плата согласно пункту 3.2 договора от 02.08.2022 подлежит перечислению до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым месяцем.
Согласно пункту 3.4 договора установлен штраф за просрочку оплаты в размере 0.01 % от суммы договора за каждый день просрочки.
Как следует из отчёта финансового управляющего о результатах проведения процедуры реализации имущества гражданина Губской О.А. от 26.10.2022, с момента заключения договора аренды от 02.08.2022 денежные средства в счет оплаты арендной платы от Григорьева С.М. не поступали. Сведения о принятии финансовым управляющим мер по истребованию задолженности указанный отчёт также не содержит.
Указанное свидетельствует о бездействии финансового управляющего по формированию конкурсной массы.
Местом совершения административного правонарушения является адрес должника: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, д. 24, кв. 1.
Доказательств обратного в материалы дела не представлены. При этом, в данном случае обстоятельство того, что возможно не утрачена возможность взыскания задолженности не имеет правового значения, поскольку, своевременное не взыскание задолженности существенно нарушает права и законные интересы конкурсных кредиторов на удовлетворение своих требований в разумные сроки.
Нарушены требования пункта 8 статьи 213.9, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
3. Арбитражным управляющим нарушен порядок опубликования обязательных сведений.
В силу пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:
наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.
Согласно пункту 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве идентификация гражданина в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве осуществляется по фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина (в случае перемены имени также по ранее присвоенным фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина), по дате и месту рождения, страховому номеру индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационному номеру налогоплательщика (при наличии), основному государственному регистрационному номеру налогоплательщика (для индивидуальных предпринимателей), месту жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации указывается фактическое место жительство гражданина (наименование субъекта Российской Федерации без указания конкретного адреса).
Наличие идентифицирующих сведений является обязательным при каждом опубликовании сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Обработка персональных данных, содержащихся в идентифицирующих сведениях, осуществляется в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Однако в нарушение вышеуказанных требований, опубликованное финансовым управляющим в официальном издании сообщение о признании Губской О.А. несостоятельной (банкротом) и введении в отношении нее процедуры реализации имущества не содержит сведений о месте рождения должника (сообщение N 7210007294 от 14.05.2022).
Датой совершения административного правонарушения является дата опубликования соответствующего сообщения в официальном издании, а именно - 14.05.2022.
Местом совершения административного правонарушения является адрес должника: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Ленина, д. 24, кв. 1.
Таким образом, нарушены требования пункта 5 статьи 213.7, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что арбитражный управляющий Пшуков Т.Х. ненадлежащим образом исполнял свои обязанности, поскольку вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что арбитражный управляющий при осуществлении своих полномочий нарушал законодательство Российской Федерации и действовал недобросовестно и неразумно.
С учетом изложенного, вышеуказанные обстоятельства в совокупности указывают на нарушение норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) и на наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего Пшукова Т.Х. признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вменяемые ей нарушения Закона о банкротстве характеризуются формальным составом, являются оконченными с момента невыполнения соответствующих обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2005 N122-О предусмотрено, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Статьей 24 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации, осуществлять функции, установленные в пункте 4 названной статьи, а также иные функции, установленные настоящим Федеральным законом, при проведении процедур банкротства обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пшуков Т.Х., являясь арбитражным управляющим, прошел обучение по утвержденной программе подготовки арбитражных управляющих, должен был знать о наличии обязанностей и требований, установленных Законом о банкротстве.
Арбитражный управляющий Пшуков Т.Х. не представил суду наличие объективных препятствий для своевременного исполнения возложенных на нее как профессионального участника правоотношений в сфере законодательства о банкротстве обязанностей.
Приведенные выше факты свидетельствуют о недобросовестности действий арбитражного управляющего при исполнении возложенных на него обязанностей, а также нарушении им положений Закона о банкротстве.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В то же время, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, с учетом содержания вышеуказанных правовых норм, применительно к рассматриваемому составу административный орган должен доказать неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), наличие вины арбитражного управляющего в допущенном нарушении, а также тот факт, что это неисполнение вызвано действиями именно арбитражного управляющего.
Объективной стороной названного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Совершенное арбитражным управляющим Золочевской О.В. административное правонарушение посягает на урегулированный законодательством Российской Федерации порядок в сфере общественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота.
Состав административного правонарушения, указанный в части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно признаны доказанными как вина арбитражного управляющего Пшукова Т.Х., так и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и не были представлены заинтересованным лицом.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003 указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от Минэкономразвития России от 25.09.2017 N 478 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, к которым отнесены, в том числе, руководители территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и их заместители, осуществляющие контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в пределах своей компетенции; начальники отделов территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и их заместители, государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей, должностные лица территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в пределах своей компетенции.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, обладающего на этой стадии комплексом процессуальных прав.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения" положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Из материалов дела следует, что управлением направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по известным адресам арбитражного управляющего, а также в адрес Ассоциации "Межрегиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих "Содействие".
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором N 80100378620117, заинтересованному лицу 30.11.2022 вручена копия уведомления от 20.01.2022 N 09-083973/22 (л.д. 12) о необходимости явки 16.12.2022 в 15.00 часов в управление для составления в отношении него протокола об административном правонарушении.
К дате составления протокола об административном правонарушении от 16.12.2022 N 02362322 управляющий не явился.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 16.12.2022 составлен в отсутствие представителя арбитражного управляющего, извещенного надлежащим образом.
Нарушений административного законодательства при возбуждении дела об административном правонарушении, производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности не пропущен.
Довод о наличии оснований для квалификации совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения в качестве малозначительного, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое нарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
В силу пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований Закона о банкротстве. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Отсутствие последствий само по себе не является основанием для применения малозначительности. Доказательств исключительности рассматриваемого случая материалы дела не содержат.
Длительность неисполнения и характер действий (бездействия) управляющего по нарушению требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", который является профессиональным участником правоотношений в соответствующей сфере, прошел подготовку в установленном законом порядке и не мог не осознавать противоправность действий, позволяет сделать вывод о его отношении к выполнению своих обязанностей как арбитражного управляющего по соблюдению федерального законодательства и о возможности наступления неблагоприятных последствий в сфере охраняемых законом правоотношений.
Как указано выше, длительное невзыскание задолженности дебиторской задолженности привело к нарушению прав и законных интересов кредиторов, учитывая, что цель процедуры банкротства - реализация имущества должника - максимальное удовлетворение требований кредиторов в минимально необходимые для этого сроки. Бездействие арбитражного управляющего в рассматриваемом случае указанной цели не отвечает. Об этом также свидетельствует сам факт обжалования действий (бездействия) конкурсным кредитором Хмельницкой Л.А., обращение с заявлением в Управление Росреестра.
Таким образом, принимая во внимание характер и существенность угрозы общественным отношениям, с учетом обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о малозначительности правонарушения.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, предусмотрена для должностных лиц в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части суд апелляционной инстанции не усматривает.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Доказательств того, что арбитражный управляющий ранее в течение года привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения, в материалы дела не представлено, такие доводы административным органом не заявлены.
Под законодательством, подлежащим применению в отношении лица, совершившего административное правонарушение, нужно понимать как нормы статей Особенной части Кодекса, так и нормы его Общей части, поскольку они также влияют на решение вопроса об ответственности лица, совершившего административное правонарушение.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая личность лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенных арбитражным управляющим нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости назначения арбитражному управляющему наказания в виде предупреждения.
Возражений в указанной части не представлено, о невозможности применения положения статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не заявлено, такие обстоятельства судом не установлены. В указанной части административным органом возражений не представлено. В свою очередь, суд апелляционной инстанции не вправе по своей инициативе ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2023 по делу N А32-64514/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.Ю. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-64514/2022
Истец: Росреестр по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Ответчик: Арбитражный управляющий Пшуков Тимур Хазраилович, Пшуков Тимур Хазраилович