город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2023 г. |
дело N А32-45005/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Величко М.Г., Сороки Я.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от заявителя - представитель Соколянская Н.В. по доверенности от 06.02.2023, паспорт;
от заинтересованного лица - представитель Деньшина Е.Ю. по доверенности от 09.01.2023 (посредством онлайн связи);
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Юг-Инвест"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.01.2023 по делу N А32-45005/2021 по заявлению ООО "Юг-Инвест" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьих лиц: Администрация муниципального образования город Краснодар; Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар; ГКУ по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края;
НАО "Крайресурс" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юг-Инвест" (далее - заявитель, ООО "Юг-Инвест") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, Департамент) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которого просит:
1. Признать незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в предоставлении в аренду ООО "Юг-Инвест" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:0005, площадью 2 674 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, целевое использование земельного участка: для эксплуатации служебного здания; для эксплуатации помещений; сроком на 49 лет без проведения торгов, оформленное Письмом департамента имущественных отношений Краснодарского края "Об отказе в предоставлении земельного участка в городе Краснодаре" от 23.06.2021 N 52-33-21-25820/21;
2. Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора ООО "Юг-Инвест" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:0005, площадью 2 674 кв. м, расположенного по адресу:
г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, целевое использование земельного участка: для эксплуатации служебного здания; для эксплуатации помещений; сроком на 49 лет без проведения торгов, с установлением размера обязательств соразмерно площади принадлежащих ООО "Юг-Инвест" нежилых помещений второго этажа N N 21, 22, 23, 24, 25, 25/1, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 20 здания лит. А, N 1, общей площадью 421 кв. м, расположенных на 2 этаже, Литер: А, адрес (местоположение):
г. Краснодар, Западный округ, ул. Рашпилевская, д. 181, кадастровый (или условный) номер 23:00/01:01:1571:181:02;
3. Подготовить и направить ООО "Юг-Инвест" проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:0005 сроком на 49 лет, с установлением размера обязательств соразмерно площади принадлежащих ООО "Юг-Инвест" нежилых помещений второго этажа N N 21, 22, 23, 24, 25, 25/1, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 20 здания лит. А, N 1, общей площадью 421 кв. м, расположенных на 2 этаже, Литер: А, адрес (местоположение): г. Краснодар, Западный округ, ул. Рашпилевская, д. 181, кадастровый (или условный) номер 23:00/01:01:1571:181:02.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Юг-Инвест" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края по основаниям, противоречащим закону, отказал в заключении договора аренды земельного участка, не предпринял никаких действий, направленных на установление возможных проблем, связанных с земельным участком (наличие или отсутствие реестровой ошибки), которые к тому же к настоящему спору не имеют отношения, ставит в вину ООО "Юг-Инвест" неосновательное обогащение в связи с неуплатой арендной платы. Земельный участок, на котором расположено здание, в котором находятся принадлежащие ООО "Юг-Инвест" нежилые помещения, имеет свои характеристики, кадастровый номер, площадь. Экспертным заключением от 19.04.2022 г. N 748/16.1 установлена возможность заключения договора аренды земельного участка пропорционально занимаемой заявителем площади, что составляет 481,32 кв.м. Заключение эксперта принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу. Эксперт Евтых А.А. был допрошен в судебном заседании и дал свои пояснения относительно своего заключения. Заинтересованным лицом заключение эксперта не оспорено. Департамент имущественных отношений Краснодарского края не представил в материалы дела доказательств для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, что не было учтено арбитражным судом при вынесении оспариваемого решения. Таких оснований не имеется, Арбитражный суд Краснодарского края не применил закон, подлежащий применению.
В судебное заседание третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от заинтересованного лица и ГКУ по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28 мая 2003 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205049:5, площадью 2 674 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Рашпилевская, 181, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации служебного здания; для эксплуатации помещений (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205049:5, спорный земельный участок, участок).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, запись государственной регистрации права от 28.03.2005 N 23-23-01/076/2005-245.
Обществу на праве собственности принадлежат помещения - нежилые помещения второго этажа N N 21, 22, 23, 24, 25, 25/1, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 20 здания лит. А, с кадастровым номером 23:43:0205049:390, площадью 421 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Рашпилевская, 181; запись государственной регистрации права от 11.12.2006.
Во исполнение определения суда от 23.11.2021 ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару представило информацию о том, что согласно материалам инвентарного дела N 36533 по адресу: г. Краснодар, западный внутригородской округ, ул. Рашпилевская, д. 181 первичная инвентаризация нежилого здания лит. "А" проедена 22.03.1994, год постройки - 1994, общая площадь составляет 3 450,8 кв. м.
Кроме того, согласно сведениям ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5 расположены объекты с кадастровым номером 23:43:0000000:17676, 23:43:0205049:274, 23:43:0205049:486.
Из акта обследования земельного участка от 11.06.2021 N 283, составленного сотрудниками ГКУ КК "Кубаньземконтроль", следует, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5 расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами 23:43:0205049:320 площадью 2 184,6 кв. м, 23:43:0205049:408 площадью 421,7 кв. м, принадлежащие на праве оперативного управления государственному казенному учреждению по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края; нежилое помещение с кадастровым номером 23:43:0205049:303 площадью 422,1 кв. м, принадлежащее на праве собственности НАО "Крайресурс"; нежилое помещение с кадастровым номером 23:43:0205049:390 площадью 421 кв. м, принадлежащее на праве собственности ООО "Юг-Инвест", здание с кадастровым номером 23:43:0205049:486 площадью 124,9 кв. м, принадлежащее на праве собственности Краснодарскому краю; сооружение с кадастровым номером 23:43:0000000:17676 (сети водоотведения к многофункциональному жилому дому).
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в материалы дела предоставило сведения обо всех собственниках помещений, расположенных по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Рашпилевская, д. 181:
здание с кадастровым номером 23:43:0205049:262, площадью 65,9 кв. м; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют;
здание - компрессорная с кадастровым номером 23:43:0205049:274, площадью 14,4 кв. м; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют;
здание - складское помещение (гар.) с кадастровым номером 23:43:0205049:486, площадью 124,9 кв. м; принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю, запись государственной регистрации права от 26.05.2021; находится в оперативном управлении Государственного казенного учреждения по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края, запись государственной регистрации права от 13.10.2021;
здание с кадастровым номером 23:43:0205049:910, площадью 3 445,7 кв. м; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
ООО "Юг-Инвест" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5, площадью 321 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Письмом от 23.06.2021 N 52-33-21-25820/21 департамент отказал в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям, представленным ГКУ КК "Кубаньземконтроль", а также содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5 расположены, в том числе объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0205049:320, 23:43:0205049:408, 23:43:0205049:486, предоставленные на праве оперативного управления третьим лицам, с кадастровым номером 23:43:0205049:303, принадлежащий на праве собственности третьему лицу, а также объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0000000:17676, находящийся в собственности муниципального образования город Краснодар. Также в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5 расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0205049:274 (компрессорная), в отношении которого отсутствует информация о наличии чьих-либо прав, оформленных в установленном законодательством порядке. Информация о невозможности раздела в заключениях, полученных департаментом в порядке межведомственного взаимодействия, а также в представленных обществом документах отсутствует. В случае, если какие-либо объекты, расположенные на земельном участке, принадлежат третьим лицам и земельный участок является делимым, рассмотрение вопроса предоставления земельного участка, занятого принадлежащим обществу объектом и необходимым для его использования, возможно после образования соответствующего земельного участка в порядке, установленном главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель, считая отказ заинтересованного лица в предоставлении в аренду без проведения торгов спорного земельного участка незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключается договор аренды в отношении земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
При этом исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования. Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его приобрести (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Кроме того, особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, установлены статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормами названной статьи закреплено исключительное право собственников зданий, сооружений, на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной Земельным кодексом.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы правом на приобретение публичного земельного участка обладает собственник отдельно стоящего объекта недвижимости. Лицо, являющееся собственником отдельно стоящего здания вправе приобрести часть земельного участка, занятого зданием и необходимого для его эксплуатации, при отсутствии препятствий для раздела исходного участка (пункт 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018).
Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к образуемым или измененным земельным участкам установлены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункты 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Неделимым земельным участком признается земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам. В отношении такого участка невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом. Делимый земельный участок может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации, лицо, являющееся собственником отдельных помещений в здании (части здания) не обладает правом на формирование и приобретение земельного участка, на котором расположено такое здание, и помещения в котором принадлежат заявителю. Если земельный участок, образуемый по заявлению заинтересованного лица, являющегося собственником нежилого помещения в здании, остальная часть которого находится в муниципальной собственности, формируется не под зданием, в котором расположено помещение, а непосредственно под помещением заявителя, то это противоречит нормам статьи 36 (в настоящее время - статьи 39.20) Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой земельный участок приобретается под зданием, сооружением, а не под их частями (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 N ВАС-15304/12).
Таким образом, суд правомерно исходил из того, что для правильного рассмотрения настоящего спора необходимо установить возможность либо отсутствие возможности раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5, в целях формирования земельного участка необходимого для эксплуатации здания литер А, в котором расположены помещения с кадастровым номером 23:43:0205049:390, принадлежащие на праве собственности ООО "Юг-Инвест". При этом, в случае неделимости земельного участка, необходимо установить площадь земельного участка, необходимую для эксплуатации, расположенных в границах участка объектов недвижимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.09.2020 по делу N А32-20331/2019; постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2021 по делу N А32-44019/2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2021 по делу N А32-44019/2019.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой его расположения, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае схема является обязательным приложением к направляемому заявителю решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 11 статьи 39.15 Земельного кодекса). Уполномоченный орган должен принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и, соответственно, в утверждении схемы его расположения при отсутствии у заявителя права на предоставление испрашиваемого участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16, пункт 8 статьи 39.15).
По смыслу заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5, общество по первоначальным требованиям просило предоставить в аренду часть земельного участка площадью 321 кв.м., в последующем после уточнения требований - заключить договор аренды на весь спорный земельный участок со множественностью лиц на стороне арендатора. При этом, повторного заявления не направляло.
Вместе с тем, в первом случае заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с указанием на утверждение схемы его расположения в департамент не поступало.
Во втором случае, обществом не представлена обоснованность площади испрашиваемого земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов капитального строительства, в том числе при заключении договора со множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования. Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его приобрести (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно информации департамента по архитектуре и градостроительству (письмо от 08.06.2021 N 9178/29) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205049:5 частично расположен в границах территории общего пользования (красная линия по ул. Бабушкина - ул. Рашпилевская утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 N 815 "Об утверждении проекта планировки территории")
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких- либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса).
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1963-0).
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Исходя из пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
В рамках настоящего дела по ходатайству общества определением суда от 19.01.2022 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Евтых Аскеру Адамовичу эксперту научно-производственного предприятия общество с ограниченной ответственностью "Стройтехэкспертиза" (ОГРН: 1152311000863, ИНН: 2311185069), город Краснодар. Перед экспертом поставлен вопрос: "Установить площадь земельного участка (с кадастровым номером 23:43:0205049:5, площадью 2 674 кв. м, расположенного по адресу:
г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, целевое использование земельного участка: для эксплуатации служебного здания; для эксплуатации помещений), необходимую для эксплуатации объектов недвижимости: нежилых помещений второго этажа N N 21, 22, 23, 24, 25, 25/1, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 20 здания лит. А, N 1, общей площадью 421 кв. м, расположенных на 2 этаже, Литер: А, адрес (местоположение): г. Краснодар, Западный округ, ул. Рашпилевская, д. 181, кадастровый (или условный) номер 23:00/01:01:1571:181:02, принадлежащих на праве собственности ООО "Юг-Инвест".
По результатам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 19.04.2022 N 748/16.1, согласно выводам которого площадь земельного участка (с кадастровым номером 23:43:0205049:5, площадью 2 674 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 181, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край, целевое использование земельного участка: для эксплуатации служебного здания; для эксплуатации помещений) необходимая для эксплуатации объектов недвижимости: нежилых помещений второго этажа NN 21, 22, 23, 24, 25, 25/1, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39. 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 20 здания лит. А, N 1, общей площадью 421 кв. м, расположенных на 2 этаже, Литер: А, адрес (местоположение): г. Краснодар, Западный округ, ул. Рашпилевская, д. 181, кадастровый (или условный) номер 23:00/01:01:1571:181:02, принадлежащих на праве собственности ООО "Юг-Инвест": в соответствии со сводом правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", исходя из количества рабочих мест предприятия, равных 48 местам, составляет 1 950 кв. м; в соответствии с идеальной долей на земельный участок, определенной на основании отношения площади помещений принадлежащих на праве собственности ООО "Юг-Инвест", к общей площади нежилого здания литер "А", составляет 481,32 кв. м.
Признав данное заключение надлежащим, суд установил, что не исследованы вопросы относительно наличия либо отсутствия реестровой ошибки ввиду наложения на земли общего пользования, а также не определены все объекты недвижимого имущества, расположенные в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:5. Судом заявителю предложено рассмотреть вопрос о проведении по делу дополнительной судебной экспертизы, от проведения которой истец отказался.
Ссылка общества на судебную практику по делу N А61-1344/2021 подлежит отклонению как принятую при иных фактических обстоятельствах дела.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что являются необоснованными доводы заявителя относительно того, что исправление реестровых ошибок является задачей собственника, а не ООО "Юг-Инвест", а также выводы о том, что арбитражный суд вышел за пределы заявленных требований, переложил обязанность доказывания на ООО "Юг-Инвест".
В соответствии с ч. 2.1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том числе при выполнении кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо по заявлению заинтересованных лиц. указанных в ст. 15 Закона N 218-ФЗ. В указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Кроме того, не установлен факт делимости/неделимости участка относительно месторасположения и эксплуатации иных объектов недвижимого имущества, возведенных на спорном земельном участке, ввиду чего невозможно сделать вывод о предоставлении истцу земельного участка заявленной площадью без правового ее обоснования, в том числе со множественностью лиц на стороне арендатора в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ.
При этом, указание истца на то, что департамент направляет уведомления о необходимости внесения арендных платежей, не влияет на порядок предоставления в аренду земельного участка в обоснованном размере, соответствует принципу платности использования земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2023 по делу N А32-45005/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45005/2021
Истец: ООО ЮГ-Инвест
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрации МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Государственное казенное учреждение по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края, Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, НАО "Крайресурс", НАО "Крайресурс"