г. Самара |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А65-31022/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии в судебном заседании:
от ИП Фархуллиной А.Р. - не явилась, извещена,
от Исполнительного комитета города Казани - не явился, извещен,
от МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.04.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2023 по делу N А65-31022/2022 (судья Бредихина Н.Ю.),
возбужденному по заявлению Индивидуального предпринимателя Фархуллиной Алины Ринатовны (ОГРНИП 1027739210630, ИНН 7707056547), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1061655001440, ИНН 1655065681), г. Казань,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ИП Фархуллина А.Р. обратилась в Советский районный суд г. Казани с заявлением, соответственно: к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" о признании незаконным бездействия, в части отказа внесений изменений в Постановление от 01.02.2022 N 317, об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем принятия решения о внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным".
Определением Советского районного суда г. Казани от 06.10.2022 по делу N 2а-5770/2022 данное дело было передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2023 по делу N А65-31022/2022 заявленные ИП Фархуллиной А.Р. требования были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" обратились с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе апеллянты просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ИП Фархуллиной А.Р. требований.
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судом апелляционной инстанции судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы апеллянтов, изложенные в апелляционной жалобе, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, ИП Фархуллина А.Р. обратилась в адрес МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" с Заявлением о подготовке проекта межевания части территории Джаным".
В рамках рассмотрения указанного Заявления Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани было издано Постановление от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным", согласно которому на ИП Фархуллину А.Р. была возложена обязанность подготовить и предоставить в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани проект межевания территории, в целях дальнейшего его согласования и последующего утверждения Исполнительным комитетом г. Казани.
ИП Фархуллина А.Р. обратилась в ООО "Кадастр недвижимости", которым был подготовлен Проект межевания части территории "Джаным".
В ходе проведения кадастровых работ было установлено, что в соответствии с Приложением к Постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным" границы проекта межевания территории "Джаным" были ошибочно указаны неверно, не совпадали с границами запрашиваемой территории согласно поданному ИП Фархуллиной А.Р. Заявлению, в связи с чем, 22.02.2022 N 1412/УАи.Г ИП Фархуллиной А.Р. в адрес МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" было направлено Заявление о внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным", в части изменения границ территории проекта межевания территории и представлен подготовленный ООО "Кадастр недвижимости" Проект межевания части территории "Джаным".
Письмом от 16.03.2022 за N 15/22-ИСХ/2633 МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Казани" сообщило ИП Фархуллиной А.Р., что подготовленный проект Постановления Исполнительного комитета г. Казани "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным", в связи с допущенной технической ошибкой отклонен от согласования первым заместителем Руководителя Исполнительного комитета г. Казани, в виду отсутствия оснований для внесения изменений в указанное Постановление, а также было сообщено о необходимости устранения замечаний по границам образуемого земельного участка, способу образования земельных участков и необходимости обоснования корректировки красных линий, а также предусмотреть зоны размещения объектов инженерной инфраструктуры, озеленения, объектов обслуживания и детских и спортивных площадок, согласно проекту планировки территории "Джаным".
01.04.2022 ИП Фархуллина А.Р. повторно обратилась в адрес МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" с Заявлением с целью устранения замечаний, указанных в Письме от 16.03.2022 за N 15/22-ИСХ/2633.
МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" Письмом от 11.04.2022 N 15/22-ИСХ/3810 было сообщено, что границы образуемого земельного участка не совпадают с границами, указанными в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным", представленный проект межевания территории "Джаным" возвращен на доработку.
Полагая, что Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" незаконно и необоснованно затягивают вопрос внесения изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным", ИП Фархуллина А.Р. обратилась в Советский районный суд г. Казани с настоящим заявлением.
Определением от 06.10.2022 Советский районный суд г. Казани передал дело N 2а-5770/2022 по подсудности в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Повторно рассмотрев настоящее дело правилам, установленным гл. 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 198 Кодекса граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу положений ч. 3 той же статьи ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу ч. 4 ст. 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно ч. 6 ст. 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Частью 2 указанной статьи ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1)определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;
2)установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ч. 3 ст. 43 ГрК РФ).
Так, основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:
1)перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;
2)перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
3)вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
4)целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);
5)сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.
В силу ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются:
1)границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2)красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи;
3)линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4)границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5)границы публичных сервитутов.
В соответствии с ч. 8 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, техническими регламентами, сводами правил (ч. 9 ст. 43 Кодекса).
В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.
В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:
1)лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
2)лицами, указанными в ч. 3 ст. 46.9 настоящего Кодекса;
3)правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в ч. 12.12 настоящей статьи);
4)субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в ч. 12.12 настоящей статьи);
5)садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Частью 1.2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что в случаях, предусмотренных ч. 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством РФ.
Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 ГрК РФ).
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются ст. 46 настоящего Кодекса.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5.1 ст. 46 Кодекса.
Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном ст. 5.1 Кодекса, и по правилам, предусмотренным ч.ч. 11 и 12 ст. 46 Кодекса.
Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.
Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Частью 21 ст. 45 ГрК РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.
В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Как следует из материалов по настоящему делу и установил суд первой инстанции, ИП Фархуллина А.Р. обратилась к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" с Заявлением о принятии решения о внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным", в части изменения границ территории проекта межевания территории и представлен подготовленный проект межевания части территории "Джаным".
По результатам рассмотрения данного Заявления МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" в адрес ИП Фархуллиной А.Р. было направлено Письмо N 15/22-исх/2633, в котором было сообщено об отсутствии основания для внесений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным" и были указаны замечания, которые необходимо было устранить в рамках требований ч. 9 ст. 43 ГрК РФ.
Проект межевания был возвращен на доработку в силу ч. 4 ст. 46 ГрК РФ.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции в представленном в материалы дела Отзыве сторона оппонента указала, что на данной территории в соответствии с Генеральным планом г. Казани, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 N 5-38 (с изменениями от 16.08.2021 N 4-8) расположена планируемая к размещению улица районного значения (часть участка от пр. проезда N 39 до пр. проезда N 59, пр. проезд N 53) со сроком реализации на расчетный срок до 2040 года.
Учитывая, что решение о строительстве дороги в настоящее время не принято, проект межевания дороги не утвержден, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани посчитал преждевременным включение в границы проекта межевания "Джаным" территории, на который Генеральным планом г. Казани предусмотрено размещение объекта местного значения - улицы районного значения.
Судом первой инстанции было установлено, что территория проекта межевания находится в юго-восточной части Советского района г. Казани и в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Казани располагается в зоне Ж1 (зона индивидуальной и блокированной жилой застройки), а также частично в подзоне улично-дорожной сети.
Согласно Генеральному плану городского округа Казань территория расположена в зоне ФЗ-201 - Зона индивидуальной и блокированной жилой застройки (2021). На данную территорию ранее Постановлением ИК МО г. Казани от 04.08.2017 N 3016 был утвержден проект планировки территории "Джаным".
При проведении работ по формированию земельных участков с выездом на местность кадастровым инженером были определены фактические границы территории общего пользования, смежных земельных участков, которые были сопоставлены с существующими утвержденными ранее проектом планировки красными линиями, а также проведен анализ текущей градостроительной ситуации.
В ходе проведения кадастровых работ, сопоставлении координат красных линий, утвержденных ранее проектом планировки "Джаным" и координат участков территории общего пользования по сведениям из ЕГРН, кадастровым инженером было выявлено, что все границы красных линий были смещены на одинаковую величину в северо-западном направлении.
По мнению кадастрового инженера, данное смещение произошло в результате пересчета координат путем применения ключа пересчета координат из городской системы координат в систему координат МСК-16.
Корректировка красных линий в границах проекта затрагивает все участки территорий общего пользования с кадастровыми номерами: 16:33:140411:654, 16:33:140411:749, 16:33:140411:751, 101 участок под индивидуальное жилищное строительство и устраняет пересечение красных линий всех участков.
Ввиду того, что корректировка красных линий затрагивала все вышеперечисленные участки, кадастровым инженером подготовлен проект межевания территории с расширенными границами, для рассмотрения возможности внесения изменений в ранее принятое Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным" от 01.02.2022 N 317.
Данный проект межевания части территории "Джаным" был разработан с целью образования земельных участков, соответственно: ":749:ЗУ1", ":749:ЗУ2", ":749:ЗУЗ", ":749:ЗУ4", ":749:ЗУ5", "749:ЗУ6", путем раздела земельного участка с кадастровым номером: 16:33:140411:749, находящегося в собственности ИП Фархуллиной А.Р., для образования участков, предусмотренных проектом планировки "Джаным" под территорию размещения объектов инженерной инфраструктуры, территорию озеленения специального назначения, территорию размещения детской и спортивной площадок, территории общего пользования, а также образования участков, соответственно: ":751:ЗУ1", "751:ЗУ2", путем раздела земельного участка с кадастровым номером: 16:33:140411:751, находящегося в частной собственности под территорию размещения автостоянок и территорию размещения объектов обслуживания, изменения красных линий с сохранением всех параметров дорог в соответствии с границами существующих участков, ранее поставленных на кадастровый учет в соответствии с проектом планировки "Джаным".
После постановки на кадастровый учет участков необходимо будет установить вид разрешенного использования согласно проекта планировки и территориальной зоны.
Параметры улиц N 1 и N 5 Проекта планировки "Джаным" сохраняются, изменение красных линий не влечет за собой изменение параметров улиц, ширина между красными линиями сохраняется и составляет в среднем 15 м, но исключает пересечение с земельными участками (101 участок) под индивидуальное жилищное строительство и территории общего пользования (16:33:140411:751, 16:33:140411:654, 16:33:140411:749).
Подзона УДС частично пересекает границы участков индивидуальных жилых домов и территории общего пользования, для корректировки которого заказчику рекомендовалось обратиться в Комиссию по землепользованию и застройке для внесения изменений в карту зон Правил землепользования и застройки г. Казани, в части корректировки границ подзоны.
В границах предлагаемой территории проекта находится земельный участок с кадастровым номером: 16:33:140411:749 площадью 22 049 м2 под благоустройство земельных участков общего пользования к блокированным жилым домам, расположенный по адресу: Республика Татарстан, МО "г. Казань", Советский район, ул. Усадебная, находящийся в собственности Фархуллиной А.Р. (регистрация права от 26.12.2018 N 16:33:140411:749-16/001/2018-3), участок с кадастровым номером: 16:33:140411:751 площадью 1 684 м2 под благоустройство земельных участков общего пользования к блокированным жилым домам, находящийся в собственности Фархуллиной А.Р. (регистрация права от 26.12.2018 N 16:33:140411:751-16/001/2018-3) и 101 участок под индивидуальные жилые дома, находящиеся в частной собственности.
Также в границах проекта находится часть смежного земельного участка с кадастровым : 16:33:140411:654 площадью 12 110 м2 под благоустройство земельных участков общего пользования к блокированным жилым домам, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, также находится в собственности Фархуллиной А.Р. (регистрация права от 26.12.2018 N 16:33:140411:654-16/001/2018-2).
Данный земельный участок находится в красных линиях, в подзоне УДС, а также в соответствии с Генеральным планом городского округа Казань в зоне размещения дороги районного значения (пр. проезд N 53) и поэтому был включен в границы проекта межевания ввиду корректировки красных линий, являющихся границей вышеуказанного участка.
В соответствии с Письмом Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани от 08.11.2021 N 5986/K3HOMCX/OГ вышеуказанный участок планируется предпринимателем для обмена с муниципалитетом, т.к. главой V.2 ЗК РФ предусмотрена возможность обмена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на земельные участки, находящиеся в частной собственности.
Согласно ст. 39.21 ЗК РФ такой обмен допускается в случае обмена земельных участков, которые находятся в частной собственности и предназначены в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания территории для размещения объекта инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
В границах формируемого участка, соответственно: ":749:ЗУ1", ":749:ЗУ5" и :749:ЗУ6" проходят инженерные коммуникации ВЛ наружного освещения. Ширина охранной зоны ВЛ наружного освещения установлена Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 - 2 м в обе стороны, ширина охранной зоны ТП также установлена Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 - Юм по периметру объекта.
В границах образуемых участков расположены следующие ЗОУИТ: 16:33-6.1105 охранная зона инженерных коммуникаций ВЛ-0.4 кВ КТП-6880 и 16:50-6.7455 охранная зона инженерных коммуникаций СТП-7832 на участке ":749:ЗУ5".
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изменение территориальной зоны земельного участка при наличии права собственности на земельные участки заявителя, прямо противоречит законодательству, поскольку такие действия направлены на воспрепятствование права пользования собственником спорными земельными участками с кадастровыми номерами: 16:33:140411:751, 16:33:140411:654, 16:33:140411:749.
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подп "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентировался Инструкцией "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее в т.ч. - Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ", введенной в действие Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ" (далее в т.ч. - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей ГрК РФ.
Суд первой инстанции правильно отметил, что из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций следует, что проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (п. 4 разд. 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, п. 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из диспозиции ст. 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана городского округа, а также правилах застройки и землепользования.
Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 25.02.2016 N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 04.04.2018 N 46-АПГ18-4, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2022 N Ф06-20866/2022 по делу N А55-13835/2021.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил, что Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" не оспаривалось, что в отношении испрашиваемых земельных участков на которых размещены красные линии "улицы районного значения" не утвержден ни проект планировки территории, ни проект межевания территории, в связи с чем, формальное содержание в Генеральном плане г. Казани расположения планируемой к размещению улицы районного значения не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства РФ.
Корректировка красных линий в границах проекта межевания территории затрагивает все участки территории общего пользования и участков под индивидуальное жилищное строительство и тем самым устраняет пересечение красных линий всех земельных участков.
При таких обстоятельствах требуется внесение изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным", в части границ проекта межевания территории "Джаным".
Суд первой инстанции установил, что целью разработки проекта межевания части территории "Джаным" является образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером: 16:33:140411:749, находящегося в частной собственности Фархуллиной А.Р., для образования земельных участков (территорий), предусмотренных проектом планировки "Джаным" под объекты инженерной инфраструктуры, озеленение специального назначения, размещение детской и спортивной площадок, территорий общего пользования.
Фактически, в нарушение вышеизложенных норм права, разъяснений ВАС РФ и Верховного Суда РФ, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" своим бездействием, в части отказа во внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным", сделали невозможным использование земельных участков принадлежащих заявителю на праве собственности по назначению и возложили на последнего дополнительные обременения, в виде налогообложения части земельного участка, по которому проведена Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани и МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" красная линия в отсутствие решения о строительстве дороги и без утверждения проекта межевания дороги.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое бездействие, в части отказа во внесений изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 01.02.2022 N 317 "О подготовке проекта межевания части территории "Джаным" не соответствует требованиям градостроительного и земельного законодательства РФ и нарушает права и законные интересы ИП Фархуллиной А.Р. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку сторона оппонента в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представила в данное дело надлежащих доказательств отсутствия с ее стороны обжалуемого незаконного бездействия.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая возникший между сторонами спор, по правилам, установленным ст.ст. 71 и 162 АПК РФ, полно и всесторонне исследовал представленные истцом доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований ИП Фархуллиной А.Р., а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права, в т.ч. п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Судебные расходы ИП Фархуллиной А.Р. по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2023 по делу N А65-31022/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31022/2022
Истец: Фархуллина Алина Ринатовна, г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань, Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд