г. Саратов |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А57-16966/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2022 года.? .
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Савенковой,
судей А. Ю. Самохваловой, В.Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарёмсудебного заседания
К. Д. Ястребовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2023 года по делу N А57-16966/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "МКД", город Саратов (ИНН 6451433110, ОГРН 1136451000124)
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", город Саратов (ИНН 6453015253, ОГРН 1036405301954)
при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитет по управлению имуществом города Саратова Администрация МО "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, город Саратов (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилось Общество с ограниченной ответственностью "МКД" к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" о взыскании в пользу Общества с ограниченной ответственностью "МКД" задолженности по оплате содержания жилья в размере 74 765,88 руб., задолженности за вывоз ТКО в размере 12 756,69 руб., задолженности по оплате коммунальной услуги - отопления в размере 133 406,26 руб., пени по состоянию на 13.02.2023 в размере 72 770,29 руб., пени от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, начиная с 14.02.2023 по день фактического исполнения обязательства, судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб., расходов на бумагу и тонер в размере 2 634,10 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 9 165 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2023 года по делу N А57-16966/2022 исковые требования удовлетворены, с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "МКД" взыскана задолженность по оплате содержания жилья в размере 74 765,88 руб., задолженность за вывоз ТКО в размере 12 756,69 руб., задолженность по оплате коммунальной услуги - отопления в размере 133 406,26 руб., пени по состоянию на 13.02.2023 в размере 72 770,29 руб., пени от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, начиная с 14.02.2023 по день фактического исполнения обязательства, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб., расходы на бумагу и тонер в размере 2 634,10 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 165 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" не является органом местного самоуправления и не несет соответствующих расходов до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда, в связи с чем вывод суда о том, что Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" является надлежащим ответчиком по делу является ошибочным.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "МКД" письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "МКД", зарегистрированное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области 31.03.2013 г. по адресу г.Саратов, ул. Большая Горная, д. 231/241 в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Уставом и результатами конкурсных процедур осуществляет жилищно-коммунальное обслуживание многоквартирного жилого дома 8А по 2-му проезду Блинова в городе Саратове.
В собственности муниципального образования "Город Саратов" находятся следующие квартиры, расположенные в указанном многоквартирном доме: 11, 27, 37, 38, 44, 53, 109, 116, 124, 128, 136, 137, 141, 160.
Истец ссылается на наличие у ответчика задолженности перед ним за содержание и ремонт жилья за период с ноября по декабрь 2018 года в размере 28 583,02 рублей, за период с января по июнь 2019 года в размере 46 182,86 рублей; за вывоз ТКО за период с ноября по декабрь 2018 года в размере 4 631,34 рублей, за период с января по июнь 2019 года в размере 8 125,35 рублей, за отопление в размере 133 406,26 руб.
В связи с тем, что до настоящего времени задолженность за жилищно-коммунальные услуги ответчиком не оплачена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, признав администрацию Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" надлежащим ответчиком по делу, пришел к выводу о наличии у ответчика законной обязанности по оплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Суд апелляционной инстанции, полагая выводы суда первой инстанции правильными, руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу пункта 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Истец просил взыскать с администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги за жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Саратов" в многоквартирном доме N 8а по 2-му проезду Блинова в г. Саратове за период с ноября по декабрь 2018 года и за период с января по июнь 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 54 Правил предусматривает порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), произведенные исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный пункт закрепляет в качестве общего правила, что размер платы за такую коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Начисление платы за содержание жилья истцом произведено в соответствии с Постановлением Администрации МО "Город Саратов" от 28.11.2017 г. N 3732, расчет платы на вывоз ТКО в соответствии с тарифом, утвержденным постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 г. N 28/1, расчет платы за отопление в соответствии с Постановлением комитета по регулированию тарифов Саратовской области от 31.07.2018 г. N 28/1.
Суду представлены договоры, заключенные истцом на оказание услуг по содержанию общего имущества, универсально-передаточные документы и счета по оказанию услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и документы по оказанию услуг по отоплению по спорному дому.
Подробный расчет задолженности представлен истцом в материалы дела и ответчиком не оспаривается.
Факт принадлежности муниципальному образованию города Саратова жилых помещений - квартир N 11, 27, 37, 38, 44, 53, 109, 116, 124, 128, 136, 137, 141, 160 в многоквартирном доме N 8а по 2-му проезду Блинова в г. Саратове в спорный период установлен имеющимися в деле доказательствами.
Возражая против удовлетворения исковых требований и приводя аналогичные доводы в апелляционной жалобе, ответчик ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является органом местного самоуправления, обязанным нести соответствующие расходные обязательства до заселения жилых помещений гражданами.
Отклоняя указанный довод, судебная коллегия исходит из его необоснованности в связи со следующим.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Как усматривается из материалов дела, согласно Положению о держателях объектов имущественной части муниципальной казны, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.05.2009 N 241, держателями (наймодателями) муниципального жилищного фонда города Саратова являются районные администрации, в данном случае администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" несет бремя по оплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 9.1. "Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246, расходы на содержание объектов имущественной части муниципальной казны, не находящихся в пользовании третьих лиц, финансируются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и осуществляются соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов" (держателями объектов имущественной части муниципальной казны). В соответствии с Положением об администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Администрация района в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами, представляет интересы муниципального образования в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
Как следует из решения Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года N 36-398 "О Положениях об администрациях районов муниципального образования "Город Саратов" (в редакции действовавшей в спорный период взыскания), администрация Ленинского района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает, в том числе, следующими полномочиями:
- в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны;
- по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах;
- взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах;
- на основании постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения заключать с гражданами договоры социального найма жилого помещения, договоры найма специализированных жилых помещений и договоры найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; - выступает от имени муниципального образования наймодателем муниципального жилищного фонда;
- осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26-271, главный распорядитель бюджетных средств в том числе:
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
- формирует и представляет в комитет по финансам заявки на предельные объемы финансирования в соответствующем периоде текущего финансового года;
- выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам, предъявленным к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Кроме того, Распоряжениями Комитета по управлению имуществом города Саратова от 10.10.2017 N 941-р, N 942-р, от 18.10.2017 N 975-р, N 976-р, определено, что держателем спорных жилых помещений по адресу: г.Саратов, 2-й проезд Блинова, д.8А является Администрация Ленинского района МО "Город Саратов".
Решением Саратовской городской Думы от 14.12.2017 N 27-200 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" администрации Ленинского района для оплаты ежемесячных взносов за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за жилые помещения в период отсутствия договора социального найма, предусмотрены денежные средства.
Согласно решению Саратовской Городской Думы от 14.12.2017 г. N 27-200 утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Как усматривается из ведомственной структуры расходов Администрации Ленинского района МО "Город Саратов" в 2019 году на погашение кредиторской задолженности прошлых лет по содержанию, ремонту муниципальных жилых и нежилых помещений, доли муниципального образования в общем имуществе многоквартирного дома, оплату жилищно-коммунальных услуг выделено 250 тыс.руб.
Материалами дела установлено, что жилые помещения - квартиры N 11, 27, 37, 38, 44, 53, 109, 116, 124, 128, 136, 137, 141, 160 в многоквартирном доме N 8а по 2-му проезду Блинова в г. Саратове в спорный период взыскания находились в казне муниципального образования "Город Саратов" и не закреплялись за иными лицами на каком-либо праве в соответствии с действующим законодательством РФ.
Следовательно, взносы по оплате содержания общей долевой собственности, коммунальные услуги (отопление, вывоз ТКО) на жилой дом в спорный являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам, как собственника недвижимого имущества, расположенного в доме, управляемом ООО "МКД".
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Ленинского района МО "Город Саратов" и с нее в пользу ООО "МКД" подлежит взысканию задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги - по оплате содержания жилья в размере 74 765,88 руб., за вывоз ТКО в размере 12 756,69 руб., за отопление в размере 133 406,26 руб.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является достаточным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
По общему правилу срок исковой давности составляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, однако законом может быть установлено и иное (статья 196, пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Из разъяснений, приведенных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" следует, что течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 ГК РФ).
К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности проверены судом первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку в материалы дела представлены письма Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.11.2019 N 02-02-20/2181 и N 02-02-20/2180, из содержания которых следует, что ответчик признает наличие задолженности и ее размер за спорный период времени.
Рассматривая требования о взыскании неустойки за неоплату жилищных услуг суд первой инстанции, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае не исполнения или не надлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истец просил взыскать с администрации Ленинского района МО "Город Саратов" пени в связи с неоплатой жилищно-коммунальных услуг в размере 72 770,29 руб. по состоянию на 13.02.2023 включительно, а также с 14.02.2023 по день фактической оплаты задолженности.
Расчет пени проверен судом первой инстанции и повторно судом апелляционной инстанции и признается верным, произведенным в соответствии с требованиями закона, исходя из размера задолженности.
Также, установив факт несения истцом расходов на оплату услуг представителя и судебных расходов на досудебное урегулирование спора, необходимость несения данных расходов для защиты нарушенного права, разумные пределы спорного взыскания, руководствуясь ст. 106, 110, 126 АПК РФ судом были удовлетворены требования о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 35000 рублей и расходы на бумагу и тонер в размере 2 634,10 рублей.
Доводов о несогласии с решением суда в части взыскания пени, судебных расходов апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при их рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 февраля 2023 года по делу N А57-16966/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
А. Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16966/2022
Истец: ООО МКД
Ответчик: МО Город Саратов в лице Администрации Ленинского района МО Город Саратов
Третье лицо: Администрация МО Город Саратов, Комитет по ЖКХ, Комитет по финансам администрации МО Город Саратов, КУИ города Саратова