г. Чита |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А58-141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ломако Н.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ГазСпасСервис" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2023 года по делу N А58-141/2022 по заявлению акционерного общества "Саханефтегазсбыт" (ОГРН 1021401050857, ИНН 1435115270) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) о признании незаконным и отмене решения от 13 октября 2021 года,
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует общество с ограниченной ответственностью "ГазСпасСервис" (ОГРН 1151447005599, ИНН 1435295714),
в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Саханефтегазсбыт" (далее - заявитель, общество или АО "Саханефтегазсбыт") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, антимонопольный орган) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным пункта 1 решения от 13 октября 2021 года.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует общество с ограниченной ответственностью "ГазСпасСервис" (далее - ООО "ГазСпасСервис").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2023 года требование АО "Саханефтегазсбыт" удовлетворено, признан недействительным пункт 1 решения Якутского УФАС России от 13 октября 2021 года N 014/07/3-2110/2021 в части установления в действиях АО "Саханефтегазсбыт" нарушения пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). На Якутское УФАС России возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ГазСпасСервис" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё не согласие с ним. ООО "ГазСпасСервис" считает, что обжалуемое решение принято с нарушением норм процессуального права. По мнению ООО "ГазСпасСервис", в данном случае признание антимонопольным органом иска нарушает права и законные интересы ООО "ГазСпасСервис". Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Якутское УФАС России в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Якутским УФАС России признано заявленное требование, соответствующие полномочия подтверждены доверенностью представителя, заявление соответствует требованиям АПК РФ, о чём изложено в обжалуемом решении.
АО "Саханефтегазсбыт" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 19 апреля 2023 года объявлен перерыв до 10 часов 20 минут 21 апреля 2023 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ООО "ГазСпасСервис", АО "Саханефтегазсбыт" и Якутское УФАС России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23 сентября 2021 года АО "Саханефтегазсбыт" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о запросе предложений в электронной форме N 32110663513 "Оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО "Саханефтегазсбыт" профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2021-2024 годах" путем запроса предложений в электронной форме до 05 октября 2021 года 09 часов 00 минут.
27 сентября 2021 года в извещение внесены изменения.
Часть объектов закупки, являющихся предметом договора согласно аукционной документации распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2012 года N 783-РП внесены в реестр объектов топливно-энергетического комплекса. Заказчиком запроса предложений в электронной форме является АО "Саханефтегазсбыт". ООО "ГазСпасСервис" является участником запроса предложений.
Жалоба ООО "ГазСпасСервис" направлена в Якутское УФАС России в срок, установленный частью 11 статьи 3 Закона о закупках.
05 октября 2021 года в адрес заявителя поступило уведомление о поступлении жалобы от участника запроса предложений третьего лица - ООО "ГазСпасСервис" и о приостановлении закупки в части заключения договора N 02/5455 от 05 октября 2021 года, которым жалоба направлена в 21 часов 20 минут 04 октября 2021 года, то есть до окончания срока подачи заявок, но зарегистрирована в Якутском УФАС России 05 октября 2021 года вход. N 8998э.
Уведомление о поступлении жалобы поступило заявителю в момент вскрытия заявок и их рассмотрения.
Решение о допуске или о не допуске участников закупки принято не было в связи с приостановлением закупочной процедуры.
13 октября 2021 года Якутским УФАС России принято решение по делу N 014/07/3-2110/2021, которым жалоба ООО "ГазСпасСервис" признана обоснованной, в действиях заявителя установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 4, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, решено выдать предписание. На АО "Сахатранснефтегазсбыт" возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Якутским УФАС России выдано предписание от 13 октября 2021 года, которым заявителю в срок до 27 октября 2021 года предписано устранить допущенные нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, для чего пунктом 1 предписания предписано внести изменения в Техническое задание закупки N 32110663513 с учетом замечаний, изложенных в решении по результатам рассмотрения жалобы N 014/07/3-21120/2021, пунктом 2 предписано в срок не позднее двух рабочих дней после исполнения предписания представить в Якутское УФАС России подтверждение его исполнения в письменном виде, а также по электронной почте.
Как следует из сведений по закупке N 32110663513, размещенных на сайте zakupki.gov.ru 29 октября 2021 года проведение закупки отменено извещением об отказе от проведения закупки.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Якутское УФАС России обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании заявленного требования, подтвердив соответствующее правомочие представителя доверенностью от 08 сентября 2022 года N 02/2524.
В соответствии с частью 3 статьи 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этом случае суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Следовательно, принятие судом отказа от иска возможно при соблюдении следующих обязательных условий:
- такой отказ не должен противоречить закону;
- такой отказ не должен нарушать права других лиц.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2021 года N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции признать иск полностью или частично (часть 3 статьи 49 АПК РФ).
Признание иска в силу пункта 9 части 2 статьи 153 АПК РФ может быть сделано как в виде отдельного письменного заявления, которое приобщается к материалам дела, так и в виде записи в протоколе судебного заседания, которая подтверждена подписью ответчика.
Арбитражный суд согласно части 5 статьи 49 АПК РФ не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц, в том числе не участвующих в деле.
Суд первой инстанции правомерно принял признание иска, поскольку обстоятельства, препятствующие его принятию в соответствии со статьей 49 АПК РФ, не установил.
Доказательства нарушения каких-либо иных прав третьего лица и иных лиц принятием данного признания иска судом первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела (проведение закупки отменено) не имеются.
В рассматриваемом случае признание требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Статьей 3 Закона о закупках определены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 названной статьи при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В документации о закупке в силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Таким образом, в случае признания иска ответчиком и принятия судом этого признания в порядке статьи 49 АПК РФ иск подлежит удовлетворению без рассмотрения дела по существу и оценки имеющихся в деле доказательств.
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая признание иска ответчиком, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств пришёл к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 января 2023 года по делу N А58-141/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-141/2022
Истец: АО "Саханефтегазсбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: ООО газоспасательная служба "Газспассервис"