город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2023 г. |
дело N А32-49759/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвейчук А.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации товарищества собственников жилья "Уют" А
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 января 2023 года по делу N А32-49759/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар"
к некоммерческой организации товариществу собственников жилья "Уют" А
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - истец, ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к некоммерческой организации товариществу собственников жилья "Уют" А (далее - ответчик, НКО ТСЖ "Уют") о взыскании задолженности за коммунальный ресурс, потребляемый на содержание общего имущества в многоквартирном доме в период с июля по ноябрь 2019 года, в размере 16 765,22 руб., пени за период с 16.08.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 23.03.2021 в размере 2 420,88 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 107)).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате потребленного коммунального ресурса.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2023 с НКО ТСЖ "Уют" А в пользу ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" взыскана задолженность за коммунальный ресурс, потребляемый на содержание общего имущества в многоквартирном доме в период с июля по ноябрь 2019 года, в размере 16 765, 22 руб., пеня за период с 16.08.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 23.03.2021 в размере 1 720, 53 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 1 926,99 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается неисполнение ответчиком обязанности по оплате коммунального ресурса, поставленного в спорный период для целей содержания общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД).
Судом установлено, что расчет истца выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями заключенного между сторонами договора, с учетом корректировки начислений по данным общего прибора учета (данные ИПУ) и дополнительных пояснений к расчету, представленных истцом. Судом указанный расчет проверен и признан правильным. Ответчик не представил доказательств, опровергающих расчет истца, доказательств оплаты задолженности суду на момент рассмотрения спора и принятия решения не направил. С учетом изложенного, требование истца о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, приобретенную в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за период с июля по ноябрь 2019 года, в размере 16 765,22 судом удовлетворено.
Требования истца о взыскании пени за период с 16.08.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 23.03.2021 суд счел обоснованными. Вместе с тем из расчета истца следует, что при начислении суммы неустойки на весь период была применена ставка рефинансирования 9,75%. При этом в случае оплаты ответчиком суммы основного долга, должна применятся ставка рефинансирования на дату частичной оплаты задолженности, а при отсутствии оплаты - на дату вынесения решения суда. По состоянию на 10.01.2023 размер ключевой ставки ЦБ РФ составляет 7,50%. В связи с этим, судом произведен перерасчет пени, согласно которому с ответчика в пользу истца подлежат взысканию пени за период с 16.08.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 23.03.2021 в размере 1 720,53 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
НКО ТСЖ "Уют" А обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что начисление за потребленный потребителями ресурс горячего водоснабжения ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" производит дважды.
В отзыве ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" отклонило доводы жалобы.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Армавир, ул. Кропоткина, д. 103.
Указанный МКД находится в управлении НКО ТСЖ "Уют" А, что подтверждается материалам дела и не оспаривается сторонами.
ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" в лице Армавирского филиала оказывает коммунальные услуги собственникам помещений МКД N 103 по ул. Кропоткина в г. Армавире на основании прямых договоров.
22.08.2016 ответчиком была получена оферта - 2 экземпляра договора на теплоснабжение от 28.07.2016 N 387, которые им акцептованы не были.
МКД является бывшим общежитием. В нем расположены 32 коммунальные квартиры с 8 или 9 комнатами в них. В каждой комнате коммунальной квартиры проживает отдельная семья.
В МКД установлен общедомовой прибор учета, в каждой коммунальной квартире установлены общеквартирные приборы учета горячего и холодного водоснабжения.
Согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ "Уют" А в многоквартирном доме по адресу: г. Армавир, ул. Кропоткина, д. 103 (далее - МКД) от 31.07.2007 N 3 собственниками помещений данного МКД принято решение о том, что ТСЖ "Уют" А не оказывает собственникам и нанимателям помещений коммунальных услуг, не принимает на себя функции исполнителя коммунальных услуг.
Собственниками помещений в МКД на общем собрании, оформленном протоколом от 22.07.2016 N 23, принято решение о начислении платы за коммунальные ресурсы на ОДН, превышающую норму потребления, пропорционально общей площади жилого и нежилого помещения.
Как следует из пояснения истца, в период с июля 2019 года по ноябрь 2019 года ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" через присоединенную сеть производил поставку тепловой энергии для МКД.
За период с июля 2019 года по ноябрь 2019 года ответчиком потреблено коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД на сумму 26 694,60 рублей, что подтверждается первичными документами за спорный период (универсальными передаточными документами, расшифровками к счетам-фактурам, сводной таблицей по расчету объема коммунального ресурса на СОИ (ОДН), актами, итогами начисления абонентам по УК, счетами, корректировочными УПД, отчетом о суточных параметрах теплоснабжения).
Ответчиком оплата за потребленный в спорный период коммунальный ресурс произведена не была.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика было направлено предарбитражное предупреждение с требованием о погашении задолженности, которое получено НКО ТСЖ "Уют" 21.10.2020.
В ответном письме от 27.10.2020 N 8 НКО ТСЖ "Уют" выразило несогласие с образовавшейся задолженностью, в связи с некорректными по его мнению начислениями абонентам коммунальных квартир МКД.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности за потребленные коммунальные ресурсы, приобретенные в целях содержания общего имущества в МКД в период с июля 2019 года по ноябрь 2019 года, послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку тепловая энергия и горячая вода поставлялись в многоквартирный жилой дом, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 44, частям 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Согласно пункту 4 Правил, обязательным при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией по смыслу пункта 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
В соответствии с пунктами 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Исходя из положений пунктов 21, 21.1 Правил N 124, товарищество даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно товариществом, а не потребителями.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно этой управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации. В свою очередь управляющая организация обязана вносить плату за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, вне зависимости от наличия у нее договора с ресурсоснабжающей организацией.
Пункт 21(1) Правил N 124 регламентирующий случай, когда общее имущество многоквартирного дома находится в управлении управляющей компании, но при этом в силу пунктов 17, 18 статьи 12 указанного Федерального закона N 176-ФЗ продолжают действовать прямые договоры между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, с 01.01.2017 возлагает на управляющую компанию обязанность по оплате объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды как в пределах, так и сверх установленного норматива.
Таким образом, в рассматриваемый период именно НКО ТСЖ "Уют" А выступало исполнителем коммунальных услуг по отношению к находящемуся в его управлении МКД, расположенному по адресу: г. Армавир, ул. Кропоткина, д. 103.
Наличие прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме и собственниками помещений не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил наличие задолженности на стороне ответчика, осуществляющего управление спорными многоквартирными домами, и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, в том числе на ОДН, урегулирован в главе VI Правил N 354.
Согласно пунктам 6, 7, 30 указанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилые или в нежилые помещения и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования и содержания общего имущества в МКД.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075:
- компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность) соответственно;
- компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере ГВС могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 приложения N 2 Правилам N 354.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Аналогичная правововая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2019 по делу N А32-21339/2018, от 28.11.2019 по делу N А32-40358/2017.
Как установлено судом первой инстанции, представленный в дело расчет объема потребления горячей воды на содержание общего имущества многоквартирного дома определен истцом исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, таким образом, методика произведенного расчета является верной.
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, расчет начислений за потребление коммунального ресурса на содержание общего имущества (СОИ) МКД истцом произведен в соответствии с пунктом 21.1 Правил N 124 в зависимости от исправности общедомового прибора учета (ОДПУ).
Поскольку ОДПУ, установленный в МКД, не был допущен к расчетам с мая 2019 года, расчет начислений на СОИ по ГВС ресурсоснабжающей организацией осуществлен:
- в мае, июне, июле 2019 года в соответствии с подпунктом "б" пункта 21.1 Правил N 124 с применением пункта 59.1 Правил N 354;
- в августе и сентябре 2019 года в соответствии с подпунктом "в" пункта 21.1 Правил N 124 с применением пункта 48 Правил N 354 и подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124.
При этом величина потребления коммунального ресурса по МКД, определенная по жилым и нежилым помещениям, не участвует в формировании величины потребления коммунального ресурса на СОИ по ГВС.
Согласно акту периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя ОДПУ в МКД был допущен в эксплуатацию с 01.09.2019. В связи с чем, расчет начислений на СОИ по ГВС за октябрь, ноябрь 2019 года произведен истцом в соответствии с подпунктом "а" пункта 21.1 Правил N 124.
По общему правилу подпункта "а" пункта 21.1 Правил N 124 объем коммунального ресурса, потребляемого на содержание общего имущества МКД, подлежит определению как разница в объемах коммунального ресурса, поданного в МКД, оборудованный ОДПУ, и потребленного в жилых и нежилых помещениях МКД.
При расчетах с использованием формул подпунктов "а" и "б" пункта 21.1 Правил N 124 необходимо определять величину потребления ГВС в жилых и нежилых помещениях. Для чего истцом за спорный период представлены отчеты начислений по абонентам НКО ТСЖ "Уют" А, в которых указаны расчетные, предыдущие показания, дата предыдущих показаний по индивидуальным водомерам абонентов. В случае если абонентом не были переданы показания по водомеру, то указан средний расход, начисленный абоненту. По квартирам, в которых не установлены или не допущены к расчетам водомеры на горячую воду, указаны начисления по нормативу, а также количество проживающих, по которым ведется начисление. Если в отчете отсутствуют начисления по каким-либо квартирам, значит, начисления по ним составили "0". Нулевые начисления производятся тем абонентам, у которых расход по водомеру составил "0" (если абонент указал такие же показания, как и в предыдущем периоде; если услуга по ГВС не предоставляется (опломбирован вентиль ГВС)), а для общежитий - если в расчетный период отсутствовали жильцы в комнатах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в июле 2020 года истцом произведена корректировка начислений за ноябрь 2019 года, учтен отрицательный баланс предыдущего месяца - октября 2019 года, что подтверждается корректировочными счетами-фактурами.
Разногласия возникли в отношении задолженности за июль и ноябрь 2019 года.
Ответчик указывает на то, что истцом неправомерно определен нулевой расход коммунальных ресурсов за июль 2019 года в помещениях N N 310-317 (кв. 25), NN 407-408 (кв. 6), NN 918-925 (кв. 31), NN 101-102 (МВД), за ноябрь 2019 года в помещениях NN 201-204, 209; NN 205-208; N 214; NN 405-408;
N N 518-525; N 527; N 531; NN 706-707; NN 726-733; NN 901-908;
N N 918-935; NN 101-112 (МВД).
По мнению ответчика, истец должен начислять указанным потребителям, не передавшим показания приборов учета, по среднему в течение трех месяцев, а затем по нормативам потребления.
Как следует из материалов дела, потребителями комнат N N 310-316, NN 407-408 в июле 2019 года не были переданы показания ИПУ, при том что в июне 2019 года расчет начислений производился по показаниям приборов учета этих помещений.
Судом установлено, что истцом за июль 2019 года правомерно произведены начисления по ГВС:
- по комнатам N N N 310-316 в соответствии с пунктом 59 Правил N 354;
- по комнатам N N 407-408 в размере 0, поскольку количество проживающих с мая 2013 года составляет 0 человек, новых данных в Армавирский филиал ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" не поступало;
- по комнатам N N 918, 919, 920, 921, 923, 924, 925 по показаниям ПУ согласно акту ввода N 1399 после опломбировки водомера, согласно которым расход составил 0;
- по нежилым помещениям абонента "Эксклюзив" в размере 5 м3.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2019 года истцом произведен перерасчет начислений по ГВС в связи с некорректным отражением расхода в поквартирном отчете (по комнатам N N 201-204, 209), передачей фактических показаний водомеров (по комнатам NN 205-208), заявлением от 07.11.2019 N 516/о-441 (по комнате N 531).
По комнатам N N 201-204, 209 начисление по водомеру N 27653407 может производиться только по комнате 201, так как в остальных комнатах количество проживающих составило 0 человек. Установленный водомер считает расход на секцию и распределяет его по количеству человек. Расход по показаниям водомера в ноябре 2019 года по комнате 201 составил 1,019 м3, в поквартирном отчете не корректно отразился расход по данной секции, не отражен расход в размере 0,95888 м3.
Количество проживающих в объединенных вместе комнатах 205-206 - 1 человек по справке ТСЖ от 20.07.2019, в комнатах 207, 208 проживающих 0 человек согласно справкам ТСЖ от 01.06.2019, от 17.06.2019 соответственно. Количество проживающих лиц изменилось на 2 человека только 13.01.2020 по справке ТСЖ.
Поскольку на 25.11.2019 показания водомера, установленного на эту секцию, равны предыдущим показаниям на 20.07.2019, истцом правомерно произведен перерасчет по фактическому начислению в размере -7,80344 м3 на основании следующего.
Исполнитель коммунальных услуг обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу за тот период, по которому плата начислялась без учета показаний ИПУ, данная обязанность возникает тогда же, когда исполнителю стали известны актуальные показания счетчика, в том числе после проверки исполнителем показаний ИПУ.
Данный вывод следует из Определения Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 года N 302-ЭС19-14339 по делу N А33-27839/2018, утвердившего приоритетным приборный учет коммунальных ресурсов.
По комнате 214 количество проживающих - 1 человек с 22.04.2019 по справке ТСЖ, - 2 человека с 13.01.2020 также по справке ТСЖ. В связи с ранее описанным перерасчетом по комнате N 214 перерасчет по нормативу нагрева отразился в размере 5,2642 м3.
По комнатам N N 405-408, NN 518-525, NN 705-706, NN 726-733, NN 901-903, 905-908, NN 918-925 в ноябре 2019 года показания водомеров не передавались, поэтому истец произвел начисления в соответствии с пунктом 59 Правил N 354. При этом истец руководствовался количеством человек, проживающих в указанных комнатах, по данным из справок ТСЖ.
По комнате N 531 на основании заявления от 07.11.2019 N 516/о-441 истцом был произведен перерасчет по горячей воде с июня 2018 года по сентябрь 2019 года, так как с июня 2018 года в указанной комнате никто не проживает. Данный перерасчет отразился в ноябре 2019 года.
Также в ноябре 2019 года истцом учтен расход по нежилым помещениям (ООО "Эксклюзив") в размере 2,5 м3.
В ноябре 2019 года истцом производился перерасчет начислений по нормам потребления тепловой энергии на нагрев холодной воды в целях ГВС. В связи с чем, в отчете о потреблении ГВС в жилых помещениях появились отрицательные величины потребления ГВС. Данная величина перерасчета изменяет величину компоненты тепловой энергии и не должна учитываться в объемах потребляемой компоненты ХВ, поэтому ресурсоснабжающей организацией величина данного перерасчета не учитывается в общем расчете величины потребленного коммунального ресурса на СОИ по ГВС.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено и подтверждается материалами дела, что расчет истца выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции проверил расчет задолженности, представленный истцом, и признал его обоснованным.
Доводы заявителя жалобы не опровергают правомерности расчета и выводов суда в части основного долга.
В ходе судебного разбирательства ответчик поставку коммунального ресурса и наличие задолженности не опроверг, доказательств погашения задолженности не представил.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании задолженности за коммунальный ресурс, потребляемый на содержание общего имущества в многоквартирном доме в период с июля по ноябрь 2019 года в размере 16 765,22 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Истцом также было заявлено требование о взыскании пени за период с 16.08.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 23.03.2021 в размере 2 420,88 руб.
Представленный истцом расчет договорной ответственности был признан судом неверным в части примененной ставки рефинансирования, в связи с чем судом был произведен перерасчет неустойки. Самостоятельных доводов, направленных на опровержение расчета суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 января 2023 года по делу N А32-49759/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49759/2020
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар"
Ответчик: ТСЖ Некоммерческая организация "УЮТ", ТСЖ НКО УЮТ