г. Саратов |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А57-16769/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей А. Ю. Самохваловой, В. Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
К.Д. Ястребовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2023 года по делу N А57-16769/2022,
по иску автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера", г. Саратов (ОГРН 1206400010178, ИНН 6453163678)
к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
Комитету по управлению имуществом города Саратова, г Саратов, (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
временный управляющий АНО "Сфера" Саляева Елена Наильевна, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "АТСЖ", г. Саратов, (ОГРН 1176451014519, ИНН 6453151986),
общество с ограниченной ответственностью "У.К. Ленинского района", г. Саратов (ОГРН 1156451031175, ИНН 6453144330),
временный управляющий ООО "У.К.Ленинского района" Саляева Елена Наильевна, г. Самара,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" (далее по тексту АНО "Сфера", истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по обязательным ежемесячным платежам на содержание общего имущества пропорционально 108,80 кв.м нежилого помещения в многоквартирном доме N 32 по ул. Шехурдина в г. Саратове за период 01.06.2021-31.07.2021 в размере 4 783 руб. 94 коп.
В ходе рассмотрения дела истцом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), были уточнены исковые требования, согласно которым просил взыскать с надлежащего ответчика задолженность по обязательным ежемесячным платежам на содержание общего имущества пропорционально 108,80 кв.м нежилого помещения в многоквартирном доме N 32 по ул. Шехурдина в г. Саратове за период 01.06.2021-31.07.2021 в размере 4 783 руб. 94 коп.
Определением суда от 26.09.2022 к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет по управлению имуществом города Саратова.
Определением арбитражного суда от 17.01.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ООО "У.К. Ленинского района", временный управляющий ООО "У.К. Ленинского района" Саляева Елена Наильевна.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2023 года по делу N А57-16769/2022 исковые требования удовлетворены частично, с Комитета по управлению имуществом города Саратова в пользу АНО по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" была взыскана задолженность по обязательным ежемесячным платежам на содержание общего имущества пропорционально 108,8кв.м. нежилого помещения в многоквартирном доме N 32 по ул. Шехурдина в г. Саратове за период с 01.06.2021 г. - 31.07.2021 г. в размере 4 783 руб. 94 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
В иске к администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению имуществом города Саратова обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам ответчика о том, что у Комитета по управлению имуществом отсутствуют договорные отношения с истцом, связанные с оплатой услуг по содержанию муниципального нежилого фонда в спорный период, а также наличию договора аренды объекта в спорный период с ООО "УК Ленинского района".
Кроме того, в соответствии со статьями 69.1-80 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) перечисление денежных средств иным способом, кроме определенных бюджетным законодательством, в данном случае это субсидии на ЖКУ, не допускается.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания денежных средств с Комитета.
В порядке статьи 262 АПК РФ от АНО "Сфера" письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 32 по ул. Шехурдина в городе Саратове (далее - МКД) на основании договора от 24.08.2015 (далее - договор) находился в управлении ассоциации ТСЖ Ленинского района.
Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" является правопреемником ассоциации ТСЖ Ленинского района (преобразование в силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет универсальное правопреемство), в связи с чем, вышеуказанный многоквартирный жилой дом по договору от 24.08.2015 находился в управлении истца.
Согласно пунктам 4.2.2., 4.2.4. договора истец имеет право от имени и в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности представлять в судах их законные интересы, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, а также требовать от собственников помещений внесения платы по договору в полном объеме.
За муниципальным образованием "Город Саратов" зарегистрировано право собственности на нежилое помещение общей площадью 108,8 кв. м., расположенное в многоквартирном доме N 32 по ул. Шехурдина города Саратова.
Истец обосновывает свои исковые требования тем, что в период с 01.06.2021 по 31.07.2021 ответчик не вносил плату за жилищно-коммунальные услуги.
В связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг истец направил ответчику претензию об оплате образовавшейся задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" возражала против взыскания с нее задолженности, поскольку в соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом города Саратова (далее по тексту - Комитет), Комитет является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования "Город Саратов" права собственника муниципального имущества и полномочия в области земельных отношений в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1.3. установлено, что Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования "Город Саратов" права собственника муниципального имущества и полномочия в области земельных отношений в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Основными задачами Комитета, является владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от имени и в интересах муниципального образования "Город Саратов".
Для выполнения задач, Комитет осуществляет следующие полномочия:
- передает муниципальное имущество в аренду, безвозмездное пользование либо на иных правах. Заключает, изменяет, расторгает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, осуществляет начисление арендной платы по договорам аренды и контролирует ее поступление. Является организатором конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества;
- является держателем объектов имущественной части муниципальной казны. Осуществляет распоряжение имуществом казны в рамках имеющихся полномочий по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом, установленных решением Саратовской городской Думы;
- осуществляет обязанности собственника нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах, за исключением нежилых помещений, закрепленных за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения.
Таким образом, исходя из полномочий комитета по управлению имуществом г. Саратова, а также сведений содержащихся в ЕГРН, администрация муниципального образования "Город Саратов" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Комитет по управлению имуществом города Саратова, возражая против удовлетворения исковых требований ссылался на то, что в соответствии с п. 9.1 "Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 28,02.2008 N 25-246, расходы на содержание объектов имущественной части муниципальной казны, не находящихся в пользовании третьих лиц, финансируются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и осуществляются соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов" (держателями объектов имущественной части муниципальной казны) в рамках определенной отраслевой или территориальной принадлежности объектов имущественной части муниципальной казны.
Сводный реестр объектов муниципальной казны содержит данные об объектах муниципального недвижимого имущества, имеющих индивидуальные характеристики (название улицы, номер дома, литер, площадь, этажность и т.д.).
По состоянию на 24.10.2022 года в Сводном реестре объектов муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов", реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" значится нежилое помещение площадью 108,80 кв.м по адресу: г. Саратов, ул. им. А.П. Шехурдина, д. 32.
В отношении вышеуказанного объекта зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Саратов". Держателем объекта определен Комитет по управлению имуществом города Саратова.
В отношении объекта муниципального нежилого фонда площадью 108,80 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. А.П. Шехурдина, д.32 заключен договор аренды объекта нежилого фонда N 1179/4 от 01.08.2017 с ООО "У.К. Ленинского района" сроком действия с 01.08.2017 до 01.08.2021.
Согласно условиям договора аренды арендатор обязуется в течение одного месяца со дня подписания договора:
- заключить договоры на водо-, тепло-, газо-, электроснабжение Объекта посредственно с организациями, представляющими указанные услуги;
- заключить договор на техническое обслуживание Объекта с организацией, представляющей указанный вид услуг;
- заключить договор на сбор и вывоз бытовых отходов, отходов производства потребления с организацией, представляющей соответствующие услуги;
- своевременно производить оплату услуг по указанным договорам.
Сведения о заключенных договорах на жилищно-коммунальные услуги в комитете по управлению имуществом города Саратова отсутствуют.
В связи с отсутствием у Комитета по управлению имуществом города Саратова договорных отношений с истцом, связанных с оплатой услуг по содержанию муниципального нежилого фонда в спорный период, наличия договора аренды объекта муниципального нежилого фонда в спорный период, комитет по управлению имущество города Саратова считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, частично удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьями 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 36, 37, 39, 153 - 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу АНО по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" расходов на содержание общего имущества в сумме 4 783 руб. 94 коп., определив на основании статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.06.2021 N 90-726, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет по управлению имуществом - как лицо, уполномоченное осуществлять от имени муниципального образования "Город Саратов" права собственника муниципального имущества.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, считает его правильным и исходит из следующего.
Исходя из части 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2. настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
На основании части 3 статьи 137 ЖК РФ в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае судом установлено, что нежилое помещение общей площадью 108,80 кв.м., расположенное в многоквартирном доме N 32 по ул. Шехурдина в г. Саратове принадлежит на праве собственности администрации муниципального образования "Город Саратов" и было передано ООО "У.К. Ленинского района" по договору аренды объекта нежилого фонда N 1179/4 от 01.08.2017, срок действия с 01.08.2017 до 01.08.2021.
Согласно условиям указанного договора аренды арендатор обязуется в течение одного месяца со дня подписания договора:
- заключить договоры на водо-, тепло-, газо-, электроснабжение Объекта посредственно с организациями, представляющими указанные услуги;
- заключить договор на техническое обслуживание Объекта с организацией, представляющей указанный вид услуг;
- заключить договор на сбор и вывоз бытовых отходов, отходов производства потребления с организацией, представляющей соответствующие услуги;
- своевременно производить оплату услуг по указанным договорам.
Однако сведения о заключенных договорах на жилищно-коммунальные услуги в Комитете по управлению имуществом города Саратова отсутствуют.
Вместе с тем наличие договора аренды, само по себе, не может служить основанием для освобождения собственника от исполнения возложенных на него в силу закона обязанностей нести указанные расходы.
Обязанность арендатора нести расходы по коммунальному обслуживанию помещения и содержанию общего имущества многоквартирного дома, предусмотренная условиями заключенного договора, установлена в отношениях с ответчиком, а не с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной указанного договора.
Ресурсоснабжающая организация (исполнитель коммунальных услуг) в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, либо управляющей организацией (истцом), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Отсутствие соответствующего договора с собственником помещения не свидетельствует, что собственник нежилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014. Судебная коллегия по экономическим спорам. Часть 4 раздела III. Определение N 306-ЭС14-63).
Из части 1 статьи 155 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Обязанность собственника помещений нести расходы по содержанию и обслуживанию общего имущества дома установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договором.
Однако, в случае не достижения сторонами соглашения (отсутствии договора), закрепляющих обязанность по содержанию общего имущества дома, в частности услуг указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные и капитальные услуги.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), разъяснено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (пункт 16 Правил содержания общего имущества).
Из вышеприведенных норм следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Пунктом 12 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Исходя из вышеназванного пункта и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил содержания общего имущества).
Пунктом 5.1. договора управления многоквартирным домом N 32 по улице Шехурдина в городе Саратове от 24 августа 2015 года, утвержденного общим собранием собственников от 21 августа 2015 года, установлена ежемесячная плата за содержание - 19,79 рублей за 1 кв.м.
Коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение), а также электроэнергия в дом N 32 по улице Шехурдина в городе Саратове поставлялись в спорны й исковой период на основании договоров, заключенных истцом с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При этом абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (статья 545 ГК РФ).
Статьей 544 ГК РФ Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется по правилам, установленным в части 1 статьи 37 ЖК РФ то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Согласно представленному расчету, задолженность по обязательным ежемесячным платежам на содержание общего имущества пропорционально 108,80 кв.м. нежилого помещения в доме N 32 по улице Шехурдина в городе Саратове за период с 01.06.2021 по 31.07.2021 составляет 4 783 руб. 94 коп.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 БК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3-242.6 БК РФ.
В соответствии со статьей 6 БК РФ, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления N 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Принимая во внимание вышеизложенное, указание в резолютивной части судебного акта о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования является недопустимым.
Нежилое помещение расположенное в доме N 32 по улице Шехурдина в г. Саратове.Как является объектом муниципального нежилого фонда.
В соответствии Положением о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.06.2021 N 90-726 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования "Город Саратов" права собственника муниципального имущества и полномочия в области земельных отношений в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 2.1. установлено, что основными задачами комитета, является владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от имени и в интересах муниципального образования "Город Саратов".
Комитет осуществляет следующие полномочия:
- передает муниципальное имущество в аренду, безвозмездное пользование либо на иных правах. Заключает, изменяет, расторгает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, осуществляет начисление арендной платы по договорам аренды и контролирует ее поступление. Является организатором конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества; является держателем объектов имущественной части муниципальной казны. Осуществляет распоряжение имуществом казны в рамках имеющихся полномочий по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом, установленных решением Саратовской городской Думы; осуществляет обязанности собственника нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах, за исключением нежилых помещений, закрепленных за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 3.1.22 решения Саратовской городской Думы от 25.06.2021 N 90-726 "О Положении о комитете по управлению имуществом города Саратова", комитет по управлению имуществом города Саратова осуществляет обязанности собственника нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах, за исключением нежилых помещений, закрепленных за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения.
Решением Саратовской городской Думы от 06.12.2018 N 44-324 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" комитету по управлению имуществом города Саратова выделены денежные средства в рамках муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2018-2022 годы" на оплату за содержание, ремонт в нежилых помещениях, доли муниципального образования в общем имуществе МКД, оплату жилищно-коммунальных услуг в период отсутствия договора аренды или возмездного пользования.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод арбитражного суда о взыскании с Комитета по управлению имущество города Саратова, как надлежащего ответчика задолженности по обязательным ежемесячным платежам на содержание общего имущества пропорционально 108,80 кв.м. нежилого помещения в доме N 32 по улице Шехурдина в городе Саратове за период с 01.06.2021 по 31.07.2021 в размере 4783 руб. 94 коп., и отказе в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Город Саратов".
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2023 года по делу N А57-16769/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Савенкова |
Судьи |
А.Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16769/2022
Истец: АНО по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса Сфера
Ответчик: МО Город Саратов в лице Администрации МО Город Саратов
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ООО "АТСЖ", ООО "У.К. Ленинского района", Саляева Елена Наильевна