г. Саратов |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А12-29576/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Илясова Валерия Сергеевича (ОГРНИП 304345928800096, ИНН 343501832513)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2023 года по делу N
А12-29576/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Илясова Валерия Сергеевича (ОГРНИП 304345928800096, ИНН 343501832513)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д. 12)
о признании незаконным решения,
заинтересованные лица: Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр организации закупок" (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1123444005189, ИНН 3444195533), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (400005, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 54, ОГРН 1023403439861, ИНН 3444011200), Государственного бюджетное учреждение здравоохранения Чернышковская центральная районная больница (404462, Волгоградская область, Чернышковский район, р.п. Чернышковский, ул. Восточная, д. 36, ОГРН 1023405966264, ИНН 3433001000), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Волгоградская областная клиническая больница N 1" (400081, г. Волгоград, ул. Ангарская, д.13, ОГРН 1023402969061, ИНН 3443901306), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2" (404112, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 49, ОГРН 1023402019695, ИНН 3435001319), Государственное учреждение здравоохранения "Жирновская центральная районная больница" (403791, Волгоградская область, Жирновский район, г. Жирновск, ул. Строителей, 1-9, ОГРН1023404975330, ИНН 3407100727),
при участии в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Илясова Валерия Сергеевича Левченко А.В., по доверенности от 24.04.2023,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Бураковой И.К., по доверенности от 18.04.2023,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Илясов Валерий Сергеевич (далее - ИП Илясов В.С., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России, антимонопольный орган, управление) от 15.09.2022 N 034/06/105-956/2022.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Илясов В.С., не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Волгоградским УФАС России в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель ИП Илясова В.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Волгоградского УФАС России в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме "Поставка дезинфицирующих средств (лот 3Д)" (номер извещения 0329200062222005427). Начальная (максимальная) цена контракта 6 822 058,82 руб.
12.09.2022 ИП Илясов В.С. обратился в Волгоградское УФАС России с жалобой на положения извещения о проведении аукциона в электронной форме "Поставка дезинфицирующих средств (лот 3Д)" (номер извещения 0329200062222005427). Жалоба мотивирована тем, что заказчиком нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Как указал заявитель, заказчиком установлены неправомерные необоснованные требования в части обоснования дополнительных характеристик в соответствии с пунктами 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. При формировании обоснования включения дополнительной информации в технические и качественные характеристики товара заказчиком осуществлено ненадлежащее обоснование дополнительных характеристик в части неправомерных ссылок на нормативные правовые акты или иные документы, а также указания характеристик (размер салфеток: длина не менее 150, ширина не более 180, длина не более 125, ширина не менее 175) и не установления требований к упаковке, приводящих к ограничению конкуренции.
Решением Волгоградского УФАС России от 15.09.2022 N 034/06/105-956/2022 жалоба ИП Илясова В.С. признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В обоснование заявленных требований ИП Илясов В.С. указал, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки в части отсутствия надлежащего обоснования предъявления дополнительных требований к товару, что является нарушением Закона о контрактной системе и приводит к ограничению количества участников закупки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение управления соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заявления, с которым предприниматель обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными, выводы антимонопольного органа, поддержанные судом первой инстанции, законными и соответствующими обстоятельства дела по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона (пункт 7 Правил).
Согласно извещению объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств.
В описании объекта закупки заказчиком указаны дополнительные характеристики требуемых к поставке товаров, а также содержится обоснование необходимости установления дополнительных требований к товарам, не предусмотренных КТРУ. Формирование дополнительных требований к характеристикам товара обусловлено недостаточным количеством характеристик в КТРУ. Заказчик определил свои потребности, а также установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения с целью обеспечения безопасной работы персонала и безопасности пациентов.
Закон о контрактной системе и Правила не разъясняют, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
Из положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него, соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям, и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также, если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований о соблюдении конкуренции.
Указанная правовая позиция отражена в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
При этом в пункте 1 названного Обзора под спецификой использования товара понимаются требования с учетом собственных потребностей заказчика и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Таким образом, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающей поставку товара, не соответствующего нуждам заказчика и целям, для достижения которых осуществляется закупка.
Кроме того, ИП Илясов В.С. указывает, что установленные дополнительные характеристики не предусмотрены техническими регламентами и документами, применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Однако, указанный довод является несостоятельным, поскольку в статье 33 Закона о контрактной системе отсутствует какое-либо указание, что дополнительные характеристики могут быть предусмотрены только в случае их указания в регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Конкретные технические регламенты или документы о стандартизации, которые заказчик должен был применить и указать при установлении дополнительных характеристик, заявителем не указаны.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 6 Правил в разделе "Описание объекта закупки" имеется подробное обоснование включения дополнительных характеристик товара.
Судами при рассмотрении дела установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки сформулированы с учетом Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) в соответствии с потребностью ЛПУ, с особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизмов на основании пункта 3583 СанПиН 3.3686-21 и Федеральными клиническими рекомендациями по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях (Протокол N 6 от 19.11.2014), ГОСТ Р 56990-2016 "Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности", ГОСТ Р 58151.1-2018.
Требование к области применения установлено в соответствии ГОСТ Р 56994-2016 "Дезинфектология и дезинфекционная деятельность", с пунктами СанПиН 3.3686-21 пункты: 83, 84, 91, 93, 125, 3402, 3544, 3545, 3548, 3552, 3554, 3555, 3564, 3557, 3558, 3561, 3564, 3566, 3568, 3573, 3575, 3577, 3579-3586, 3593-3597, 3689, пунктом 4.6 МР 3.1.0209-20 "Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (Covid-19)".
Требования к целевой активности установлено в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических правил" СанПиН 3.3686-21, руководствуясь Клиническими рекомендациями (в том числе пунктами 4.2, 4.4, 4.5), ГОСТ Р 56994-2016.
Требование по тестированию Mycobacterium terrae установлено на основании ГОСТ Р 56990-2016.
Время экспозиции дезинфицирующего средства установлено в целях уменьшения контаминации и в соответствии с пунктом 2.8.12 ГОСТ Р 56994-2016, МУ 3.5.1 3674-20 Приложение 2 пункт 5.
Способ применения установлен на основании пункта 91 СанПиН 3.3686-21 "Обеззараживание объектов проводят орошением, протиранием, обработкой аэрозолями, погружением и другими способами".
Требование к расходу средства установлено в целях достижения максимального экономического эффекта от использования средством при среднемесячном плановом количестве использования средства.
Требование ко времени обеззараживания объекта обработки установлено для оптимального периода обеззараживания объектов, при котором обеспечивается гибель бактериальной и вирусной микрофлоры, в рамках требований ГОСТ Р 56990-2016 и руководства Р 4.2.3676-20 с учетом профиля лечебного учреждения и особенностей оказания лечебно-профилактической помощи населению.
Требование к упаковке установлено на основании пунктов 85, 87 СанПиН 3.3686-21, пункта 8 ГОСТ 17527-2020 "Международный стандарт. Упаковка. Термины и определения", а также для удобства хранения, учета и использования в работе, а также для более эффективной и своевременной доставки в нужном количестве в профильные кабинеты со складского помещения.
Какого-либо нормативно правового указания на то, что заказчик обязан раскрыть необходимость использования дополнительных характеристик к потребительским свойствам товара с точки зрения целей приобретения данного товара в рамках законодательства о контрактной системе в Правилах не содержатся.
Заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств невозможности осуществления поставки салфеток, соответствующих описанию, указанному в пунктах 18, 19 в разделе "Описание объекта закупки".
Ссылка предпринимателя на соответствие заявленных характеристик кожного антисептика только одному производителю судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку процедура закупки открыта и направлена на участие в ней не только производителей товаров, а всех иных участников рынка, в том числе поставщиков, дилеров, дистрибьюторов и так далее, которые вправе приобрести указанный товар для участия в закупке. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А57-15349/2020.
В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление. Таким образом, участником данной закупки может выступать любое лицо, в том числе, и не являющееся производителями требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации и удовлетворяющей потребностям заказчика. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов. Заявителем жалобы не представлено доказательств невозможности поставки товара с требуемыми заказчику характеристиками.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что дополнительная информация о товаре обусловлена областью применения и необходима в целях получения заказчиком товара, соответствующего его потребностям, что не противоречит Закону о контрактной системе и не ограничивает конкуренцию.
Наряду с этим, заказчик не обременен обязанностью при описании закупки удовлетворить намерение всех участников рынка, а возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе не может само по себе рассматриваться в качестве нарушение требований Закона о защите конкуренции.
Доказательств, свидетельствующих о том, что требования, содержащиеся в извещении об электронном аукционе, создали одному участнику закупки перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, заявителем не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснование необходимости указания дополнительных характеристик не является технической характеристикой товара и к нему не применимы требования пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции. Соответственно, обоснование дополнительных характеристик не могло служить способом по ограничению конкуренции и допуску участников к закупке.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
Неспособность потенциального продавца предложить необходимый покупателю товар по конкурентоспособной цене не может использоваться в качестве легализующего предлога для понуждения покупателя к приобретению товара, не отвечающего его потребностям и в качестве механизма обхода конкурентной борьбы между участниками рыночных отношений в плане ценообразования на продукцию схожих типов.
Предметом закупки является поставка средств дезинфицирующих для нужд медицинского учреждения, характеристики к дезинфицирующему средству являются необходимыми и значимыми с учетом особых нужд и социальной значимости медицинского учреждения, положения извещения не содержали ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, промышленных образцов, наименования места происхождения товара и производителя товара, что свидетельствует о соблюдении заказчиком требований законодательства в сфере закупок и об отсутствии нарушения положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что жалоба ИП Илясова В.С. правомерно признана необоснованной, оспариваемое решение Волгоградского УФАС России соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, аналогичные доводы ИП Илясова В.С. были предметом оценки судов в рамках дела N А12-17766/2022. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.08.2022 по указанному делу, оставленным без изменения постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 и Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2023, отказано в удовлетворении заявления ИП Илясова В.С. о признании незаконным решения Волгоградского УФАС России от 27.05.2022 по делу N 034/06/106-465/2022.
В соответствии с положениями части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2023 года по делу N А12-29576/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29576/2022
Истец: Илясов Валерий Сергеевич
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЬНИЦА N 1", ВОЛГОГРАД, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕРНЫШКОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК", ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЖИРНОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", АО "ЭТС"