город Омск |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А81-6186/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2711/2023) Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2023 по делу N А81-6186/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой (ОГРН 1028900625302, ИНН 8904013329, адрес: 629305, город Новый Уренгой, Ленинградский проспект, 5, б) к Государственному бюджетному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" (ИНН 8901036328, ОГРН 1188901000078, адрес: 629001, город Салехард, улица Губкина, дом 6, офис 8), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Заполярспецремстрой" (ОГРН 1028900623070, ИНН 8904006829, адрес: 629307, город Новый Уренгой, микрорайон Строителей, 3, 13), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900509538, ИНН 8901002135, адрес: 629007, город Салехард, улица Свердлова, 47), об оспаривании действий и решений по снятию объекта незавершенного строительства с государственного кадастрового учета и акта обследования кадастрового инженера Ходыревой А.Н. на объект незавершенного строительства,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой - до перерыва: Редингер Е.М. (по доверенности N 104 от 01.12.2022 сроком действия по 01.01.2025),
от Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" - после перерыва: Давыдова А.С. (по доверенности от 10.11.2022 N 26 сроком действия до 03.10.2023),
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой (далее - заинтересованное лицо, департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным акта обследования объекта незавершенного строительства - блокированного жилого дома с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01, с кадастровым номером 89:11:020103:2203, выполненного кадастровым инженером Ходыревой Анастасией Николаевной, членом Ассоциации "Союз кадастровых инженеров" (далее - Ходырева А.Н.); признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, Управление Росреестра по ЯНАО,) выразившихся в снятии с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства - блокированного жилого дома с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенного по адресу ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01, с кадастровым номером 89:11:020103:2203; обязании Управления Росреестра по ЯНАО в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу поставить на государственный кадастровый учет объект незавершенного строительства - блокированный жилой дом с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенный по адресу ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01.
Определениями Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2022, 01.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Заполярспецремстрой" (далее - ООО "ЗСРС"), в качестве заинтересованного лица - кадастровый инженер Ходырева А.Н.
Заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлены уточнения заявленных требований, в соответствии с которыми департамент просил: произвести замену ненадлежащего заинтересованного лица Управления Росреестра по ЯНАО на государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Окружной центр технической инвентаризации" (далее - ГБУ ЯНАО "ОЦТИ") в лице Новоуренгойского отдела ГБУ ЯНАО "ОЦТИ"; привлечь Управление Росреестра по ЯНАО к участию в данном деле в качестве третьего лица; признать незаконными действия кадастрового инженера Ходыревой А.Н., являющейся сотрудником Новоуренгойского отдела ГБУ ЯНАО "ОЦТИ", выразившиеся в подготовке акта обследования от 16.11.2020 о демонтаже объекта незавершенного строительства блокированного жилого дома с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенного по адресу ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01, с кадастровым номером 89:11:020103:2203; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) запись о постановке на государственный кадастровой учет объекта незавершенного строительства - блокированного жилого дома с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенного по адресу ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01, с кадастровым номером 89:11:020103:2203.
Уточненные исковые требования приняты к рассмотрению судом первой инстанции. Установив, что ГБУ ЯНАО "ОЦТИ" прекратило свою деятельность с 14.09.2022, путем присоединения к государственному бюджетному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" (далее - ГБУ ЯНАО "ГКО"), суд первой инстанции произвел замену заинтересованного лица - ГБУ ЯНАО "ОЦТИ" на ГБУ ЯНАО "ГКО".
Кроме того, учитывая, что Ходырева А.Н. на момент составления акта обследования от 16.11.2020 являлась работником ГБУ ЯНАО "ОЦТИ" и с 16.09.2021 является работником ООО "Газпром трансгаз Сургут" суд первой инстанции исключил указанное лицо из заинтересованных лиц по данному делу.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2023 по делу N А81-6186/2022 признаны незаконными действия ГБУ ЯНАО "ГКО", выразившиеся в подготовке акта обследования от 16.11.2020 о демонтаже объекта незавершенного строительства - блокированного жилого дома с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенного по адресу ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01, с кадастровым номером 89:11:020103:2203. Управлению Росреестра по ЯНАО предписано восстановить в ЕГРН запись о постановке на государственный кадастровой учет объекта незавершенного строительства - блокированного жилого дома с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенного по адресу ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01, с кадастровым номером 89:11:020103:2203.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУ ЯНАО "ГКО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку заявленные департаментом требования после смены заявителем предмета иска, не могут быть рассмотрены по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку кадастровая деятельность является предпринимательской деятельностью и не является деятельностью, которую ГБУ ЯНАО "ГКО" осуществляет в рамках наделенных публичных полномочий в настоящее время (равно как не являлось такой и для ГБУ ЯНАО "ОЦТИ").
По мнению подателя апелляционной жалобы, действия ГБУ ЯНАО "ГКО" по подготовке акта обследования от 16.11.2022 не могут быть признаны незаконными, поскольку акт обследования - это результат кадастровых работ, правом на проведение которых наделен специальный субъект - кадастровый инженер, а не результат деятельности юридического лица, с которым данный кадастровый инженер состоял в трудовых отношениях на момент его подготовки (ГУЛ ЯНАО "ОЦТИ"), обратное же противоречит положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ, Закон о кадастровой деятельности).
Департаментом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не соглашается с доводами ГБУ ЯНАО "ГКО", полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 25.04.2023, в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 02.05.2023, после окончания которого судебное заседание продолжено. Информация о перерыве в судебном заседании размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
28.04.2023 от департамента в материалы дела поступили письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 02.05.2023 представитель ГБУ ЯНАО "ГКО" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "ЗСРС" и управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между департаментом и ООО "ЗСРС" заключен договор аренды от 20.06.2018 N НУ-159-18 земельного участка с кадастровым номером 89:11:020103:2215 площадью 1 088 кв.м, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, для окончания строительства объекта.
В соответствии с пунктом 1.3 указанного договора аренды на земельном участке имеется объект незавершенного строительства с кадастровым номером 89:11:020103:2203, принадлежащий ООО "ЗСРС" на праве собственности.
Письмом от 30.10.2020 ООО "ЗСРС" уведомило департамент о демонтаже объекта незавершенного строительства.
Согласно выписке из ЕГРН от 21.12.2021 с государственного кадастрового учета 30.12.2020 был снят объект незавершенного строительства - блокированный жилой дом с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенный по адресу ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01, с кадастровым номером 89:11:020103:2203.
26.11.2021 в ходе осуществления муниципального земельного контроля на территории МО г. Новый Уренгой установлено, что на территории земельного участка расположен объект незавершённого строительства, представляющий из себя залитый фундамент и частично возведенный первый этаж; материал, использованный при возведении стен - газоблоки, контейнер (снимок N 2, N 4 протокола осмотра от 26.11.2021).
В связи с чем, департамент установил, что ООО "ЗСРС" намерение о демонтаже объекта незавершенного строительства не исполнило.
Согласно письму Управления Росреестра по ЯНАО от 14.03.2022 N 05-1227-МК/22 объект незавершенного строительства был снят с государственного кадастрового учета в соответствии с представленным заявлением ООО "ЗСРС" и актом обследования от 16.11.2020, составленным кадастровым инженерном Ходыревой А.Н.
Принимая во внимание, что объект незавершённого строительства на земельном участке фактически существует, а запись в ЕГРН о снятии данного объекта с кадастрового учета является недостоверной, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленного фактического существования объекта незавершенного строительства и несоответствия этому имеющихся в ЕГРН сведений, что противоречит положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебная защита осуществляется способами прямо указанными в данной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.
Участниками данных отношений выступают с одной стороны органы, осуществляющие публичные полномочия, с другой стороны - граждане, организации и иные лица, права и законные интересы которых затрагиваются решениями и действиями указанных органов.
Указанное означает, что оспариваемые действия должны быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также должны нарушать права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в настоящем случае департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий кадастрового инженера Новоуренгойского отдела ГБУ ЯНАО "ОЦТИ" Ходыревой А.Н., выразившихся в подготовке акта обследования от 16.11.2020 о демонтаже объекта незавершенного строительства блокированного жилого дома с приквартирными участками 2 очереди строительства, расположенного по адресу ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Строителей, планировочный микрорайон 02:01, с кадастровым номером 89:11:020103:2203.
Между тем заявителем не учтено следующее.
Государственный кадастровый учет осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, в соответствии с частью 2 статьи 7 которого ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
Согласно частям 1,2 статьи 8 Федерального закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7.4 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места) является основанием осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ, кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Частью 4.1 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
Согласно статье 33 Федерального закона N 221-ФЗ, кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица. Публично-правовая компания вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона N 221-ФЗ, по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В результате выполнения указанных в части 1 поименованной статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления их в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
В силу статьи 37 Закона о кадастровой деятельности результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Результаты кадастровых работ являются основанием для обращения в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости или с заявлением о внесении изменений в сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости. По результатам обращения, кадастровым органом принимаются соответствующие решения, которые по своей правовой природе относятся к ненормативным актам и могут быть оспорены в порядке главы 24 АПК РФ.
Между тем возможность оспаривания кадастровых работ, результаты которых оформлены в виде акта обследования, законодательством в области земельных отношений, а равно процессуальным законом не предусмотрена.
Из разъяснений абзаца 3 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями, не подлежат самостоятельному оспариванию (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний). Вместе с тем в судебном порядке могут быть оспорены решения, основанные на зафиксированных данными документами обстоятельствах, либо решения, на основании которых уполномоченным органом выданы указанные документы.
Поскольку действия кадастрового инженера, связанные с подготовкой акта обследования, не содержат в себе властных исполнительно-распорядительных функций, а потому не подлежат обжалованию по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.
В пункте 1 части 1 статьи 150 АПК РФ установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 34 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 АПК РФ прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения арбитражным судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 150, пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2023 по делу N А81-6186/2022 отменить, производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6186/2022
Истец: Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение ЯНАО "Государственная кадастровая оценка", Кадастровый инженер Ходырева Анастасия Николаевна член Ассоциации "Союз кадастровых инженеров", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ГБУ ЯНАО "Государственная кадастровая оценка", Государственное бюджетное учреждение ЯНАО "Окружной центр технической инвентаризации", Новоуренгойский отдел Государственного бюджетного учреждения ЯНАО "Окружной центр технической инвентаризации", ООО "Заполярспецремстрой"
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3249/2023
28.02.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14701/2023
04.12.2023 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-6186/2022
14.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3249/2023
10.05.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2711/2023
23.01.2023 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-6186/2022