г. Чита |
|
11 мая 2023 г. |
Дело N А58-10191/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2023 года по делу N А58-10191/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Регион-14" (ОГРН 1081435007290, ИНН 1435204393, далее - заявитель, общество, ООО "Регион-14") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, далее - Департамент) о признании недействительным отказа от 02.11.2022 N 6742-ДИЗО/2022 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 14:36:102020:968.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2023 года по делу N А58-10191/2022 заявленные требования удовлетворены.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что право на однократное предоставление земельного участка для завершения строительства реализовано, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имелось. Кроме того апеллянт полагает, что суд первой инстанции неверно определил правовосстановительную меру.
Общество в отзыве доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.04.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта незавершенного строительства, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки 1 463,9 м2, степень готовности 30% (на момент регистрации права собственности), адрес объекта: РС(Я), город Якутск, улица Жуковского, дом 12, кадастровый номер 14:36:101020:556.
Право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано 17.12.2013 согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности 14-АБ N 122617.
02.04.2019 между заявителем и Департаментом был заключен договор аренды земельного участка N 09-1/2019-0037, кадастровый номер земельного участка 14:36:102020:968, площадью 2 844 м2 с разрешенным видом использования под склады. Согласно пункту 2.1 договора срок действия договора установлен до 02.04.2022.
Решением суда по делу N А58-202/2022 от 04.04.2022, вступившим в законную силу, суд решил: проверив на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации заявление общества от 17.01.2022 удовлетворено, признан недействительным отказ Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска в предоставлении разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства от 22.12.2021 N 16880-ДГ. Суд обязал Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Регион-14" (ИНН 1435204393, ОГРН 1081435007290) путем повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства от 14.12.2021.
На основании указанного решения разрешение на строительство выдано заявителю в апреле месяце 2022 года после истечения срока на аренду земельного участка.
06.10.2022 заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года без проведения конкурсных процедур на завершение строительства объекта.
Департамент отказал в предоставлении земельного участка заявителю письмом от 02.11.2022 N 6742-ДИЗО/2022 по причине однократного предоставления права на земельный участок для завершения строительства.
После подачи заявителем заявления об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в суд, Департамент направил заявителю уведомление от 02.02.2023 N 457/ДИиЗО об освобождении земельного участка.
Не согласившись с отказом Департамента от 02.11.2022 N 6742-ДИЗО/2022, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением испрашиваемого земельного участка в аренду, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 10 пункт 2 статьи 39.6 ЗК РФ определено, что без проведения торгов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 настоящей статьи предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подпункт 2).
Таким образом, исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов для завершения строительства объекта незавершенного строительства, установлены вышеизложенными нормами и носят однократный характер.
На основании пункта 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 06 октября 2022 года ООО "Регион-14" обратилось в Департамент с заявлением от 06 октября 2022 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 14:36:102020:968, площадью 2 844 м2 расположенного по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. Жуковского, з/у 12, в аренду на 3 года без проведения конкурсных процедур (т.1 л.д.13-15, 104).
В письме от 02 ноября 2022 года N 6742-ДИЗО/22 (т.1 л.д.9-10) Департамент отказал обществу в повторном предоставлении земельного участка, указав, что заявитель уже воспользовался своим правом на заключение договора аренды для целей завершения строительства объекта незавершенного строительства.
В рассматриваемом случае, обществом, действительно, однократно реализовано право на заключение договора аренды земельного участка для завершения объекта незавершенного строительства без проведения торгов, что последним не оспаривается и следует из материалов дела.
В тоже время Департаментом не учтено, что приведенные выше нормы регулируют правоотношения участников строительства, которое ведется в обычных условиях хозяйственной деятельности, и направлено на стимулирование соблюдения сроков строительства в целях скорейшего введения в гражданский оборот объектов недвижимости и недопустимость немотивированного прекращения застройщиком строительных работ.
Согласно положениям статей 36.9, 39.6, 39.16 ЗК РФ, статей 239.1, 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьи 33 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 308-ЭС22-3699, положениям статей 64, 65, 66, 71, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении требования.
В силу Закона N 171-ФЗ в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения в ГК РФ, который дополнен статьей 239.1, предусматривающей продажу такого объекта с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из положений пункта 6 статьи 239.1 ГК РФ применение положений статьи 239.1 названного кодекса возможно в случае, если собственником объекта незавершенного строительства для его завершения реализовано право на однократное его предоставление для целей завершения строительства путем заключения без торгов договора аренды после 01.03.2015 на основании пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Применение положений статьи 239.1 ГК РФ возможно в случае, если собственником объекта незавершенного строительства для его завершения уже было реализовано предусмотренное пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции, действующей с 01.03.2015, право на однократное его предоставление для целей завершения строительства путем заключения без торгов договора аренды после 01.03.2015.
На основании правовой позиции, выраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 308-ЭС22-3699, возможность изъятия объекта, расположенного на публичном земельном участке закон допускает лишь при определенных обстоятельствах, которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 ГК РФ. В отсутствие такого судебного акта собственник объекта незавершенного строительства вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.
Из материалов дела следует, что действия, предусмотренные положениями статьи 239.1 ГК РФ, Департаментом в отношении объекта незавершенного строительства после прекращения действия договора аренды земельного участка не совершались.
Вследствие чего, как поясняет заявитель, он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Заявитель пояснил, что препятствиями по завершению строительства послужили ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшие закрытие границ, что было связано с поставкой оборудования, материально- технического обеспечения, а также трудовыми ресурсами.
Из материалов дела в качестве уважительности причины по завершению строительства усматривается рассмотрение в судебном порядке отказа в выдаче разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства от 22.12.2021 N 16880-ДГ, то есть в период действия договора аренды земельного участка заявитель обращался за получением разрешения на строительство, осуществлял действия по разработке проектной документации, иные мероприятия, направленные на целевое использование земельного участка.
В оспариваемом отказе Департамента в предоставлении земельного участка заявителю письмом от 02.11.2022 N 6742-ДИЗО/2022 в качестве причины послужило только одно основание в виде однократного предоставления права на земельный участок для завершения строительства. Иные основания отказа в оспариваемом отказе не указаны.
Иные доводы в представленном отзыве Департамента в качестве основания отказа с указанием норм права, обосновывающие отказ, не приведены.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно не принял доводы Департамента, заявленные в судебном заседании, учитывая то обстоятельство, что Департамент не реализовал свое право, установленное статьей 239.1 ГК РФ, а заявителю выдано органом местного самоуправления в установленном порядке разрешение на строительство после истечения срока действия договора аренды.
Поскольку Департамент не воспользовался предоставленным статьей 239.1 ГК РФ правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, как предусмотрено подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ, постольку заявитель, обосновавший уважительность причин, в связи с наличием которых строительство не было им завершено до истечения срока действия договора аренды, вправе требовать предоставления земельного участка в аренду, минуя процедуру торгов, для завершения строительства объекта незавершенного строительства.
Согласно заключению кадастрового инженера, отраженному в техническом плане, составленном 23.11.2022, здание готово для проведения работ по внутренней отделке, степень готовности объекта незавершенного строительства составляет 90%.
В этой связи, суд первой инстанции правомерно признал отказ Департамента в заключении договора аренды препятствующим завершению строительства, введению объекта в эксплуатацию, нарушающим право собственности, а также баланс публичных и частных интересов, и, с учетом установленных по делу обстоятельств признал возможным применить восстановительную меру в виде обязания указанного Департамента предоставить обществу в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером 14:36:102020:968 в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером кадастровый номер 14:36:101020:556.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2023 года по делу N А58-10191/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-10191/2022
Истец: ООО "Регион-14"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска