г. Чита |
|
17 мая 2023 г. |
дело N А58-5191/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2023 года по делу N А58-5191/2020 по заявлению Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402047170, ИНН 1435054525) о взыскании 275 114 279,24 рублей убытков,
в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют: Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673), Прокуратура Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402044563, ИНН 1435058287),
при участии в судебном заседании:
от Окружной администрации города Якутска - Ильиной С.А. - представителя по доверенности от 10.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
Окружная администрация города Якутска (далее также - истец или Администрация) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее также - ответчик, Минобрнауки РС(Я) или Министерство) с исковым заявлением о взыскании 275 114 279 рублей 24 копеек.
Определением суда от 27.10.2020 ответчик - Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) заменен на Республику Саха (Якутия) в лице Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Определением суда от 24.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Республики Саха (Якутия).
Определением суда от 04.02.2021 производство по делу N А58-5191/2020 приостановлено до вступления в силу судебных актов Верховного Суда Республики Саха (Якутия) по делам N 3а-17/2021, N 3а-18/2021.
Определением суда от 19.08.2021 производство по делу N А58-5191/2020 возобновлено.
Определением суда от 09.09.2021 принято уточнение исковых требований о взыскании 275 114 279,24 рублей расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.01.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2022 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.01.2022 по делу N А58- 5191/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как принятого с нарушением норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых выразили свое несогласие с ее доводами.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 03 мая 2023 года был объявлен перерыв до 10 часов 50 минут 10 мая 2023 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзывов на нее, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.01.2019 между Минобрнауки Республики и администрацией (получатель) заключено соглашение N 34 на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2019 год в редакции дополнительного соглашения от 10.07.2019, согласно которому администрации предоставлена субвенция в размере 2 113 390 160 рублей.
Размер субвенции на 2019 год определен в соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.04.2014 N 117 (далее - Порядок N 117), Методикой расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, Нормативами финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в расчете на одного воспитанника в год, применяемых для расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам, утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.06.2014 N 179 (далее - Методика N 179, Нормативы N 179).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с административными исками о признании пунктов 3.2, 3.3 Порядка N 117, пункта 5, подпунктов 1, 3, 5 пункта 6 Методики N 179 недействующими, противоречащими требованиям пунктов 3.4.1, 3.6.1, 3.6.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 (далее - Федеральный стандарт N 1155).
Определениями Верховного суда Республики Саха (Якутия) по делам N 3а-17/2021, N 3а-18/2021 от 24 февраля 2021 года производство по делам по административным искам заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка N 117 и Методики N 179 прекращено в связи с тем, что Порядок N 117, Методика N 179 и Нормативы N 179 признаны утратившими силу в связи с утверждением постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.02.2021 N 29 Порядка предоставления и расходования субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, Методики расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, и Нормативов финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в расчете на одного воспитанника в год, применяемых для расчета объема субвенций (далее - Порядок N 29, Методика N 29, Нормативы N 29).
В последующем Порядок N 29, Методика N 29 и Нормативы N 29 признаны утратившими силу в связи с утверждением постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.07.2021 N 237 Порядка предоставления и расходования субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, Методики расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, и Нормативов финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в расчете на одного воспитанника в год, применяемых для расчета объема субвенций (далее - Порядок N 237, Методика N 237, Нормативы N 237).
Обращаясь с иском, Администрация указала, что в размер субвенции, предоставленной ей на 2019 год в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), пунктов 3.6.1, 3.6.3 Федерального стандарта N 1155 не были включены расходы на оплату труда административно-хозяйственных работников, а также работников, осуществляющих финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, в связи с чем у истца возникли убытки в виде выплаты из средств местного бюджета заработной платы перечисленным выше работникам.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В постановлении от 07 июля 2022 года по настоящему делу Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что выводы судов об отсутствии у истца убытков сделаны по неполно выясненным фактическим обстоятельствам и без оценки всех имеющихся в деле доказательств, что не соответствует требованиям части 2 статьи 65, частей 1, 2 статьи 71 АПК РФ.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ, пункта 13 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона N 273-ФЗ, нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию установлена в Федеральном стандарте N 1155, предметом регулирования которого являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования - далее Программа (пункт 1.1 Федерального стандарта N 1155).
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом (пункт 3.6.1 Федерального стандарта N 1155).
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления организацией расходов на оплату труда работников, реализующих Программу (пункт 3.6.3 Федерального стандарта N 1155).
В соответствии с пунктом 3.4.1 Федерального стандарта N 1155 к числу работников, обеспечивающих реализацию Программы, относятся: руководящие, педагогические, учебно-вспомогательные, административно-хозяйственные, научные работники, а также иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей
Таким образом, в размер субвенций, предоставляемой местным бюджетам для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, должны включаться расходы на оплату труда административно-хозяйственных работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, а также иных работников, осуществляющих финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Предоставление указанных субвенций относится к расходным обязательствам органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон N 273-ФЗ, не раскрывая содержание расходов на оплату труда, в главе 5 "Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих педагогическую деятельность" определяет правовой статус педагогического работника (статья 47), научно-педагогических работников (статья 50), руководителей образовательной организации (статья 51).
Статья 52 поименованного закона устанавливает, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1).
Исходя из содержания приведенных федеральных норм в их системном единстве к иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить местным бюджетам субвенцию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, а также по соблюдению требований охраны здоровья. Указанная правовая позиция содержится в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2017 года N 74-АПГ17-1.
Разрешая спор, суды пришли к правильному выводу о том, что при определении размера субвенции, предоставленной истцу на 2019 год, ответчик правомерно руководствовался положениями действовавших в спорный период Порядка N 117 и Методики N 179.
Указанные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) предусматривают направление субвенций на оплату труда административно-управленческого и обслуживающего персонала (подпункт "г" пункта 3.3 Порядка N 117, пункт 5 Методики N 179).
В исковом заявлении, уточнении к нему и дополнительных пояснениях Администрация ссылалась на то, что истец в 2019 году за счет местного бюджета понес расходы на оплату труда работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, находящихся на территории города Якутска, осуществляющих финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, а также административно-хозяйственных работников, поскольку в размер субвенции по соглашению N 34 от 09.01.2019 в редакции дополнительного соглашения от 10.07.2019 указанные расходы не были включены.
Минобрнауки Республики в отзывах на л.д.36-45, 70-71 т.10 указывал на то, что в случае перерасчета размера субвенции на 2019 год с учетом оплаты труда административно-хозяйственного и иного персонала, но по положениям действующих в настоящее время Порядка N 237 и Методики N 237, размер субвенции на 2019 год составит 2 206 122 867 рублей, однако истцом превышена фактическая штатная численность работников над нормативной, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
При наличии данных доводов сторон и установленной законом обязанности субъекта Российской Федерации включать в размер субвенции для местного бюджета расходы на оплату труда указанной выше категории работников суды в нарушение части 2 статьи 65, статьи 168 АПК РФ не включили в предмет судебного исследования вопросы о том, учитывал ли ответчик при определении размера предоставленной администрации на 2019 год субвенции расходы на оплату труда административно-хозяйственных работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, а также иных работников, осуществляющих финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей; относятся ли данные работники к категории "административно-управленческого и обслуживающего персонала", указанной в подпункте "г" пункта 3.3 Порядка N 117, на основании которого определялся размер подлежащих предоставлению истцу денежных средств.
В обоснование заявленного требования истец представил в материалы дела доказательства понесенных им расходов на оплату труда административно-хозяйственных работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, а также иных работников, осуществляющих финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Однако в нарушение части 2 статьи 65, статьи 71 АПК РФ суды не дали оценку указанным доказательствам.
Кроме того, обжалуемые судебные акты в нарушение пункта 3 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ не содержат мотивы, по которым суды приняли или отклонили приведенные ответчиком в обоснование своих возражений доводы о размере субвенции с учетом оплаты труда административно-хозяйственного и иного персонала, о превышении штатной численности работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, исследовать и дать оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего разрешить имеющийся спор.
Исполняя указания суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, начисление заработной платы работников за 2019 год производилось по утвержденным штатным расписаниям за 2018 - 2019 и 2019 - 2020 учебные годы, на основании Положения об оплате труда от 26.06.2013 до 01.10.2019 и с 01.10.2019 на основании Положения от 05.06.2019 N 152п по фактически отработанному времени согласно табелю учета рабочего времени.
Документация, подтверждающая понесенные убытки, в полном объеме представлена в материалы дела (штатные расписания каждого ДОУ, выписки из лицевых счетов на 843л.).
Размер убытков, заявленный ко взысканию, ответчиком по существу и арифметической правильности не оспорен.
Работники, на возмещение оплаты труда которых основаны исковые требования, относятся к категориям административно-управленческого и обслуживающего персонала согласно подпункту "г" пункта 3.3 Порядка N 117.
Частью 1 статьи 52 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно - хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Из анализа положений статей 8 и 9 Закона N 273-ФЗ в части полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации и полномочий органа местного самоуправления, следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны обеспечивать реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, тогда как органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственны за организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами)
Федеральный стандарт N 1155 содержит требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально--техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования)
Названный федеральный стандарт предусматривают обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками (пункт 3.4.1), а также соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, требований охраны здоровья.
Федеральный стандарт N 1155 предусматривают также материально--технические условия реализации основной образовательной программы, к числу которых относятся требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, требований к санитарно-бытовым условиям.
По мнению суда апелляционной инстанции, является обоснованным довод истца, что системный анализ положений Закона N 273-ФЗ, Федерального стандарта N 1155 наряду с нормами действовавшего в 2019 году СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", свидетельствует о том, что уборщик служебных помещений, дворник осуществляют вспомогательные функции при реализации образовательных программ, поскольку выполнение указанными работниками своих трудовых функций связано с созданием благоприятных условий для учебного процесса, что является неотъемлемым условием сохранения здоровья обучающихся.
В письме Минобрнауки России от 31.07.2014 N 08-1002 "О направлении методических рекомендаций" указано, что за счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников: руководящие и административно-хозяйственные работники, работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, в том числе руководители организации, их заместители, в том числе заместители по безопасности, бухгалтера, экономисты, инспектор по охране труда, документоведы, программисты, эксперты, специалисты по кадрам, делопроизводители, кассиры, специалисты планово-экономических отделов, техники, заведующие хозяйством, рабочий по уборке зданий, уборщица, рабочий по комплексному обслуживанию и уборке территории, дворник, охранник, рабочий бассейна, медицинские работники (за исключением медицинских работников, обеспечивающих оказание первичной медико-санитарной помощи <1>, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в том числе медицинская сестра по диетическому питанию, и пр., за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.
В Письме Минпросвещения России от 05.05.2020 N ВБ-985/03 "О финансировании образовательной деятельности" разъяснено следующее:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 41 Федерального N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Частью 2 статьи 41 Федерального N 273-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Часть 3 статьи 41 Федерального N 273-ФЗ определяет, что организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Оказание этой помощи обучающимся производится медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено участие медицинских работников в деятельности образовательных организаций, следовательно, оплата их труда должна осуществляться за счет субвенций субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, штатная численность работников в детских дошкольных учреждениях определялась в соответствии с Постановлением Министерства труда России от 21 апреля 1995 года N 88 и штатными расписаниями учреждений, утвержденными приказами руководителей учреждений.
Количество штатной численности учреждения определяется в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального N 273-ФЗ, согласно которому руководитель учреждения вправе утверждать штатное расписание, если иное не установлено нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Доказательства, подтверждающие превышение Окружной администрацией города Якутска штатной численности, в материалах дела отсутствуют и Минобрнауки РС(Я) не представлены.
Штатные расписания каждого дошкольного образовательного учреждения представлены в материалы дела.
Убытки, понесенные Администрацией, являются необходимыми для надлежащей организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Кроме того, данные убытки являлись необходимыми для недопущения нарушения конституционных прав работников на получение заработной платы.
Минобрнауки РС(Я) является исполнительным органом государственной власти РС(Я) по предоставлению субвенций из государственного бюджета РС(Я) и обеспечивающим реализацию государственных полномочий РС(Я) в сфере образования.
При указанных обстоятельствах превышение штатной численности работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений над численностью административно-хозяйственного и иного персонала, оплата труда которого учтена при определении размера предоставленных Администрации субвенций, не имеет правового значения при определении факта несения убытков Администрацией и обязанного лица их возместить.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции с учетом указаний суда кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2023 года по делу N А58-5191/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402047170, ИНН 1435054525, адрес: 677011, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 30) в пользу Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 15) 275 114 279,24 рублей убытков.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5191/2020
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4148/2023
17.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-888/2022
28.02.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5191/20
07.07.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2633/2022
04.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-888/2022
10.01.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5191/20