г. Тула |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А68-12004/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лекс Фарм" на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.10.2022 по делу N А68-12004/2022 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лекс Фарм" (г. Москва, ОГРН 5147746219220, ИНН 9705003744) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090), третьи лица - Государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Киреевская центральная районная больница", ООО "Фармдинамика", о признании незаконным решения от 12.09.2022 N 071/06/106-1007/2022; взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины;
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Фармдинамика" - Тарарушкин А.Н. (доверенность от 10.01.2023, паспорт, диплом);
от управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области - Курская М.В. (доверенность от 07.04.2023 N 34, удостоверение);
от общества с ограниченной ответственностью "Лекс Фарм" - Зекунов Д.Р. (доверенность от 21.11.2022 N 1/1, паспорт, диплом), Шведова Е.О. (доверенность от 28.10.2022 N 1/3, паспорт, диплом);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лекс Фарм" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - управление) от 12.09.2022 N 071/06/106-1007/2022.
Определениями от 31.10.2022, 08.12.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ ТО "Киреевская центральная районная больница" (далее - ГУЗ ТО "КЦРБ"), ООО "Фармдинамика".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.01.2023 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что именно общество должно было стать победителем спорной закупки, поскольку предложило к поставке препарат, вся цепочка производства которого осуществлена на территории Российской Федерации, с приложением необходимой документации.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 22.08.2022 извещение и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата Цефтриаксон (закупка N 0366300042522000063) размещены в единой информационной системе в сфере закупок; в извещение о закупке изменения не вносились.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 840 руб.
Объектом закупки является лекарственный препарат Цефтриаксон, который включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, в связи с чем в извещении и п. 37 "информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе" части I. Сведения о проводимом аукционе в электронной форме документации об электронном аукционе установлено:
"Ограничение допуска и условия допуска.
Вид требования: Условия допуска, ограничение допуска.
Нормативно-правовой акт: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вид требования: Условия допуска.
Нормативно-правовой акт: Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а так же извещением о проведении закупки и документацией о закупке установлены соответствующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств".
При проведении электронного аукциона ценовые предложения поданы следующими участниками закупки (в порядке ранжирования): с идентификационными номерами заявок 112517123 (ООО "Фармдинамика"), 112514643, 112513630, 112517114, 112518413 (общество), 112519268, 112516575.
Из протокола подачи ценовых предложений от 30.08.2022 следует, что участник закупки с идентификационным номером заявки 112517123 (ООО "Фармдинамика") сделал ценовое предложение в размере 64 396 руб. 80 коп.; ценовое предложение участника закупки с идентификационным номером заявки 112518413 (общество) составило 80 400 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0366300042522000063 от 01.09.2022 заявка участника закупки с идентификационным номером 112519268 отклонена аукционной комиссией на основании п. 4 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289): в заявке участника содержится предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (международное непатентованное наименование/ химическое, группировочное наименование - Цефтриаксон, торговое наименование - Медаксон, форма выпуска, дозировка, фасовка - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 г флаконы N 1, страна происхождения - Республика Кипр).
Управлением в результате анализа заявок участников электронного аукциона установлено, что:
- участник закупки с идентификационным номером заявки 112517123 (ООО "Фармдинамика") предложил к поставке лекарственный препарат "Цефтриаксон", АО "Биохимик", Россия;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 112514643 предложил к поставке лекарственный препарат "Цефтриаксон", ПАО "Красфарма", Россия;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 112513630 предложил к поставке лекарственный препарат "Азарексон", АО "Фармсинтез", Россия;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 112517114 предложил к поставке лекарственный препарат "Цефтриаксон", ПАО "Красфарма", Россия и лекарственный препарат "Цефтриаксон", АО "Биохимик", Россия;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 112518413 (общество) предложил к поставке лекарственный препарат "Цефтриаксон-АКОС", ОАО "Синтез", Россия;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 112519268 предложил к поставке лекарственный препарат "Медаксон", Республика Кипр;
- участник закупки с идентификационным номером заявки 112516575 предложил к поставке лекарственный препарат "Цефтриаксон", ООО "Компания ДЕКО", Россия.
Из представленных документов следует, что на участие в электронном аукционе подано более 2 заявок, которые удовлетворяли требованиям документации об электронном аукционе и одновременно содержали предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, а также не содержали предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Комиссия установила, что в заявках участников закупки с идентификационными номерами N 112514643, N 112513630, N 112517114, N 112516575 отсутствуют сведения о документах, предусмотренные п. 1(2) Постановления N 1289.
В составе заявки с идентификационным номером 112517123 (ООО "Фармдинамика") представлены сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств": сертификат GMP/EAEU/RU/00377-2022 от 05.05.2022 (срок действия до 24.03.2025); сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выданном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке: документ СП-0001674/07/2022 от 06.07.2022 (срок действия 1 год).
Информация о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции) СП-0001674/07/2022 от 06.07.2022, выданном Минпромторгом России, содержится на сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://minpromtorg.gov.rU/docs/#linformaciya_o_vydache_dokumentov_sp.
Вместе с тем, в открытом доступе документы СП, непосредственно содержащие сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, отсутствуют.
СП-0001674/07/2022 от 06.07.2022 в виде отдельного документа в составе заявки участником закупки с идентификационным номером 112517123 (ООО "Фармдинамика") не представлялся.
В составе заявки с идентификационным номером 112518413 (общество) в качестве подтверждения поставляемого лекарственного препарата требованиям п. 1(2) Постановления N 1289 представлены, в том числе:
- копия документа, подтверждающего соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств": копия заключения GMP-0061-000372/19 от 19.04.2019 (продлено в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российский Федерации от 18.05.2022 N 1987);
- копия документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выданном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке: документ СП-0001459/03/2022 от 02.03.2022 (срок действия 1 год).
Комиссия пришла к выводу, что заявки с идентификационными номерами 112517123, 112518413 содержат необходимые сведения, предусмотренные п. 1(2) Постановления N 1289, и признала победителем электронного аукциона, предложившим наименьшую цену контракта среди участников закупки, заявки которых отвечают совокупности условий, указанных в пп. "а" и "б" п. 1.4 Приказа N 126н, - ООО "Фармдинамика".
В управление 07.09.2022 поступила жалоба общества на действия заказчика, аукционной комиссии по осуществлению закупок ГУЗ ТО "КЦРБ" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата Цефтриаксон (закупка N 0366300042522000063).
Поскольку СП-0001674/07/2022 от 06.07.2022 на заседание комиссии не был представлен, управление пришло к выводу, что весь технологический процесс производства лекарственного препарата, предложенного участником закупки с идентификационным номером 112517123 (ООО "Фармдинамика"), осуществляется на территории Российской Федерации, либо других стран Евразийского экономического союза, в связи с чем жалоба общества признана необоснованной (решение от 12.09.2022 по делу N 071/06/106-1007/2022).
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области.
Рассматривая заявление и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением N 1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 15 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ; извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 Постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке оригинальных или референтных лекарственных препаратов по перечню согласно приложению, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Закона N 135-ФЗ, при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с п. 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
При этом согласно п. 1(1) Постановления N 1289 в случае, если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном п. 1 Постановления N 1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в п. 1(1) Постановления N 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке (п. 1(2) Постановления N 1289).
Подпунктом 1.4 п. 1 Приказа N 126н установлено, что в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с п. 1 Постановления N 1289 контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с п. 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в пп. "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с п. 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в пп. "а" настоящего подпункта.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 1(2) Постановления N 1289, надлежащим и достаточным подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в п. 1(1) Постановления N 1289, является предоставление участником закупки в заявке сведений о документе (а не самого документа), содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда области, поскольку в отсутствие документа, сведения о котором были продекларированы ООО "Фармдинамика" в заявке, у участника закупки отсутствовала возможность проверить информацию о начальной стадии технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемого на территории Евразийского экономического союза (графа 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы" СП). При данных обстоятельствах декларирование ООО "Фармдинамика" в заявке сведений о СП-0001674/07/2022 от 06.07.2022 как о документе, подтверждающем осуществляемые на территории Евразийского экономического союза стадии производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции, не носило достоверный характер.
Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 установлено, что в соответствии с разделом 7, содержащим требования и порядок заполнения сертификата, обозначение "П" присваивается товару, полностью произведенному в государстве - участнике Соглашения, а обозначение "Д" - товару, подвергнутому достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции. Согласно п. 4.2.3.2 Приказа ТПП РФ от 21.12.2015 N 93 "О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов)" сведениями и документами, подтверждающими возможность осуществления деятельности по производству (изготовлению) товара является копия документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, а при его отсутствии - комплект документов, подтверждающий выполнение технологического процесса производства лекарственного препарата или лекарственной формы, оформленный в соответствии с предусмотренными законодательством требованиями. В представленном ООО "Фармдинамика" сертификате о происхождении товара "Цефтриаксон" по форме СТ-1 (АО "Биохимик") в графе 9 "Критерии происхождения" указано Д 3004, что свидетельствует о том, что документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, в котором указаны все стадии локализованного производства, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляемый на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, представлен не был.
Кроме того, согласно пояснениям к апелляционной жалобе от 24.04.2023, в документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства "Цефтриаксон", осуществляемых на территории ЕАЭС (N СП-0001674/07/2022 от 06.07.2022), предусмотрена строка 2.А "Производство фармацевтической субстанции (далее указываются стадии технологического процесса)".
Указанная строка содержит графы 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы", 2.А.2 "Стадии обработки (без изменения молекулы): очистка, стерилизующая фильтрация", 2.А.3 "Завершающие стадии производства: сушка", 2.А.4 "Фасовка фармацевтической субстанции: фасовка в первичную упаковку", 2.А.5 "Упаковка: упаковка и маркировка". При этом, в графе 2.А.1 указан знак "----" (прочерк).
Таким образом, заявка на участие в электронном аукционе ООО "Фармдинамика" не содержит данных о производстве лекарственного препарата "Цефтриаксон", первая из стадий производства которого (синтез молекулы стадии 2.А.1) осуществляется на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно п. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Таким образом, законодатель возложил на членов комиссии обязанность проверять представленные в составе заявки сведения участников. В связи с изложенным, несмотря на предусмотренную п. 1(2) Постановления N 1289 возможность декларировать в заявке сведения о СП, наличие в заявке участника информации, дающей объективные основания сомневаться в достоверности сведений, продекларированных ссылкой на данный документ (без его приложения к заявке), порождает обязанность членов комиссии проверить достоверность соответствующих сведений. Данная обязанность комиссией выполнена не была. При наличии противоречий в представленных ООО "Фармдинамика" документах, в отсутствие информации о содержании продекларированного документа о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства (СП), без проверки достоверности представленной информации, основания для вывода о наличии одного из условий пп. 1.4 п. 1 Приказа N 126н ("заявка участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза"), у заказчика не было.
Аукционная комиссия, состоящая из представителей заказчика, не только вправе, но и обязана проверить достоверность сведений, содержащихся в заявке, поскольку проверка сведений о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства на стадии исполнения контракта невозможна, так как в числе документов, которые поставщик обязан представить заказчику при поставке товара, документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса не назван.
В результате подход, при котором допускается признавать победителем участника, чья информация в заявке вызывает объективные сомнения в достоверности, которые не подвергаются проверке заказчиком ни на стадии заключения контракта, ни на стадии его исполнения, противоречит самому смыслу законодательства, регулирующего спорные правоотношения в целях создания преференции лекарственным препаратам, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов ЕАЭС. При данных обстоятельствах у управления отсутствовали основания для признания жалобы общества на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Цефтриаксон) (закупка N 0366300042522000063) необоснованной.
При этом правовосстановительная функция судебного акта, принятого в порядке ст. 24 АПК РФ, заключается в констатации факта нарушения закона и законных прав и интересов заявителя на момент принятия такого акта, а при обстоятельствах настоящего дела, принимая во внимание, что 13.09.2022 между ГУЗ ТО "КЦРБ" и ООО "Фармдинамика" заключен контракт N Ф.2022.0063 на поставку лекарственного препарата Цефтриаксон, который в настоящее время исполнен в полном объеме, ограничивается исключительно указанием на незаконность решения без возложения обязанности устранить нарушенное право заявителя.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 руб.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы общество по платежному поручению от 20.02.2023 N 173 уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и в соответствии со ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.01.2023 по делу N А68-12004/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лекс Фарм" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12004/2022
Истец: ООО "Лекс фарм"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
Третье лицо: ООО "Фармдинамика", ГУ здравоохранения Тульской области "Киреевская центральная районная больница"