г. Москва |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А40-206754/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей О.Г. Головкиной, Е.Б. Алексеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.И. Воргулевой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Рейс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2023 года
по делу N А40-206754/20, принятое судьей О.А. Березовой,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21 строение 1)
Правительства Москвы
(ОГРН: 1027739813507, 125032, г Москва, улица Тверская, 13)
к Акционерному обществу "Рейс"
(ОГРН: 1027739001663, 129343, г Москва, пр-д Серебрякова, д.14 б)
третьи лица: Управление Росреестра по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Госинеспекция по недвижимости города Москвы
о признании самовольной постройкой
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: Гусейнова А.В. по доверенностям от 02.12.2022 и 07.07.2022, диплом
107704 0186421 от 13.07.2021;
от ответчика: Степанова Л.Н. по доверенности от 24.06.2022, диплом 107704 0184124 от 09.07.2020; Надежина М.С. по доверенности от 16.01.2023, диплом 107704 0184140 от 09.07.2020;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Истцы: Правительство Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Департамент) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "Рейс" (далее - АО "Рейс", ответчик) о признании самовольными постройками помещения площадью 774, 3 кв. м (этаж 1, пом. II, комн. 8, этаж 3, пом. VIII, комн. 1-19, лестничные клетки А, Б, этаж 4, пом. IX, комн. 1-15, лестничные клетки А, Б, этаж 5, пом. X, комн. 1-19, лестница В) в здании с кадастровым номером 77:02:0015011:2509 по адресу: г. Москва, пр-д Серебрякова, д. 14Б, стр. 2, и пристройку площадью 5, 9 кв. м (этаж 1, комн. Б) к зданию с 2 кадастровым номером 77:02:0015011:1047 по адресу: г. Москва, пр-д Серебрякова, д. 14Б, стр. 8; обязании ответчика привести указанные здания в первоначальное состояние (в соответствии с технической документацией МосгорБТИ от 08.07.1993 применительно к стр. 2 и технической документацией МосгорБТИ от 16.03.1995 применительно к стр. 8) путем демонтажа перечисленных помещений в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок предоставить Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы право демонтировать спорные помещения с отнесением расходов на ответчика; признать отсутствующим зарегистрированное за ответчиком право собственности на стр. 8 в части спорной пристройки площадью 5, 9 кв. м (этаж 1, комн. Б) (с учетом заявленных уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Исковые требования заявлены на основании статей 11, 12, 130, 222, 263, 264, 272, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 3.3 Федерального закона от25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 1, 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Гр РФ), Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление N 819-ПП), пункта 4.1 постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП, пункта 6.28 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление 10/22), и мотивированы тем, что ответчиком возведены пристройки, имеющие признаки самовольной постройки, подлежащие сносу.
АО "Рейс" в порядке статьи 132 АПК РФ обратилось с встречными требованиями к Правительству Москвы и Департаменту городского имущества г. Москвы о признании право собственности на реконструированные здания - стр. 2 и 8 по адресу: г. Москва. пр-д Серебрякова, д. 14Б.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Росреестра по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Госинспекция по недвижимости города Москвы.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2023 первоначальные исковые требования удовлетворены частично.
Признаны самовольной постройкой помещения площадью 774, 3 кв. м (этаж 1, пом. II, комн. 8, этаж 3, пом. VIII, комн. 1-19, лестничные клетки А, Б, этаж 4, пом. IX, комн. 1-15, лестничные клетки А, Б, этаж 5, пом. X, комн. 1-19, лестница В) здания с кадастровым номером 77:02:0015011:2509 по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, д. 14Б, стр. 2.
Суд обязал АО "Рейс" привести здание с кадастровым номером 77:02:0015011:2509 по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, д. 14Б, стр. 2, - в первоначальное состояние (в соответствии с технической документацией МосгорБТИ от 08.07.1993) путем сноса (демонтажа) помещений площадью 774, 3 кв. м (этаж 1, пом. II, комн. 8, этаж 3, пом. VIII, комн. 1-19, лестничные клетки А, Б, этаж 4, пом. IX, комн. 1-15, лестничные клетки А, Б, этаж 5, пом. X, комн. 1-19, лестница В).
Установлен срок исполнения ответчиком решения суда - в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный судом срок предоставить Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы право снести (демонтировать) указанные помещения с отнесением расходов на ответчика; признать отсутствующим зарегистрированное за АО "Рейс" право собственности на здание с кадастровым номером 77:02:0015011:1047 по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, д. 14Б, стр. 8, - в части пристройки площадью 5, 9 кв. м (этаж 1, комн. Б).
В удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований отказано.
Встречные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 02.03.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных требований, удовлетворив встречные требования.
Заявитель выражает свое несогласие с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам.
Сторона ссылается на нарушение норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 22.05.2023 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истцов возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истцов и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2023 на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, в частности путем признания права.
В силу статьи 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; размещение наружной рекламы; установление порядка возведения произведений монументально-декоративного искусства в городе Москве.
Согласно статье 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет контроль в сфере градостроительства и землепользования, разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования, осуществляет в соответствии с законодательством города Москвы регулирование градостроительной деятельности, осуществляет подготовку разрешительной документации на проектирование и строительство объектов.
В соответствии со статьей 11 указанного закона Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города, осуществляющим функции по выполнению полномочий собственника в отношении имущества и земель города Москвы, использования, охраны и их учета на территории города Москвы.
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
На основании пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет, принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и пределах установленных законом или договором с собственником.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В статьях 48, 49, 51 ГрК РФ установлен порядок и требования к разработке и согласованию исходно-разрешительной и проектной документации, получению разрешения на производство работ по строительству и реконструкции.
Как установлено судом апелляционной инстанции, по договору аренды земель в г. Москве от 09.07.1996 N М-02-005979, заключенному Москомземом (арендодатель) и ответчиком (арендатор), последнему предоставлен в аренду земельный участок площадью 13 917 кв. м по адресу: г. Москва, пр-д Серебрякова, вл. 14Б, - для эксплуатации зданий, перечисленных в пункте 1.1 договора.
Согласно выпискам из ЕГРН ответчик является собственником зданий, расположенных на указанном земельном участке, - стр. 2 площадью 1 510, 3 кв. м с кадастровым номером 77:02:0015011:2509 и стр. 8 площадью 1 954, 5 кв.м с 4 кадастровым номером 77:02:0015011:1047. Актом Госинспекции по недвижимости города Москвы от 16.03.2020 N 9028259 установлено, что по адресу: г. Москва, пр-д Серебрякова, д. 14Б, - располагается 5- этажное здание (стр. 2) площадью 1 510, 3 кв. м, которое по состоянию на 08.08.1993 являлось 2-этажным и имело площадь 676 кв. м; в 2004 году здание надстроено, возведены 3 новых этажа (3-й, 4-й и 5-й). Актом Госинспекции по недвижимости города Москвы от 16.03.2020 N 9028259 установлено, что по указанному адресу располагается 4-этажное здание (стр. 8) площадью 1 954, 5 кв.м, которое по состоянию на 16.03.1995 имело площадь 1 819 кв.м, увеличение площади произошло в результате устройства в здании лифтовых шахт, входов в лифтовые шахты и возведения пристройки к зданию (подъемника).
Таким образом, истцы указывают, что помещения площадью 774, 3 кв. м (этаж 1, пом. II, комн. 8, этаж 3, пом. VIII, комн. 1-19, лестничные клетки А, Б, этаж 4, пом. IX, комн. 1-15, лестничные клетки А, Б, этаж 5, пом. X, комн. 1-19, лестница В) в здании с кадастровым номером 77:02:0015011:2509 по адресу: г. Москва, пр-д Серебрякова, д. 14Б, стр. 2, и пристройку площадью 5, 9 кв. м (этаж 1, комн. Б) к зданию с 2 кадастровым номером 77:02:0015011:1047 по адресу: г. Москва, пр-д Серебрякова, д. 14Б, стр. 8, обладают признаками самовольной постройки.
Как разъяснено в Обзоре Верховного суда РФ от 06.07.2016, согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный порядок, установленный ГрК РФ, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Государственная регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости может быть осуществлена только при предоставлении заявителем соответствующих документов, предусмотренных законом, и, в первую очередь, документов, подтверждающих ролевое назначение земельного участка, на котором возведен объект, то есть, земельный участок должен быть отведен под строительство капитального недвижимого имущества, так как один из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5, пункта 1, статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П, согласно которой, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 стать 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 ГК РФ обстоятельств влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
В пункте 23 Постановления N 10/22 разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (часть 1, пункта 3, часть 17 статьи 51 ГрК РФ).
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Указанная статья содержит в себе три признака, позволяющих квалифицировать объект недвижимости, как самовольную постройку.
Согласно разъяснениям пункта 28 Постановления N 10/22 положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
При этом в пункте 29 Постановления N 10/22 разъяснено, что если перепланировка, переустройство объекта недвижимости не привели к созданию нового объекта недвижимости, а также если самовольно возведенный объект не является недвижимым имуществом, то положения статьи 222 ГК РФ не применимы.
Положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизой установлено, что в стр. 2 проведена реконструкция, в результате которой площадь здания увеличилась с 734, 8 кв. м до 1 510, 3 кв. м, этажность увеличилась с 2-х этажей до 5-ти этажей, высота увеличилась с 6, 55 м до 14, 68 м, площадь застройки увеличилась с 446, 6 кв. м до 448, 7 кв. м, строительный объем увеличился с 2 912 куб. м до 6 516 куб. м, результатом реконструкция явилось возникновение новых помещений площадью 774, 3 кв. м (этаж 1, пом. II, комн. 8 (пристроенная часть площадью 4, 8 кв. м), этаж 3, пом. VIII, комн. 1-19 площадью 289, 3 кв. м, лестничные клетки А, Б площадью 32, 6 кв. м, этаж 4, пом. IX, комн. 1-15 площадью 320, 1 кв. м, лестничные клетки А, Б площадью 33, 4 кв. м, этаж 5, пом. X, комн. 1-9 площадью 79, 8 кв. м, лестница В площадью 14, 3 кв. м), при этом при реконструкции возведены 3 новых этажа - 3-й, 4-й и 5-й.
Как следует из материалов дела, из представленной в дело технической документации (технических паспортов, поэтажных планов, экспликаций к ним и др.) следует, что стр. 2 - здание 1986 года постройки по состоянию на 08.07.1993 и на 26.09.2000 являлось 2-этажным, площадь здания составляла 676, 3 кв. м, а с учетом лестничных клеток и тамбура - 734, 8 кв. м (площадь помещений "за итогом" - 26, 8 кв. м).
АО "Рейс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Госинспекции по недвижимости от 14.05.2020 N 1160-ЗУ/9028259-20 о привлечении к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы в виде штрафа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2021 по делу N А40-104840/20 в удовлетворении заявления общества отказано.
Ответчик ссылается на то, что работы, в результате которых площадь здания увеличена, выполнены на основании заключения ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры, распоряжения префекта СВАО г. Москвы, решения Межведомственной комиссии округа о согласовании перепланировки в здании.
Заключение для предоставления на межведомственную комиссию N 147а/03 выдано в отношении работ по перепланировке помещений, расположенных на 3-5 этажах, а не на 1-2 этажах здания.
Согласно экспертному заключению, строительные работы в здании относятся к работам по реконструкции.
Разрешительные документы на проведение работ, а также акт ввода в эксплуатацию отсутствуют.
Земельный участок для целей строительства (реконструкции) объекта не представлялся. Разрешения на проведение работ по строительству (реконструкции) объекта отсутствуют.
В силу статьи 195 ГК РФ под исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), установлен в три года (статья 196 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ определено, что исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 6 и 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", исковая давность не распространяется на требование о сносе постройки, созданном на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком, а также на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан.
В данном случае требование истцов об освобождении земельного участка от самовольной постройки, заявленное в отсутствие фактического владения со стороны истцов земельным участком, занятым спорной постройкой, не может быть квалифицировано в качестве негаторного (статья 304 ГК РФ), в связи с чем к такому требованию подлежат применению общие правила об исковой давности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.11.2006 N 445-0, действующее гражданское законодательство под исковой давностью понимает срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ). Институт исковой давности в гражданском праве имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению хозяйственных договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов.
Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является согласно пункту 2 части 2 статьи 199 ГК РФ самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (Пункты 4, 7, 10, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29.09.2015 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Пропуск срока исковой давности является основанием для отказа в судебной защите нарушенного права. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 14.05.2013 N ВАС-4751/13 по делу N А40-107773/2011 указывает, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьей 196, пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан сохранением спорного объекта, а также пропуска истцом срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком.
Указанные выводы согласуются с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, а также подтверждены судебной практикой, изложенной в Определении ВАС РФ от 28.07.2014 N ВАС-9944/14 по делу NА40-64418/13, Определении Верховного Суда РФ N 305-ЭС15-7318 от 17.07.2015 по делу N А40-185452/2013 Определении Верховного Суда РФ N 569-ПЭК15 от 14.12.2015 по делу N А40-161453/2012, Определении Верховного Суда РФ N 305-ЭС15-13153 от 15.10.2015 по делу N А40-73203/2013, Определении Верховного Суда РФ N 569-ПЭК15 от 14.12.2015 по делу N А40-161453/2012 Определении Верховного Суда РФ N 305-ЭС18-17479 от 31.10.2018 по делу N А40- 17616/2016, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.12.2019 N 305-ЭС19-18665 по делу N А40-116882/2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В силу статьи 3 Закона систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, пунктом 7 статьи 3 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 префектура административного округа города Москвы - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.
Таким образом, префектура административного округа наряду с Правительством Москвы, Департаментом городского имущества города Москвы (правопреемник Департамента земельных ресурсов города Москвы), участвуя в регулируемых гражданским законодательством отношениях, представляют в рамках предоставленной компетенции субъект Российской Федерации - город Москва, являющийся в силу статей 2, 125 ГК РФ участником регулируемых гражданским законодательством отношений.
Перераспределение собственником имущества полномочий между органами исполнительной власти Москвы не изменяет субъектный состав лиц, участвующих в деле.
Департамент и Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы включены в перечень органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы.
Суд апелляционной инстанции отмечает, в материалах дела отсутствует доказательства, что Департаменту стало известно о наличии на земельном участке спорного объекта из переписки или каких-либо обращений иных организаций ранее проведения обследования.
О недобросовестности ответчика Департаменту стало известно в результате проверки контрольного органа Госинспекция по недвижимости города Москвы, то есть 16.03.2020, с даты составления акта
Истцы обратились в Арбитражный суд города Москвы за нарушением своих прав 28.10.2020, следовательно, срок исковой давности не пропущен.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования о признании самовольной постройкой помещения площадью 774, 3 кв. м (этаж 1, пом. II, комн. 8, этаж 3, пом. VIII, комн. 1-19, лестничные клетки А, Б, этаж 4, пом. IX, комн. 1-15, лестничные клетки А, Б, этаж 5, пом. X, комн. 1-19, лестница В) здания с кадастровым номером 77:02:0015011:2509 по адресу: г. Москва, пр. Серебрякова, д. 14Б, стр. 2.
В удовлетворении встречного иска правомерно отказано, при отсутствии доказательств подтверждающих его обоснованность, с учетом того, что ответчик является арендатором земельного участка, предоставленного исключительно для эксплуатации зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, для строительства (реконструкции) земельный участок ему в аренду не предоставлялся, что само по себе исключает применение пункта 3 статьи 222 ГК Российской Федерации.
Кроме того, ответчиком не оспорено, что доказательств предпринимаемых мер для получения разрешения на строительство не представлены.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2023 года по делу N А40-206754/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Алексеева Е.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206754/2020
Истец: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "РЕЙС"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20122/2023
24.09.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52695/2024
28.06.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-206754/20
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20122/2023
17.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24210/2023
02.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-206754/20