г. Челябинск |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А07-2667/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2023 по делу N А07-2667/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции принял участие представитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - Байназаров А.А. (доверенность от 29.12.2021, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее - заявитель, УФСИН России по Республике Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФК по Республике Башкортостан, Казначейство) о признании недействительным пункта 1 требования Представления от 10.12.2020 N 0100-20-06/8512 в части: " - по пункту 1 настоящего Представления устранить нарушение путем перечисления причиненного указанным нарушением ущерба Российской Федерации в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации Российской Федерации 320 1 13 02991 01 6000 120 средств федерального бюджета, использованных по нецелевому назначению, в размере 2 510 002,78 рублей и принятии мер по устранению причин и условий нарушения, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской регулирующего установленную сферу деятельности" (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Республики Башкортостан.
Решением суда от 25.01.2023 заявленные требования удовлетворены, пункт 1 представления УФСИН России по Республике Башкортостан от 10.12.2020 N 0100-20-06/8512 признан недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Республике Башкортостан обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на законность и обоснованность оспоренного представления. Полагает, что наличие письма главного распорядителя средств федерального бюджета о выделении средств на конкретные цели, наличие бюджетной системы, платежного поручения виду расходов - 244, не может являться подтверждением целевого использования бюджетных средств, так как действующими законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, главным распорядителям средств федерального бюджета право определения порядка применения бюджетной классификации не представлено. Расчеты за работы УФСИН России по Республике Башкортостан следовало производить по статье 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества". Однако, фактически оплата работ произведена УФСИН России по Республике Башкортостан из средств федерального бюджета, выделенных по статье 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд", в связи с чем УФСИН России по Республике Башкортостан нарушило статьи 38, 162, пункт 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществлено на основании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, приложенных к заявкам - счета от 03.11.2017 N 448 на оплату аванса и счет-фактуры от 15.12.2017 N 528. Выявление факта нецелевого использования средств федерального бюджета в ходе санкционирования расходов было невозможным в связи с тем, что к заявкам на кассовый расход акт о приемке выполненных работ за декабрь 2017 года от 15.12.2017 N 1 (формы КС-2) приложен не был. Выявление нецелевого использования средств федерального бюджета в ходе постановки на учет бюджетного обязательства также было невозможным.
В судебном заседании представитель УФК по Республике Башкортостан поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФСИН России по Республике Башкортостан 30.05.2017 обратилось к главному распорядителю бюджетных средств в лице ФСИН России о выделении лимитов бюджетных обязательств в 2017 году ориентировочно в сумме 16 617 тыс. руб. на подключение к городским тепловым сетям теплового пункта ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России в связи с прекращением производственной деятельности, реализации производственных площадей и аварийным состоянием котельного оборудования предприятия "ЛО БПО Прогресс", от которого осуществлялось теплоснабжение и горячее водоснабжение ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России, с приложением перечня работ, необходимых для реализации данных мероприятий.
Указанием ФСИН России от 12.09.2017 N исх-20-60693 выделены бюджетные ассигнования по КБК 0305 42 3 08 90049 244 в сумме 2714,3 тыс. руб. с указанием целевого назначения на разработку проектно-сметной документации и проведения технического перевооружения индивидуального теплового пункта ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России.
Денежные средства выделены расходным расписанием от 13.09.2017 N 320/00130573/035 по КБК 320 главе 320 - "Федеральная служба исполнения наказаний"; подразделу 0305 "Система исполнения наказаний", целевой статье 4230890049 "Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований"; виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг".
Казначейство в соответствии с приказом от 11.09.2020 N 308 "О назначении плановой камеральной проверки в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" в период с 28.09.2020 по 13.10.2020 в отношении УФСИН России по Республике Башкортостан проведена плановая проверка предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, результаты проверки отражены в акте камеральной проверки Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (УФСИН России по Республике Башкортостан) от 13.10.2020).
В ходе проверки установлено использование средств федерального бюджета, выделенных в 2017 году по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" для оплаты государственного контракта от 25.10.2017 N 3/13-3423, заключенного между управлением и Федеральным государственным унитарным предприятием "Управление строительства N 3 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - предприятие), на выполнение работ по техническому перевооружению индивидуального теплового пункта Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 2 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - учреждение) на сумму 2 510 002 рубля 78 копеек, подлежащих отнесению за счет средств, выделенных по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", что привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета.
По итогам проверки Казначейством в адрес УФСИН России по Республике Башкортостан внесено представление от 10.12.2020 N 0100-20-06/8512, полученное последним 17.12.2020, в котором указано, что:
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение статьи 38, статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 5.1 пункта 5 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее - ВСН 58-88 (р)), пункта 3 Перечня дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов, приложенного к ВСН 58-88 (р), Учреждением за счет средств федерального бюджета в 2017 году по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" оплачены расходы по капитальному ремонту индивидуального теплового пункта, подлежащие отнесению за счет средств, выделяемых по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", что привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета на сумму 2 510 002,78 рублей;
2. В нарушение пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 N 112н, пункта 7 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 02.02.2017 N 76, Учреждением в 2017 году допущены 5 случаев утверждения изменений показателей бюджетной сметы на 2017 финансовый год (на плановый период 2018 и 2019 годов) позже 10 рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств на сумму 928 000,00 рублей;
3. В нарушение частей 6, 8 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" /далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Учреждением в 2019 году не предъявлен Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление строительства по СевероКавказскому Федеральному округу" Федеральной службы исполнения наказаний штраф за факт неисполнения этапа работ "Выполнение инженерных изысканий", предусмотренного Государственным контрактом от 25.12.2018 N 3/13-596 государственного контракта 1819320105962000000000000 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, включая изыскательские работы, по объекту капитального строительства: "Следственный изолятор на 500 мест ГУФСИН России по Республике Башкортостан в Иглинском районе Республике Башкортостан" ИКЗ 181027500645502750100100962927112413;
4. В нарушение частей 6, 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Учреждением в 2019 году не предъявлены Федеральному государственному унитарному предприятию "Управление строительства N 3" Федеральной службы исполнения наказаний пени за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного Государственным контрактом от 24.07.2019 N 3/13-186.
Данным представлением Казначейство обязало в срок до "15" февраля 2021 года принять меры по устранению нарушений и принять меры по устранению их причин и условий, в том числе:
- по пункту 1 Представления устранить нарушение путем перечисления причиненного указанным нарушением ущерба Российской Федерации в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации Российское Федерации 320 1 13 02991 01 6000 130 средств федерального бюджета, использованных по нецелевому назначению, в размере 2 510 002 руб. 78 коп. и принять меры по устранению причин и условий нарушения, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности;
- по пунктам 3, 4 Представления устранить нарушение путем направления в адрес контрагентов требований об уплате пеней, штрафа и принять меры по устранению причин и условий нарушений, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности.
Не согласившись с вынесенным представлением в части пункта 1, УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о необоснованности пункта 1 оспоренного представления.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.
Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
Статьей 269.2 БК РФ предусмотрено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления (пункт 2).
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (пункт 1 статьи 270.2 БК РФ).
Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В силу положений пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, денежные средства выделены заявителю расходным расписанием от 13.09.2017 N 320/00130573/035 по КБК 320 главе 320 - "Федеральная служба исполнения наказаний"; подразделу 0305 "Система исполнения наказаний", целевой статье 4230890049 "Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований"; виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг".
В ходе проверки Казначейством установлено использование средств федерального бюджета, выделенных в 2017 году по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" для оплаты государственного контракта от 25.10.2017 N 3/13-3423, заключенного между Управлением и Федеральным государственным унитарным предприятием "Управление строительства N 3 Федеральной службы исполнения Наказаний" (далее - предприятие), на выполнение работ по техническому перевооружению индивидуального теплового пункта Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 2 Федеральной службы исполнения наказаний" на сумму 2 510 002 рубля 78 копеек, подлежащих отнесению за счет средств, выделенных по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", что привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета.
По итогам проверки Казначейством в адрес УФСИН России по Республике Башкортостан внесено представление от 10.12.2020 N 0100-20-06/8512.
По итогам данной проверки Казначейством, по тем же обстоятельствам, в адрес УФСИН России по Республике Башкортостан также выдано предписание от 19.02.2021 N 0100-23-06/1045, которым на УФСИН России по Республике Башкортостан возложена обязанность принять меры по возмещению в доход федерального бюджета денежных средств в размере 2 510 002 руб. 78 коп., использованных по нецелевому назначению.
Указанное предписание от 19.02.2021 N 0100-23-06/1045 являлось предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела N А07-10303/2021.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.08.2021 по делу N А07-10303/2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.02.2022, заявленное требование УФСИН России по Республике Башкортостан к УФК по Республике Башкортостан о признании недействительным предписания от 19.02.2021 N 0100-23-06/1045 удовлетворено.
В рамках дела N А07-10303/2021 судами установлено, что выделенные бюджетные средства заявителем использованы на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, а также в соответствии с государственным контрактом N 3/13-342 от 25.10.2017, заключенным на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), локально-сметным расчетом (приложение N 1 к контракту), техническим заданием, счетом-фактурой, актами выполненных работ КС-2, КС-3.
Согласно локальному сметному расчету (Приложение N 1 к контракту) проведены следующие виды работ:
- смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры (пункты локально сметного расчета 78-94);
- установка (при необходимости) воздушных кранов (пункты локально сметного расчета 20-77);
- утепление труб, приборов, расширительных баков, вантузов (пункты локально сметного расчета 112-116);
- смена отдельных секций у чугунных котлов, арматуры, контрольно-измерительных приборов, колосников (пункты локально сметного расчета 95-98. 101-109);
- замена отдельных электромоторов или насосов малой мощности (пункты локально сметного расчета 9-19);
- гидравлическое испытание и промывка системы (пункты локально сметного расчета 99-100);
- регулировка и наладка систем отопления (пункты локально сметного расчета 163- 164).
Согласно п. 1.1. Положения об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее - ВСН 58-88(р)). Настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Понятие текущего и капитального ремонта содержится в Приложении N 1 к ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р), где определено, что ремонт здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.
Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Перечень работ по текущему ремонту приведен в Приложении 7, где в части проведения основных работ по текущему ремонту центрального отопления предусмотрены работы: смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры; установка (при необходимости) воздушных кранов; утепление труб, приборов, расширительных баков, вантузов; перекладка обмуровки котлов, дутьевых каналов, боровов дымовых труб (в котельной); смена отдельных секций у чугунных котлов, арматуры, контрольно-измерительных приборов, колосников; замена отдельных электромоторов или насосов малой мощности, восстановление разрушенной тепловой изоляции; гидравлическое испытание и промывка системы: промывка отопительных приборов (по стояку) и в целом систем отопления; регулировка и наладка систем отопления.
Локально сметный расчет (приложение N 1 к контракту) на техническое перевооружение индивидуального теплового пункта ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России сформирован с учетом ВСН 58-88(р) и содержит виды работ, которые в свою очередь соответствуют "Перечню основных работ по текущему ремонту зданий и объектов", указанному в приложении N 7.
Согласно пп. 5.1. п. 5 ВСН 58-88(р), на который ссылается Казначейство, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В рассматриваемом случае контракт заключен УФСИН России по Республике Башкортостан с целью восстановления теплоснабжения и горячего водоснабжения ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России путем подключения к городским тепловым сетям, по причине прекращения производственной деятельности и аварийного состояния котельного оборудования АО "БПО Прогресс" от которого осуществлялось теплоснабжение и горячее водоснабжение.
При этом при выполнении указанных работ улучшение эксплуатационных показателей ремонтируемого здания и экономическая целесообразность модернизации здания или улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, на которые ссылается Казначейство (подпункт 5.1. пункта 5 ВСН 58-88 (р)), не производились. Более того, согласно отчетам об использовании топливно-энергетических ресурсов, воды и состояния энергетических объектов за 2016, 2017, 2018 гг. прослеживается увеличение потребление тепловой энергии после проведения ремонта теплового пункта, так в 2016 г. потребление тепловой энергии составляло 638,6 Гкал, в 2017 - 718,7 Гкал, в 2018 - 759,0 Гкал.
Таким образом, средства федерального бюджета, представленные главным распорядителем бюджетных средств с условием их расходования на оплату работ по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", фактически были использованы получателем бюджетных средств, то есть УФСИН России по Республике Башкортостан, по предусмотренному бюджетной сметой целевому назначению - для оплаты работ по указанному в платежном поручении виду расходов 244.
В этой связи бюджетные средства использованы получателем бюджетных средств на цели, соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденной главным распорядителем бюджетной смете.
Вывод Казначейства об отнесении расходов по оплате выполненных работ к виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", а не к виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" сообразно предмету контракта на техническое перевооружение, не влияет на тот факт, что целевое расходование денежных средств (расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований) было обеспечено заявителем, так как затраты понесены на обеспечение функционирования индивидуального теплового пункта ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России.
Следовательно, денежные средства использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения (расходное расписание от 13.09.2017 N 320/00130573/035).
Таким образом, заинтересованное лицо не представило доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании заявителем денежных средств в указанной сумме.
В соответствии со статьей 162 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений), получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований: вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления.
Порядок применения классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, которое определяет порядок применения статей и подстатей классификации, в частности, устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации (пункт 4 статьи 23.1 БК РФ).
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", к числу правоприменительных функций Казначейства России относится предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета получателями средств федерального бюджета.
К полномочиям Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, которые и закрепляют направления проведения операций санкционирования, законодатель относит: контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств: контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета: контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о данном государственном контракте, содержащемся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден Приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н "О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета" (далее - Порядок, Приказ N 221н).
Согласно пункту 10 Порядка сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документа-основания, направляются в орган Федерального казначейства с приложением копии договора в форме электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета.
Согласно пункту 13 Порядка (в редакции Приказа Минфина России от 29.07.2016 N 127н (период действия с 01.01.2017 по 06.01.2018)) проверка сведений о бюджетном обязательстве проводится, в том числе, на "соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов федерального бюджета, указанному по соответствующей строке данных сведений".
В случае отрицательного результата проверки сведений о бюджетном обязательстве на соответствие вышеуказанного требования УФК на основании пункта 8 Порядка направляет получателю средств федерального бюджета Протокол в электронном виде с указанием в нем причины, по которой не осуществляется постановка на учет бюджетного обязательства.
Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета указан в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н.
Санкционирование - это разрешительная надпись (акцент), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (пункт 5 статьи 219, пункт 5 статьи 267.1 БК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что 26.10.2017 УФСИН России по Республике Башкортостан на контроль в УФК по Республике Башкортостан направлены сведения о государственном контракте N 3/13-342 от 25.10.2017 с приложением локально-сметного расчета, также 03.11.2017 информацию об изменении объемов выполнения работ по заключенному государственному контракту (дополнительное соглашение N 1 от 03.11.2017 с приложением локально-сметного расчета), в последующем также направлены сведения о его исполнении с приложением актов выполненных работ КС-2, КС-3, платежных документов.
Согласно сведениям ЕИС (скриншот сайта) "контролируемая информация по контракту N 3/13-342 от 25.10.2017 (с учетом внесения изменений дополнительным соглашение N 1 от 03.11.2017), реестровый номер согласно уведомлению N 1210 от 07.11.2017 12:26 успешно прошла контроль соответствия и подлежит размещению в ЕИС".
Таким образом, контроль на соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов федерального бюджета, указанному по соответствующей строке данных сведений, пройден.
Согласно абзацу 7 пункта 14.1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Оснований для выводов о том, что бюджетные средства использованы получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденной главным распорядителем бюджетной смете, у суда первой инстанции не имелось.
Суд, руководствуясь положениями статей 28, 38, 265, 269.2, 270.2, 306.4 БК РФ, пришел к выводу об отсутствии у Казначейства правовых оснований для выдачи предписания ввиду недоказанности факта нецелевого использования денежных средств со стороны Управления.
Судебные инстанции установили, что бюджетные средства использованы получателем на цели, соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденной главным распорядителем бюджетной смете.
При этом Управлением пройден контроль на соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов федерального бюджета, указанному по соответствующей строке данных сведений.
Определением Верховного Суда РФ от 19.05.2022 N 309-ЭС22-8369 по делу N А07-10303/2021 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
При учете данных обстоятельств суд учитывал, что в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2023 по делу N А07-2667/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2667/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Управление Федерального казначейства по РБ
Третье лицо: Прокуратура Республики Башкортостан