г. Челябинск |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А47-5555/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Камаева А.Х., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.02.2023 по делу N А47-5555/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аварком" (далее - ответчик, ООО "Аварком", общество) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 06.05.2014 N 17/14 в размере 99 572 руб. 68 коп.
Определением суда от 25.07.2022 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третье лицо)
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.02.2023 (резолютивная часть от 14.02.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вышеуказанным решением не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
По мнению апеллянта, поскольку часть арендной платы, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, представляет собой минимальный размер арендной платы (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации), то есть определяется по правилам о регулируемой арендной плате, исходя из положений пункта 19 Постановления N 73, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
От общества с ограниченной ответственностью "Аварком" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства, пищевой перерабатывающей промышленности Оренбургской области (арендодатель) (правопреемником выступает Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области) и ООО "Аварком" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 06.05.2014 N 17/14 (далее - договор), согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии с Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от "24" апреля 2014 года N 2 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации (на землях лесного фонда), определенный в пункте 2 настоящего договора (далее - лесной участок), для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 договора лесной участок, общей площадью 44 000 кв. м (4,4 га), передаваемый в аренду по договору имеет местоположение: Оренбургская область, Оренбургский административный район, Оренбургское лесничество, Оренбургское участковое лесничество, квартал 51 выдел 11, части выделов 2,3, кадастровый номер 56:44:0238001:4418.
Согласно пункту 5 договора арендная плата по договору составляет 66 62,65 руб. в год.
В силу пункта 6 договора начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. В случае изменения ставок платы, указанных в пункте 6 договора и (или) коэффициента индексации к ставкам платы арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме в течение 3 месяцев со дня изменений арендной платы.
Изменение размера арендной платы в результате изменения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка и корректировки на коэффициент индексации в соответствии с действующим законодательством не является изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия (пункт 7 договора).
Согласно пункту 9.1 договора передача лесного участка и его возврат оформляются актами приема-передачи по установленной форме.
В силу пункта 20 договора все изменения к договору оформляются в письменной форме и подписываются сторонами. Внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона на основании соглашения сторон такого договора по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 21 договора).
Срок действия договора составляет 25 лет с даты его государственной регистрации (пункт 27 договора).
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 05.05.2014 лесной участок был передан в аренду ООО "Аварком".
Государственная регистрация договора проведена 30.06.2014, что подтверждается отметкой Управления Росреестра по Оренбургской области (N 56-56-01/240/2014-072).
Согласно представленному истцом акту от 08.10.2021 N 34/2021 плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Оренбургской области и переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенции из федерального бюджета на основание указанных полномочий, была проведена плановая выездная проверка Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в ходе которой выявлено, что при расчете арендной платы не применен повышающий коэффициент в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, предусмотренный примечанием к таблице 11 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) 01.12.2021 выдано предписание N 34/2021 об устранении выявленных нарушений при исполнении министерством переданных полномочий РФ в области лесных отношений от 01.12.2021, согласно пункту 4 которого на министерство возложена обязанность произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, принять меры по возмещению недополученного дохода в федеральный бюджет.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо об уточнении арендной платы от 22.02.2022 N ВГ-12-19/4285 с просьбой погасить доначисленную сумму аренды в размере 99 572 руб. 68 коп. за период 2019-2021 гг. с приложенным расчетом суммы задолженности, ответа на которую от ответчика не последовало.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств арендатора по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка от 06.05.2014 N 17/14, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для применения в расчете арендной платы коэффициента 2, стороны в договоре аренды, заключенном по результатам аукциона, согласовали характеристики арендуемого лесного участка.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как верно установлено судом первой инстанции, между сторонами подписан договор аренды лесного участка, признаков незаключенности или недействительности (ничтожности) названного договора не следует. Содержание договора соответствует положениям главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации, требование о государственной регистрации договора сторонами соблюдено (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 93 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов является платным.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
В силу положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - постановление N 310), в соответствии с которым к утвержденной по Челябинской области ставке платы 6 270 руб. в год за гектар и выделенного для рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, применяются коэффициенты, указанные в пунктах "а", "б" примечаний к таблице N 11 указанного постановления.
В примечании к таблице N 11 постановления N 310 указано, что при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты: а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов; б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние; в) коэффициент, учитывающий площадь лесного участка; г) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей.
В пункте "а" примечания к таблице N 11 постановления N 310 установлены коэффициенты, учитывающие категории защитных лесов и целевое назначение лесов: - в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2; - в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5; - в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) - 1,5; - в отношении зеленых зон, лесопарковых зон - 1.
В соответствии с договором аренды N 17/14 от 06.05.2014, заключенным между истцом и ответчиком, арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное владение и пользование лесной участок, площадью 44000 кв.м. (4,4 га), местоположение: Оренбургская область, Оренбургский административный район, Оренбургское лесничество, Оренбургское участковое лесничество: квартал 51, выдел 11, части выделов 2,3. Кадастровый номер лесного участка: 56:44:0238001:4418.
Характеристика лесного участка приведена в приложении N 2 к договору аренды лесного участка N 17/14 от 06.05.2014. Целевое назначение лесов: защитные леса виды и объем использования лесов на лесном участке определены приложением N4 договору аренды лесного участка: осуществление рекреационной деятельности.
Согласно пункту 5.7 договора арендная плата за пользованием лесным участком составляет 66 562 руб. 65 коп. в год и подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Договор подписан сторонами без замечаний и возражений, в отсутствие разногласий относительно применения тех или иных значений корректировочных коэффициентов.
Существенные условия, предъявляемые к договору аренды, в том числе и о размере арендной платы сторонами согласованы.
В соответствии со статьями 23, 81 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 5.4.4, 5.5 Положения о Рослесхозе, приказом Рослесхоза от 28.06.2019 N 825 установлены границы, в том числе, Оренбургского лесничества, осуществлено отнесение лесов на территории лесничества к защитным и установлены их границы, выделены особо защитные участки лесов на территории лесничества и установлены их границы.
Министерство полагает, что коэффициент, включенный в договор, не учитывает отнесение земельного участка к категории особо защитных участков леса.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации.
Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2, 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Как установлено судами, размер арендной платы определен арендодателем в пункте 5 договора аренды и составил 6 662 руб. 65 коп. в год с учетом всех коэффициентов.
Договор подписан арендодателем без замечаний и возражений, в отсутствие разногласий относительно применения тех или иных значений корректировочных коэффициентов.
Возможность изменения в одностороннем порядке условия договора аренды, заключенного по результатам аукциона, о размере арендной платы не предусмотрена, в том числе и самим договором (пункты 20 - 23 договора). Доказательств изменения формулы расчета арендной платы (то есть порядка определения размера арендной платы), изменения размера арендной платы путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды истцом в материалы дела не представлено.
Как верно указано судом первой инстанции, стороны в договоре аренды, заключенном по результатам аукциона, согласовали характеристики арендуемого лесного участка, согласованная сторонами формула расчета арендной платы стала существенным условием договора о размере арендной платы, параметры и характеристики арендуемого лесного участка не изменились, поэтому изменение данной формулы возможно только в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку произведенное арендодателем одностороннее доначисление арендной платы ни законом, ни договором аренды не предусмотрено, суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
На основании части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 25-ФЗ от 12.03.2014) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 этой же статьи (в редакции Федерального закона N 25-ФЗ от 12.03.2014) предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13, часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена указанным случаем.
Судом апелляционной инстанции в силу установленных выше норм права установлено, что на момент заключения договора аренды N 17/14 от 06.05.2014 данного случая предусмотрено не было.
Следовательно, законодатель исключил применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2022 N 13АП-6161/22 по делу N А42-9413/2021; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2022 N Ф07-14001/22 по делу N А42-9413/2021).
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, создает, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное толкование изложено в определениях от 29.05.2014 N 1021-О, от 29.09.2015 N 2114-О, 2115-О и 2116-О.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации содержит специальное правило, которое исключает применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. Заключение договора на условиях, отличных от условий, установленных на аукционе, независимо от признания его несостоявшимся, недопустимо в силу закона и нарушает права потенциальных участников торгов.
Аналогичный правовой подход изложен в определениях Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2016 N 301-ЭС15-11442, от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719, а также Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2017 N 306-ЭС17-195, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 307-ЭС17-19831, Определении Верховного Суда от 08.07.2019 N 301-ЭС19-9586.
Также следует отметить, что непосредственно самим договором аренды N 17/14 от 06.05.2014 в пункте 21 установлено, что внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанных обстоятельств в рамках настоящего спора судом апелляционной инстанции не установлено.
Кроме того, пункт 22 договора аренды предусматривает, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, и в случаях, указанных в разделе VI договора аренды.
Между тем на основании императивного положения пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора. Т.е., изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон на будущее время, что исключает возможность ретроспективного внесения изменений в договор аренды от 06.05.2014 N 17/14.
Указанные положения отражены в позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 20.11.2013 N 14-АПГ13-9, от 22.08.2019 по делу N 3А-31/2019, где указано, что новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период.
Вопреки доводам апеллянта, судом первой инстанции верно отмечено, ни действующим законодательством, ни заключенным между сторонами договором арены, возможность распространения измененных в одностороннем порядке условий договора на прошедшее время не предусмотрено. Одностороннее изменение истцом размера арендной платы, распространенное на предшествующие периоды, не отвечает принципам гражданского оборота и ущемляет права арендатора. В данном случае изменение порядка исчисления арендной платы на прошедшее время в нарушение условий договора, влекущее существенное увеличение ее размера, нарушает разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.12.2021 N 307- ЭС21-11714 по делу N А56-38382/2020 указано, что поскольку земельное законодательство не содержит норм о действии во времени норм земельного законодательства, действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона.
На существование данного общего принципа также неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации: Решение от 1 октября 1993 года N 81-р; определения от 25 января 2007 года N 37-О-О, 15 апреля 2008 года N 262-О-О, 20 ноября 2008 года N 745-О-О, 16 июля 2009 года N 691-О-О, 23 апреля 2015 года N 821-О, постановление от 15.02.2016 N 3-П и др.).
Доказательств внесения изменений в договор аренды N 17/14 от 06.05.2014 в установленном законодательством Российской Федерации и договором аренды порядке за спорный период истцом в материалы дела не было представлено.
С самостоятельным требованием об изменении договора аренды лесного участка истец в судебном порядке также не обращался.
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для взыскания с ответчика доначисленной арендной платы за истекший период (2019,2020,2021), у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решением суда в исковых требованиях было правомерно отказано.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Доводы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные ответчиком доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.02.2023 по делу N А47-5555/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5555/2022
Истец: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Ответчик: ООО "Аварком"
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд