г. Саратов |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А12-28694/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Волгоградской региональной общественной организации по зимним водным видам спорта "Альбатрос" (400079, г. Волгоград, наб. им. Владимира Высоцкого, д. 1, оф. 3, ОГРН 1223400000020, ИНН 3461067517)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2023 года по делу N А12-28694/2022
по заявлению Волгоградской региональной общественной организации по зимним водным видам спорта "Альбатрос" (400079, г. Волгоград, наб. им. Владимира Высоцкого, д. 1, оф. 3, ОГРН 1223400000020, ИНН 3461067517)
к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
о признании незаконным решения,
заинтересованные лица: Департамент по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 15, ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045), общество с ограниченной ответственностью "ВОЛМА" (400131, г. Волгоград, ул. Донецкая, д. 16, ОГРН 1073444007284, ИНН 3444147346, дата прекращения деятельности 20.02.2019),
без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградская региональная общественная организация по зимним водным видам спорта "Альбатрос" (далее - заявитель, ВРОО "Альбатрос", организация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество) от 11.10.2022 N 21-23/18351 решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:8, площадью 1 517 кв.м, расположенного по адресу: город Волгоград, улица Крепильная, 128Д, в собственность без проведения торгов, об обязании предоставить земельный участок с кадастровым номером 34:34:060039:8, площадью 1 517 кв.м, расположенный по адресу: город Волгоград, улица Крепильная, 128Д, в собственность без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ВРОО "Альбатрос" не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что фактически на испрашиваемом земельном участке находится промплощадка, на которой расположены два погрузо-выгрузочных железнодорожных пути с номерами 28 (протяжённостью 130 п.м) и 29 (протяжённостью 150 п.м) и разгрузочная эстакада. Железнодорожные пути примыкают к стрелочному переводу 131 и по сути являются самостоятельными путями. Навес не находится на земельном участке с кадастровым номером 34:34:060039:8, поскольку прикреплён к зданию, расположенному на смежном земельном участке. Данный навес не является объектом капитального строительства, построен без разрешительной документации, является объектом самовольного строительства, право собственности на которое не зарегистрировано, и не даёт права претендовать на испрашиваемый земельный участок. Привлечённое судом в качестве заинтересованного лица ООО "Волма" не имеет отношения к навесу. Железнодорожные пути - это промышленный объект, предназначенный для перевозки железнодорожным транспортом различных грузов. Железнодорожные пути относятся к линейным объектам недвижимости, подпадающим под исключения из п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ.
Облкомимуществом предоставлен отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает, просит оставить без изменения обжалуемое решение суда.
Определением председателя четвёртого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2023 года, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением в отпуске судьи Комнатной Ю.А. произведена замена судьи Комнатной Ю.А. на судью Акимову М.А. В связи с заменой судьи рассмотрение дела начинается сначала.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Волгоградская региональная общественная организация по зимним водным видам спорта "Альбатрос" является арендатором земельного участка площадью 1517 кв.м., с кадастровым номером 34:34:060039:8 по адресу город Волгоград улица Крепильная, 128 Д, по договору аренды от 19.10.2009 N 219, заключенному с Арендодателем - Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
ВРОО "Альбатрос" принадлежит на праве собственности объект недвижимости, часть которого расположена на вышеуказанном земельном участке: сооружение - железнодорожные пути протяженностью 6264 п.м, с кадастровым номером: 34:34:060038:680.
28.09.2022 ВРОО "Альбатрос" обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов путем выкупа вышеуказанного земельного участка, как собственник объекта недвижимости, расположенного на вышеуказанном земельном участке (т.1 л.д.133-135).
Письмом от 11.10.2022 N 21-23/18351 (т.1 л.д.36-40) Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказал в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:8, площадью 1517 кв.м., из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под эксплуатацию сооружений - железнодорожные пути, в связи со следующим:
1. Частичное расположение на вышеуказанном земельном участке навеса (без документов о праве собственности), являющегося собственностью другого лица, и расположенного в границах смежного земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:7,
2. В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ правообладатели таких объектов недвижимости как железнодорожные пути могут размещаться на подобных земельных участках на основании сервитута.
Тем не менее, сервитут на оспариваемый земельный участок не устанавливался.
На момент обращения, в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:7 был осуществлён государственный кадастровый учет, границы установлены.
3. Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года N П/0412 предусмотрен код 7.1 железнодорожный транспорт - для размещения объектов капитального строительства железнодорожного транспорта.
В настоящее время вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:8 - занимаемый промышленной площадкой.
В градостроительном заключении N 557-06 от 10.10.2022 г. N ар 15643-22 отражено, что испрашиваемый земельный участок расположен в производственной зоне объектов II и III класса опасности (П1-2). Утвержденная документация по планировке и межеванию территории отсутствует.
4. Железнодорожные пути протяженностью 6264 п.м, с кадастровым номером: 34:34:060038:680 расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:000000:55724, 34:34:060027:1, 34:34:060022:109, 34:34:060022:110, 34:34:060031:311, 34:34:060031:1240, 34:34:060031:1247, 34:34:060037:132, 34:34:060038:3, 34:34:060038:79, 34:34:060039:8, 34:34:060040:5, 34:34:060040:40, 34:34:060038:62.
Таким образом, в границах испрашиваемого земельного участка расположена лишь часть сооружения железнодорожные пути.
Заявитель, полагая, что отказ Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области является незаконным, нарушают права и охраняемые законом интересы организации, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из недоказанности указанных в заявлении ВРОО "Альбатрос" обстоятельств, позволяющих сделать вывод о незаконности оспариваемого отказа.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплён принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В статье 39.3 ЗК РФ перечислены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, из которых в совокупности следует, что договор купли-продажи земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В статье 39.16 ЗК РФ перечислены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно положениям пунктов 4, 14 и 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случаях, если:
- на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Также в силу пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 названного Кодекса.
Согласно п.п. 2.2, 2.45 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 N 222, Комитет осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством, принимает в порядке и в случаях, установленных действующим законодательством, решения, в том числе о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, в собственность бесплатно.
Вопросы предоставления Комитетом государственной услуги "Предоставление земельных участков в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов", регламентированы приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.04.2017 N 38-н "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление земельных участков в собственность и в аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов (далее - Административный регламент).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Волгоградская региональная общественная организация по зимним водным видам спорта "Альбатрос" на основании договора уступки от 28.07.2022 г. является арендатором земельного участка площадью 1517 кв.м., с кадастровым номером 34:34:060039:8 по адресу город Волгоград улица Крепильная, 128 Д, по договору аренды от 19.10.2009 N 219, заключенному с Арендодателем - Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Согласно условиям договора арендатор принял в аренду земельный участок для эксплуатации промплощадки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 27.06.2022 на объект недвижимости сооружение - железнодорожные пути (кадастровый номер 34:34:060038:680) зарегистрировано право собственности Волгоградской региональной общественной организации по зимним видам спорта "Альбатрос" (запись регистрации N 34:34:060038:680-34/209/2022-14).
Таким образом, объект недвижимости сооружение - железнодорожные пути с кадастровым номером 34:34:060038:680, протяженностью 6264 п.м., является единым объектом недвижимости.
Согласно заявлению от 28.09.2022 г. о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, ВРОО "Альбатрос" просило предоставить указанный земельный участок именно для размещения объекта сооружение - железнодорожные пути (т.1 л.д. 133-134).
Согласно выписке из ЕГРН от 28.09.2022 N КУВИ - 001/2022-170244719 (т.1 л.д.129-132) объект недвижимости - сооружение-железнодорожные пути, протяженностью 6264 п.м. с кадастровым номером 34:34:060038:680 расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 34:34:000000:55724, 34:34:060027:1, 34:34:060022:109, 34:34:060022:110, 34:34:060031:311, 34:34:060031:1240, 34:34:060031:1247, 34:34:060037:132, 34:34:060038:3, 34:34:060038:79, 34:34:060039:8, 34:34:060040:5, 34:34:060040:40, 34:34:060038:62.
Как верно отметили Комитет и суд первой инстанции, в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:8 расположена лишь часть сооружения железнодорожные пути.
Для эксплуатации сооружения - железнодорожные пути, испрашивается в собственность только земельный участок с кадастровым номером 34:34:060039:8. Железнодорожные пути размещены, в том числе, на иных земельных участках, с заявлением о предоставлении которых собственник объекта недвижимости - сооружения-железнодорожные пути, не обращался.
Предоставление земельного участка под объектом недвижимости, часть которого остается за границами земельного участка, то есть предоставление земельного участка только под частью единого объекта недвижимости, недопустимо.
Обстоятельство того, что часть объекта недвижимости выходит за пределы границ испрашиваемого земельного участка свидетельствует о нарушении требований земельного законодательства, предъявляемых к образованию и обороту земельных участков, поскольку исключает возможность надлежащей эксплуатации и обслуживания той части объекта, которая расположена за пределами границ участка и затрагивает права и охраняемые законом интересы правообладателей соседних участков.
Из системного толкования статей 39.6, 39.16, 39.20 ЗК РФ следует, что за границы испрашиваемого земельного участка не должны выходить здания и сооружения, для эксплуатации которых он требуется, поскольку размещение на земельном участке сооружений, не являющихся объектами недвижимости, не предоставляет его собственнику права на получение земельного участка без проведения торгов.
Учитывая, что по смыслу статьи 130 ГК РФ часть сооружения - железнодорожные пути не обладает признаками объекта недвижимости, поскольку является составной частью единого объекта, право на предоставление земельного участка под частью сооружения законом не предусмотрено.
Один объект недвижимости может быть размещен только на одном земельном участке, т.к. при размещении объекта на нескольких земельных участках нарушаются градостроительные и строительные нормы и правила, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости.
Заявитель указывает, что испрашиваемый земельной участок ранее находился у него на праве аренды, в аренде у заявителя находится многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 34:34:000000:55724 предоставленный для размещения железнодорожных путей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Волгоградская региональная общественная организация по зимним водным видам спорта "Альбатрос" на основании договора уступки от 28.07.2022 г. является арендатором земельного участка площадью 1517 кв.м., с кадастровым номером 34:34:060039:8 по адресу город Волгоград улица Крепильная, 128 Д, по договору аренды от 19.10.2009 N 219, заключенному с Арендодателем - Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Согласно условиям договора арендатор принял в аренду земельный участок для эксплуатации промплощадки.
Таким образом, на праве аренды заявителю предоставлен земельный участок для эксплуатации промплощадки, а не для эксплуатации сооружение-железнодорожные пути, протяженностью 6264 п.м. с кадастровым номером 34:34:060038:680.
Расположение единого объекта недвижимости, коим является железнодорожный путь протяженностью 6264 п.м., на нескольких земельных участках, одни из которых находятся в аренде, а испрашиваемый земельный участок заявитель просит предоставить в собственность, является недопустимым, поскольку единый объект недвижимости должен располагаться на одном и том же земельном участке, а не на разных земельных участках, один из которых в частной собственности, а другой - в собственности муниципального образования.
В целях обеспечения размещения объекта недвижимости, лицо вправе в порядке статьи 39.20 ЗК РФ выкупить земельный участок, только определив единый земельный участок под всем единым сооружением.
Наличие противоречия между границами испрашиваемого земельного участка и границами участка, фактически используемого в целях размещения объекта недвижимости (сооружение-железнодорожные пути в целом), влечет правовую неопределенность в статусе той части участков, которая фактически занята объектом недвижимости, свидетельствует о нарушении требований земельного законодательства, предъявляемых к образованию и обороту земельных участков, поскольку исключает возможность надлежащей эксплуатации и обслуживания той части объекта, которая расположена за пределами границ участка и затрагивает права и охраняемые законом интересы правообладателей соседних участков.
При наличии такого противоречия отсутствуют основания для оценки испрашиваемого к выкупу земельного участка как необходимого и достаточного для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости по целевому назначению, тем самым, разрешенное использование земельных участков не соответствует целям использования таких земельного участков (подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно градостроительному заключению N 557-06 Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда исх. от 10.10.2022 N apl5643-22 испрашиваемый Участок расположен в Производственной зоне объектов II и III класса опасности (П1-2), в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 N 5/115 (далее - Правила землепользования и застройки).
Согласно п. 2.8 градостроительного заключения согласно зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград запрашиваемый земельный участок расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов.
Утвержденная документация по планировке и межеванию территории отсутствует.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, вид разрешенного использования земельного участка: "занимаемого промплощадкой".
Статьёй 44 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утверждённых решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 N 5/115, не предусмотрен указанный вид разрешенного использования земельного участка в качестве основного и условно разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства в производственной зоне объектов II и III класса опасности.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 24 декабря 2013 г. N 2153-0, от 24 марта 2015 г. N 671-0, от 23 июня 2015 г. N 1453-0 и от 28 февраля 2017 г. N 443-0). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (определение от 28 сентября 2017 г. N 1919-0, от 27 сентября 2018 г. N 2347-0).
В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пункт 3 названной нормы устанавливает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно статье 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу положений частей 7 и 8 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
С учётом изложенных норм, апелляционная коллегия признаёт обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что разрешенное использование земельного участка - "занимаемого промплощадкой" не соответствует целям использования земельного участка - "для размещения объекта сооружение - железнодорожные пути", указанным в заявлении организации от 21/36272 от 28.09.2022, что является самостоятельным основанием для признания требований необоснованными на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что фактически на испрашиваемом земельном участке находится промплощадка, на которой расположены два погрузо-выгрузочных железнодорожных пути с номерами 28 (протяжённостью 130 п.м) и 29 (протяжённостью 150 п.м) и разгрузочная эстакада не является основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов, ВРОО "Альбатрос" просило предоставить указанный земельный участок именно для размещения объекта сооружение - железнодорожные пути. В ЕГРН внесены сведения о праве собственности ВРОО "Альбатрос" на объект недвижимости - сооружение-железнодорожные пути, протяженностью 6264 кв.м. с кадастровым номером 34:34:060038:680.
Промплощадка как самостоятельный объект недвижимости либо как комплекс объектов, включающих в себя погрузо-выгрузочные железнодорожные пути и разгрузочную эстакаду, в ЕГРН не зарегистрирована.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Таким образом, исключение составляет размещение линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Из материалов дела следует, что утвержденная документация по планировке и межеванию территории отсутствует.
В качестве одного из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, Облкомимуществом в письме от 11.10.2022 N 21-23/18351 указано на частичное расположение на испрашиваемом земельном участке навеса (без документов о праве собственности), не являющегося собственностью заявителя.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения заявления от 28.09.2022 Облкомимуществом произведено обследование спорного земельного участка, в ходе которого установлено, что Участок не огорожен, по северной границе установлены распашные ворота, границы осматриваемого участка с южной, западной, восточной сторон сопряжены с границами земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:7, по периметру которого установлен забор, что подтверждается актом обследования земельного участка от 12.10.2022 N 846 с фотоматериалами (т.1 л.д.119-123).
Часть здания (навес), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:34:060039:7, расположена в границах испрашиваемого земельного участка.
В данном случае навес рассматривается именно как часть здания с кадастровым номером 34:34:060039:122, расположенного на смежном земельном участке с кадастровым номером 34:34:060039:7, а не как самостоятельный объект недвижимого имущества. Доказательств принадлежности указанного навеса заявителю не представлено. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что навес не находится на земельном участке с кадастровым номером 34:34:060039:8, поскольку прикреплён к зданию, расположенному на смежном земельном участке не опровергают выводов суда первой инстанции.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно исходил из пункта 5 Приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места", согласно которому, площадь жилого или нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
Доводы апелляционной жалобы о том, что навес построен без разрешительной документации, по сути является объектом самовольного строительства, право собственности на которое не зарегистрировано, отклоняются судебной коллегией апелляционного суда как необоснованные. Навес является частью здания с кадастровым номером 34:34:060039:122, расположенного на смежном земельном участке с кадастровым номером 34:34:060039:7, доказательств принадлежности указанного навеса заявителю не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных зданиях, сооружениях принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий и сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Доводы жалобы о том, что к участию в деле привлечено ООО "Волма", в то время как согласно выписки из ЕГРН собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:7 является ООО "ГИПС", судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные.
Как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:8 (т.1 л.д. 125) земельный участок полностью расположен в границах санитарно-защитной зоны для действующего объекта 3 класса опасности - ООО "Волма".
Таким образом, судом обоснованно в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Волма".
Права и законные интересы собственника смежного земельного участка с кадастровым номером 34:34:060039:7 - ООО "ГИПС", судебным актом не затронуты. Доказательств принадлежности указанного навеса заявителю не представлено.
Статья 39.16 ЗК РФ называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 39.16 ЗК РФ).
Пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
Данные нормы были внесены в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов". В пояснительной записке к указанному законопроекту содержится подробная мотивировка необходимости его принятия, в частности, авторы законопроекта указывают, что приведенные в законопроекте положения более точно регулируют существующие экономические отношения, суть которых можно свести к следующему: значительную часть линейных объектов (кроме автомобильных и железных дорог) можно разместить на земельном участке, не прерывая текущую хозяйственную деятельность на нем, а значит нет необходимости образовывать соответствующие земельные участки, прекращать права на них у прежних правообладателей; достаточно установить ограничение прав, позволяющее разместить линейный объект.
Целесообразность использования конструкции публичного сервитута применительно именно к линейным сооружениям обусловлена также тем, что прохождение линейных сооружений по множеству земельных участков с различным режимом использования должно быть приведено к единому началу именно в силу властного решения, а не частно-правового соглашения.
В силу пункта 1 статьи 39.23 Земельного кодекса основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является размещение, в том числе, линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Совокупность приведенных норм законодательства с учетом воли законодателя, заложенной в основу данных норм при внесении соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, позволяет апелляционному суду сделать вывод, что земельными участками для размещения линейных объектов (железнодорожных путей) собственники таких объектов пользуются без их предоставления либо на основании публичного сервитута либо на основании разрешения на право пользования земельным участком без его предоставления и установления сервитута, выданного уполномоченным государственным или муниципальным органом.
Согласно градостроительному заключению N 557-06 Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда исх. от 10.10.2022 N apl5643-22 испрашиваемый Участок расположен в Производственной зоне объектов II и III класса опасности (П1-2), в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 N 5/115 (далее - Правила землепользования и застройки).
Согласно п. 2.8 градостроительного заключения согласно зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград запрашиваемый земельный участок расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 34:34:060039:8 установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, ст. 56.1 ЗК РФ со 02.06.2016 г. на основании приказа "Об утверждении проекта "Зоны санитарной охраны водозаборного сооружения и площадки ВОС цеха группы "Южных ВОС" Кировского района г. Волгограда от 03.02.2012 г. N 52/01, выдан Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области. Установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, ст. 56.1 ЗК РФ с 10.01.2022 г. на основании решения Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области "Об установлении санитарно-защитной зоны" от 08.11.2021 г. N 09-19-84-21.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в оспариваемом отказе Комитета отсутствует в качестве основания для отказа, что испрашиваемый земельный участок находится в ограниченном обороте.
Из отзыва Комитета следует, что основания об ограничении земельного участка в обороте Комитетом в оспариваемом отказе не указывались, доводы заявителя являются необоснованными.
Учитывая изложенное, выводы Комитета и суда о невозможности в рассматриваемом случае предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность являются законными и обоснованными, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Доводы подателя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2023 года по делу N А12-28694/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-28694/2022
Истец: ВОЛГОГРАДСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПО ЗИМНИМ ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА "АЛЬБАТРОС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ВОЛМА", ДЕПАРТАМЕНТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА