23 мая 2023 г. |
Дело N А84-9671/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каримовым А.А.,
с участием представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - Спиридоновой П. С. по доверенности от 08.02.2023 N 95,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ВЕТЕРАН", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21.03.2023 по делу N А84-9671/2022, принятое по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю к обществу с ограниченной ответственностью "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ВЕТЕРАН" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю (далее - фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ВЕТЕРАН" (далее - ООО "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ВЕТЕРАН", ответчик) финансовых санкций в размере 3 500 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 21.03.2023 заявленные требования удовлетворены частично. С общества в пользу пенсионного фонда взысканы финансовые санкции в размере 750 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, фонд обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что сроки вынесения актов и подачи заявления о взыскании финансовых санкций фондом не нарушены. Кроме того, указывает на отсутствие оснований для снижения размера финансовых санкций.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют возражения лиц, участвующих в деле, по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ВЕТЕРАН" явку своего уполномоченного представителя не обеспечило, уведомлено надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в результате проведенного анализа сведений о застрахованных лицах за февраль, март, июнь, июль, август, сентябрь 2021 года по форме СЗВ-М и сведений о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД за 2021 год фондом были выявлены несоответствия.
09.11.2021 фондом в адрес общества было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда.
По результатам проверки составлены акты от 03.03.2022 N 092S18220001243, N 092S18220001244, от 27.05.2022 N 092S18220002718 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которых указано, что в проверяемый период общество несвоевременно предоставило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за март 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Харитонова М.В.), за июль 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Упалюк Ю.В.), за сентябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Бабич В.В.).
На основании указанных актов пенсионным фондом вынесены решения от 05.04.2022 N 092S19220001889, N 092S19220001888, от 29.06.2022 N 092S19220003324 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми страхователю в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ назначен штраф в общей сумме 1500 рублей (по 500 рублей за каждое выявленное правонарушение).
На основании вступивших в законную силу решений были вынесены требования от 04.05.2022 N 092S01220001484, N 092S01220001483, от 26.07.2022 N 092S01220002581 об уплате финансовых санкций.
Также в результате проведенного анализа сведений о страховом стаже застрахованных лиц за 2021 год по форме СЗВ-СТАЖ и сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды январь - декабрь 2021 года фондом выявлены несоответствия.
17.03.2022 фондом в адрес общества было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда.
По результатам проверки составлены акты от 27.05.2022 N 092S18220002720, N 092S18220002721, N 092S18220002722, N 092S18220002723 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которых указано, что в проверяемый период общество несвоевременно предоставило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль-август 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Бабич В.В.), за август 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Тончев С.В.).
На основании указанных актов пенсионным фондом вынесены решения от 29.06.2022 N 092S19220003325, N 092S1922003327, N 092S19220003323, N092S19220003326 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми страхователю в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ назначен штраф в общей сумме 2000 рублей (по 500 рублей за каждое выявленное правонарушение).
На основании вступивших в законную силу решений были вынесены требования от 26.07.2022 N 092S01220002582, N 092S01220002584, N 092S01220002583 об уплате финансовых санкций.
Ввиду неисполнения указанных требований от 04.05.2022, 26.07.2022 в добровольном порядке, фонд обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 11.01.2017 N 3п: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе, договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе). Данные сведения представляются в виде отчета по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд за взысканием штрафных санкций, начисленных за несвоевременное представление обществом сведений по форме СЗВ-М (исходная) за март, июль, сентябрь 2021 года.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. При этом, срок для обращения с заявлением о взыскании взыскания финансовых санкций в судебном порядке Законом N 27-ФЗ не определен.
В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 31 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок и сроки производства по делу о совершении налоговых правонарушений установлены статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и применимы к процедуре выявления и фиксации нарушений в сфере уплаты страховых взносов и представления необходимых сведений. Таким образом, при составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных штрафных санкций управление должно было руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура привлечения страхователя к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений также определена положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
В рассматриваемом случае, в силу требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ общество обязано было представить в пенсионный орган отчетность по форме СЗВ-М за март, июль, сентябрь 2021 года соответственно до 15.04.2021, 16.08.2021, 15.10.2021 включительно. Как верно установлено судом, на дату обращения заявителя в суд с настоящим исковым заявлением (09.11.2022), установленная нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона N 27-ФЗ совокупность сроков осуществления принудительных мер по взысканию в судебном порядке штрафных санкций, начисленных за несвоевременное представление обществом сведений по форме СЗВ-М март, июль, сентябрь 2021 года, пропущена.
При этом апелляционный суд отмечает, что срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной частью 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Обстоятельств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций фондом не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований фонда в части взыскания с общества финансовых санкций, начисленных решениями от 05.04.2022 N 092S19220001889, N 092S19220001888, от 29.06.2022 N 092S19220003324.
Относительно требований фонда о взыскании с общества финансовых санкций в размере 500 руб. по решению от 29.06.2022 N 092S19220003323 судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах определен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н).
В соответствии с пунктом 40 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Судом установлено, что общество, воспользовавшись правом уточнять и дополнять ранее поданные сведения (ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ), представило в пенсионный фонд форму СЗВ-М за сентябрь 2021 года с типом формы "дополняющая" в отношении одного застрахованного лица 03.03.2022.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 211н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом законодательством не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Устранение страхователем ошибок в форме СЗВ-М и подачу такого уточнения после установленного срока (в том числе дополняющих сведений о лицах, которые ранее не были включены в форму) следует квалифицировать как внесение дополнений (исправлений) в установленную форму, что не образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания финансовых санкций в сумме 500 руб. по решению от 29.06.2022 N 092S19220003323.
Относительно требований пенсионного фонда о взыскании с общества финансовых санкций в размере 1500 руб. по решениям от 29.06.2022 N 092S19220003325, N 092S19220003327, N 092S19220003326 судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Пунктом 38 Инструкции N 211н, также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М за июль-август 2021 года на одного застрахованного лица Бабич Н.В. (отсутствие которых выявлено при проверке представленных сведений за 2021 год по форме СЗВ-СТАЖ) представлены обществом 01.04.2022 и 19.05.2022, т.е. с пропуском установленного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срока. Сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года на одного застрахованного лица Тончева С.В. (отсутствие которых выявлено при проверки представленных сведений за 2021 год по форме СЗВ-СТАЖ) представлены обществом 25.05.2022, т.е. с пропуском установленного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ срока. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решений пенсионного фонда от 29.06.2022 N 092S19220003325, N 092S19220003327, N 092S19220003326 о привлечении заявителя к ответственности на основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за совершение им правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования, а именно за несвоевременное представление в сведений, предусмотренных пунктом частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом первой инстанции обществом было заявлено об уменьшении размера штрафных санкций с учетом наличия смягчающих обстоятельств.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", однако с 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.
С учетом вышеизложенного, допущенное обществом нарушение порядка предоставления сведений, как установлено судом первой инстанции, не повлекло возникновение неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц. Иное из материалов дела не следует.
Также судом принимается во внимание, что в настоящем случае размер примененных санкций фактически зависит от количества лиц, указанных в представленных формах, а не от тяжести совершенного проступка.
Принимая во внимание, что допущенное нарушение совершено страхователем не умышленно, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о наличии задолженности страхователя по страховым взносам, а также отсутствие неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц, руководствуясь принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что примененная в настоящем случае к страхователю санкция за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июль-август 2021 года в размере 1500 руб. явно несоразмерна допущенному им нарушению, в связи с чем соглашается с выводом суда первой инстанции о снижении ее до 750 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 21.03.2023 по делу N А84-9671/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-9671/2022
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Ответчик: ООО "Медицинский центр Ветеран"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1612/2023
14.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-9671/2022
28.08.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3874/2023
23.05.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1612/2023
21.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-9671/2022