город Омск |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А75-24826/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3733/2023) публичного акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.02.2023 по делу N А75-24826/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, адрес: 117312, город Москва, улица Вавилова, 19) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1168617070335, ИНН 8601058465, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Свердлова, дом 10) о признании недействительным предписания от 27.10.2022 N ВО/4-86-2022,
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Сбербанк России" - Попов Ян Викторович по доверенности от 15.09.2021 сроком действия до 09.04.2024;
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Порвин Григорий Николаевич по доверенности от 06.02.2023 N 64 сроком действия до 31.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - заявитель, ПАО "Сбербанк России", Банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, Управление Росгвардии по ХМАО-Югре, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 27.10.2022 N ВО/4-86-2022.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.02.2023 по делу N А75-24826/2022 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Банк, ссылаясь на правовой подход, сформулированный Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 01.12.2017 N 46-АД17-39, утверждает о том, что неуказание в ряде учетных документов информации нарушением требований пункта 142 Приказа МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" (вместе с "Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации") (далее - Инструкция, Инструкция N 288) не является.
ПАО "Сбербанк России" считает предписание неисполнимым, так как на дату составления акта проверки и на дату вынесения предписания, вмененные Банку нарушения были устранены.
Банк ссылается на то, что в период с декабря 2021 года по июль 2022 года при продлении разрешений в рамках внеплановой проверки проводились обследования сотрудниками Управления Росгвардии по ХМАО-Югре по технической укрепленности объектов, по результатам которых сделаны выводы об отсутствии нарушений. Между тем, в ходе проведения плановой проверки нарушения были обнаружены. Банк считает, что поведение Управления является противоречивым и недобросовестным, полагает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны трактоваться в пользу этого заявителя.
Управление Росгвардии по ХМАО-Югре представило отзыв на жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель ПАО "Сбербанк России" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления оспаривал доводы жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В период с 03.10.2022 по 27.10.2022 должностным лицом Управления на основании распоряжения от 16.09.2022 N 92-р в отношении ПАО "Сбербанк России" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Банком требований Инструкции N 288 и постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему") (далее - Постановление N 814).
По итогам проведенной проверки составлен акт проверки N ВО/4-86-2022 от 27.10.2022, выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N ВО/4-86-2022, в соответствии с которым Банку в срок до 23.01.2023 необходимо устранить следующие выявленные нарушения, а именно:
- в отделе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0204 кассово-инкассаторского центра "Ханты-Мансийский" отделения:
1) устранить нарушение требований пункта 169.4 Инструкции N 288, в комнате хранения оружия (далее - КХО) концы короба дверного проема заделать в стены на 80 мм и зацементировать;
2) устранить нарушение требований пункта 163 Инструкции N 288: в комнате хранения оружия в "Оружейном шкафу N 1" на бирках на оружие внести сведения об оружии с указанием его вида;
3) устранить нарушение требований пункта 142 Инструкции N 288, выраженное в осуществлении записей:
- в книге приема и выдачи оружия и патронов (N 285 от 18.04.2022) сведения об оружии вносятся без указания его типа, о патронах - без номера партий изготовления;
- в книге приема и сдачи дежурства (N 290 от 17.06.2022) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления;
- в комнате хранения оружия в описи оружия и патронов, находящихся под охраной в шкафах N 1, N 2 сведения об оружии записаны без указания его вида, типа.
В секторе инкассации и перевозки ценностей Березово операционного офиса N 5940/0204 кассово-инкассаторского центра "Ханты-Мансийский" отделения:
1) устранить нарушение требований пункта 169.4 Инструкции: в комнате хранения оружия зацементировать концы короба дверного проема заделанные в стены на 80 мм;
2) устранить нарушение требований пункта 169.6 Инструкции: выполнить в скрытом исполнении проводку охранно-пожарной сигнализации находящуюся вне комнаты хранения оружия;
3) устранить нарушение требований пункта 163 Инструкции: в комнате хранения оружия в "сейфе N 3" на бирках на оружие внести сведения об оружии с указанием его вида.
4) устранить нарушение требований пункта 142 Инструкции выраженное в осуществлении записей:
- в книге выдачи и приема оружия и патронов (б/н от 09.11.2020) сведения об оружии вносятся без указания его типа, о патронах - без номера партий изготовления;
- в книге приема и сдачи дежурства (б/н от 28.09.2020) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления;
- в комнате хранения оружия в описи оружия и патронов, находящихся под охраной в сейфах N 2, N 3 сведения об оружии записаны без указания его типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления.
В секторе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0103 кассово-инкассаторского центра "Нефтеюганский" отделения:
1) устранить нарушение требований пункта 169.4 Инструкции: в комнате хранения оружия зацементировать концы короба дверного проема, заделанные в стены на 80 мм.
2) устранить нарушение требований пункта 163 Инструкции: в комнате хранения оружия в "сейфе N 2" на бирках на оружие внести сведения об оружии с указанием его вида.
3) устранить нарушение требований пункта 142 Инструкции выраженное в осуществлении записей:
- в книге выдачи и приема оружия и патронов (N 957 от 23.09.2022) сведения о патронах вносятся без указания номера партий изготовления;
- в книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (N 555 от 09.04.2014) сведения об оружии вносятся без указания его типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления;
- в книге приема и сдачи дежурства (N 937 от 09.08.2022) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления;
- в комнате хранения оружия в описи оружия и патронов, находящихся под охраной в сейфах N 1, N 2 сведения об оружии записаны без указания его типа, номера.
В отделе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/085 кассово-инкассаторского центра "Сургутский" отделения.
Устранить нарушение требований пункта 142 Инструкции:
- в книге выдачи и приема оружия и патронов (N 3855 от 26.04.2022) сведения об оружии вносятся без указания его типа, о патронах - без номера партий изготовления;
- в книге приема и сдачи дежурства (N 3875 от 26.05.2022) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления;
- в комнате хранения оружия в описях оружия и патронов, находящихся под охраной в сейфах N 1, N 2, N 5, N 8, N 9 сведения об оружии записаны без указания его типа.
В отделе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0134 кассово-инкассаторского центра "Нижневартовский" отделения:
1) устранить нарушение требований пункта 169.2 Инструкции: в комнате хранения оружия, закрыть вентиляционный люк стальной решеткой из прута диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50x50 мм;
2) устранить нарушение требований пункта 169.4 Инструкции: в комнате хранения оружия зацементировать концы короба дверного проема заделанные в стены на 80 мм;
3) устранить нарушение требований пункта 169.6 Инструкции: выполнить в скрытом исполнении проводку охранно-пожарной сигнализации находящуюся вне комнаты хранения оружия;
4) устранить нарушение требований пункта 176 Инструкции: в комнате хранения оружия, вывесить оттиски пломбиров с номерами печатей, которыми опечатываются шкафы, предназначенные для хранения оружия и патронов к нему;
5) устранить нарушение требований пункта 163 Инструкции: в комнате хранения оружия в шкафах N 3, N 5 на бирках на оружие внести сведения об оружии с указанием его вида;
6) устранить нарушение требований пункта 142 Инструкции:
- в книге выдачи и приема оружия и патронов (N 1755 от 18.06.2022) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, о патронах - без номера партий изготовления;
- в книге приема и сдачи дежурства (N б/н от 27.08.2020) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления.
В секторе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0205 кассово-инкассаторского центра "Урайский" отделения:
Устранить нарушение требований пункта 142 Инструкции:
- в книге выдачи и приема оружия и патронов (N 436 от 19.08.2022) сведения об оружии вносятся без указания его типа, о патронах - без номера партий изготовления;
- в книге приема и сдачи дежурства (N 106 от 08.06.2020) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера.
В секторе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0206 кассово-инкассаторского центра "Советский" отделения:
1) устранить нарушение требований пункта 169.2 Инструкции: в комнате хранения оружия, вентиляционный люк, отверстия в стенах размерами 140x110 мм. закрыть стальной решеткой из прута диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50x50 мм;
2) устранить нарушение требований пункта 169.4 Инструкции: в комнате хранения оружия зацементировать концы короба дверного проема, заделанные в стены на 80 мм;
3) устранить нарушение требований пункта 169.6 Инструкции: выполнить в скрытом исполнении проводку охранно-пожарной сигнализации находящуюся вне комнаты хранения оружия;
4) устранить нарушение требований пункта 169.7 Инструкции: рамку окна для приема и выдачи оружия, оборудованного в стене комнаты хранения оружия изготовить из стального профиля шириной полок не менее 100 мм;
5) устранить нарушение требований пункта 142 Инструкции:
- в книге выдачи и приема оружия и патронов (N 5 от 18.04.2022) сведения о патронах вносятся без указания номера партий изготовления;
- в книге приема и сдачи дежурства (N б/н от 12.07.2022) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления;
- в книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (N 47 от 15.10.2019) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления;
- в комнате хранения оружия в описи оружия и патронов, находящихся под охраной: а) в шкафу N 1 сведения об оружии записаны без указания его типа, о патронах - без номера партий изготовления; б) в шкафу N 2/2 сведения об оружии записаны без указания его вида, типа.
В отделе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0207 кассово-инкассаторского центра "Няганский" отделения.
Устранить нарушение требований пункта 142 Инструкции:
- в книге выдачи и приема оружия и патронов (N 539 от 13.04.2022) сведения об оружии вносятся без указания его типа, о патронах - без указания номера партий изготовления;
- в книге приема и сдачи дежурства (N 565 от 26.12.2022) сведения об оружии вносятся без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления;
- в комнате хранения оружия в описи оружия и патронов, находящихся под охраной в шкафах N 1, N 2, N 3 сведения об оружии записаны без указания его типа.
Не согласившись с вынесенным предписанием, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ПАО "Сбербанк России" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
22.02.2023 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано ПАО "Сбербанк России" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает оснований для его отмены или изменения в части, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с требованиями пункта 16 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии" (далее - Закон N 226-ФЗ, Закон о Росгвардии) и статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ, Закон об оружии) на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
В силу положений статьи 22 Закона об оружии гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Статья 28 Закона об оружии предусматривает, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.
В соответствии с требованиями пункта 24 части 1 статьи 9 Закона N 226-ФЗ войска национальной гвардии уполномочены проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (Инструкция N 288).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки Управление Росгвардии по ХМАО-Югре пришло к выводу о нарушении Банком пунктов 169.2, 169.4, 169.6, 169.7, 163, 142, 176 Инструкции N 288.
Так, разделов XX Инструкции N 288 предусмотрены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, помещений для показа, демонстрации либо торговли оружием, стрелковых тиров и стрельбищ.
Пунктом 163 Инструкции предусмотрено, что оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.
В силу требований пункта 169.2 Инструкции вентиляционные люки, отверстия в стенах, предназначенные для инженерных сетей, закрываются стальной решеткой из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50 х 50 мм.
Металлические решетки в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилями провариваются, а концы коробов дверных проемов заделываются в стены на 80 мм и цементируются (пункт 169.4).
Пунктом 169.6 Инструкции предусмотрено, что комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Проводка сигнализации вне оружейной комнаты делается в скрытом исполнении.
В случае невозможности по техническим причинам подключения помещения под централизованную охрану оно оборудуется автономной сигнализацией с установкой звуковых и световых сигнализаторов вблизи поста охраны (при круглосуточной охране) либо на внешней стороне здания.
Система энергоснабжения сигнализации должна иметь дублирующий источник электропитания, срабатывающий автоматически при отключении основной электросети.
Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Пропускной режим и режимы внутри указанных объектов с вооруженными огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий.
На объектах организаций, где размещается только гражданское пневматическое, метательное и (или) холодное оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, допускается внутриобъектовые режимы осуществлять с помощью технических средств и пропускного режима, а в помещениях с иным гражданским оружием, приобретение которого гражданами осуществляется без лицензий органов внутренних дел, - с помощью технических средств.
В соответствии с пунктом 169.7 Инструкции для приема и выдачи оружия в стене комнаты либо во входной двери допускается оборудование окна с внутренней металлической дверцей толщиной не менее 3 мм, запираемой изнутри на замок.
Рамка окна в стене изготавливается из стального профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм, размер которой не должен превышать 300 х 200 мм.
Пунктом 176 Инструкции предусмотрено, что в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.
Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений.
На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.
Из материалов проверки следует, что в нарушение указанных требований:
- в отделе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0204 кассово-инкассаторского центра "Ханты-Мансийский" отделения в КХО концы короба дверного проема не заделать в стены на 80 мм и не зацементированы; в КХО в "Оружейном шкафу N 1" на бирках на оружие отсутствуют сведения об оружии с указанием его вида;
- в секторе инкассации и перевозки ценностей Березово операционного офиса N 5940/0204 кассово-инкассаторского центра "Ханты-Мансийский" отделения в КХО не зацементированы концы короба дверного проема, заделанные в стены на 80 мм; проводка охранно-пожарной сигнализации находящуюся вне комнаты хранения оружия не выполнена в скрытом исполнении; в КХО в "сейфе N 3" на бирках на оружие отсутствуют сведения об оружии с указанием его вида;
- в секторе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0103 кассово-инкассаторского центра "Нефтеюганский" отделения в КХО не зацементированы концы короба дверного проема, заделанные в стены на 80 мм; в КХО в "сейфе N 2" на бирках на оружие отсутствуют сведения об оружии с указанием его вида.
- в отделе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0134 кассово-инкассаторского центра "Нижневартовский" отделения в КХО вентиляционный люк не закрыт стальной решеткой из прута диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50x50 мм; в КХО не зацементированы концы короба дверного проема, заделанные в стены на 80 мм; проводка охранно-пожарной сигнализации находящуюся вне комнаты хранения оружия не выполнена в скрытом исполнении; в КХО в шкафах N 3, N 5 на бирках на оружие отсутствуют сведения об оружии с указанием его вида; в КХО отсутствуют оттиски пломбиров с номерами печатей, которыми опечатываются шкафы, предназначенные для хранения оружия и патронов к нему;
- в секторе инкассации и перевозки ценностей операционного офиса N 5940/0206 кассово-инкассаторского центра "Советский" отделения в КХО вентиляционный люк не закрыт стальной решеткой из прута диаметром не менее 16 мм с размером ячейки не более 50x50 мм; в КХО не зацементированы концы короба дверного проема, заделанные в стены на 80 мм; проводка охранно-пожарной сигнализации находящуюся вне комнаты хранения оружия не выполнена в скрытом исполнении; рамку окна для приема и выдачи оружия, оборудованного в стене комнаты хранения оружия изготовить из стального профиля шириной полок менее 100 мм.
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки (с приложением фотоматериалов) и по существу их допущение заявителем не оспаривается.
Однако Банк ссылается на то, что в период с декабря 2021 года по июль 2022 года при продлении разрешений в рамках внеплановой проверки проводились обследования сотрудниками Управления Росгвардии по ХМАО-Югре по технической укрепленности объектов, по результатам которых сделаны выводы об отсутствии нарушений. Банк считает, что обнаружение нарушений в ходе проведения плановой проверки свидетельствует о противоречивом и недобросовестном поведении Управления, полагает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны трактоваться в пользу этого заявителя.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные доводы ПАО "Сбербанк России" неосновательными по причине того, что не выявление указанных нарушений в рамках предыдущих проверок само по себе не свидетельствует о соблюдении Банком требований к размещению оружия и оборудованию оружейных комнат и не является основанием для признания оспариваемого предписания в указанной части недействительным.
Утверждение ПАО "Сбербанк России" о том, что неустранимые сомнения в виновности Банка, должны трактоваться в пользу заявителя, судом признается несостоятельным, так как неустранимые сомнения в данном случае отсутствуют.
Более того, ПАО "Сбербанк России" фактически подтверждается устранение выявленных нарушений, что подтверждается письмами отделений Банка, а также актом проверки от 07.02.2023 N ВО/1-86-2023, из которого следует, что нарушения, отраженные в предписании от 27.10.2022 N ВО/4-86-2022 полностью устранены.
Доводы ПАО "Сбербанк России" о неисполнимости предписания по мотивам устранения нарушений на дату составления акта проверки и на дату вынесения предписания, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений является обязанностью контрольного (надзорного) органа в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений (пункт 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Обстоятельства того, что ПАО "Сбербанк России" оперативно устранило допущенные нарушения, о недействительности предписании не свидетельствуют и прав заявителя не нарушают.
В то же время суд апелляционной инстанции признаете обоснованным довод Банка о том, что неуказание в ряде учетных документов, приведенных Управлением, информации, не является нарушением требований пункта 142 Инструкция, исходя из следующего.
Действительно, как правомерно указывает заинтересованное лицо, пунктом 142 Инструкции предусмотрено, что в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
Из материалов проверки следует, что в книгах приема и выдачи оружия и патронов, в книгах приема и сдачи дежурств, в книге проверки наличия и технического состояния оружия сведения об оружии вносились без указания его вида, типа, номера, о патронах - без номера партий изготовления, в КХО в описи оружия и патронов сведения об оружии записаны без указания его вида, типа, что расценено Управлением в качестве нарушения.
Однако из положений пункта 142 Инструкции и во взаимосвязи с иными нормами Инструкции и утвержденными формами учетных документов, следует, что внесение таких сведений не требуется в учетных документах, если утвержденной формой которых это не предусмотрено.
Так, приложением N 61 Инструкции утверждена форма книги приема и выдачи оружия и патронов, из которой следует, что сведения о типе оружия, о патронах данной формой не предусмотрены, соответственно, не должны вноситься.
Приложением N 63 Инструкции утверждена форма книги приема и сдачи дежурств где также не предусмотрено внесение сведений о виде оружия, типе, номере, о патронах.
Аналогичные обстоятельства установлены судом в отношении книги проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (приложение N 62 Инструкции).
При этом сведения типе, модели и калибре оружия, типе и калибре патронов, номере оружия, номере партии изготовления патронов предусмотрены в учете наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого (проданного) оружия и патронов (приложение N 67).
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2017 N 46-АД17-39.
Таким образом, предписание от 27.10.2022 N ВО/4-86-2022 является недействительным в части указания в нем на нарушение Банком пункта 142 Инструкции.
В указанной части апелляционная жалоба признается судом обоснованной. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.02.2023 по делу N А75-24826/2022 подлежит частичной отмене.
По результатам рассмотрения дела судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб. за рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции подлежат отнесению на Управление.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Югорского отделения N 5940 удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.02.2023 по делу N А75-24826/2022 отменить и признать недействительным предписание Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27.10.2022 N ВО/4-86-2022 в части указания в нем на нарушение пункта 142 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288.
Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу публичного акционерного общества "Сбербанк России" 4 500 руб. государственной пошлины за рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-24826/2022
Истец: ПАО "Сбербанк" Югорское отделение N5940
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ