г. Чита |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А78-14794/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя Государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" Чижовой Н.В. (доверенность от 30.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 марта 2023 года по делу N А78-14794/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (ОГРН 1027501155967, 672039, Забайкальский край, Чита город, Ленина улица, 8, далее - заявитель, учреждение, ГУЗ "ГКБ N 1") обратилось в суд к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными и отмене акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях N 06-88 от 19.09.2022; взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Определением суда от 17.01.2023 произведена замена заинтересованного лица по делу - Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, 672051, Забайкальский край, Чита город, Чкалова улица, дом 160Б, далее - заинтересованное лицо, фонд).
Решением Арбитражного суда Забайкальскому краю от 16 марта 2023 года по делу N А78-14794/2022 заявленные требования удовлетворены.
Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части удовлетворённых требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции, что медицинский дезинфектор, выполняя свои должностные обязанности по дезинфекционной обработке пациентов с COVID-19 и иную работу, с этим связанную, по поручению дежурного врача в приемно-диагностическом отделении, имел непосредственный контакт с COVID-пациентами, участвуя в оказании и обеспечивая оказание им медицинской помощи. Считает, что в стационарных условиях к медицинскому персоналу, оказывающему медицинскую помощь относятся - врачи, непосредственно диагностирующие заболевание и осуществляющие его лечение; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи - палатная и постовая медсестры, операционная медсестра; младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание медицинской помощи - младшая медицинская сестра по уходу за больными. В данном случае медицинский дезинфектор медицинскую услугу не оказывает. ГУЗ "ГКБ N 1" не представлено документального подтверждения фактического участия медицинских дезинфекторов в оказании медицинской помощи в стационарных условиях.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 21.04.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В отношении учреждения фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", представленных заявителем за период с 01.11.2020 по 31.03.2022.
В ходе проверки установлено, что на основании реестров сведений, направленных заявителем в фонд, назначены и выплачены специальные социальные выплаты сотруднику учреждения - медицинскому дезинфектору Егоровой Е.А. по коду 32 - "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" из средств ФСС в размере 1 215 972 руб.
По результатам проверки составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях N 06-88 от 19.09.2022 (оспариваемый акт), согласно которому заявителю предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом на специальную социальную выплату, в размере 607 986 руб. в срок до 22.11.2022, а также осуществить на основании уточняющих сведений корректировку ранее представленных реестров на право получения работниками специальной социальной выплаты за спорный период в указанном размере (т.1 л.д.31-33, т.2 л.д.14-18).
По итогу рассмотрения возражений заявителя N 3361 от 06.10.2022 на оспариваемый акт фонд на основании протокола N 06-88 от 17.10.2022 решил предложить ГУЗ "ГКБ N1" возместить расходы, излишне понесенные фондом на специальную социальную выплату, за период с 01.11.2020 по 31.03.2022 в размере 607 986 руб. в срок до 22.11.2022, а также осуществить на основании уточняющих сведений корректировку ранее представленных реестров на право получения работниками специальной социальной выплаты за спорный период в указанном размере (т.1 л.д.34-36, т.2 л.д.27-31).
Не согласившись с актом проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях N 06-88 от 19.09.2022, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях N 06-88 от 19.09.2022 недействительным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Камеральная проверка проведена на основании Приказа Фонда социального страхования РФ от 30.06.2021 N 272, которым утвержден Порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам (далее - Порядок N 272).
В силу пунктов 1, 2, 10, 12, 17, 18 указанного Порядка контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам осуществляется путем проведения камеральной проверки.
Проверка проводится в виде последующего контроля уполномоченными должностными лицами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения территориального органа фонда (филиала) на основании документов и сведений, представленных организацией, а также других документов (сведений) о деятельности организации, имеющихся у территориального органа фонда.
В случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений и документов будут установлены факты представления недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником выплаты, а также факты о понесенных фондом излишних расходах, должностное лицо составляет акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях.
В случае неисполнения установленных в акте проверки сроков для возмещения излишне понесенных фондом расходов, взыскание таких расходов осуществляется в судебном порядке.
В случае если документы, представленные организацией (ее уполномоченным представителем) к письменным возражениям, подтверждают обоснованность таких возражений, а результаты проверки этих доводов признаются обоснованными, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа фонда выносит решение об отмене акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений).
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 30.10.2020 N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Постановление N 1762, Правила N 1762).
Кроме того, указанным Постановлением в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) вменено ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. производить специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
К категориям таких работников отнесены:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2 430 рублей, 1 215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3 880 рублей, 2 430 рублей и 1 215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2 430 рублей, 1 215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3 880 рублей, 2 430 рублей и 1 215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID -19) - 1 215 рублей за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID -19) - 1 215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2 430 рублей, 1 215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Согласно пункту 3 Правил N 1762 специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5).
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен;
д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах;
е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 6).
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7).
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8).
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10).
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы фонда в порядке, устанавливаемом фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11).
Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12).
Как следует з материалов дела, во исполнение распоряжений Министерства здравоохранения Забайкальского края от 27.03.2020 N 328/р, от 31.03.2020 N 345/р, письма от 14.03.2020 N 30-1/10/2-24 на основании приказа главного врача ГУЗ "ГКБ N1" от 31.03.2020 N 237-од учреждением организована работа в качестве госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с пневмонией, в т.ч. вызванной COVID-19.
Приказом N 657-од от 31.12.2020 главного врача учреждения утверждено временное штатное расписание N ШТ-1 с 01.01.2021 до особого распоряжения по лечению пациентов с COVID-19, где в составе сотрудников среднего медицинского персонала значится должность медицинского дезинфектора, который с учетом пункта 1 дополнительного соглашения к трудовому договору с ним от 15.02.2016 с 01.04.2020 до окончания неотложных работ осуществляет свои функции в госпитальной базе, оказывающей медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в стационарных условиях в должности "дезинфектор эпидемиологического отдела" (т.2 л.д.35-40). На основании раздела II "Должностные обязанности" должностной инструкции медицинского дезинфектора он подготавливает необходимые для проведения дезинфекции растворы, препараты, инвентарь; готовит дезинфицирующие растворы для структурных подразделений ГУЗ "ГКБ N1" в соответствии с требованиями инструкций и т.д. (т.2 л.д.49-50).
Вместе с тем приказом и.о. главного врача учреждения N 537-од/1 от 27.10.2020 (т.2 л.д.51, 52) в приведенный раздел должностной инструкции внесены дополнения, в силу которых медицинский дезинфектор обязан также осуществлять дезинфекционную обработку пациентов с COVID-19 и иную работу с этим связанную по поручению дежурного врача в приемно-диагностическом отделении.
Из представленных табелей учета использования рабочего времени следует, что Егорова Е.А. в период с ноября 2020 года по апрель 2022 года осуществляла функциональные обязанности медицинского дезинфектора по установленному нормативу (т.2 л.д.54-122).
Основанием для вывода о наличии у заявителя необоснованных расходов в размере 607 986 руб. за период с 01.11.2020 по 31.03.2022, подлежащих возмещению учреждением, по мнению фонда, послужило то, что заявителем в отношении медицинского дезинфектора неверно определена категория сотрудника - 32: "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях" (выплата за нормосмену 2 430,0 руб.), в то время как следовало применить категорию - 35: "Средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей" (выплата за нормосмену 1 215,0 руб.), поскольку Инструкция медицинского дезинфектора эпидемиологического отдела ГУЗ "ГКБ N 1" не предусматривает участие дезинфекторов в оказании медицинской помощи пациентам.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции о несоответствии закону приведенной позиции фонда.
В соответствии с Законом N 323-ФЗ медицинская помощь, это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья граждан и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи включает в себя, в том числе, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, её структурных подразделений.
В силу пунктов 3, 4 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается стационарно в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
На основании пункта 1 статьи 34 Закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
То есть непосредственно медицинскую помощь оказывают врачи, а средний медицинский и младший медицинский персонал участвуют в оказании медицинской помощи и обеспечивают ее оказание в той или иной степени.
Следовательно, поскольку стационарная медицинская помощь обозначает целый комплекс мероприятий в условиях, обеспечивающих не только лечение врачами - специалистами, но и исполнение назначений врача (медицинская сестра, рентгенолаборант, фельдшер-лаборант, медицинская сестра ультразвуковой диагностики, медицинская сестра функциональной диагностики и т.д.), круглосуточное медицинское наблюдение и уход (медицинская сестра палатная, санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными), обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния (медицинский дезинфектор, помощник врача-эпидемиолога, санитарка), постольку все без исключения лица, замещающие должности в специализированном для COVID-19 пациентов стационаре, по утвержденному штатному расписанию и в соответствии с должностными инструкциями, оказывают медицинскую помощь, участвуют в её оказании или обеспечивают её оказание.
Доводы фонда об обратном основаны на неверном толковании норм права с учетом следующего.
Пунктом 5.2 статьи 19 Закона N 323-ФЗ определено, что пациент при получении медицинской помощи имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 5 к приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - Приказ N 198н) руководители медицинских организаций, указанные в подпункте 1.2 пункта 1 настоящего Временного порядка, обеспечивают деятельность медицинских организаций в соответствии с Минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению N 10 к настоящему приказу, а также положениями, предусмотренными приложениями NN 12, 13, 16, 17 к настоящему приказу.
Так, согласно пункту 4 Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденных приложением N 10 к Приказу N 198н, структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации.
Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 41 указанных Минимальных требований формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N 16-17 к Приказу N 198н.
Указанными временными штатными нормативами предусмотрено наличие в структурных подразделениях медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 медицинских дезинфекторов.
На основании Постановления N 1762 специальные социальные выплаты производятся, в частности, врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): 3 880 рублей, 2 430 рублей и 1 215 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что на социальную поддержку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 имеет право медицинский персонал, оказывающий, участвующий и обеспечивающий оказание медицинской помощи в специальных стационарах, созданных для лечения COVID-19 в соответствии с установленным порядком.
Медицинский дезинфектор, выполняя свои функциональные обязанности по дезинфекционной обработке пациентов с COVID-19 и иную работу с этим связанную по поручению дежурного врача в приемно-диагностическом отделении, имел непосредственный контакт с COVID-пациентами, участвуя в оказании и обеспечивая оказание им медицинской помощи.
Пунктом 8 Постановления N 1762 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации указано давать разъяснения по применению настоящего постановления, которые неоднократно давались по схожим с рассматриваемой ситуациям.
Из письма Минтруда России от 12.04.2021 N 14-1/10/П-2784 о разъяснении отдельных положений Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 следует, что специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 осуществляются, в том числе, медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях.
Неверное отнесение фондом должностей медицинских дезинфекторов к среднему медицинскому персоналу, не оказывающему медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (подпункт "б" пункта 2 Постановления N 1762) подтверждается также содержанием пункта 4 "Разъяснений по применению постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762" (приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.12.2020 N 894н), согласно которому специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (C0VID-19), в соответствии с приказом Минздрава России N 198н; специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь, соответственно, не участвующим в оказании, не обеспечивающим оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом при выполнении должностных обязанностей.
В силу приведенных разъяснений пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (не COVID-19), например, инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации, оказывающей помощь пациентам с COVID-19.
Согласно правовым позициям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ). При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. Судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в данном конкретном случае медицинский дезинфектор относится к должности среднего медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, и соответствует категории - 32, что предусматривает назначение специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Иной подход, примененный фондом, не приведет к достижению законной цели установления государственной социальной поддержки в повышенном размере медицинским и иным работникам медицинских организаций, в первую очередь, участвовавших и обеспечивавших диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, фонд, возлагая на учреждение обязанность по возмещению расходов, понесенных на специальную социальную выплату за период с 01.11.2020 по 31.03.2022 в размере 607 986 руб., без законных на то оснований, нарушает интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, с учетом чего оспариваемый акт не отвечает Постановлению N 1762, нарушает права и интересы заявителя как субъекта хозяйственной деятельности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 марта 2023 года по делу N А78-14794/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14794/2022
Истец: ГУЗ "Городская клиническая больница N 1"
Ответчик: ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации