г. Чита |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А19-4396/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Правовой горизонт" Ленского О.Е. (директор),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2023 года по делу N А19-4396/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Правовой горизонт" (ОГРН 1163850089325, адрес: 664003, г. Иркутск, пер. Пионерский, д. 11, далее - ООО "Правовой горизонт") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17, далее - ТУ Росимущества в Иркутской области, управление) о признании незаконными отказа, выраженного в письме N 38-сс/13538 от 02.12.2021; отказа, выраженного в письме N 38-сс/13539 от 02.12.2021, об обязании ответчика повторно рассмотреть заявления о выдаче разрешений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Поленова, д. 1, далее - КУМИ г. Иркутска, комитет), Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1022402139341, адрес: 660041, г. Красноярск, пр-т Свободный, д.72, далее - Енисейское БВУ) и Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, д. 47, далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2023 года по делу N А19-4396/2022 заявленные требования удовлетворены.
Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России, указанными в письме от 28.04.2017 N Д23и-2452, исходя из положений федерального законодательства, нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования не является основанием для разграничения государственной собственности на землю. Территориальное управление полномочиями по управлению и распоряжению в отношении испрашиваемых объектов недвижимости не осуществляет, в связи с чем, решения Территориального управления от 02.12.2021 N 38-СС/13538, N 38-СС/13539 являются законными и обоснованными
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.05.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Министерство имущественных отношений Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.11.2021 ООО "Правовой горизонт" обратилось в ТУ Росимущества в Иркутской области с заявлениями о выдаче разрешения на использование частей земельного участка, в том числе:
- находящейся в границах земель в кадастровом квартале 38:36:000021, площадью 200 м2, расположенной по адресу (ориентир местоположения): Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, о. Конный;
- находящейся в границах земель в кадастровом квартале 38:36:000012, площадью 201 м2, расположенной по адресу (ориентир местоположения): Иркутская область, г. Иркутск, Куйбышевский район, о. Большая Куропатка.
Разрешение запрашивалось с целью размещения на частях земельного участка элементов благоустройства территории (под размещение крытых беседок, установку урн, скамеек, вазонов, высадку газона).
Письмами N 38-сс/13538 от 02.12.2021 и N 38-сс/13539 от 02.12.2021 ТУ Росимущества в Иркутской области, со ссылкой на статью 17 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отказало заявителю в выдаче разрешения в связи с отсутствием документов, подтверждающих отнесение земельных участков к федеральной собственности.
Не согласившись с отказами ТУ Росимущества в Иркутской области, ООО "Правовой горизонт" обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого (в редакции, действовавшей до 11.07.2018) предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 N 162-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона Иркутской области от 15.07.2013 N 69-03 "О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области" в Закон Иркутской области от 21.12.2006 N 99-03 "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-пп.
На основании подпункта 29 пункта 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, испрашиваемые заявителем земельные участки (части земельного участка) расположены в кадастровом квартале 38:36:000021 на о. Конный в Октябрьском районе и в кадастровом квартале 38:36:000012 на о. Большая Куропатка в Куйбышевском районе г. Иркутска.
В обоснование заявленных требований ООО "Правовой горизонт" сослалось на то, что спорные земельные участки расположены в границах береговой полосы водного объекта, собственником которого является Российская Федерация.
Апеллянт, в свою очередь, настаивает на том, что вышеуказанные земельные участки к федеральной собственности не относятся ввиду отсутствия указания в законе об отнесении их к федеральной собственности, государственная собственность на них считается неразграниченной, и распоряжение такими земельными участками осуществляется органами, указанными в статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В связи с чем, апеллянт считает, что он не является уполномоченным лицом, имеющим право распоряжаться этими земельными участками и соответственно рассматривать заявления ООО "Правовой горизонт".
Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 этой статьи.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 5 ВК РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам. При этом поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (пункт 3 статьи 5 ВК РФ).
На основании подпункта 3 пункта 4 статьи 5 ВК РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Аналогичное определение береговой линии (границы водного объекта) реки указано в подпункте "б" пункта 10 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377.
Пунктом 1 статьи 102 ЗК РФ определено, что к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 этой статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 20.11.2018 N 62-мпр установлено местоположение береговой линии (границы водного объекта) на реках Ангара, Иркут, Кая, Ушаковка, Куда, Вихорева, Киренга в пределах населенных пунктов Иркутск, Хомутово, Урик, Поздняково, Анчирикова, Бурнинская Вихоря (Бурнинск), Бикей, Братск, Кузнецовка, Балага Братского района, Киренск, Усть-Киренга, Половинка (2 этап)".
Согласно заключениям МУП БТИ г. Иркутска от 25.10.2022 N 01-22/2005, N 01-22/2006 испрашиваемые части земельного участка, находящиеся в кадастровых кварталах 36:38:000012, 38:36:000021, расположены соответственно: часть участка на о. Большая Куропатка - в границах водного объекта - реки Ангара, установленных Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 20.11.2018 N 62-мпр, часть участка на о. Конный - в границах береговой линии данного водного объекта.
Река Ангара в силу статьи 8 ВК РФ, а также с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640, Приказа Минприроды России от 09.11.2020 N 906 "Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов" (действовал до 30.01.2022), относится к водным объектам, находящимся в федеральной собственности, и подлежит федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Исходя из общего анализа водного и земельного законодательства, земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в федеральной собственности, также являются собственностью Российской Федерации (данные разъяснения даны Верховным Судом РФ в Определении от 21.12.2015 N 308-ЭС15-13877). Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять только Российская Федерация в лице уполномоченного органа, которым на территории Иркутской области является ТУ Росимущества в Иркутской области.
Информация об аналогичном земельном участке была доведена до Министерства имущественных отношений Иркутской области в представлении Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора от 14.09.2018 N 07-18/1639-18, в котором указано, что земельный участок (песчано-гравийная коса на б. Постышева г. Иркутска), как находящийся в береговой полосе реки Ангара, является собственностью Российской Федерации, в связи с чем, министерство не вправе распоряжаться данным земельным участком, в том числе, выдавать разрешение на его использование.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что испрашиваемые заявителем части земельного участка находятся в пределах береговой полосы водного объекта (река Ангара) и в самом водном объекте, и, как следствие, являются землями водного фонда.
Доводы ТУ Росимущества в Иркутской области об отсутствии в ЕГРН сведений о том, что правообладателем спорных земельных участков является Российская Федерация, в связи с чем, доказательств отнесения их к федеральной собственности не имеется, подлежит отклонению судом, поскольку эти земельные участки в силу закона относятся к собственности Российской Федерации.
Таким образом, ТУ Росимущества в Иркутской области как уполномоченный орган обязано было в установленном порядке рассмотреть заявления ООО "Правовой горизонт" о выдаче разрешений на использование частей земельного участка.
Однако, фактически заявления ООО "Правовой горизонт" не были рассмотрены ответчиком по существу, поскольку ответчик указал на отсутствие полномочий по распоряжению испрашиваемыми земельными участками.
Таким образом, отказы в рассмотрении заявлений ООО "Правовой горизонт", изложенные в письмах ТУ Росимущества в Иркутской области N 38-сс/13538 от 02.12.2021 N 38-сс/13539 от 02.12.2021, не соответствует закону, нарушают права заявителя на рассмотрение его заявлений уполномоченным органом, своевременное получение результата рассмотрения этих заявлений.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2023 года по делу N А19-4396/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4396/2022
Истец: ООО "Правовой горизонт"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска