город Омск |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А46-18285/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4611/2023) Администрации Советского административного округа города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 21.03.2023 по делу N А46-18285/2022 (судья Пермяков В.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" (ИНН 5507272145, ОГРН 1195543024104, адрес: 644073, город Омск, улица Дианова, дом 26, корпус 1, помещение 10п/10) к Администрации Советского административного округа города Омска (ИНН 5502040895, ОГРН 1025500536962, адрес: 644033, город Омск, улица Красный путь, 107), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Стручкова Евгения Валерьевича (ИНН 550300601030, ОГРНИП 304550335600204), Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), Департамента общественной безопасности Администрации г. Омска, о признании недействительным уведомления от 20.06.2022 о расторжении договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, признании договора действующим,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" - Кожевникова Виктория Валериевна по доверенности от 25.06.2021 сроком действия 2 года (после перерыва);
от Администрации Советского административного округа города Омска - Чупикова Ольга Александровна по доверенности от 09.01.2023 N ИСХ-АСАО/08-2 сроком действия до 31.12.2023 (до перерыва); Бабрицкий Анатолий Витальевич по доверенности от 09.01.2023 NИсх -АСАО/08-7 сроком до 31.12.2023 (после перерыва),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аллегро" (далее - ООО "Аллегро", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Советского административного округа города Омска (далее - Администрация, ответчик) и просило:
- признать недействительным уведомление Администрации от 20.06.2022 о расторжении с ООО "Аллегро" договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) согласно схеме размещения НТО на территории города Омска;
- признать договор от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска, заключенный между ООО "Аллегро" и Администрацией действующим;
- обязать Администрацию исполнить условия пункта 4.2.1 договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска и освободить место размещения НТО по договору от 24.12.2021 N 2021.13944 от зеленых насаждений для установки НТО в соответствии с генеральным планом размещения НТО.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Стручков Евгений Валерьевич (далее - ИП Стручков Е.В.), Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент архитектуры), Департамент общественной безопасности Администрации г. Омска (далее - Департамент общественной безопасности).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.03.2023 по делу N А46-18285/2022 требования ООО "Аллегро" удовлетворены частично. Признано недействительным уведомление от 20.06.2022 Администрации о расторжении с ООО "Аллегро" договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска. Суд признал договор от 24.12.2021 N 2021.13944 действующим, обязал Администрацию исполнить условия пункта 4.2.1 договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска.
В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Этим же судебным актом с Администрации в пользу ООО "Аллегро" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование судебного акта суд указал, что материалами дела не подтвержден факт возведения истцом НТО в месте, отличном от места, определенного схемой и в размере, отличном от разрешенного.
При этом, суд отказал в удовлетворении требований в части обязания Администрации освободить место размещения НТО по договору от 24.12.2021 N 2021.13944 от зеленых насаждений для установки НТО в соответствии с генеральным планом размещения НТО, поскольку решение о сносе зеленых насаждений правомочно принимать комиссия территориального структурного подразделения Администрации города по сносу, и обрезке и восстановлению зеленых насаждений. Судебные акты не могут подменять собой решения административных органов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в период действия договора с 24.12.2021 по 26.05.2022 заявлений от истца в адрес Администрации о несоответствии места под размещение НТО для использования в целях, предусмотренных договором, не поступало. Письмо общества о том, что разместить объект не представляется возможным ввиду наличия зеленых насаждений, поступило только после уведомления от 17.05.2022, направленного Администрацией в адрес истца вместе с актом осмотра объекта. Администрация указывает, что договор был расторгнут на основании пункта 7.1 договора, а именно в связи с нарушением по площади размещения НТО (21 кв.м. по договору и 26,98 кв.м. фактически), а также несоответствия размещения НТО генеральному плану размещения (вблизи многоквартирного жилого дома по ул. Энтузиастов, д. 61 - по договору и ООТ "пос. Ермак" - фактически). Ответчик обращает внимание на то, что с истцом были заключены соглашения о возмещении стоимости неосновательного обогащения, образовавшегося в результате использования НТО большей, чем предусмотрено договором, площадью, которые были оплачены по декабрь 2021 года включительно. Дальнейшие платежи по адресу г. Омск, ул. Энтузиастов, д. 61, осуществлялись ООО "Аллегро" по договору N 2021.13944 от 24.12.2021.
Ссылаясь на положения пункта 4.3 Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям") (далее - Приказ МЧС России N 288), Администрация утверждает о том, что ООО "Аллегро" могло разместить объект, сократив отступ от жилого дома менее 15 метров.
Администрация также полагает, что судебные расходе по уплате государственной пошлины взысканы с ответчика неправомерно, так как в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) органы местного самоуправления освобождены от её уплаты.
18.05.2023 от ООО "Аллегро" поступило ходатайство о перерыве в судебном заседании в связи с участием представителя Общества в ином судебном заседании в Омском областном суде.
В ходе судебного заседания 18.05.2023 представитель Администрации не возражал против удовлетворения данного ходатайства. Судом заслушана процессуальная позиция представителя Администрации.
Судом объявлен перерыв в судебном заседании до 23.05.2023 до 12 час. 15 мин.
В судебном заседании, возобновленном после перерыва, представитель Администрации заявил ходатайство о приобщении к материалам дела заявления ООО "Аллегро", платежных документов об оплате размещения НТО по договору N ЗГУР2021.12252, письмо Администрации в адрес ИП Стручкова Е.В. (единственный учредитель ООО "Аллегро") о наличии задолженности в рамках неосновательного обогащения.
Представитель ООО "Аллегро" возражала против удовлетворения данного ходатайства.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении дополнительных доказательств. Документы возвращены представителю Администрации в судебном заседании.
Представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Аллегро" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "Аллегро" и Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 31812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление N 1812-п) на основании протокола о признании преимущественного права участника утраченным, заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договоров на размещение НТО от 23.12.2021, между ООО "Аллегро" (владелец) и Администрацией Советского административного округа города Омска (уполномоченный орган) был заключен договор от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска по адресу: г. Омск, ул. Энтузиастов, дом 61, (далее - договор, л.д. 21-36). Номер в схеме размещения НТО - 709.
В силу пункта 1.1 договора уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет с момента подписания договора место под размещение НТО, общей площадью 21,00 кв.м в соответствии с паспортом НТО (приложение N 3 к договору).
Согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 договора тип НТО: павильон, местоположение НТО: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица Энтузиастов, дом 61, вид торговой деятельности: розничная, специализация НТО: универсальная (продовольственные и непродовольственные товары).
В силу пункта 3.2.2 договора, владелец НТО обязан привести внешний вид объекта в соответствии с паспортом НТО в течение 30 дней. Не изменять вид объекта (приложение N 3).
В соответствии с пунктом 4.2.1 договора уполномоченный орган обязан передать владельцу место под размещение НТО в состоянии, соответствующем для использования в целях, предусмотренных настоящим договором.
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что последний прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, а также в следующих случаях:
- по соглашению сторон, в том числе в случае прекращения осуществления торговой деятельности владельцем;
- неисполнения обязательства по установке НТО на условиях, предусмотренных договором на размещение НТО;
- размещения НТО с нарушением требований к его адресному ориентиру, размеру площади места размещения НТО, нарушения условий, касающихся количества выносного холодильного оборудования, типу НТО, специализации торговли;
- отказа владельца от подписания акта приема-передачи места под размещение НТО, являющегося неотъемлемой частью договора на размещение НТО (далее - акт приема-передачи);
- неисполнения обязательств по осуществлению в НТО торговой деятельности, предусмотренной договором на размещение НТО, на протяжении 15 календарных дней подряд в течение срока действия указанного договора;
- в случае неисполнения обязательств по внесению платы за размещение НТО более 30 календарных дней с момента наступления срока внесения платы за размещение НТО;
- в случае необходимости использования места размещения НТО для реализации масштабных инфраструктурных проектов направленных на достижение целей стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года;
- в случае ликвидации юридического лица, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или снятия с учета в налоговых органах физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- в иных случаях по решению суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно паспорту НТО: местоположение - г. Омск, ул. Энтузиастов, д. 61, площадь НТО - 21,0 кв.м (л.д. 31-32).
К договору приложены схема размещения НТО (л.д. 33), генеральный план размещения НТО (л. д. 34), графическое обозначение фасадов (л.д. 35-36).
16.05.2022 Администрацией осуществлен осмотр места размещения НТО, согласно которому параметры НТО по паспорту 6х3,5х3,2, фактически - 3,57х7,56х3,20; площадь НТО по паспорту 21,0 кв.м, фактически - 26,98 кв.м.
Администрацией сделаны выводы о том, что расположение НТО не соответствует генеральному плану размещения НТО и договору на размещение НТО от 24.12.2021 N 2021.13944.
Результаты осмотра зафиксированы актом осмотра НТО от 16.05.2022 (л. д. 37-39).
17.05.2022 Администрация обратилась к ООО "Аллегро" с требованием, изложенным в письме N Исх-АСАО/17-1214, в котором указала, что Администрацией был составлен акт осмотра места размещения НТО и данный акт направляется истцу для устранения замечаний в срок до 01.06.2022. В случае если замечания не будут устранены ООО "Аллегро" в обозначенный срок, договор от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО, будет расторгнут (л.д. 14).
К письму приложен акт осмотра НТО от 16.05.2022.
В ответ на указанное письмо ООО "Аллегро" направило в адрес Администрации заявление (л.д. 15), в котором просило освободить предоставленный земельный участок от растущих на нем деревьев и кустарников, указало, что размещение НТО площадью 21 кв.м невозможно по причине наличия на участке зеленых насаждений. В заявлении ООО "Аллегро" также указало, что акт осмотра НТО от 16.05.2022 не относится к договору от 24.12.2021 N 2021.13944.
Администрация направила в адрес ООО "Аллегро" уведомление N ИсхОГ-АСАО/4093 от 20.06.2022 о расторжении договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО, указав, что фактически место под размещение НТО превышает площадь, предусмотренную пунктом 1.1 договора, на 5,98 кв.м., расположение НТО не соответствует генеральному плану размещения НТО (л.д.16). Поскольку указанные в акте осмотра замечания не были устранены на 14.06.2022, то договор считается расторгнутым с 17.06.2022.
Ссылаясь на то, что место под размещение НТО по договору от 24.12.2021 N 2021.13944 не было надлежащим образом предоставлено Обществу (предоставлено с наличием зеленных насаждений, препятствующих размещению НТО), а также на то, что Администрацией фактически осматривалось иное НТО, не принадлежащее ООО "Аллегро", истец обратился в суд с требованиями (уточненными) о признании недействительным уведомления N ИсхОГ-АСАО/4093 от 20.06.2022, признании договора от 24.12.2021 N 2021.13944 действующим и обязании Администрацию исполнить пункт 4.2.1 договора от 24.12.2021 N 2021.13944 и освободить место размещения НТО от зеленых насаждений.
21.03.2023 Арбитражного суда Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
С учетом части 5 статьи 268 АПК РФ, приведенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснений и отсутствия возражений против проверки судебного акта в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы, обжалуемое решение проверено лишь в части удовлетворения заявленных требований. В остальной части обжалуемое решение судом апелляционной инстанции не проверяется.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ усматривает основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Принятый на территории муниципального образования город Омск Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В силу пункта 5 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией "печатная продукция", "лотерейные билеты", "сельскохозяйственная продукция и продукция, полученная в результате ее переработки", а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов - по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Постановлением Администрации города Омска N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена схема размещения объектов - указаны адресные ориентиры и площадь НТО, в которой предусмотрено размещение НТО N709 по ул. Энтузиастов, дом 61.
Из паспорта НТО следует, что форма торговой точки - павильон, специализация объекта - продовольственные и непродовольственные товары, площадь - 21 кв.м., период размещения - 5 лет.
Материалами дела подтверждается, что по результатам электронного аукциона между ООО "Аллегро" (владелец) и Администрацией Советского административного округа города Омска (уполномоченный орган) был заключен договор от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска по адресу: г. Омск, ул. Энтузиастов, дом 61. Номер в схеме размещения НТО - 709, а также подписан в электронном виде акт приема-передачи места размещения НТО.
Согласно пункту 46.1 Порядка N 1812-п установка нестационарного торгового объекта осуществляется: не позднее 30 дней с момента заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта типа киоск, павильон, торговая галерея и торгово-остановочный комплекс.
Договор на размещение нестационарного торгового объекта является подтверждением права на размещение нестационарного торгового объекта в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Подтверждение соответствия нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, осуществляется комиссией по передаче нестационарного торгового объекта на основании акта осмотра нестационарного торгового объекта.
Акт осмотра нестационарного торгового объекта составляется комиссией по передаче нестационарного торгового объекта по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (пункт 47 Порядка N 1812-п).
Нестационарный торговый объект типа киоск, павильон, торговая галерея и торгово-остановочный комплекс должен быть представлен для осмотра в месте его размещения не позднее 30 дней с даты подписания акта приема-передачи (пункт 47.1 Порядка N 1812-п).
В соответствии с пунктом 47.2 Порядка N 1812-п заявление о готовности нестационарного торгового объекта к осмотру комиссией по передаче нестационарного торгового объекта подается в уполномоченный орган в произвольной форме.
Нестационарный торговый объект осматривается комиссией по передаче нестационарного торгового объекта в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления о готовности нестационарного торгового объекта к осмотру. По результатам осмотра в течение 5 рабочих дней составляется акт осмотра нестационарного торгового объекта (пункт 47.3 Порядка N 1812-п).
В случае отсутствия такого заявления уполномоченный орган в срок не позднее 10 рабочих дней с момента истечения срока подачи заявления о готовности нестационарного торгового объекта к осмотру самостоятельно инициирует выезд комиссии по передаче нестационарного торгового объекта на место размещения нестационарного торгового объекта для проведения осмотра с уведомлением владельца нестационарного торгового объекта.
Как было выше сказано, акт приема-передачи места размещения НТО был подписан 24.12.2021 в электронном виде по результатам электронного аукциона.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ООО "Аллегро" заявление о готовности НТО к осмотру комиссией по передаче НТО в уполномоченный орган подано не было.
16.05.2022 Администрацией по собственной инициативе осуществлен осмотр места размещения НТО, согласно которому параметры НТО по паспорту 6х3,5х3,2, фактически - 3,57х7,56х3,20; площадь НТО по паспорту 21,0 кв.м, фактически - 26,98 кв.м., о чем составлен акт осмотра НТО.
Администрацией сделаны выводы о том, что расположение НТО не соответствует генеральному плану размещения НТО и договору на размещение НТО от 24.12.2021 N 2021.13944.
17.05.2022 Администрация обратилась к ООО "Аллегро" с требованием, изложенным в письме N Исх-АСАО/17-1214, в котором указала, что истцу для устранения замечаний устанавливается срок до 01.06.2022. В случае если замечания не будут устранены ООО "Аллегро" в обозначенный срок, договор от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО, будет расторгнут.
В ответ на указанное письмо ООО "Аллегро" направило в адрес Администрации заявление, в котором просило освободить предоставленный земельный участок от растущих на нем деревьев и кустарников, указало, что размещение НТО площадью 21 кв.м невозможно по причине наличия на участке зеленых насаждений. В заявлении ООО "Аллегро" также указало, что акт осмотра НТО от 16.05.2022 не относится к договору от 24.12.2021 N 2021.13944.
Администрация направила в адрес ООО "Аллегро" уведомление от 20.06.2022 N ИсхОГ-АСАО/4093 о расторжении договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО, указав, что Обществом не устранены нарушения, выявленные в акте осмотра.
Признавая недействительным уведомление от 20.06.2022 N ИсхОГ-АСАО/4093 о расторжении договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО и признавая договора на размещение НТО действующим, суд первой инстанции сослался на то, что спорный НТО не был установлен истцом, а обследование проведено Администрацией НТО по другому адресу, принадлежащего третьему лицу, а не истцу.
Однако, судом первой инстанции не учтено следующее. Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
На основании пункта 4.1.4 договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО Администрация вправе в одностороннем порядке путем письменного уведомления владельца отказаться от договора в следующих случаях:
- по соглашению сторон, в том числе в случае прекращения осуществления торговой деятельности владельцем;
- неисполнения обязательства по установке НТО на условиях, предусмотренных договором на размещение НТО;
- размещения НТО с нарушением требований к его адресному ориентиру, размеру площади места размещения НТО, нарушения условий, касающихся количества выносного холодильного оборудования, типу НТО, специализации торговли;
- отказа владельца от подписания акта приема-передачи места под размещение НТО, являющегося неотъемлемой частью договора на размещение НТО (далее - акт приема-передачи);
- неисполнения обязательств по осуществлению в НТО торговой деятельности, предусмотренной договором на размещение НТО, на протяжении 15 календарных дней подряд в течение срока действия указанного договора;
- в случае неисполнения обязательств по внесению платы за размещение НТО более 30 календарных дней с момента наступления срока внесения платы за размещение НТО;
- в случае необходимости использования места размещения НТО для реализации масштабных инфраструктурных проектов направленных на достижение целей стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года;
- в случае ликвидации юридического лица, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или снятия с учета в налоговых органах физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- в иных случаях по решению суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренными договором случаями, в которых Администрация имеет право на одностороннее расторжение договора, является как размещения НТО с нарушением требований к его адресному ориентиру, размеру площади места размещения НТО, нарушения условий, касающихся количества выносного холодильного оборудования, типу НТО, специализации торговли, так и неисполнения обязательства по установке НТО на условиях, предусмотренных договором на размещение НТО.
Факт неисполнения обязательства по установке НТО на условиях, предусмотренных договором на размещение НТО, как на дату направления уведомления от 20.06.2022 N ИсхОГ-АСАО/4093 о расторжении договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО, так и на момент рассмотрения дела в суде сторонами не оспаривается.
При этом добросовестное поведение стороны предполагало установку павильона в течении 30-дневного срока и уведомление об этом Администрации или, в случае если установка павильона не была возможной, уведомление об этом Администрации в тот же срок.
Однако, материалами дела подтверждается, что ООО "Аллегро" установку НТО не осуществило, Администрацию об этом не уведомило до момента получения акта осмотра НТО от 16.05.2022, которым было указано на то, что фактически ООО "Аллегро" осуществляет деятельность в павильоне, расположенном вне места, указанного в схеме и договоре.
Как следует из пояснений представителя Администрации на ООТ "пос. Ермак" расположен НТО, принадлежащий ИП Стручкову Е.В., площадью 26,98, имеющий адресный ориентир г. Омск, ул. Энтузиастов, д. 61. Павильон располагается через дорогу от места расположения НТО N 709, указанного в схеме (л.д.48, 84).
Приказом Департамента контроля от 14.09.2022 N 13 принято решение о выносе самовольно размещенного движимого имущества (пункт 197) (л.д.53-89).
В период фактического нахождения НТО без законных оснований с владельцем были заключены соглашения о возмещении стоимости неосновательного обогащения от 25.03.2021, 03.11.2022 (л.д.71-74).
Согласно актам взаимных расчетов и платежным поручениям, находящимся в материалах данного дела, оплата собственником за неосновательное обогащение произведена по соглашению о возмещении стоимости неосновательного обогащения по декабрь 2021 года включительно. Дальнейшие платежи по адресу г. Омск, ул. Энтузиастов, д. 61, осуществлялись уже ООО "Аллегро" по договору N 2021.13944 от 24.12.2021 (л.д.76-81).
При этом, оплата за ООО "Аллегро" осуществлена непосредственно ИП Стручковым Е.В.
Стручков Е.В. одновременно является индивидуальным предпринимателем (ИНН 550300601030; ОГРНИП 304550335600204) и директором, а также единственным учредителем ООО "Аллегро" (ИНН 5507272145; ОГРН 1195543024104).
Таким образом, после заключения договора с Администрацией округа истец перестает осуществлять оплату по соглашению о возмещении стоимости неосновательного обогащения, а осуществляет оплату в рамках действующего на тот момент договора от 24.12.2021 N 2021.13944.
Кроме того, как следует из буквального содержания акта осмотра НТО от 16.05.2022, он осуществлен в присутствии представителей собственника НТО "Шашлык. Мангал",, имеющий адресный ориентир г. Омск, ул. Энтузиастов, д. 61, расположенного на ООТ "Ермак", который никаких возражений о проверке НТО, принадлежащего ООО "Аллегро", не заявлял.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что материалы дела не содержат надлежащих доказательств того, что ООО "Аллегро" не было осуществлена установка НТО в месте, определенном схемой и договором, по уважительным причинам.
Истцом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ООО "Региональный центр землеустройства и технической инвентаризации", на разрешение которого был поставлен вопрос: определить, имеются ли варианты размещения НТО, без сноса зеленых насаждений.
В ходе проведенной работы, кадастровый инженер пришел к выводу, что место размещения НТО с учетом обязательных отступов (менее 15 м. от других зданий и сооружений согласно подпункту 3 пункта 18 главы III Постановления N 1812-п), невозможно без сноса многолетних зеленых насаждений.
Однако, пунктом 18 Постановления N 1812-п предусмотрено, что не допускается включать в схему размещения НТО места размещения, если противопожарное расстояние составляет менее 15 метров от других зданий и сооружений, за исключением иного противопожарного расстояния, определенного в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 года N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Таким образом, расстояние от зданий и сооружений до НТО должно составлять не менее 15 метров, если иное не установлено названным нормативным актом.
Как правильно указывает Администрация, в пункте 4.3. вышеуказанного приказа говорится, что минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4-4.13.
Следовательно, многоквартирные панельные жилые дома имеют II степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности СО в соответствии с пунктом 18 Постановления N 1812-П, Приказом МЧС РФ N 288 противопожарный отступ от жилых домов допустим меньше 15 метров.
Истец мог разместить свой объект согласно паспорту НТО и генеральному плану, сократив отступ от жилого дома до установленных нормативным актов 10 метров.
Таким образом, суд считает, что у ООО "Аллегро" не имелось уважительных причин для не установки НТО более пяти месяцев до получения уведомления об отказе от договора, фактически ООО "Аллегро" осуществляло свою деятельность в павильоне площадью 26,98, имеющий адресный ориентир г. Омск, ул. Энтузиастов, д. 61, но располагающегося вне места, определенного схемой и договором на размещение НТО, в силу чего у Администрации имелись основания для одностороннего отказа от договора.
Поскольку письмо от 17.05.2022, которым Администрация обратилась к ООО "Аллегро" с требованием об устранении выявленных нарушений до 01.06.2022 было получено ООО "Аллегро", что подтверждается ответом на него, но замечания не устранены, то с момента получения уведомления об одностороннем отказе договор от 24.12.2021 N 2021.13944 считается расторгнутым.
Указанные ответчиком основания для расторжения соответствуют пункту 4.1.4 договора от 24.12.2021 N 2021.13944, в связи с чем, в требовании о признании недействительным уведомления от 20.06.2022 N ИсхОГ-АСАО/4093 о расторжении договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО не подлежит удовлетворению, что исключает и признание договора действущим, и обязание Администрации исполнить условия пункта 4.2.1 договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска и освободить место размещения НТО по договору от 24.12.2021 N 2021.13944 от зеленых насаждений для установки НТО в соответствии с генеральным планом размещения НТО.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Омской области от 02.11.2020 по делу N А46-9791/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются апелляционным судом в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ и относятся на заявителя по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Советского административного округа города Омска удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 21.03.2023 по делу N А46-18285/2022 - отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Аллегро" о признании недействительным уведомления Администрации Советского административного округа города Омска от 20.06.2022 о расторжении договора от 24.12.2021 N 2021.13944 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18285/2022
Истец: ООО "АЛЛЕГРО"
Ответчик: администрация Советского административного округа города Омска
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департамент общественной безопасности Администрации г. Омска, ИП Стручков Евгений Валерьевич