г. Саратов |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А06-5239/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей О. В. Лыткиной, В. Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
К. Д. Ястребовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" и Администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 06 марта 2023 года по делу N А06-5239/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети", г. Астрахань (ОГРН 1133019002258, ИНН 3019008270)
к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань", (ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования "Город Астрахань", (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178),
Жилищного управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1063015005129, ИНН 3015072927)
о взыскании долга и пени,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" (далее по тексту ООО "Инженерные сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к жилищному управлению администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее по тексту Жилищное управление, ответчик) о взыскании долга в сумме 65997 руб. 27 коп. и пени в сумме 4457 руб. 46 коп.
В дальнейшем истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований в части взыскания пени до суммы 4 141 руб. 44 коп. за период с 13.07.2021 года по 31.03.2022 года и с 04.10.2022 года по 22.12.2022 года.
Уменьшение размера исковых требований в данной части иска судом было принято.
В соответствии со статьей 47 АПК РФ суд, заменил ненадлежащего ответчика - Жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань" надлежащим - Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань".
В соответствии со статьей 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация муниципального образования "Город Астрахань" и Жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 06 марта 2023 года по делу N А06-5239/2022 исковые требования удовлетворены, с Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" взыскано 74138 руб. 71 коп., из которых 65997 руб. 27 коп. - сумма долга и 4141 руб. 44 коп. - сумма пени за период с 13.07.2021 года по 31.03.2022 года и с 01.10.2022 года по 22.12.2022 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" и Администрация муниципального образования "Город Астрахань" обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 50 Устава муниципального образования "Город Астрахань", пункта 5.3 Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 17.05.2007 N 55 и Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29.04.2014 N 90, которым утверждено Положение об управлении муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" обязательства по оплате, как за содержание общего имущества, так и за коммунальные услуги в отношении муниципальных помещений у Управления отсутствуют. Таким образом, управление не наделено полномочиями собственника имущества принадлежащего муниципальному образованию "Город Астрахань".
Администрация муниципального образования "Город Астрахань" в обоснование доводов своей апелляционной жалобы, также ссылается, что судом первой инстанции принято неверное решение, поскольку предъявленная истцом ко взысканию задолженность взыскана с ненадлежащего ответчика.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "Инженерные сети" и Жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань" письменные отзывы на апелляционные жалобы не поступали.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах отзыве на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование "Город Астрахань" является собственником нежилого помещения N 91 (комнаты N 13-16), общей площадью 64,70 кв.м, и нежилого помещение N 94, общей площадью 539,40 кв.м. расположенных в многоквартирном доме по адресу г. Астрахань, ул. Ленина/Щелгунова, д.23/20, что подтверждается выписками из Реестра муниципального имущества муниципального образования "Город Астрахань".
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" в период с 01.06.2021 года по 28.02.2022 года осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: г. Астрахань, ул. Ленина/Щелгунова, д.23/20.
Протоколом общего собрания от 12 апреля 2021 года собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Астрахань, ул. Ленина/Щелгунова, д.23/20 принято решение об установлении тарифа за содержание общего имущества в размере 11 рублей за 1 кв.м. общей площади помещения.
Между собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Астрахань, ул. Ленина/Щелгунова, д.23/20, (Собственники помещений) и обществом с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" (Управляющая компания) заключен договор управления многоквартирным домом от 15 апреля 2021 года, согласно которому Управляющая компания, в том числе оказывает услуги и выполняет работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее общее имущество) в порядке установленном настоящим Договором.
Согласно пункту 2.1 договора управления многоквартирным домом от 15.04.2021 в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2.2 договора размер платы за содержание жилого помещения рассчитывается за 1 м общей площади занимаемого помещения в соответствии тарифом согласно приложению 1 к договору и устанавливается соразмерно доли собственника право общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Ответчиком, возложенная на него законом обязанность по оплате за содержание и ремонт общего имущества МКД надлежащим образом не исполнялась.
Истцом произведен расчет задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества за период с 01.06.2021 по 28.02.2022 в размере 59 805 руб. 90 коп.
В связи с отсутствием своевременной оплаты задолженности, истцом произведено начисление пеней за просрочку внесения платы за потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома коммунальные услуги за период просрочки с 13.07.2021 года по 31.03.2022 года и с 01.10.2022 года по 22.12.2022 года в размере 4 141 руб. 44 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, 39, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установив, что надлежащим ответчиком является Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в заявленном истцом размере.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда не соответствующим требованиям закона и установленным по делу фактическим обстоятельствам, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 БК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).
По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3 - 242.6 БК РФ.
В соответствии со статьей 6 БК РФ, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления N 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Принимая во внимание вышеизложенное, указание в резолютивной части судебного акта о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования является недопустимым.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Ленина/Щелгунова, 23/20, пом. N 91 (комн. N N 13-16), пом. N94 являются собственностью муниципального образования "Город Астрахань".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 50 Устава муниципального образования "Город Астрахань" к полномочиям администрации города относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Астрахань".
Согласно пункту 5.3 Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 17.05.2007 N 55 об утверждении Положения о порядке учет и управления муниципальным имуществом составляющим казну муниципального образования "Город Астрахань", обязанности по содержанию имущества муниципальной казны, которое не обременено договорными обязательствами, возложены на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" за счет средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете.
Вместе с тем, в решении Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29.04.2014 N 90 об утверждении Положения об управлении муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" не содержится обязательств последнего по оплате, как за содержание общего имущества, так и за коммунальные услуги в отношении муниципальных помещений.
Таким образом, вопреки выводам суда, Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" является ненадлежащим ответчиком по делу.
В связи с изложенным, суд находит доводы апелляционных жалоб заслуживающими внимания, а требования общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" не подлежащими удовлетворению.
Поскольку судом первой инстанции при принятии решения дана неверная оценка представленным в дело доказательствам, и неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта, решение подлежит отмене в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку общество при подаче искового заявления государственную пошлину не уплачивало, и в удовлетворении исковых требований отказано, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину в размере 2818 руб. надлежит взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" в доход федерального бюджета.
Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" и Администрация муниципального образования "Город Астрахань" на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Поскольку требования апелляционные жалобы удовлетворены, то на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в общем размере 6 000 руб. по апелляционным жалобам подлежит взысканию в доход федерального бюджета общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" (ОГРН 1133019002258, ИНН 3019008270).
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 06 марта 2023 года по делу N А06-5239/2022 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" о взыскании 65 997 руб. 27 коп. суммы долга и 4 141 руб. 44 коп. суммы пеней за период с 13.07.2021 года по 31.03.2022 года и с 01.10.2022 года по 22.12.2022 года отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети" (ОГРН 1133019002258, ИНН 3019008270) в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину за рассмотрение иска и апелляционных жалоб в общем размере 8 818 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
О. В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5239/2022
Истец: ООО "Инженерные сети"
Ответчик: Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Третье лицо: Администрация Муниципального образования "Город Астрахань", Жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань", Петрич Л.В