г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А42-10195/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Геворкян Д.С., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12801/2023) Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.03.2023 по делу N А42-10195/2022, принятое
по иску ООО "Меркурий"
к Министерству внутренних дел Российской Федерации
3-е лицо: 1) УМВД России по Мурманской области;
2) ООО "Спецстоянка";
3) Чернушенко Виктор Александрович
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 154 766 руб. убытков, составляющих стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства (далее - ТС).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее - УМВД России по Мурманской области), общество с ограниченной ответственностью "Спецстоянка" (далее - ООО "Спецстоянка").
Определением от 02.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чернушенко Виктор Александрович.
Решением от 10.03.2023 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, из-за недобросовестных действий владельца по использованию автомобиля и уклонения от явки в ГИБДД расходы возложены на ответчика.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.10.2018 инспектором ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Мурманску в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и на основании части 1 статьи 27.13 КоАП РФ задержан автомобиль ВАЗ 2109 К634ЕВ51, о чем составлен протокол о задержании транспортного средства 51 АТ N 074959, после чего задержанный автомобиль в соответствии с договором от 13.11.2017, заключенным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и ООО "Спецстоянка", был перемещен на специализированную стоянку в г. Мурманске, ул.Домостроительная, д.13/1, что подтверждается актом от 12.10.2018.
Согласно карточке учета транспортного средства владельцем спорного ТС являлся гражданин Чернушенко В.А., в отношении которого 06.03.2018 внесена запись о прекращении регистрации ТС в связи с его утратой на основании пункта 60.1 Административного регламента МВД России, утвержденного приказом N 605 от 07.08.2013.
Постановлением от 13.12.2018 инспектор ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Мурманску прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании договора цессии от 10.05.2021 ООО "Спецстоянка" (Цедент) уступило ООО "Меркурий" (Цесионарий) право требования в полном объеме оплаты стоимости перемещения и хранения названного автомобиля.
Неоднократные обращения специализированной стоянки и Общества в УМВД России по г.Мурманску и УМВД России по Мурманской области с запросами о предоставлении сведений о собственниках ТС, помещенных на специализированную стоянку, а также о лицах, виновных в совершении соответствующего правонарушения, были оставлены без удовлетворения.
Претензией от 25.12.2020 N 1-С УМВД России по Мурманской области было предложено предоставить сведения о лице, виновном в совершении правонарушения, повлекшего задержание транспортного средства, а в случае отказа в предоставлении сведений - возместить расходы на перемещение и хранение транспортного средства.
Поскольку УМВД России по Мурманской области требование претензии не исполнило, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 382, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Уступка требования истцу подтверждается представленными доказательствами, не оспаривается участвующими в деле лицами, установлена судом.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как предусмотрено частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ, в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13 КоАП РФ).
В силу части 11 статьи 27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Мурманской области от 09.06.2012 N 1485-01-ЗМО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств и о внесении изменения в Закон Мурманской области "О государственном регулировании цен на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1485-01) срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за все время его нахождения на специализированной стоянке.
Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется в сроки и по тарифам, установленным исполнительным органом государственной власти Мурманской области (часть 1 статьи 3 Закона N 1485-01).
Постановлениями Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 28.05.2018 N 18/1, от 10.04.2020 N 16/1 установлены тарифы: 2 510 руб. за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, 104 руб. в час за хранение одного задержанного транспортного средства.
В соответствии с пунктом 6.4 приказа Минтранса Мурманской области от 28.09.2018 N 118 взыскиваемая плата не может превышать суммы за хранение транспортных средств на специализированной стоянке в течение двух месяцев (в соответствии с утвержденными тарифами).
На основании части 12 статьи 27.13 КоАП РФ, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3, 8, 8.1 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по иным основаниям обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей. Решение вопроса об отнесении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации либо о возложении обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей отражается в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения патрулирования должностным лицом ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Мурманску 12.10.2018 по адресу: ул Скальная, д. 23 в г. Мурманске обнаружен автомобиль ВАЗ 2109 К634ЕВ51, который был припаркован на тротуаре перед лестницей для пешеходов; водителя на месте не было. Инспектором осуществлена фотофиксация и составлена схема.
Поскольку в действиях неустановленного водителя выявлены признаки состава административного правонарушения по части 3 статьи 12.19 КоАП РФ, учитывая отсутствие на месте водителя и собственника ТС, должностным лицом ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Мурманску составлен протокол о задержании ТС от 12.10.2018, после чего данный автомобиль был помещен на специализированную стоянку.
12.10.2018 инспектором ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Мурманску в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ.
Согласно базе данных ГИБДД в отношении автомобиля ВАЗ 2109 К634ЕВ51 прекращена регистрация с 06.03.2018 в связи с его утратой.
Постановлением от 13.12.2018 производство делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В постановлении содержится отметка о том, что владелец автомобиля ВАЗ 2109 К634ЕВ51 вызывался в ОБ ДПС ГИБДД УМВД России, но в установленный в повестке срок не явился.
Вместе с тем, в судебном заседании суда первой инстанции Чернушенко В.А. пояснил, что явился после получения повестки в МРЭО ГИБДД УМВД России по Мурманской области, где его заверили, что ТС снято с учета 06.03.2018 в связи с утратой, и распечатали ему карточку учета транспортного средства. Соответствующие документы представлены Чернушенко В.А. в судебное заседание.
Более того, определение о возбуждении дела в отношении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности по факту выявленного правонарушения, не выносилось; виновность лиц не устанавливалась.
Вместе с тем, прекращая производство по делу об административном правонарушении ввиду истечения срока привлечения, уполномоченное лицо имело возможность установить факт совершения конкретным лицом противоправных действий (бездействия), повлекших задержание транспортного средства, что сделано не было.
Также при вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении должен быть разрешен вопрос об отнесении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства. В случае установления лица, совершившего противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства, возлагается на данное лицо. Однако, в постановлении от 13.12.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении данный вопрос не разрешен.
Таким образом, материалы дела об административном правонарушении, в рамках которого в качестве меры обеспечения по делу применялось задержание автомобиля с перемещением на специализированную стоянку, не содержат сведений о лице, совершившем противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание сотрудником полиции транспортного средства.
В отсутствие постановления о привлечении водителя ТС к административной ответственности, подтверждающего его виновность в совершении правонарушения, а также сведений о таком лице, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном бездействии должностных лиц по установлению сведений о лице, совершившем противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, установлению виновного лица, и, как следствие, недоказанности правомерности действий должностных лиц, задержавших транспортное средство.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец лишен права требования заявленных сумм к иным лицам, поскольку виновное в правонарушении лицо не установлено, равно как и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства. Поскольку действующее правовое регулирование не позволяет специализированной стоянке отказаться от исполнения заявки уполномоченных должностных лиц по перемещению и хранению задержанных транспортных средств либо распорядится по своему усмотрению задержанными автомобилями, на него возлагается обязанность по хранению транспортного средства с отнесением понесенных расходов согласно вышеизложенным нормативным положениям.
Размер расходов определен путем суммирования платы за перемещение задержанного транспортного средства (2510 руб.) и платы за хранение задержанного транспортного средства (61 день х 24 часа х 104 руб. = 152 256 руб.).
Расходы на перемещение и хранение транспортного средства находятся в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчика, поскольку образовались вследствие неустановления лица, совершившего противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10 марта 2023 года по делу N А42-10195/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10195/2022
Истец: ООО "МЕРКУРИЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "СПЕЦСТОЯНКА", УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Чернушенко Виктор Александрович